Всего представлено работ: 244164

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Царенкова Валентина Анатольевна

Познавательно – исследовательский проект «Огород Бабки Ёжки в нашей группе на окошке»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»Познавательно – исследовательский проект«Огород Бабки Ёжки в нашей группе на окошке» Разработчики: Воспитатели подготовительной к школе группы: О. В. Росликова, В. А. Царенкова Тяжинский, 2017 г .Содержание.Паспорт …………………………………………………………………….3Анализ проекта (краткая аннотация проекта)……………………………5Цель и задачи……………………………………………………………….5Ожидаемые результаты……………………………………………………5Краткое описание проекта…………………………………План реализации…………………………………………………………Дальнейшее развитие проекта……………………………………….Список литературы……………………………………………………….14Приложение……………………………………………………………….15ПаспортНаименование проекта: позновательно-исследовательский проект (краткосрочный)Заказчики проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.Разработчики: воспитатели группы.Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений вкомнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Задачи: 1.Расширить и обогащать знания и представления детей о культурных и дикорастущих растениях. 2.Расширить знания детей о том, как создать мини-огород; 3.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, фасоль, огурцы). 4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. 5.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями вкомнатных условиях. 6.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность. 7.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив, взрыхление, прополка сорняков) 8.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке. 9.Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам. Развивать познавательные и творческие способности.Сроки проекта – с 1.02.2017г. по 28.04.2017г.(3 месяца)Реализация проекта включает три этапа. 1 этап - Подготовительный: 1-2 неделя.1. Определение цели и задач проекта.2. Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта.3. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).4. Составление плана работы над проектом. 5. Разработка конспекта занятий, презентаций, видео по планируемой теме. 6. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта. 7. Изготовить с детьми таблички- указатели с названиями растений для наших грядок. 8. Сбор художественной литературы стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах. 9. Взаимодействие с семьей. Сбор семян, необходимых для посадки. 10. Создание лепбуков и их реализация.Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. 2 этап - Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) 3-10 неделя.3 этап - Заключительный: подводятся итоги, итоговая беседа – 11-12 неделя.Перечень форм и методов реализации проекта.Игры – путешествия: - Экскурсии в природу: «Где растут растения?» - «Зеленые растения зимой в природе» Праздники, досуги, развлечения. Занятия в игровой форме.Подвижные, дидактические, творческие игры.Рассматривание иллюстраций, картин.Беседы.Чтение художественной литературы.Загадки, пословицы и поговорки.Анализ проектаКраткая аннотация проекта «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать» В.А. Сухомлинский Актуальность: Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «пламя открытий». Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой.Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда. Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений вкомнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Задачи: 1.Расширить и обогащать знания и представления детей о культурных и дикорастущих растениях. 2.Расширить знания детей о том, как создать мини-огород; 3.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, фасоль, огурцы). 4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. 5.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями вкомнатных условиях. 6.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность. 7.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив, взрыхление, прополка сорняков) 8.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке. 9.Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам. Развивать познавательные и творческие способности.Данный проект необходим воспитателям ДОУ для решения проблем поэкологическому воспитанию детей с целью использования наиболее эффективных методов и приемов в работе. Результаты опроса детей и родителей о проблемах: - Не все дети знают, откуда появляются овощи; - Не все дети знают, что такое огород; - Не все дети знают, состав почвы;- Не все дети знают, обитателей почвы;- Не все дети знают, что в огороде растёт; - Не все дети знают, что нужно для роста растения.В результате реализации проекта: 1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. 2. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям. 3. У детей расширятся знания о растениях. 4. По ходу проекта у детей обогатится словарный запас. 5. У детей сформируется бережное отношение к растениям. 6. Дети получат положительные эмоции от новых знаний.Постановка проблемы Любые черты характера, а также различные умения и навыки закладываются с детства. С детства же закладывается у ребёнка и гуманное отношение к природе. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Знакомства с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. На прогулках при ознакомлении с окружающим миром у детей возникает много вопросов: как растения растут, спят, почему не падают. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении различныекультуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Актуальность проблемы: Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционнорассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений ихреализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. В процессе систематического ухода за растениями формируются определенные трудовые навыки у детей, дошкольников приучают внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки. Ожидаемые результаты Для детей 1. Сформированность представлений о почве, о растениях. 2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье) 4. Вовлечение в творческую деятельность. 5. Развитие познавательного интереса к природе. 6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества. 7.Формирование у детей уважительного отношения к труду. Для родителей 1. Повышение уровня экологического сознания. 2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ. Для педагогов 1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов. 2. Внедрение инновационных технологий 3. Личностный и профессиональный рост. 4. Самореализация. Целевые группы: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.Краткое описание проектаПодготовительный: 1-2 неделя 1. Определение цели и задач проекта;2. Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта.3. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).4. Составление плана работы над проектом. 5. Разработка конспекта занятий, презентаций, видео по планируемой теме. 6. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта. 7. Изготовить с детьми таблички- указатели с названиями растений для наших грядок. 8. Сбор художественной литературы стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах. 9. Взаимодействие с семьей. Сбор семян, необходимых для посадки. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.10. Создание лепбуков и их реализация.Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, видео фильмов, чтение) 3-10 неделя План экспериментальной деятельностиЗемля. Слои почвы.Название мероприятия: Узнаем, какая земля.Цель: Выявить слои почвы и свойства земли: земля имеет вес, черного цвета, сыпетсяМатериал, оборудование: макет слоев почвы, земля в контейнерахВодаНазвание мероприятия: Вода и растенияЦель: ВыявитьнаскольководанеобходимадляростарастенийМатериал, оборудование:2контейнерасземлейипроросшимиростками(одинполиваютрегулярно,второйнеполиваетсясовсем)СолнцеНазвание мероприятия: Солнце и растенияЦель: ОпределитьрольсолнцавжизнирастенийМатериал,оборудование:2контейнерасземлейипроросшимиростками(одинстоитнасолнышке,другойпоместиливтемнуюкомнату)ЧеловекНазваниемероприятия:ЧеловекирастенияЦель:ВыявитьнасколькорастениянуждаютсявуходечеловекаМатериал,оборудование:2контейнерасземлейиростками(одинконтейнердетиполивают,рыхлятземлю,выбираютсолнечноеместо, другой не поливают, нерыхлят землю, поставили в темное место)Пословицы дня: «Что посеешь, то и пожнешь» «Хочешь есть калачи, не сиди на печи» «Как потопаешь, так и полопаешь» Работа с родителями: 1. Беседа с родителями «Огород на окне». 2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике». 3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне. Заключительный: подводятся итоги, итоговая беседа – 11-12 неделя.Перечень форм и методов реализации проекта Игры – путешествия: Экскурсии в природу: «Где растут растения?» «Зеленые растения зимой в природе» Праздники, досуги, развлечения. Занятия в игровой форме Подвижные, дидактические, творческие игры Рассматривание иллюстраций, картин Беседы Чтение художественной литературы:Загадки, пословицы и поговорки. План реализации проекта. Направление деятельностиСодержание деятельностиРесурсы Исполнит. и соисполнит.Сроки реализации1 этап - подготовительныйСоциально-коммуникативная Беседа с родителями «Огород на окне»Иллюстрации, подборка фото из личного архиваВоспитатели и родители1-я неделяРабота с родителямиКонсультация для родителей «Огород на подоконнике»Брашуры, папки-передвижки.Воспитатели 1-я неделяПознавательное развитие(Познавательно-исследовательская)Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.Энциклопедии, лепбук, Воспитатели и родители2-я неделяСоциально-коммуникативная (коммуникативная)Рассмотрение книг, иллюстраций о растениях. Плакаты, книги, дидактические картинкиВоспитатели 2-я неделя2 этап - основнойСоциально-коммуникативнаяМероприятие «Земля. Слои почвы»Макет земли, лепбук. Земля, лопатки, грабельки, емкость разного объемаВоспитатели 3-я неделяПознавательно-исследовательская Рассматривание семянСемена, лупаВоспитатели 4-я неделяСоциально-коммуникативная Чтение книг, рассматривание иллюстраций о растениях. Книги о разных видах растений, Сказки, легенды.Воспитатели 4-я неделяПознавательно-исследовательская Занятие «Посадка семян овощей»Семена (огурцы, фасоль, лук, пшеница)коробочки с землёй, лейки с водой, палочки для работы, с отметкой глубины посадки, указатели овощей; иллюстрации овощей, корзинка с муляжами овощей, фартуки на каждого ребенка, резиновые перчатки, схемы посадки семян.Воспитатели4-я неделяСоциально-коммуникативная Познавательно-исследовательскаяМероприятие «Вода и растения». Наблюдение за ростом кактусов.Земля в контейнерах с сухой, правильным поливом и с избытом воды в почве. Баночки с растущими кактусамиВоспитатели5-я неделяПознавательно-исследовательская Опыт-наблюдение за ростом лука, фасоли, огурцом, а так же за ростом дубков.Воспитатели5-я неделяСоциально-коммуникативная Познавательно-исследовательскаяМероприятие «Солнце и растения»Воспитатели6-я неделяПознавательно-исследовательскаяОпыт-наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.Два контейнера с землей, две луковицы, лейка с водой Воспитатели6-я неделяПознавательно-исследовательскаяПрактическая деятельность: выращивание рассады (перец, огурцы)Семена (перец, огурцы), коробочки с землёй, лейки с водой, палочки для работы, с отметкой глубины посадки, указатели овощей; иллюстрации овощей, корзинка с муляжами овощей и настоящие огурец и перец, фартуки на каждого ребенка, резиновые перчатки, схемы посадки семян.Воспитатели7-я неделяХудожественно-эстетическоеРисование «Наши растения»Муляжи овощей, схематическая последовательность рисования овощей, краски, карандаши, кисти, баночки.Воспитатели7-я неделяХудожественно-эстетическоеЧтение художественной литературыОтрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Джонни Родари;• Сказка «Вершки и корешки»• Сказка «Петушок и бобовое зерышко»Воспитатели7-8-я неделяСоциально-коммуникативная Игры: «Что сажают в огороде», «Что сначала, что потом?» «Овощи», «Большой - маленький», «Один много», «Что растет на грядке». Д/игра «Узнай на вкус»Д/игра «Овощной магазин».Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «В огороде много грядок», «У Лариски две редиски».Пособие, муляжи овощей. Воспитатели8-я неделяПознавательно-исследовательская Мероприятие «Человек и растения»Сценарий мероприятияВоспитатели8-я неделяПознавательно-исследовательская Наблюдения: за тем, как растут наши растения Огород на окнеВоспитатели9-я неделяСоциально-коммуникативнаяБеседы о том, как выращивают овощи на огороде.Лепбук, схемы роста растенийВоспитателиВ течении всего проектаТрудовая деятельностьТруд в природеЛейка, совочки, лопатки, вода, фартуки, клеёнка.Воспитатели10-я неделяСоциально-коммуникативная (коммуникатвная)Итоговая беседа «Огород на окне» Настроить детей на дальнейшую деятельность по благоустройству огорода на окне.Воспитатели10-я неделя3 этап - ЗаключительныйПознавательно-исследовательская деят-ть. Художественно-эстетическое (рисование)Анализ результативностиОформление выставки рисунков «От семени к ростку».Воспитатели11-12-я неделяРабота с родителями: 1. Беседа с родителями «Огород на окне». 2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике». 3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне. Вывод: В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (перцах, лука, огурцах) и зернобобовых культурах (фасоль, пшеница).Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное  удобрение.  Выбирать правильное  время посева семян и хорошо за ними ухаживать.  Итог проекта: В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.Предполагаемый результат:Участвовать в проведении опытов, экспериментов.Знать и называть части фасоли, огурца, перца, лука;Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;Составлять описательные рассказы о фасоли, огурцах, луке, используя опорную схему;Знать, как растут овощи, где, как за ними ухаживать. О полезных свойствах, время сбора урожая и как заготавливают на зиму.По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:1. У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности. 2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений. 3. Дети увидели многообразие посевного материала.4. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.5. В группе был создан огород на окне.6. Дети стали более уважительно относиться к труду.7. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого. 8. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.9. Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний. 10. Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыминеобходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базы поданной проблеме. Родители приняли активное участие в проекте «Огород Бабки Ёжки в нашей группе на окошке».Дальнейшее развитие проекта Обработав результаты анкетирования (приложение 1) мы выяснили, что 80% родителей наших воспитанников имеют данные участки . Но в посадке и выращивании овощей и зелени ребенка не привлекают. Ребенок является сторонним наблюдателем. По мнению родителей, ребенок еще очень мал для этой трудовой деятельности. Хотя полезность труда для детского организма никто не отрицал. Именно поэтому мы решили, что для наших детей будет очень полезным устройства огорода на подоконнике. Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук, фасоль, огурцы, перец, пшеницу. Тем самым, у детей вырастит интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Исследуя опытным путем, выяснят наилучшие, благоприятные условия для роста растений. Научатся вести наблюдения, фиксировать их делать первые выводы.Список литературы1.Зенина, Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. [Текст] Т.Н. Зенина– М.: Центр педагогического образования, 20092.Зенина, Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников  с природными объектами». Учебное пособие. [Текст] Т.Н. Зенина – М.: Педагогическое общество России, 2008 3.Рыжова, Н.А. «Экологическое образование в детском саду». [Текст] Н. А. Рыжова – М.: Изд. Дом «Карапуз», 20014.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. [Текст] С. Н. Николаева - М.: Издательский центр «Академия», 20015.Николаева, С.Н. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. [Текст] С. Н. Николаева –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,20106.Масленникова, О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. [Текст] О. М. Масленникова, А.А. Филиппенко - Волгоград: Учитель,2011Ресурсы Интернета7.http://sad72.tomsk.ru/index.php/novosti/22-news1.html8.http://maminsait.ucoz.ru/publ/5-1-0-10139.http://www.numama.ru/blogs/ko10.http://detskiychas.ru/zagadochki/zagadki-goroh/11.http://ostrovok.de/p/vatroll/azbuka-v-stihah-o-ogurets.htmlПриложение Приложение 1АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Есть ли у вас огород, дача? Есть ли у ребенка своя грядка, клумба? Выращиваете ли Вы что-нибудь из овощей зимой на окошке? Привлекаете ли Вы ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей в огороде? Если нет, то почему? Считаете ли Вы полезной такой вид трудовой деятельности для своего ребенка? Какие приемы Вы используете, чтобы заинтересовать ребенка в оказании помощи? Как Вы думаете, какие личностные качества характера будут развиваться в ребенке, если он будет участвовать в совместной деятельности по посадке, уходу за огородными культурами? Консультация для родителей «Огород на подоконнике».В наше время самое интересное чудо для детей в зимнее время - это создание огорода на подоконнике. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблемасостоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.Рекомендуем родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений.Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети  наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный  материал.В идеале создание в домашних условиях «Огорода на окне» позволит родителям всесторонне развивать своего ребёнка. Эта совместная деятельность даст возможность сблизиться с ребёнком, увлечь совместной работой и в тоже самое время проникнуть в детский мир, увидеть своего ребёнка другими глазами, узнать насколько мир ребёнка разнообразен и велик, а сам ребёнок талантлив. Приложение 2.КОНСПЕКТ "Почва и подземные жители" в подготовительной группеИнтеграция образовательных областей: социально-коммуникативной , познавательной , речевой, художественно-эстетической и  физического развитияОбразовательные и развивающие задачи: закрепить взаимосвязь понятий плодородие (урожай) и почва, расширять представления детей о почве, ее составе, взаимозависимости почвы, растений, животных, закрепить понятие "перегной". Закрепить знания о представителях животного мира почвы.   Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода, уточнить состав почвы (песок, глина, перегной), свойство пластичности почвы. Активизировать в речи слова: почва, подземные обитатели, воздух, рыхлая, пластичная, перегной. Продолжать учить детей делать выводы на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.Воспитательные задачи: воспитывать интерес к исследованию состава почвы, воспитывать бережное отношение к природе (к почве, животным, которые в ней живут), воспитывать уважительное отношение к труду. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.Предварительная работа - дети сажали семена на приусадебном участке на грядке, собирали урожай (выкапывали морковь), беседа и игры по теме "Дары осени", "Сбор урожая", чтение книги "Мультсказка. Пирожок"  В. Арбекова, "Дюймовочка" Г.Х.АндерсенаДети сидят по группам.Материалы: Кукла-перчатка Курочка, мисочки с почвой, стаканчики с водой. салфетки. лупы , пластмассовые футляры от киндер-сюрпризов с карточками (фото подземных жителей), индивидуальные веера настроения (смайлики).Воспитатель: Ребята! Все Вы помните сказку про Курочку и ее цыплят, которые выращивали на своем поле пшеницу. Помните, как работа их в поле была очень трудна, и они отправились за помощью к соседям Шарику и Мурзику,  а они отказались помочь. Осенью Курочка с цыплятами собрали урожай, Курочка испекла ароматный пирог, соседи прибежали на запах. Но хозяйка выгнала их ни с чем.Сегодня в гости к нам пришла та самая курочка из мультфильма.Воспитатель: Давайте поздороваемся с Курочкой.Дети: Здравствуй, Курочка!Курочка: Здравствуйте, Ребята!Воспитатель: Курочка! Ребята, знают, как тяжел труд тех, кто заботится об урожае, как трудно выращивать растения, мы много говорили о людях, которые работают в поле и в саду, собирают урожай, ребята сами сажали морковь и на прошлой неделе уже собрали урожай".Курочка: Да, ребята! Работа по выращиванию урожая - очень тяжелая!  Я загадаю Вам загадку. Цветущие растения. Богатый урожай,А как он получился? Скорее соображай.И семена хорошие, полив, подкорм, уход,А главное, что требует больших людских забот?(Ответ: почва)Да, верно. Земля или правильнее - почва. Если дождливо- то почва сырая грязь, если сухо- пыль.По ней мы ходим, в ней мы выращиваем фрукты и овощи. Почва- это плодородный слой земли. Но чтобы вырастить урожай, мало только посадить семечко в почву. Очень хорошо, если Вы, ребята, будете владеть знаниями о почве и ее обитателях (да, да, в почве живет очень много жителей!)Воспитатель: Ребята! Наша курочка ученая, она прочитала много книг и знает о почве очень многое. И чтобы мы тоже лучше узнали о почве, она принесла нам немного земли со своего поля и водичку.2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Воспитатель: Для начала рассмотрим почву.Курочка и Воспитатель раздают каждой группе мисочку с почвой и лупу. Посмотрите, что это? (Лупа) Для чего нам нужна лупа? (Для того, чтобы рассматривать почву)Какая почва? (черная, рыхлая,мягкая) Что Вы видите под лупой? из чего состоит почва? Палочки, сухие листья, камушки. Как Вы думаете, есть ли в почве воздух?Чтобы это проверить, возьмите в руки щепотку почвы и киньте в воду.Что Вы заметили? (Идут пузырьки-вода вытеснила из почвы воздух,  значит, в почве есть воздух).  Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. (Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.)Показать на схеме.Посмотрите, Курочка принесла Вам в отдельных баночках- глину, песок, перегной. Про перегной мы еще сегодня поговорим. Рассмотрите образцы. Назовите отличительные особенности. А что происходит,  когда Вы поливаете растения водой? Давайте попробуем полить из стаканчика на почву. Что Вы заметили? (вода намочила почву и прошла дальше, вывод-почва впитывает воду).Попробуйте слепить из влажной почвы комочек как из пластилина. Получилось?Что Вы наблюдаете? (влажная почва пластична). Как Вы думаете, почему почва пластична и из нее можно слепить комочки? (из-за того, что она влажная и в ее состав входит глина).3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под музыку).Курица-красавица у меня жила.Ах, какая умная курица была! (дети гладят себя по голове)Шила мне кафтаны, шила сапоги, (показывают как шьют)Сладкие, румяные пекла мне пироги (показывают руками полукруг-пирог)А когда управится, сядет у ворот- (приседание, руку под щечку)Сказочку расскажет, песенку споет. (дети встают, водят хоровод).Воспитатель: Курочка очень довольна, как Вы хорошо провели опыты и как много нового узнали. Сейчас Курочка торопится, у нее много дел, попрощаемся с ней. (Дети прощаются с Курочкой). Но впереди у нас еще задания, с которыми, я надеюсь, Вы справитесь. 4. Игра "Что я видел на участке?"Воспитатель: Ребята, а теперь, давайте вспомните наш участок и закончите следующие предложения:- Осенью с деревьев на землю падают ....(листья, плоды, например, каштаны)- Дождик поливает землю, и листья ... (становятся мокрые)-Желтые, оранжевые листья, начинают покрываться темно-коричневыми и черными пятнами, они... (гниют).-Мы часто видим как по земле ползают ...(червячки, насекомые)-Когда мы копаем землю лопатками, наши ребята иногда находят ... (червяков)Ребята! Червяки, насекомые, личинки, слизни и другие подземные обитатели помогают гниению и переработке осенних листьев и травы, превращая их в перегной, про который мы уже говорили. Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит, там можно жить. Сейчас мы узнаем, кто еще живет в почве. 5. Игра "Подземные жители или кто я"Дети встают в круг, держась за руки. По команде воспитатель передает футляр с карточкой (например, муравей). Дети повторяют хором В почве я живу, живуПользу ей я приношу.Я ползу, ползу, ползуПо невидимым ходамКто же я? подсказку дам. (тот ребенок, у которого на словах "подсказку дам" оказался футляр, открывает его и достает картинку, старается назвать животное, рассказать, что о нем знает, воспитатель и другие ребята группы помогают, дополняют).В конце игры дети садятся на свои места.Воспитатель: Ребята! Конечно, не все подземные обитатели приносят только пользу. Почва и некоторые из обитающих в ней животных служат средой, в которой развиваются болезнетворные организмы. Например, в почве развиваются яйца и личинки так называемых круглых червей, например, аскарид, которые могут через немытые овощи попасть в организм человека или домашних животных.6. Работа над пословицей. Воспитатель: что значит пословица"Береги землю родимую, как мать любимую". От чего нужно беречь землю (почву) (от засух, пожаров, наводнений, загрязнений)? Выслушиваются ответы детей, воспитатель дополняет ответы. 7. Понравилось ли Вам занятие? Что нового Вы узнали? Какое у Вас было настроение во время занятия? (показывают смайлик). Что бы Вы еще хотели узнать о почве и подземных жителях? (ответы детей). Приложение 3.Конспект занятия в подготовительной группе «Посадка семян для рассады»Цель: - обобщить и уточнить знания детей о выращивании растений.Задачи:1. учить различать и называть семена разных овощей.2. подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений.3. познакомить детей со способами посева семян в зависимости от их величины (по одному в лунку, по одному в бороздку, «щепотью»).4. воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе. Методы: мнемотехника, экспериментирование, художественное слово – загадки, викторина, проблемная ситуация, сюрпризный момент, использование ошибок воспитателем.Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.Словарная работа: семена, рассада, вырастить растение, почва, лунка, бороздка, щепотка, семена, росток. Оборудование: коробочки с землёй, лейки с водой, семена овощей, палочки для работы, с отметкой глубины посадки, указатели овощей и цветов; иллюстрации овощей и садовых цветов, корзинка с муляжами овощей и настоящие огурец и помидор, фартуки на каждого ребенка, резиновые перчатки, схемы посадки семян.Предварительная работа: отгадывание загадок об овощах, экскурсия в магазин «Овощи», «Семена», покупка земли, изготовление с детьми «ёжика», выращивание у него иголок (проросший овес)Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, элементарный бытовой труд.Организационный момент. - Сегодня мы продолжим игру в профессии. Кем мы были в прошлый раз?Ответы детей: (поварами)- Что мы с вами готовили?Ответы детей: (салат)- А сегодня мы будем овощеводами и цветоводами. Что они делают?Ответы детей: (выращивают овощи и цветы)- Какое настроение они нам дарят?Ответы детей: (радостное, доброе, веселое, солнечное….)Игра «Овощи - это …» Юные огородники, хочется узнать ваше мнение о пользе овощей. Воспитатель предлагает детям корзину с овощами. Получив корзинку, ребёнокговорит, что такое овощи и быстро передаёт её соседу. Правило игры: неповторяться! (Овощи - это еда, витамины, полезные соки, вкусные салаты, щи, солянка,здоровье, красота, сила, хорошее зрение, белые зубы.).- Повторяйте за мной движения и строчки из стихотворения:В огород пойдем, маршировать на местеУрожай соберем.идти по кругу, взявшись за рукиМы морковки натаскаем, имитировать, как таскаютИ картошки накопаем, копаютСрежем мы кочан капусты срезаютКруглый, сочный, очень вкусный.показать рукамиЩавеля нарвем немножко «рвут»И вернемся по дорожке.идти по кругу, взявшись за руки- Так что же мы сегодня будем делать?Дети: выращивать овощи. Игровая ситуация: «Вырастим овощи» Сейчас я вам расскажу, как появляются на грядках вкусные овощи, овощеводы берут вот такой (воспитатель показывает муляжи овощей) огурец или помидор кладут их на грядку, засыпают землей, проходит время.и на грядке вырастает много-много новых огурцов и помидоров. - Почему вы на меня так смотрите? Я что-то не так говорю или делаю?Ответы детей: (это не правда, так не бывает, люди сажают семена в землю, поливают их).- Где же берут семена?Ответы детей: (покупают в магазинах).- Семена есть у всех растений и овощей? Что-то я их не вижу, а вы? Рассматривает овощи. Тут какая-то ошибка, ребята. Ответы детей: (семена внутри огурца и помидора).- Как заглянуть внутрь плода? Как же убедиться, что семена, действительно, есть. Что делать? (проблемная ситуация)Ответы детей: (разрезать).(Проводим опыты с огурцом и помидором.) Посмотрим. Разрезаем. Действительно есть! (Рассматриваем семена.) Они одинаковые?Ответы детей: (разные).- Так что же получается: вот этот хрустящий огурец был сначала семечком?После ответов детей показ картинки огурца с наклеенным семечком.Игра «На что похоже семечко?»- Посмотрите на картинку и скажите, на что похожи семена растений?Ответы детей: (семена похожи на горошины, точки, овалы, шарики, лепестки, иголочки,клювики, червяков).- Чем отличаются семена растений?Ответы детей: (формой, цветом, размером).- Представьте, что семена всех растений стали одинаковыми. Как думаете,обрадовались бы огородники?Ответы детей: (расстроились бы. Не знали бы, что сажают. Могло бы вырасти на всех грядках одно и то же).- Что может делать семечко?Ответы детей: (спать, толстеть, прорастать).Сначала буду маленьким,К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим,До солнца дотянусь. Дети выполняют движения по тексту стихотворения.- Интересно где происходят все эти чудеса с семенами?Ответы детей: (в земле).- Как овощеводы называют землю ласково?Ответы детей: (Земля-матушка, земля-кормилица).Игра «Расскажи, что было сначала, что потом?»- У меня 4 картинки. Что вы видите на второй картинке?Ответы детей: (нарисован росток.)- Отгадайте, что нарисовано на первой картинке?Ответы детей: (семечко, потому что из него появился маленький росток.)- Кто знает, что на третьей?Ответы детей: (растение).- Вы узнали это растение?Ответы детей: (это огурец).- Что появляется сначала: цветок или завязь?Ответы детей: (цветок, из него появится маленький плод, а потом он вырастет).Практическая часть- А сейчас давайте займёмся посевом семян? Давайте наденем фартуки и перчатки рабочие, (подходят к столам каждый к своему) У каждого есть коробочка с землёй. (Показ посева семян и схем посадки с пояснениями: (модели нарисовать.) лейка, и схемы на каждом столе)- Для крупных семян делаем лунки поглубже. Как думаете, чем можно сделатьлунку? (Палочкой, карандашом или пальцем.) Выберите подходящую. - Сколько семечек кладем в лунку?Ответы детей: (одно, двум будет тесно расти)- Для средних семян делаем бороздку неглубоко. Как думаете, почему?Ответы детей: (разложим по одному цепочкой).- А вот совсем мелкие семена удобно разложить по одному?Ответы детей: (Нет).- Как мы поступим?Ответы детей: (посеем в бороздку щепоткой).- Семена посадили, что делаем дальше?Ответы детей: (засыпаем землёй, поливаем).- Чтобы семена проросли быстрее можно их накрыть плёнкой, поставить в тёплое место, на свет, ухаживать. Ребята, ученые выяснили, что нужно ещё разговаривать срастениями, чтобы они быстрее росли. Вы верите этому? Как узнать, правда лиэто, мы будем разговаривать и сравнивать результаты, а что бы не забыть будем делать рисунки, заведём дневник длительных наблюдении и будем зарисовывать с вами. Рефлексия.(дети садятся на стульчики)- Что вам больше понравилось: играть или сажать семена растений?Ответы детей: (играть, сеять.)- Всем спасибо, идём мыть руки с мылом!Приложение 4.
X

x