Всего представлено работ: 243824

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Антипова Юлия Сергеевна

Проект "Театр в руке"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 33»









Проект
«Театр в руке»












Воспитатели: Антипова Ю.С.,
Девяткина С.А.








Новокузнецк, 2017


Цель проекта: оздоровление дошкольников.

Задачи проекта:
Развивать подражательную способность.
Развивать тонкую координацию движений пальцев рук.
Развивать умение сохранять положение пальцев некоторое время.
Учить напрягать и расслаблять мышцы.
Учить сгибать и разгибать пальцы рук.
Учить противопоставлять большой палец остальным.
Учить переключаться с одного движения на другое.

Сроки реализации проекта:
Старший дошкольный возраст.

Ожидаемые результаты:
Сформированность речи.
Совершенствование тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук.
Совершенствование чувтсва ритма.
Овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Готовность к школьному обучению.
Развитие мыслительной деятельности, внимания и памяти ребенка.

Вопросы исследования:
1. Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии дошкольника.
2. Значение пальчиковой гимнастики в развитии тонкой моторики руки.
3. Введение различных нетрадиционных способов (использование различных предметов) в развитии мускулатуры рук.


Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:
Подготовительный этап начинается со старшей группы. Включает в себя использование комплекса несложных заданий и упражнений.

2. Основной:
Основной этап проходит с середины старшей группы и в 1 половине подготовительной к школе группе. Включает более усложненные задания в движении и с использованием предметов.

3. Заключительный:
Заключительный этап начинается с середины подготовительной к школе группы и включает в себя работу по подготовке руки к школе






Инструментарий

Схема обследования уровня сформированности
двигательных кистевых и пальцевых навыков

Задача 1. Выявить состояние способности воспроизводить простые действия с реальными и воображаемым предметом.

Задача 2. Выявить способность воспроизводить по подражанию непредметные кистевые и пальцевые позы.
ТЕСТ 1
«Манипуляции с предметом»: для детей 3-4 лет.
Ребенка просят поймать мяч (с близкого расстояния).
Для детей 4-6 лет.
Ребенка просят поймать мяч (с более далекого расстояния).

Оценка в баллах:
Легко ловит мяч – 3 балла.
Ловит мяч не всегда, но движения правильные – 2 балла.
Пытается ловить мяч, но движения неловкие – 1 балл.
Отказывается ловить мяч – 0 баллов.

ТЕСТ 2
«Манипуляции без предмета» (для детей, начиная с 4 летнего возраста)
Просят показать жестами ряд описательных действий: какой формы яблоко, арбуз, мяч, огурец, палочка, как показать, что человек высокий, низкий, худой и пр.

Оценка в баллах: принцип оценки тот же, что и в первом тесте.

Методы коррекционной работы:
Игры с предметами, фиксирующими те или иные позы; предметно-практическая деятельность, имеющая ту же цель.
Упражнения по формированию кистевого, пальцевого праксиса (те же, задания, что и при обследовании, только в тренинговом варианте, пальчиковая гимнастика)
Выполнение под музыку отрабатываемых движений кистью и пальцами.
Закрепление правильных кистевых и пальцевых поз в действиях со спортивными снарядами (мячом, веревкой, пальчиковая гимнастика и пр.)

ТЕСТ 3
«Воспроизведение кистевых и пальцевых поз»
Дается задание повторить ряд поз: сжать ручку в кулачок, распрямить ладошку и т.п. привести кисть в положение вверх, вниз, повернуть вправо, влево, поднести к подбородку, к уху с монолатеральной и контрлатеральной стороны, ко лбу («отдать честь»), воспроизвести позу «козы» (вытянуть вперед два пальца – указательный и средний).

Методы коррекционной работы:
Проведение игр, состоящих из ряда действий, например, поймай мяч, брось его мне, а сам отбеги в кружок, нарисованный на полу.
Выполнение под музыку отрабатываемых практических действий, требующих переключения с одной позы на другую.
Выработка умения правильно держать карандаш, класть его в коробку, закрывать коробку и пр.
Пальчиковая гимнастика.
Выполнение правильных переключений в действиях со спортивными снарядами (мячом, веревкой, и пр.)

«Предметная деятельность»
Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики:
застегивание и растягивание пуговиц;
шнурование ботинок;
шнурование на специальных рамках;
нанизывание колец на тесьму;
игры с мозаикой;
сортировка мозаики по ячейкам;
игры с конструктором;
перебирание круп, зерен.
































ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ

Возрастные особенности
развития тонкой моторики рук
у ребенка 4-5 лет


Выкладывать из спичек или палочек геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник).
Создавать изображения различных предметов, интересных для ребенка.
Выполнять пальчиковые игры и упражнения.


Возрастные особенности
развития тонкой моторики рук
у ребенка 5-6 лет


Рисует карандашами, мелками.
Собирает постройки из девяти кубиков.
Складывает бумагу более чем один раз.
Шнурует ботинки.
Разминать пальцами глину, пластилин, лепить из пластилина.
Катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки.
Выполнять пальчиковые игры и упражнения.
Играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, палочками.


Возрастные особенности
развития тонкой моторики рук
у ребенка 6-7 лет


Вышивать, вязать, пришивать пуговицы.
Штриховать, раскрашивать, обводить трафареты, шаблоны.
Вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции.
Рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем.







ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ
РАЗВИТИЮ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Подготовительный период

«Где мой дом?»
Цель. Развитие мышечного чувства, мелкой моторики, двигательной памяти.
Оборудование. Комплекты счетных палочек по 1020 штук, отличающихся шине и толщине; коробочки соответствующего размера.
Ход игры. Палочки разных размеров вмешиваются. Играющие сортируют очки по размерам в отдельные коробочки.
Аналогично можно провести игру с мозаикой, пуговицами, рассыпанными бусинками, косточками фруктов.

«Ловкие руки»
Цель. Развитие тонких движений пальцев обеих рук.
Оборудование. Комплекты палочек по 20 штук, коробочки.
Ход игры. По сигналу взрослого дети вой рукой выкладывают по одной палочке из коробки, затем по одной паке кладут в коробку. Сначала упражнение выполняется ой рукой; обеими руками одновременно.
Можно использовать различные мелкие однородные предметы (счетные палочки, монетки, спички, мозаика, бусинки, фасоль, горох), которые предлагаются в последовательности, соответствующей нарастанию сложности выполнения манипуляций с ними.

«Где я живу?»
Цель. Развитие осязательных ощущений, соотносящих движений.
Оборудование. Две склеенные пластины 200 х 100 мм: верхняя содержит отверстия круглой формы трех размеров, нижняя служит дном, имеющим гладкую, шероховатую, мягкую поверхности; фишки.
Ход игры. Ребенку нужно соотнести фишки, выполненные из трех материалов, с соответствующими отверстиями на пластинах, заполняя их.

«Закрой окошечки»
Цель. Развитие осязательных ощущений, культуры активного осязания.
Оборудование. Плоский домик: нижний квадрат состоит из трех этажей, верхний треугольник крыша. Каждый этаж имеет разные поверхности, крыша имеет поверхность, отличную от этажей, квадраты из разных материалов.
Ход игры. Игрок должен закрыть окошечки ставнями, выполненными из различных материалов, соответствующих поверхностям разных частей домика.


«Найди пару»
Цель. Развитие поисковых движений кисти руки, внимания.
Оборудование: парные 30 х 60 мм пластины с различными поверхностями (бархат, фланель, наждак, фольга, вельвет и т.д.).
Ход игры. Играющему дается одна пластина, он должен найти к ней парную.
Постепенно задание усложняется: детям предлагается найти пары пластин самостоятельно.


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ
РАЗВИТИЮ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Основной период

«Строим забор»
Цель. Развитие точности движений, обучение действиям двумя руками сразу.
Оборудование. Деревянная колодка 300 х 60 мм с десятью отверстиями, соответствующими диаметру вставляемых их палочек (палочки разной длины).
Ход игры. Ребенок по заданию учителя строит «забор», вставляя в отверстия палочки одинаковой длины или чередуя длинные и короткие или две длинные и короткие. Задания можно менять.

«Разложи печенье»
Цель. Развитие соотносящих движений кистей рук, согласованности действий двумя руками сразу, захват и удерживание предметов пальцами.
Оборудование. Колодка 300 х 60 мм с тремя углублениями треугольной, квадратной, круглой формы, соответствующими дну трех баночек для плоских геометрических форм, три крышечки для них.
Ход игры. Ребенок устанавливает баночки правой рукой в углубления, соответствующие форме, контролируя действия левой рукой. Те же действия он производит, наполняя геометрическими фигурами соответствующую баночку, закрывая ее крышкой.

«Кубики»
Цель. Развитие осязательно-двигательного способа составления целого из 2 и 4 частей.
Оборудование. 12 кубиков: на грани четырех из них наклеены одинаковые четвертые части квадрата, на двух половинки квадрата; на четырех четвертинки круга, на двух половинки круга. Части каждой геометрической фигуры выполнены из своего материала, что позволяет осуществлять действия под контролем осязания.
Для удерживания кубиков предлагается трафарет.
Ход игры. Игроку необходимо составить квадрат и круг сначала из двух частей, наклеенных на кубики, а затем из четырех.

«Пройди по дорожке»
Цель. Развитие прослеживающей функции руки.
Оборудование. Две пластинки 200 х 300 мм склеены. На них имеются прорези по прямой, волнистой и зубчатой линиям, оклеенные внутри фольгой, бархатом, наждаком.
Ход игры. Пальцы ребенка скользят по вогнутым прорезям, оклеенным фольгой, наждаком, бархатом. Пальцы, двигаясь по дорожкам, повторяют их очертания.










ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ
РАЗВИТИЮ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Заключительный период


«Волшебный круг»
Цель. Развитие осязательного ощущения, одновременных движений двумя руками с выделением ведущей руки.
Оборудование. Круг разбит на 4 сектора с разной поверхностью: пластмасса, метфольга, дерево, бумага. Другая сторона круга разбита на 14 секторов, имеющих 7 парных поверхностей. Круг имеет с обеих сторон 2 стрелки.
Ход игры. Ребенку предлагается соотнести с помощью стрелок две одинаковые поверхности.
«Пирожки»
Цель. Развитие осязания, чувства давления, активизация движений большого и указательного пальцев.
Оборудование. Две поролоновые пластины, между ними вклеены горох, фасоль, рис.
Ход игры. Ребенок должен узнать, сдавливая большим и указательным пальцами поролон, что в «пирожке». Предлагается несколько «пирожков» с разной «начинкой».
«Лабиринт»
Цель. Развитие осязания, чувства давления, активизация движений большого и указательного пальцев.
Оборудование. Два совмещенных друг с другом кусочка ткани соединены (прострочены) так, что внутри образован «лабиринт», по которому можно проталкивать мелкие предметы, например, фасоль или горох.
Ход игры. Ребенок «проходит» лабиринт, проталкивая по нему фасоль, горох или бусинку. Можно предложить «пройти» лабиринт, пропуская через него бельевую резинку, тесьму или веревку.

«Найди ящичек»
Цель. Развитие движений кистей рук, осязательного ощущения.
Оборудование. Набор спичечных коробков, оклеенных различными материалами (вельвет, шерсть, бархат, метфольга, наждачная бумага, шелк, бумага и т.д.), выдвижные ящички с дном, соответствующим поверхности самого коробка.
Ход игры. Игрок должен вставить ящичек в соответствующий но материалу коробок.
В результате занятий по развитию осязания и моторики кисти и пальцев рук учащиеся должны:
овладеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и т.п.), освоить различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «до свиданья», «к нам, к нам» и т.п.);
усвоить приемы наложения, приложения, вложения для дифференцирования объектов по величине;
- овладеть алгоритмом осязательного обследования различных объектов.







ПРИЛОЖЕНИЕ


ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР
Для показа пальчикового театра используют пальчиковые куклы из различных материалов. Для художественного слова можно использовать потешки, стихи, сказки и. т.д.






УПРАЖНЕНИЕ С ЭСПАНДЕРАМИ
Берем кистевой эспандер (резиновое кольцо или любой другой эспандер, который ребенок сможет сжать). Сжимаем на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.
Я в друзьях души не чаю.
Я друзей своих встречаю.
Каждый руку мне пожмет,
Каждый мне привет пошлет!


УПРАЖНЕНИЕ «КИТАЙСКИЕ ШАРЫ»
Берем пару каучуковых мячиков, можно грецкие орехи, кладем их в одну руку и без помощи второй руки стараемся обвести один мяч вокруг другого. (Внимание! Мячи должны быть по размеру руки ребенка, а не родителя!) после двустишия – смена рук.
Вы видали циркача?
Мяч идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.


УПРАЖНЕНИЕ С ПРОБКАМИ
Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.

Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули.
Смена рук
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
Смена рук
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Смена рук
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко
УПРАЖНЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШАРИКА И ПРУЖИНКИ «СУ-ДЖОК»

Я мячом круги катаю, между ладоней
Взад вперед его гоняю. смена рук
Им поглажу я ладошку, между ладоней
Будто я сметаю крошки. смена рук
И сожму его немножко, между ладоней
Как сжимает лапу кошка. смена рук
Каждым пальцем мяч прижму между ладоней
И другой рукой начну. смена рук
А теперь последний трюк: переброс мяча из руки в руку
Мяч летает между рук.

УПРАЖНЕНИЕ С ЧЕТКАМИ
Покупаем четки или делаем их сами из крупных бусин. Ребенок проговаривает строчку и откладывает бусину (но не как на счетах, а держа четки этой же рукой). Радотают 1-й, 2-й и 3-й пальцы, а 4-й и 5-й держат четки.

Четки мы перебираем,
Все на свете мы считаем.
За день всходит только раз
В синем небе солнца глаз.
И гордится голова:
У нее-то глаза два!
Мы пускаем пузыри:
Раз пузырь и два, и три.
Мы считаем дырки в сыре:
Раз, и два, и три, четыре.
Будем пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Эта ручка посчитала,
А другая – все сначала.


УПРАЖНЕНИЕ «РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЯМИ»
Вышли пальчики гулять,
Стали весело плясать.
Вот так, вот так
Стали весело плясать.
Пальчики играли,
Собачку увидали.
Собачка громко лает,
Пальчики пугает.
Пальчики сбежались,
В кулачок все сжались.
А собака ходит,
Пальцы не находит.
Кулачки стучали,
Собачку испугали.
Ну а пальчики опять
Стали дружно танцевать.
Плясали, плясали,
Ох, как быстро мы устали!
Мы немножко отдохнем
И опять плясать начнем.



МАССАЖ ПОДУШЕЧЕК ПАЛЬЦЕВ

Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание подушечки одного пальца.

Дети любят всех зверей:
Птиц, и ящериц, и змей,
Пеликанов, журавлей,
Бегемотов, соболей,
Голубей и глухарей,
И клестов, и снегирей.
Любят горного козла,
Обезьянку и осла,
Дикобраза и ежа, черепаху и ужа.


МАССАЖ ФАЛАНГ ПАЛЬЦЕВ

Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев. Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог – разминание одной фаланги.


УПРАЖНЕНИЕ «ЩЕЛЧКИ»
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или взрослый) поднимает пальцы по одному (ребенок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъему). Затем палец опускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку один палец

Поднял ушки бурундук, мизинец
Он в лесу услышал звук: безымянный
- Это что за громкий стук, средний правая рука
Тук да тук, тук да тук? указательный
- А пойдем, - сказал барсук, - большой
Сам увидишь этот трюк: большой
Это дятел сел на сук указательный
И без крыльев, и без рук средний левая рука
Ищет он, где спрятана жук, - безымянный
Вот и слышен перестук! мизинец





МАССАЖ «ПРИЖИМАЮЩИЙ»
Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

Шел медведь к своей берлоге мизинец
Да споткнулся на пороге. безымянный
«Видно очень мало сил средний правая рука
Я на зиму накопил», - указательный
Так подумал и пошел большой
Он на поиск диких пчел большой
Все медведи – сладкоежки, указательный
Любят есть медок без спешки, средний левая рука
А наевшись, без тревоги безымянный
До весны сопят в берлоге. мизинец


УПРАЖНЕНИЯ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
Нужны 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребенком, который берет их одноименными пальцами, от указательного – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. На каждую строчку – по одной палочке.

Очень длинный клюв у цапли,
Вы длинней найдете вряд ли.
Клювом мерятся пришли
Аисты и журавли.


УПРАЖНЕНИЕ «КОМКАНЬЕ ПОРОЛОНА»
Берем кусочки поролона и показываем ребенку как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагаем то же самое сделать ребенку. Сначала одной рукой, потом другой.

У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота.


УПРАЖНЕНИЕ С ПРИЩЕПКАМИ

Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог. (Внимание! Предварительно проверьте силу «кусания» на себе!)

Левая рука Правая рука
Вот проснулся, встал гусенок, - Дай, хозяйка, корма мне
Пальцы щиплет он спросонок. Раньше, чем моей родне!












HYPER13 EMBED MS_ClipArt_Gallery HYPER14







X

x