Всего представлено работ: 241995

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Яковлева Нина Валентиновна

Рабочая программа

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 36 »Принята Утверждена приказом № 158 от 31.08.2016На педагогическом совете Заведующий МБДОУ « ДСОВ № 36»( протокол № 1 от 29.08.2016 года) ____________________Т.Ш.ЛисинаМАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИРабочая программа организации детского творческого объединения « Академия почемучек» Составитель - Яковлева Н.В.Анжеро-Судженск2016 «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» - рабочая программа организации детского творческого объединения « Академия почемучек» .Составитель – Яковлева Нина Валентиновна, воспитатель МБДОУ « ДСОВ № 36», высшая квалификационная категорияАнжеро-Судженск2016УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ – « АКАДЕМИЯ ПОЧЕМУЧЕК»( Старший дошкольный возраст)№Учебные блоки СодержаниеВсего количество часовТеория( беседы, чтение…)Практика( опыты, эксперименты, тесты, коллективное проектирование)1ДиагностикаНаши интересы и способности211Наши успехи и достижения2112Сенсорные каналы получение перцептивной информацииМир вокруг : как мы познаем его( сенсорное восприятие)2113Проблемы вокруг нас и в нашей жизни Что нас волнует ? ( круг проблем)Где спрятались проблемы ? ( поиск проблем, противоречий в ближайшем окружении)2114Решение проблем (исследовательская деятельность)Открываем законы окружающего мира :учимся задавать вопросы, выдвигаем гипотезы, проверяем гипотезы, формулируем выводы2613135Презентация открытийУчимся представлять открытия, аргументировать доказательства211ИТОГО :361818КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ – «АКАДЕМИЯ ПОЧЕМУЧЕК»№ ТематикаСодержание№занятияВедущая форма организацииПериод проведения( месяц)1Наши интересы и способностиСобеседование, диагностические тесты и задания1-2ДиагностикасентябрьНаши успехи и достиженияСобеседование, диагностические тесты и задания35-36Диагностикамай2Как наши чувства мир нам открывают?( сенсорное восприятие)Чувства – помощники познания3-4Поисковый диалогПерцептивное обследование объектовсентябрь3Что нас волнует ? ( круг проблем)Где спрятались проблемы ? ( поиск проблем, противоречий в ближайшем окружении)Поиск явных и скрытых в объектах и явлениях проблем противоречий5Поисковый диалогКоллективная деятельность по составлению модели « Круг проблем»сентябрьЧто от чего зависит, что почему происходит ?Выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей6Дидактическая игра на постановку вопросовКоллективная деятельность по составлению матрицы идейоктябрь4Как мы знания приобретаем?Открываем законы окружающего мира :учимся задавать вопросы, выдвигаем гипотезы, проверяем гипотезы, формулируем выводыМир природы Неживая природа :Солнце 27Поисковый диалог на основе информационных источниковОпытыапрельВоздух14Поисковый диалогОпытыдекабрь Вода21Поисковый диалогЭкспериментыфевральЗемля ( почва и минералы)24Поисковый диалогЭкспериментымартЖивая природа :Растения;25Поисковый диалогНаблюдения, ЭкспериментыТрудовая деятельностьмартЖивотные6Поисковый диалог на основе информационных источников НаблюденияДидактические игрыоктябрьПтицы26Поисковый диалогНаблюдения Дидактические игры трудовая деятельностьапрельНасекомые30Поисковый диалог на основе информационных источников, наблюдения, дидактические игрымайПрирода и здоровье28Поисковый диалог, основанный на личном опыте и субъективных представлениях, экспериментыапрельПрирода – ценность в жизни человека7Поисковый диалог, основанный на личном опыте и субъективных представлениях,дидактические игрыоктябрьПрирода и творчество13Обмен впечатлениями эстетического характера, творческая деятельностьдекабрьМир человека:Как жить в ладу 16Поисковый диалог, основанный на личном опыте и субъективных представлениях. Анализ проблемных ситуаций( реальных и художественных)тренингидекабрьОт уверенности к успеху 31Поисковый диалог, основанный на личном опыте и субъективных представлениях. Анализ проблемных ситуаций( реальных и художественных),Игровые тренингимайАльтруизм и жертвенность ; 29Поисковый диалог, основанный на личном опыте и субъективных представлениях. Анализ проблемных ситуаций( реальных и художественных)Игровые тренингиапрель Договор – основа дружбы ; 9Поисковый диалог, основанный на личном опыте и субъективных представленияхАнализ проблемных ситуаций( реальных и художественных)Игровые тренингиноябрьМир эмоций.19Поисковый диалог, основанный на личном опыте и субъективных представлениях Анализ проблемных ситуаций( реальных и художественных)Игровые тренингиянварьМежличностные отношения и здоровье10Поисковый диалог, основанный на личном опыте и субъективных представлениях Анализ проблемных ситуаций( реальных и художественных)Игровые тренингиноябрьДружба и творчество11Поисковый диалог о взаимосвязи дружеских отношений и продуктивности совместного творчестваКоллективная творческая деятельностьноябрьПредметный мир:Книги2Поисковый диалог, основанный на личном опыте и субъективных представленияхДидактические и театрализованные игрымартТранспорт22Поисковый диалог, основанный на личном опыте и субъективных представленияПерцептивное обследованиеДидактические игрыфевральБытовая техника15Поисковый диалог, основанный на личном опыте и субъективных представленияПерцептивное обследованиеДидактические игры12.12Одежда, обувь8 Поисковый диалог, основанный на личном опыте и субъективных представленийПерцептивное обследованиеДидактические игры10.12Предметы искусства5Обмен впечатлениями эстетического характераАспектный анализ : изобразительные средства , используемые в различных жанрах искусствКоллективная творческая деятельность10.12Предметный мир и безопасность17Поисковый диалог, основанный на личном опыте и субъективных представленийПерцептивное обследованиеДидактические игры01.13От созерцания к созиданию( отношение и творчество)12Перцептивное обследованиеОбмен впечатлениями( суждениями)Продуктивная творческая деятельность11.12Мир материалов :Что из чего и для чего?Сравнение свойств и качеств материалов: прозрачность, прочность, вес, плавучесть… ( стекло, дерево, бумага, пластмасса, ткань, металл)18Проблемный диалогОпытыДидактические игры01.13Работа с материалами и безопасность21Поисковый диалог, основанный на личном опыте и субъективных представленийПерцептивное обследованиеДидактические игры02.13Особенности материалов и творчество с ними 23Поисковый диалог, основанный на личном опыте и субъективных представленийПерцептивное обследованиеДидактические игры02.13Аналогия : свойства материалов и межличностные отношения22Диалог – аналогияСочинение рассказов с использованием образов-аналогов03.135Как представить открытие?Учимся защищать открытие, аргументиро-вать доказательстваПредставление открытий – путь к их популяризации32Разработка проектов , презентация открытий и продуктов творчества05.13СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙмесяц№ТематикаПроблема для исследованияСодержательный материал источник08Твои интересы и способности Что для меня важно , что я хочу узнать и чему хочу научиться ?1.1.Собеседование « Твои интересы и твой выбор»1.2.Диагностические задания : « Смотреть на мир чужими глазами»,« Сколько значений у предмета», « Где живут предметы»1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.77-79091Откуда знанияприходят( источники информации) Как я могу отыскать клады знаний?Как записать и сохранить знания?1.1Беседа с использованием схематических рисунков .« Источники информации»1.2Д/и « Хрустальные звуки»1.3.Изготовление папки исследователя1.4.Беседа « Как организовать исследования»2.1.Игра-упражнение « Узнаем новое о предмете с помощью вопросов»2.2.Диалог гипотез « Почему одни хищные животные охотятся днем, а другие ночью»2.3. Игра-воображение « Попугай Ерошка»2.4. Дидактическая игра « Необычные вопросы машине времени»2.5. Игра « Поиски клада знаний » ( Собираем информацию о предмете)2.6. Игра «Пиктограммы»3.1...Д/и « Парашютик открытий»4.1. Игра-диалог на основе стихотворения У. Смита «Почему?» 4.2. Игра-драматизация произведения Д.Ривза « Шумный Ба- Бах»5. Составляем пиктограмму- графический образ мысли1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»Стр. 144, 139, 145, 150 2. А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.4,11,12,29,303Яковлева Н.В. «Конспект конкурсного занятия»4. Е.Синицина « Умные занятия», стр925.А.И.Савенков « Методика исследовательского обучения дошкольников», стр. 1092-3 Мир вокруг : как мы познаем его ( сенсорное восприятие , как основа познания)Какие волшебные помощники познания есть у каждого из нас?1.1.Чтение и анализ стихотворений : « Пять верных слуг», « Чувства- что это такое?»1.2.Д/и « Три удивительных предмета» ( эксперимент)1.3.Диалог на основе сюжетного произведения « Загадочный щит»2.1Д/и « Наблюдение очевидного»2.2.Д/и « Четвертый лишний»2.3.Чтение стихотворения Е.Авдеенко « Зима». Анализ в аспекте чувства-источника познания описанных явлений.3.1. Игра-упражнение « Расскажи инопланетянину о предметах»3.2.Игра-упражнение « Опиши и нарисуй любимую игрушку»3.3. Рисование по представлению ( вид предмета сверху, слева, справа)4.«Волшебные помощники или, как мы мир воспринимаем…»5. 1. Чтение и обыгрывание стихотворений : « В стране шума и звуков»; « Дым из труб» ; « Тишину послушаем», « Близко, низко, высоко, глубоко и высоко»5.2. Игра-сравнение « На что похожи буквы»6. Мысленный эксперимент1.«Мир чувств : от восприятия к переживаниям»Т.С.ГоловачеваСтр.2.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.80.103.109 .3 А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.14,25,284С.В.Шелехова Конспект занятия « Волшебные помощники5. Е.Синицина « Умные занятия», стр.50,78, 89,86,87, 266.А.И.Савенков « Методика исследовательского обучения дошкольников», стр. 924Учимся видеть проблемы , задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводыЧто нас волнует ? ( круг проблем)Где спрятались проблемы и как найти выход?1.1Чтение и обсуждение стихотворения С.Маршака « Есть у меня шестерка слуг»1.2.Д/у « Учимся задавать вопросы»1.3.Д/у « Смотреть на мир чужими глазами»1.4.Поисковая деятельность « Где спряталась проблема»1.5.Моделирование круга проблем1.6.Матрица идей «Как спасти щенка»2.1. Матрица идей : «В какие игры играть», « Какие растения выращивать», « Какое животное лучше держать дома»…2.2. Поиск неправдоподобных причин событий : «Почему самолет оставляет след в небе?» ; « Почему компьютер считает быстрее, чем человек»…2.3. Игры-упражнения « Поиск сравнений»; « Объяснение выражения»3.1. Игра-диалог « Как рождаются гипотезы»3.2. Игры : « Угадай о чем спросили»; « Да- нетка»;« Вопросы машине времени» ; « Вопросы домашних животных» ; « Вопросы незнакомого человека» ; « Что будет, если…» ; « Словесное рисование»3.4. Исследовательские задания : « Задай как можно больше вопросов попугаю»; « Найди причину события с помощью вопросов»3.5. Коммуникативные игры « Объясни и докажи, что такое» ; « Расскажи инопланетянину» ; « Какой характер у зайца…»; « Сравни и найди отличия» ; « Найди общие слова» ; « Распредели предметы и объекты по группам» ; « Продолжи ряд»; « Найди ошибку»3.6. Игра- упражнение « Объясняем значение выражения»3.6. Загадки ( описание объектов и предметов)1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.87, 77, 138, 1442..И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.17,19,21, 263. А.И.Савенков « Методика исследовательского обучения дошкольников», стр.60-62,66, 64-69,70,73, 74,75,77,83,98-99, 104101Красота в жизни человека(природный и рукотворный мир)Где живет красота?Зачем нужна красота? Кто создает красоту ?1.1.Д/и « Какие вопросы задают нам предметы красоты?»1.2.Чтение отрывка из стихотворения И.Бунина « Листопад». Поиск аналогов красоты природы и рукотворного мира»2.1.Игра « Превращение»3.1.Эксперимент « Создаем новые краски и необычные образы»3.2. Игра-воображение « На что похожи облака»3.3. Эксперимент « Как мы видим красоту» с использованием матрицы.4.1. Чтение и анализ произведения «Земляничная полянка» 4.2. Игра-рассуждение с последующим экспериментом « Роса – природы краса»4.3.Игра-поиск и рассуждение « Сказки и краски»4.4. Игра-поиск « Танцующая глина»4.5. Рассматривание и обследование березы и изделий из бересты « Берястяные кружева»5.1. Игра-исследование « Где живет красота»5.2. Игра-творчество « Встреча с Кляксой»5.3. Игра-творчество « Музыка и красота»5.4. Игра-упражнение « Передаем красоту добротой»5.5. Игровые приемы - Съемка передачи « Красота вокруг нас», « Мои сокровища», « Я- волшебник», « В чудной стране»1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.88,962.Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» стр.143.А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет),Стр.254.. О.И.Киселева» Живой родник» стр. 53,88,128,121,1415. Методическое пособие « Планирование : опыт реализации ФГОС»2Тайны мира животных.- - Почему бурый медведь зимой спит, а белый в самый холод на Северном полюсе бодрствует?- Зачем оленям нужны рога?- -Почему люди одних животных любят, а других нет?1.1.Д/и « Какие вопросы задали бы нам животные , если бы умели разговаривать?»?»1.2.Чтение « Про Томку» Е.Чарушина. Поиск аналогов характера животного с характером человека1.3.Юмористическая загадка « Почему мамы-кенгуру не любят дождливые дни?»1.4.Д/и « Четвертый лишний», « Найди ошибку»1.5.Проблемная ситуация « Бездомный щенок». Решение на основе матрицы идей1.6.Д/и « Живое- неживое»2.1.Д/и « На что похоже» (аналогия живых и технических объектов)2.2.Д/и « Закодированные голоса природы»2.3.Игра « Превращение»3.1 Игра-упражнение « На что похож слон…»3.2.Диалог гипотез « Почему одни хищные животные охотятся днем, а другие ночью»3.3. Матрица идей : « Какое животное лучше держать дома»…3.4. Поиск неправдоподобных причин явлений: «Почему кошки мяукают, собаки лают, коровы мычат?» 3.5. Эксперимент « Как животные относятся к своему отражению». Зарисовка смешного эпизода»3.6. Игра-упражнение « Шаги проверки правильности утверждений» (пес Рекс серый, значит он волк; Леша научился мяукать, значит он котенок… )4.1. Познавательная беседа «Царство животных Сибирского края»»1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.88, 94,98, 103, 106, 107, 115, 1402.Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» стр.15,173. А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.14,17,19,20,214.Фото-презентация 3Живое-неживоеКак отличить живые объекты от неживых?Какие группы и классы живых объектов существует? Круг приветствия « Что в жизни важнее всего»Диалог-рассуждение « Что такое жизнь ?»Диалог-исследование « Как отличить живые объекты от неживых?»Составление схематической модели « Живое-неживое»Дидактическая игра « Докажи, что он живой»Подвижная игра – имитация « Угадай, кто я»Сказка с выходом на практическую деятельность «Забавные превращения веревочки»Чтение стихотворения « Мир живого такой огромный»Игра-исследование « Живые ли растения» Чтение и анализ произведения Б.Заходера « Про всех на свете»1.Конспект « В мире живой природы « ( Планирование : опыт реализации ФГОС»2.Т.А.Скалон « Экология для детей дошкольного возраста»Стр.108,1314Человек и природа .В каких они отношенияхна самом ли деле находятся человек и природа? Д/и « Фантастические объяснения природных явлений»1.2.Д/и « Какие вопросы задает нам природа?»1.3.Чтение стихотворения Д.Смирного « Чудеса леса» 1.4.Д/и « Лесные чудеса»Чтение и анализ произведения « Старый бабушкин сундук»; « Травушка-Муравушка» ; «Земляничная полянка» ; « Лук от семи недуг»3.1. Игра-диалог « Посмотрите на мир чужими глазами»3.2. Составление рассказа от имени объекта природы4.1 Чтение стихотворений « Бродячая собака», « Щенок». Беседа с выходом на матрицу идей5.1. Игра-имитация « Оживи картинку» ( котенок, щенок)5.2. Игра-драматизация русской народной сказки « Вершки-корешки»5.3. Сюжетно-дидактические игры « Как мы спасаем лес», « Лесные хозяева», « Разговоры с природой»5.4. Чтение и беседа по произведению « Всемирный потоп» ( под редакцией К.Чуковского)6.1. Чтение произведения « Лесник» ( Л.Зеленевская) и пословиц о лете6.2. Чтение и анализ стихотворений : « Дикарь в лесу» ( Д.Ладонников); « Прогулка» ( С.Михалков»6.3. Анализ проблемных иллюстраций « Загадки Лесовичка»7.1.. Чтение и анализ произведения А.Усачева « Мусорная фантазия»7.2. Игра-исследование « Старичок- лесовичок»( зеленая аптека края)7.3. Знакомство с Красной книгой Кемеровской области с использованием фото-презентации « Путешествие по страницам Красной книги» Беседа-диалог.1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.86,88,92, 1152. О.И.Киселева» Живой родник» стр. 53,81,1963. А.И.Савенков « Методика исследовательского обучения дошкольников», стр. 55,564. Сборник стихов для детей и родителей « Диалоги о главном».5. Т.И.Попова « Мир вокруг», стр. 78,91, 107,1096. Т.И.Тарабарина « И учеба, и игра : природоведение»стр. 17, 20-237. Т.А.Скалон « Экология для детей дошкольного возраста», стр.107, 124,132111Принятие и уважение – признак гуманного отношения Договор- основа дружбыЖить в ладу, чтобы быть здоровымиКак научиться жить в ладу с другими людьми?Как возникают отношения и как они влияют на здоровье?1.1.Д/и « Фантастические объяснения конфликтных отношений»1.2.Чтение стихотворения Г.Комаровского « У меня друзей немало» и рисование по его мотивам2.1. Диалог-поиск « Если в семье лад, там и нужен и клад»2.2. Игра-импровизация « Как Максим с Илюшкой поиграли»3. Игра-драматизация « Пирамида дружбы»4. 1. Коммуникативная игра « Расскажи о себе»4.2. Составляем круг общих интересов4.3. Беседы на основе иллюстраций « Кто твой друг»4.4. Диалог на основе иллюстраций « Как научиться не ссориться и мириться»4.5. Коммуникативная игра « Ссоримся и миримся»4.6. Игра -диалог « Как сказать « Нет» и отстоять свое мнение4.7. Коммуникативная игра « Да и нет- не говорите»5.1. Игры-драматизация « Как кисточки и краски подружились» ; « Школа дружбы»5.2. Коммуникативная игра « Секрет»6.1. Игра-тренинг « Лепим вареники»1.1.Коммуникативная игра « Расскажи о себе»1.2. Пословицы и поговорки о связи поведения и здоровья1.3. Беседа на основе сказки Л.Керролла « Алиса в Зазеркалье» о связи вежливости , настроения и здоровья1.4. Беседа на основе отрывка из сказки А.Линдгрен « Малыш и Карлсон» о том, можно ли обойтись без драки1.5. Игра на основе иллюстративного материала « Две планеты» (о взаимосвязи поведения и здоровья»1.6. Игра « Воздушные шарики» ( полезные и вредные привычки»2.1.Д/и « Встреча с незнакомцем»3.1. Игра-драматизация по произведению В.Орлова « Спор»1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.86.89.2 О.И.Киселева» Живой родник» стр. 1453. Е.Синицина « Умные занятия», стр.1394. М.М.Безруких, А.Г.Макеева « Учусь общаться», стр. 4,10, 12-14, 19-22, 24, 25,34,375. Авторская рабочая программа « Родники нравственности»6. Куцакова Л.В. Нравственное трудовое воспитание1. М.М.Безруких, А.Г.Макеева « Учусь общаться», стр. 4,17, 22, 23,26, 26,40-42, 442.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.883.Е.Синицина « Умные занятия», стр.862Что от чего зависит, что почему происходит( установлениепричинно-следственных связей между живой и неживой природой )Как объекты и явления природы взаимосвязаны ?Законы природы и как они влияют на окружающую действитель-ность?1.1.Поисковый диалог : « Что зачем и почему ?» ; « Что сначала, что потом?»1.2.Чтение и анализ стихотворения К.Чуковского « Если б только мы умели»1.3.Д/у « Почему и отчего», « Найди возможную причину»1.4.Чтение отрывка из книги « От двух до пяти» К.Чуковского ( как дети объясняют различные явления)2.1 Диалог « Причины событий»2.2. Игра « Продолжи ряды»2.3. Игра-эксперимент « Почему не падает коробка»2.4 Игра-эксперимент « Что поплывет, а что потонет»3.1..Игра Превращение»4.1. Диалог-поиск « Найдите возможную причину события»4.2. Диалог-игра « Как рождаются гипотезы»4.3. Парадоксы – неожиданности, нарушающие законы природы5. Диалог о взаимосвязи сезонных явлений и жизни растений и животных»6.1. Занимательные рассказы о природе « Ветер, Солнце и мороз»1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.78, 84, 85, 89, 2. А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.3,4,133.Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» стр.144. А.И.Савенков « Методика исследовательского обучения дошкольников», стр.61- 62,865.Т.А.Скалон « Экология для детей дошкольного возраста»Стр.1406.И.Тарабарина « И учеба, и игра : природоведение», стр.283 Связь между строением организма , местом обитания и особенностями питания представителей животного мираКто как питается и почему?1.1.Д/и « Столовая для животных»1.2. Игра с перфокартами « Кто чем питается»2.1. Игра-драматизация « Им друг без друга жить нельзя»3.1. Игры-лабиринты « Кто где живет и кто чем питается»3.2. Игра с перфокартой « Найди каждому свой корм»4.1. Беседа « Хищники и травоядные» с использованием иллюстраций и аудио записей голосов животных.4.2. Дидактическая игра « Хищники и травоядные»4.3. Коллективная деятельность на основе индивидуальных карточек « Составляем пищевую цепочку»4.4. Загадки-имитации на основе известных загадок о животных4.5. Диалог-исследование « Как питаются растения»1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»2. Е.Синицина « Умные занятия», стр.743.А.И.Савенков « Методика исследовательского обучения дошкольников», стр. 1164. Т.А.Скалон « Экология для детей дошкольного возраста», 59-63, 65,66,1094От созерцания к созиданиюКак от умения восхищаться и удивляться перейти к умению творить?1.1.Эксперименты « Смешиваем краски»2. 1.Игра – эксперимент « Как появился снеговик»2.2. Игра-воображение с последующим изображением « На что похожи елочные игрушки»1. А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.242. Е.Синицина « Умные занятия», стр.17,185Дружба и творчествоКак добрые отношения к творчеству подвигают и творчеству помогают?Игра-творчество в парах или подгруппах « Путешествие в страну Выдумляндию»2.1. Парное творческое задание « Поиск метафор»2.2. Шуточная викторина2.3. Групповая творческая деятельность – создание нового образа через склеивание отдельных частей известных объектов»3.1. Коллективная игра-задание « Мы создаем этот мир»3.2.1.Е.Синицина « Умные занятия», стр.432.А.И.Савенков « Методика исследовательского обучения дошкольников», стр. 104, 1073.Т.И.Попова « Мир вокруг», стр.111121Природа и творчествоКак природа вдохновляет человека на творчество и служит ему образцом ?1.1.Изобразительная деятельность « Тема одна- сюжетов много»2.1. Игра -поиск аналогов « Найди схожести геометрических форм и объектов природы»3.1. Игры-рассуждения с последующим изображением : « Радуга-дуга» ; « Краски осени»; « Раскрасавица зима»; « Осенние мотивы»; « Барашек»3.2. Игра-драматизация, игра-эксперимент « Лепим снеговика»3.3. Игра-забава с выходом на изобразительную деятельность « Мыльный пузырь, как хвост павлиний»3.4. Игра-эксперимент « Мыльный человечек»3.5. Игра « Складушки» ( поиск цветов радуги в природе)4. 1. Игра-эксперимент « Чудо глина – творение природы»4.2. Игра-поиск и рассуждение « Сказки и краски»5.1. Игра-творчество « Встреча с Кляксой»6. 1.Исследовательская экскурсия « Мастерами славится земля» ( мотивы природы в народных промыслах)1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.82.2. А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.3,4,53.Е.Синицина « Умные занятия», стр. 17,204, 2134.О.И.Киселева» Живой родник» стр. 137,1285. Методическое пособие « Планирование : опыт реализации ФГОС»6. Журнал « Дошкольная педагогика» , № 1, 2011, стр. 702Воздух и его секретыПравда ли, что воздух – это жизнь?Может ли человек быть защитником воздуха?1.1.П/и « Карусель»1.2.Д/и « Закодированные голоса природы»2.Опыты « Свойства воздуха»3.1.Сказка-опыт « Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной»3.2. Опыты : « Воздух и его свойства»;« Воздух вокруг нас»3.3. 4.1. Воздух – невидимка ( беседы, художественное слово, эксперименты)4.2. Беседа-диалог « Воздух, ветер, человек»4.3. Игра-исследование « Ветряная мельница»4.4. Игры-разминки « Дуйте, дуйте, ветры» ( С. Маршак) ; « Ветер воет, завывает» ( Л.Квитко)4.5. Игра-эксперимент « Парусные кораблики»4.6. Конструирование воздушного змея.Чтение « Бумажный змей» ( А.Костецкий)4.7. Игра-эксперимент « Мы учимся летать»4.8. Игры-эксперименты « Здравствуй, воздух» ; 5. Диалог гипотез « Почему дует ветер»6. Опыты « Почему вращается бумажная змейка»; « Почему вертится»7.1. Занимательные истории о ветре : « О ветре злом и добром»; « Огненные ветры»; « Что сильнее: мороз, ветер или солнце»; « Ветер»1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.82, 1402.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.« Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр.43, 603. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» стр.58, 61,63,4. Рыжова « Воздух-невидимка», стр. 90-955. А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.86. Т.А. Скалон « Экология для детей дошкольного возраста», стр.717.И.Тарабарина « И учеба, и игра : природоведение», стр.28-303Тайны электрических предметовЭлектричество- кто его изобрел : природа или человек?1.1.Эксперимент « Как древние люди огонь добывали»1.2.Игра-эксперимент « Как предметы пропускают свет»2.1Игра-импровизация « У кого ночью работа? Огоньки»3.1. Составление ленты времени « От искорки до лампочки»3.2. Дидактическая игра « Что сначала, что потом»3.3. Дидактическая игра « Электричество и человек : друзья – враги»3.4. Опыты « Изготовление свечей»3.5. Составление рассказов « История фонарика»3.6. Исследование-поиск « Где живет маленькое солнце», « Как электричество жить помогает»3.7. Эксперимент « От чего работают электроприборы»1.. А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.152.Е.Синицина « Умные занятия», стр.413.Журнал « Дошкольная педагогика» № 7, 2009 г.Стр. 13-144Законы добрых отношений Есть ли у человеческих отношений законы и кто ихоткрыл ?Игра-драматизация « Жила-была девочка»Игра-рассуждение с последующим изображением « Две волшебницы»2.1.Игра-путешествие по сказкам « Скажи плохому нет»3. 1. Коммуникативная игра « Расскажи о себе»3.2. Составляем круг общих интересов3.3. Беседы на основе иллюстраций « Кто твой друг»3..4. Диалог на основе иллюстраций « Как научиться не ссориться и мириться»3.5. Коммуникативная игра « Ссоримся и миримся»3.6. Беседа с использованием литературных примеров и пословиц « Что такое характер и как он влияет на наши отношения с людьми»3.7. Диалог на основе литературных примеров « Храбрость бывает разной : чтобы противостоять врагу и противостоять друзьям»3.8. Кроссворд с использованием пословиц о межличностных отношениях1..Е.Синицина « Умные занятия», стр. 86,572.О.И.Киселева» Живой родник» стр. 1923.М.М.Безруких, А.Г.Макеева « Учусь общаться», стр. 4,10, 12-14, 19-22, 24, 25, 28-31,39, 46012Предметы вокруг нас : благо и опасностьКак подружиться с предметным миром?1.1.Д/и « Сколько значений у предметов»1.2.Д/у « Полезные пары»1.3.Д/и « Какие вопросы задают нам предметы вокруг нас ?»1.4.Д/и « Найди загаданный предмет»,1.5.« Дай определение предмету»2. 1. Диалог-поиск « Полезные и вредные»3.1. Игра « Волшебные превращения»3.2. Игра « Предметы вокруг нас : друзья и враги»1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.79, 85, 88,902.А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.93.Т.И.Попова « Мир вокруг нас», стр. 333Свойства и функциипредметов и материаловЧто из чего и для чего?1.1.Д/и « Найди загаданный предмет»1.2.Опыт « Что потонет, а что нет»1.3.Беседа на основе ситуаций парадоксов « Почему металлические корабли не тонут»…1.4.Д/и « Четвертый лишний»2.1.Игра « Превращение»2.2. Опыт « Строение вещества»2.3. Опыт « Свойства веществ»2.4. Опыт « Плавание тел» ; « Изготовление корабля»2.5. Сказка « Письмо к дракону» . Игра-эксперимент3.1. Игра-воображение « Необычное использование обыкновенного стула»3.2. Диалог гипотез « Почему металлические самолеты летают?»3.3. Эксперименты с магнитом и металлами3.4 Игра-упражнение « Подбери предметы, которые одновременно являются твердыми и прозрачными», 3.5. Игра-упражнение « Назови и нарисуй как можно больше предметов, одновременно являющихся : блестящими, синими и твердыми»3.6. Эксперименты с отражением3.7 Эксперимент « Какие предметы впитывают воду»3.8. Эксперимент « Что светлее в полумраке»4.1. Игра-эксперимент « Стеклянная страна»5. Исследовательские задачи : «Сколько значений у предмета» ; « Назовите как можно больше признаков»6.1. Чтение произведений « Откуда стол пришел» ( С.Маршак), « Прозрачный слоник» ( С.Гари)6.2. Дидактические игры « Найди лишнее», « Фантастические гипотезы», « Чудо- дерево»6.3. Дидактические игры « В мастерской краснодеревщика», « Живописец»7.1.Игры-экспериментирования с использованием магнита, весов, воды, батареи1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.90,101, 1032.Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» стр.53-58,66,743.. А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.7,8,16,18,20,27, 29,314.И.Киселева» Живой родник» стр. 1335.А.И.Савенков « Методика исследовательского обучения дошкольников», стр. 576. Методическое пособие « Планирование : опыт реализации ФГОС»7.Журнал « Дошкольная педагогика»,4Тайны инструментов и материаловКак стать мастером и подружиться с инструментами и материалами?1.1.Д/и « Друзья – враги»1.2. Словотворчество « Что такое инструменты» ( детские гипотезы из книги Чуковского и детей группы)2.1. Беседа с элементами исследования « Жила-была Баклуша»3.1. Исследовательские задачи : «Сколько значений у инструментов » ; « Назовите как можно больше признаков материалов »3.2. Игра с перфокартой « Соедини инструменты и материалы»3.3. Игра с изобразительной деятельностью « Дорисуй инструменты»4.1. Дидактическая игра « Что лишнее? Почему?»5. 1.Чтение и анализ сказки « Кто мосток починил»6.1. Чтение стихотворения « Без чего сосну не срубишь» ( М.Пляцковский»6.2. Дидактическая игра « Кто больше назовет действий»6.3. Математическая игра « Инструменты важные, нужные и важные»6.4. Чтение и составление загадок о инструментах.6.5. Сюжетно-дидактическая игра « Мы построим дом большой»7.1.. Дидактическая игра « Наведи порядок в сундуке»( классификация предметов и материалов)7.1. А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр .82..Синицина « Умные занятия», стр.333. А.И.Савенков « Методика исследовательского обучения дошкольников», стр. 57,123 4. Т.И.Попова « Мир вокруг нас», стр.655. Журнал « Дошкольная педагогика» , № 11 , 2009стр. 156. Методическое пособие « Планирование : опыт реализации ФГОС»7. Журнал « Дошкольная педагогика», № 10, 2010г.,стр.31021Секреты госпожи - ВодицыПравда ли, что вода – это жизнь?Может ли человек быть защитником воды?1.1.П/и « Карусель» 1.2.Д/и « Закодированные голоса природы»2.1.Опыты « Какая бывает вода» ;2.2.« Вода-растворитель. Очищение воды»3.1.Опыты-эксперименты: «Лед-вода»; « Морозко» ; « Твердое- жидкое»; « Снегурочка»; « Испарение»; « Золушка»;« Конденсация»; « Змей Горыныч о трех головах»; « Лед, вода, пар» ; « Игра в школу»; « Царство льда, воды и пара»3.2. Эксперименты « Иванушка и молодильные яблоки»; « Незнайка и мороженое»3.3. Игра-эксперимент « Водолаз Декарта»3.4. Игра-эксперимент « Путешествие Илья Муромца за живой водой»4.Волшебница вода ( беседы, художественное слово, эксперименты)5.1 Диалог гипотез « Почему течет вода»5.2. Эксперименты « Смешиваем краски»5.3 Игра-воображение « На что похожи облака»5.4. Эксперимент « Какие предметы впитывают воду»5.5. Эксперимент « Куда исчезла вода из блюдца»6.Мультфильм « Берегите воду»7. 1.Опыты « Почему в пустыне мало воды» ; « Много- мало»; « Дождь без туч»; « Изменим прозрачность воды»8.1..Занимательные истории о природе « Град»; «Туман»; « Дождь из сельдей»; « Дождь без воды», « Вода против воды»1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.82, 1402.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.« Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» стр.43. 46 3 .Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» стр.18-36, 39-52, 37,64,684.Н.А.Рыжова « Волшебница вода»5. А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.8,24,25,276. Социальный ролик из серии « Ну погоди»7. Т.А.Скалон « Экология для детей дошкольного возраста», 78-798..И.Тарабарина « И учеба, и игра : природоведение», стр. 31-342В мире эмоцийЧто на что похоже Аналогия характера природных явлений и эмоций человекаОт чего люди смеются и плачут?Эмоции – хорошо или плохо?Чем природные явления схожи с нашими переживаниями ?1.1.Д/у « Наблюдаем настроение»1.2.Чтение и анализ сказки « Дворовичок» Т.Белозерова1.3.Д/и « Характер сказочных персонажей»1.4.Д/и « Подберем иллюстрации к эмоциям»2.1.Игра-упражнение « Назови и нарисуй сказочные существа, которые одновременно : умные, добрые, (подвижные, сильные, шумные…)2.2. Наблюдение и дорисовка моделей людей с разным эмоциональным настроением ( прическа, брови, усы, губы…)2.3. Мысленный эксперимент ( последствия поступка)3. Диалог-презентация « Наше счастливое детство»1.1.Д/и « Что за волшебный предмет»1.2.Чтение описательных отрывков из произведений : « В песках» Н.Сладкова, « В нашем лесу» В.Чаплиной…. Сравнение с произведениями Л.Толстого , В.Осеевой, Э.Мошковской о детях1.3.Д/у « Объясни значение выражения»2.1 Игры-упражнения « Поиск сравнений»; « Объяснение выражения»1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.80-81, 137, 1382.А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.19,22,273.Фото-презентация1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.90, 93,952.А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.25,263Это чудо-почваЧто такое почва?Из чего она состоит?И в чем ее главная ценность?Игра-путешествие в Подземное царствоОпыты с почвой.Диалог о дождевом черве – перекопщике землиОпыты « Какую почву любят растения», «Утилизация мусора», « Огород на окошке», ««Устроим дом для червей»Инсценировка стихотворения « Я дерево-мама»( Н.Рыжовой)Т.А.Скалон « Экология для детей дошкольного возраста»Стр. 46,47,48,564ПреобразованияКто кем был и кто кем будет?Что во что превращается? Диалог-поиск « Волшебство превращения»; « Кто совершает чудеса «Игра-воображение « Превращалки» ( превращаемся в различные объекты и предметы)Игра « Необычные свойства»Игра « Волшебная палочка»Игра-воображение « Придумываем новые праздники»Игра-рассуждение « Что будет если…» Дизайн-проект « Превращение»Словесная игра « Как одна буква меняет слово»2.1. Сказка про молодильные яблоки ( преобразование воды), экспериментальная деятельность2.2. Экспериментальная деятельность « Преобразование» 2.3. Эксперимент « Строение веществ»2.4. Игра-эксперимент « Дальнее плавание»2.5. Сказка-эксперимент « Незнайка и мороженое»Игра « Очень правдивые истории» ( приуменьшение и преувеличение)1.Л.Сверская « Утро радостных встреч», 169-1742.Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» стр. 72,54,56, 66-683.А.И.Савенков « Методика исследовательского обучения дошкольников», стр. 109031Тайны кулинарииКакие продукты с какими дружат?Как появляются кулинарные произведения?1.1.Юмористическая загадка « Какая еда самая непитательная»2. 1.Проекты « Чудо-капуста»; « Бублики баранки, батоны и буханки»3.Исследовательская задача « Увидеть в другом свете»4.1. Игра-импровизация « Сказка про манную кашу». Эксперимент « Варим манную кашу»1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.982.О.И.Киселева» Живой родник» стр. 61,1023. А.И.Савенков « Методика исследовательского обучения дошкольников», стр. 584.Синицина « Умные занятия», стр. 199-2032Тайны царства растенийПочему листья зеленые ?Отчего и зачем цветы разноцветные?Может ли человек считать растения своими друзьями?1.1.Игра-упражнение « Как Незнайка деревья в группы объединял»1.2.Поиск неправдоподобных причин явлений: «Почему растения зеленые?» 1.3. Игра-упражнение « Шаги проверки правильности утверждений» ( тополь-дерево)2.1.Игра-диалог « Старый бабушкин сундук»2.2. Игра-импровизация « Диалог листьев»3.1. Сказки о растительном царстве :-Как появились цветы на земле- Деревце- Цветок-О том, как Маринка в лесу побывала3.2. Игра-воображение « Оживи картину»3.3. Коммуникативная игра « Нарисуй цветок словами»3.4. Загадки о растениях3.5. Музыкальная игра « Мой любимый цветок»3.6. Подвижно-дидактическая игра « Найдите свое дерево»3.7. Игра-моделирование « Рождение цветка»4.1. Опыты « Почему в пустыне мало воды»; « Много-мало» ; « Почему больше», « Дождь без туч», « Необычные корни»; « Спящие семена», « Для чего семена летают»4.2. Игра-имитация « Я дерево –мама» ( Н.Рыжова)5.1. Познавательная беседа «Царство растений Сибирского края»»1.А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.16,19,212.О.И.Киселева» Живой родник» стр. 196,583. Т.И.Попова « Мир вокруг нас», стр.74, 75-774.Т.А. Скалон « Экология для детей дошкольного возраста» , стр. 78-82, 112, 1135.Фото-презентация3Тайны матушки-землиЧеловек и земля : в каких отношениях они находятся?Как стать добрыми детьми для матушки-земли?Воображаемая ситуация «Диалог с матушкой-планетой : что радует и огорчает нашу землю?» П/и « Карусель»Игра- воображение « Что бы было, если бы золотая рыбка выполнила три желания каждого человека на земле »Эксперименты « Откуда солнце приходит и куда оно прячется»Беседа по содержанию пословиц : « Родная землица и во сне снится» « « Своя земля и в горсти мила»4.1.Чтение и анализ стихотворений : « Я над цветами должен наклониться» ( С.Вургун) ; « Смотрю на глобус- шар земной» ( Е. Шкловский); « Есть на земле огромный дом» ( Л.Дайнеко)4.2.Экологический праздник « День Земли»4.3. Праздник « Родной свой край люби и знай»1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.822. А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.10, 233. О.И.Киселева» Живой родник» стр. 168,1704.Т.А.Скалон « Экология для детей дошкольного возраста»4Огонь - наш друг и врагКак человек огонь укротил?Как подружиться с огнем?1.1.П/и « Карусель»1.2.Д/и « Волшебные превращения»Чтение сказки « Как люди узнали про огонь»3.1. Игра-эксперимент « Царь огня»3.2. Сказка « Письмо к дракону» . Игра-эксперимент4.1. Эксперимент « Добываем огонь»5.1. Сказки « О том, как огонь с человеком подружился» ; « Миф о Прометее» ; « Саламандра», « Сердечный огонь»; « Сказка о грозе»5.2. Пословицы об огне, молнии.5.3. Подвижная игра « Природные стихии»5.4. Игра-имитация « Костер»5.5. Игра-имитация « Пожарные спасают людей»6.1. Занимательные истории о природе « Молния», « Шутки о молнии»1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.822. Синицина « Умные занятия», стр.1363. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов«Познавательно-исследовательская деятельность», стр.70,744.А.И.Савенков « Методика исследовательского обучения дошкольников», стр. 955.Т.И.Попова « Мир вокруг», стр.44, 46, 47, 52, 54, 57,58, 596.И.Тарабарина « И учеба, и игра : природоведение», стр.32-335От доброго дела к уважению.Откуда уважение приходит?Чтение и анализ произведений: « Какова пряха…» ; « Доброе имя отца» ; « Гимн женщине» ; « Защитники Отечества»; « Русские богатыри»2.1. Чтение и анализ рассказов о реальной ситуации и проявления человеком воли, как жизненного героизма.2.2. Беседа – игра « Оглянись скорей вокруг, может помощи ждет друг»3.1. Исследовательские задачи : « Рассказ от имени другого лица»; « Посмотрите на мир чужими глазами»; « Увидеть в другом свете»Игры-тренинги : « Тайный друг» ; Подвижные игры на добрый лад : « Охота на куропаток»; « Ловля обезьян»…Игры-драматизации « Новенький»; « Старый дед и внучек»; « Друг детства»5.1. Игры-тренинги « Слон и клоуны»1.О.И.Киселева» Живой родник» стр. 109,175,178,183,1852.М.М.Безруких, А.Г. Макеева « Учусь общаться», 34-363.А.И.Савенков « Методика исследовательского обучения дошкольников», стр. 55, 56, 584.Авторская рабочая программа « Родники нравственности», стр. 245.Богуславская Н.Е « Веселый этикет»041Удивительный мир птицМожет ли планета Земля обойтись без птиц?Как птицы находят дорогу домой?Может ли человек стать спасателем для птиц?1.Д/и « Фантастические объяснения поведения птиц»2.1. Игра- воображаемый диалог « Беседа с филином»2.2. Игра-предположение « Почему птицы поют»2.3. Дидактическая игра « Сравни ворон».2.4 Игра-упражнение « Шаги проверки правильности утверждений» ( синица-птица)2.5. Игра –диалог « Можно ли увидеть два одинаковых воробья?»3.1. Диалог-поиск « Кто два раза родится»3.2. Игры-заклички « Ласточка-касаточка…»4.1. Игра-преобразование « Колумбово яйцо»Чтение С.Аксакова « Лебедь», « Голубь»6.1.Опыты « Почему птицы парят в воздухе» ( вращение бумажной змейки); « Почему ветрится»6.2. Диалог-исследование « Жизнь птиц» (особенности их строения)7.1. Познавательная беседа «Царство птиц Сибирского края»»1..И.Савенков «Маленький исследователь»стр.862.. А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.6,8,11,21, 263.О.И.Киселева» Живой родник» стр.69,774. Синицина « Умные занятия», стр245.Т.И.Попова « Мир вокруг»6.Т.А. Скалон « Экология для детей дошкольного возраста», стр.70-71,75, 1137.Фото-презентация2Тайны солнечной системыЧто такое солнечная система и как солнце влияет на нашу планету?Есть ли жизнь на других планетах?1.1.Диалог гипотез « Почему бывает день и ночь» ; « Почему луна не падает на землю»; « Почему светит солнце».2.1. Сказки : « О солнечном лучике»; « Волшебные сказки космоса»2.2. Игры-моделирование « День-ночь» ; « Солнечная система»2.3. Сюжетно-ролевая игра « Мы летим в космос»3.1.Опыт « Почему летом в Артике солнце не заходит»3.2.1.А.И.Савенков « Маленький исследователь : развитие познавательных способностей»( тетрадь : 5-7 лет), стр.8, 102.Т.И.Попова « Мир вокруг нас», стр. 25-32, 36,373.Т.А. Скалон « Экология для детей дошкольного возраста», 543Эти удивительные камниКак полезные ископаемые попали в подземные кладовые?Как человек из камня чудеса создает?11..Минеральное царство :Сказка о уголькеСказка о полезных ископаемыхСказка минерального царстваДанила-мастер1.2.Загадки о минералахСюжетно-дидактическая игра « Мы – геологи»2.1.Праздник « В удивительном мире камня»2.2. Знакомство с коллекцией минералов2.3. Творческая деятельность « Создаем из камня чудо»2.4. Чтение произведений « Хозяйка медной горы» ( П.Бажов), « Рассказ о стеклянной бусинке» ( П.Утевская)1.Т.И.Попова « Мир вокруг нас», стр.69-72,732.Журнал « Наши увлечения», стр. 18-234Жертвенность и милосердие – главные качества человекаЧто такое жертвенность и для чего она нужна?Игра-провокация « Забытый подарок» Игра-тренинг « Добрая жертва от доброго сердца»Игра-драматизация элементов сказочных сюжетов « Жертвы добрых сказочных героев»Игра-драматизация « Жил на свете добрый гном»Игра-драматизация « Последняя конфета»Диалог по содержанию пословиц о взаимосвязи жертвенности, добрых отношений и уважения к самому себе. Подвижная игра « Передай приз другому»Чтение художественных произведений и анализ с позиции борьбы мотивов героев : 1.Рабочая программа « Родники нравственности»Стр.33, 342.1В.Катаев « Цветик-семицветик»2.2.И.Понасюк « Я не подумал о других»2.3.Э.Успенский « Если б был бы я девчонкой»2.4. Т.Пономарева « Хитрое яблоко»051Удивительный мир насекомыхДля чего нужны насекомые?Как устроено тело насекомых?Имеют ли одинаковое право на жизнь полезные и вредные насекомые?1.1.Юмористическая загадка « Что такое желтое…»2.1 Чтение и обсуждение произведений : « Зосима-заступник пчел»; « В гости к пчелкам»; « Божья коровка».3.1.Игры-драматизации на основе литературных произведений « Вот так жук» ( М.Мошковская); « Майский жук» ( Г.Каменная)3.2. Театрализованная игра « Пчелки»3.3. Игра-импровизация» Паучок- серебрянка» ( Т.Корецкая)3.4. Игра-соревнование « Кто быстрее построит свой дом»4.1. Игра «Бег ассоциаций»4.2. Игра « В гости к пчелам» ( выкладывание сот из вкладышей )Чтение с последующим анализом произведений : «Сказка о муравьишке», « Муха-цокотуха», « Сказка о мухе и шмеле», « Шел я шел, сказку нашел»Подвижная игра « Пчелки»Диалог-исследование « Удивительный мир насекомых»1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.982. О.И.Киселева» Живой родник» стр. 46,48,74,893.Н.А.Рыжова « Воздух-невидимка», стр. 78, 80, 824.Е.Синицина « Умные занятия», стр. 485.Т.И.Попова « Мир вокруг»Стр.78-79,82,996.Т.А.Скалон « Экология для детей дошкольного возраста , стр. 128-1302От уверенности к успехуКак стать успешным?Хорошо ли быть самоуверенным?Гордость и уверенность – друзья или враги?Беседа с использованием литературных примеров и пословиц « Что такое характер и как он влияет на мои успехи»Построение модели « Пять ступенек успеха» ( от «Хочу!» до « Получается!») Игра-тренинг « Учимся справляться с трудностями»Беседа о верности слову на основе отрывка Э.Экзюпери « Маленький принц» - « Фонарщик»Игры-драматизация « Стрекоза и муравей»; « Лемеле хозяйничает»Дидактические игры : « Цветок моего характера»; « Что я люблю и что умею и чему хочу научиться»; « Добрый клубок успеха»;Подвижные игры « Стоп»; « Команда» ; « Если нравится тебе…»Диалог по содержанию пословиц о взаимосвязи уверенности и успеха1..М.М.Безруких, А.Г.Макеева « Учусь общаться», стр. 28-31,32,33,34,462.Рабочая программа « Родники нравственности»Стр.363Книга в жизни человекаЗачем нужны книги?Откуда книга появилась?Книга и компьютер : что важнее?1.1.Игра-приветствие от лица сказочных героев1.2. Проблемный диалог « Книга или другие источники информации»1.3. Коммуникативная игра « Хорошо и плохо : компьютер, телевизор, магнитофон, книга»1.4. Диалог-рассуждение « Что будет, если книг не будет»1.5. Чтение и анализ стихотворения « Размышление мальчишки о компьютере и книжках»1.6. Дидактическая игра « Как книга на свет появилась»1.7. Рассматривание первых школьных учебников1.8. Игра-классификация « Каждой книжке свое место»1.9. Игра-труд « Книжкина больница»1.10 Игра-изобретение « Создаем новую книгу»1.11. Диалог-исследование « Как азбука на Руси появилась» с использованием рассказа о Кирилле и Мефодии и первопечатнике В.Федорове1.12. Рассказ воспитателя об истории праздника детской книги « С чего все началось»1.13. Чтение и анализ стихотворения « Книжка про книжки» ( С.Маршак)1.Методическое пособие «Планирование : опыт реализации ФГОС»4Представление достижений – путь к социальной успешностиКак представить открытие:- Как увлечь идеей исследования?- Как удивить содержанием исследований и открытием?- Как убедить в достоверности выводов?-Как восхитить представлением?1.1.Беседа « Как подготовить сообщение»2. Диалог по содержанию пословиц о взаимосвязи уверенности и успеха3.1. Подготовка защиты-представления итогов исследования3.2. Подготовка защиты по номинациям1.А.И.Савенков «Маленький исследователь»стр.1512.Рабочая программа « Родники нравственности»Стр.373. .А.И.Савенков « Методика исследовательского обучения дошкольников», стр. 110-1145Наши успехи и достиженияКакие открытия мы сделали?Чему мы научились и как эти умения помогут нам в школе?1.1.Проведение защиты – презентация достижений2.1.Круг благодарения 2.2. Коллективное заполнение альбома общих радостей и успехов ( фотографии, рисунки, отзывы, рассказы детей, заполнение моделей « Яблоня открытий»1.А.И.Савенков « Методика исследовательского обучения дошкольников», стр.1142. Методическое пособие « Планирование : опыт реализации ФГ ОС»
X

x