Всего представлено работ: 243727

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Кузнецова Надежда Арсентьевна

Значение экологического образования в формировании гражданских и патриотических качеств личности (из опыта работы)

скачать документ

Вернуться назад
ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

АВТОР:
Н.А. Кузнецова
педагог-организатор по экологии
высшей квалификационной категории.
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
Центр дополнительного образования детей
г. Вятские Поляны
Кировской области

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования детей города Вятские Поляны в течение ряда лет является организационно-координирующим центром экологического воспитания школьников, объединяющим деятельность городских образовательных учреждений всех типов и видов.
В своей работе Центр ориентируется на решение основных задач:
повышение экологической грамотности воспитанников,
формирование экологической культуры,
воспитание бережного отношения к окружающей природной среде.
Традиционно совместно с образовательными учреждениями города организуются массовые мероприятия и конкурсы, привлекающие интерес детей к проблемам родного края и экологии.
Для выявления творческих способностей школьников, формирования экологической культуры, развития наблюдательности, воображения Центром объявляются конкурсы детского творчества «Вода для жизни», «Ландшафт и качество жизни», «Образы Земли», «Лес в творчестве юных», «О белой березе замолвите слово». Конкурсы проводятся по номинациям " Художественное творчество" (рисунок, плакат), "Фотоработы" и "Литературное творчество" (по жанрам "Сказка", "Рассказ", "Стихотворение"). На суд жюри результаты своего творчества представляют более 250 участников!
Работы юных художников разнообразны по содержанию и выразительны по композиции. В одних работах запечатлен прекрасный мир родной природы, а в других подмечены экологические беды – проблемы загрязнения окружающей среды и призывы к спасению и сохранению нашей планеты.
Много красивых, добрых слов о нашей малой родине, о ее природе находят юные поэты и авторы рассказов. С неистощимой фантазией пишут дети экологические сказки. Авторские работы о природе помогают детям проявить свое понимание мира, отношение к нему. Творческие работы всегда занимательны и своеобразны, насыщены эмоциональными моментами, которые заставляют прочувствовать, задуматься, проникнуться чужой болью.
Лучшие работы участников городских творческих конкурсов ежегодно составляют экспозицию выставок, которые с интересом посещают дошкольники, учащиеся школ, взрослое население города. Самые достойные работы отмечаются дипломами и памятными призами областного эколого-биологического Центра.
Для привлечения внимания подрастающего поколения к защите и охране птиц нашего края в зимнее время ежегодно проводится городской конкурс-выставка "Кормушка для птиц". На выставке представлены кормушки из различного бросового и природного материалов, дерева, фанеры. В изготовлении птичьих столовых каждый участник вносит своё мастерство и фантазию. Итоговым мероприятием конкурса является игра "Зимующие птицы" и развешивание кормушек в парковой зоне города.
Большую роль в формировании активной гражданской позиции, воспитании патриотических качеств играют «Уроки мужества», организуемые традиционно 26 апреля в День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. Воспитанники знакомятся с причинами и последствиями ядерной аварии, посмотрев фильм «Чернобыль – экологическая катастрофа 20 века». Организуются встречи с участниками ликвидации Чернобыльской аварии.
С целью пропаганды здорового образа жизни среди населения города, профилактики негативных явлений в подростково - молодежной среде, 31 мая во Всемирный день борьбы с курением проводится волонтерская акция «Меняем сигареты на конфеты». В этот день воспитанники объединений Центра развешивают листовки о вреде курения на дверях подъездов жилых домов, офисов, магазинов, организаций.
Важным направлением в системе экологического образования является учебно-исследовательская деятельность школьников, которая активизирует познавательный интерес, формирует практические умения и навыки, позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Экологические исследования учащихся посвящены изучению экологического состояния рек Оштормы и Вятки; памятников природы – зарослей орешника у деревни Киняусь, озера Казанского; анализу и оценке природных сред города.
Юные исследователи природы обобщают результаты наблюдений, излагают выводы, высказывают конкретные предложения для решения экологических проблем на традиционной городской учебно-исследовательской конференции школьников «Изучаем родной край».
Мониторинговыми исследованиями окружающей среды уже в течение 5 лет занимаются учащиеся и педагоги муниципальных образовательных учреждений средней общеобразовательной школы № 2, многопрофильного лицея, Центра дополнительного образования детей. Авторы лучших исследований являлись неоднократными участниками областной научно-практической конференции «Человек и природа».
Основная исследовательская деятельность школьников осуществляется в летних экологических лагерях, туристско-эколого-краеведческих экспедициях, походах по родному краю. Впечатления, полученные от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Благодаря им, у участников экспедиций возникает ощущение связи со всем живущим на земле, с родной землей, любовь к ней.
Изучение мира живой и неживой природы дает детям возможность почувствовать ответственность за сохранение и поддержание качества окружающей природной среды и лично участвовать в деле ее сохранения.
С целью воспитания экологической культуры учащихся, формирования системы эколого-краеведческих знаний и умений, убежденности в необходимости бережного отношения к природе и практической деятельности по ее охране с 1999 г. в окрестностях города действует эколого-краеведческая тропа. Территория тропы выбрана не случайно. Здесь тесно переплетаются краеведческие и исторические объекты, биологические системы разного уровня организации. Формами знакомства с природой родного края, его историей стали экскурсии, беседы, викторины. Здесь же отрабатываются навыки учебных исследований с детьми. Собранный материал: гербарии дикорастущих растений, коллекции минералов, насекомых, следы жизнедеятельности животных оформляются в экспозицию музейного типа «Природа нашего края».
Воспитанники нашего учреждения, выступая экскурсоводами на маршруте тропы, являются не только учениками, но и учителями-пропагандистами, не только исполнителями, но творцами и организаторами.
Главную роль в экологическом образовании и воспитании любого возраста играет практическая работа в природных условиях. Обучающиеся объединений Центра активно участвуют в природоохранных операциях под девизом «Мы твои друзья, природа!» Они заготавливают корм для зимующих птиц, учатся делать кормушки и подкармливать пернатых в холодное время года, знакомятся с типами искусственных гнездовий и участвуют в операции «Молоток». Оформляют плакаты с изображением растений-первоцветов и развешивают на щитах городских улиц. Весной экологические десанты защищают березы от порубки любителей березового сока и замазывают ранки на стволах.
Для привлечения внимания подрастающего поколения к решению проблем охраны природы, воспитания потребности заботы, чувства бережного отношения к природе и развития практических навыков по сохранению окружающей среды Центром традиционно организуются городские операции «Чистая Земля», «Зеленый наряд – городу».
Ежегодно 5 июня, во Всемирный день охраны окружающей среды, воспитанники летних лагерей образовательных учреждений высаживают кустарники, деревья для озеленения дворов, работают над оформлением школьных клумб, рассаживая цветы и ухаживая за многолетниками, пропалывают газоны от сорняков, выявляют и убирают места несанкционированных свалок бытового мусора.
Участие в природоохранной работе, знание основных законов по охране природы помогают детям понимать причины, порождающие проблемы охраны среды.
В целях формирования экологической культуры в обществе учреждением ведется просветительская и пропагандистская работа: публикации и информационные выступления педагогов в СМИ; театрализованные детские постановки на экологические темы, в которых с удовольствием участвуют дети и их родители.
Целенаправленная системная работа Центра по воспитанию экологической культуры развивает у подрастающего поколения практические умения и навыки, потребность заботы и чувства бережного отношения к живой природе, формирует активную гражданскую позицию.










HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER141





X

x