Всего представлено работ: 243758

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Домарчук Евгения Сергеевна

Условия развития креативности младших школьников на уроках физической культуры

скачать документ

Вернуться назад

Условия развития креативности младших школьников на уроках физической культуры Автор: Домарчук Евгения СергеевнаУчитель физической культуры, классный руководительМАОУ «Лингвистическая гимназия» г. Ульяновск432000 г. Ульяновск ул. Матросова д.11т.8(8442)413850, 89025882257 В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным. Актуальность выбранной мною темы обусловлена тем, что в последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к развитию креативности. Её изучение определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления. Цель: раскрыть сущность условий развития креативности младших школьников на уроках физической культуры. Креативность – это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по особенному. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек – это выдумщик. Это тот, кто придумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая всё во что-то новое, неповторимое. Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6— 7 до 11 лет (1-4 классы). Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, входящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, т.е. решать разные педагогические задачи. Физическое воспитание детей нельзя полностью осуществить только на уроках физической культуры. Необходима дополнительная двигательная деятельность занимающихся в виде выполнения домашних заданий по физической культуре. С помощью домашних заданий решаются следующие учебно-воспитательные задачи: 1) повышение двигательной активности детей; 2) укрепление основных мышечных групп; 3) формирование правильной осанки; 4) подготовка к выполнению учебных нормативов и требований программы.Условия развития креативности младших школьников на уроках физкультуры В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления. До сих пор нет единого мнения о природе креативности, ее критериев и условий развития. В современной педагогике и психологии немного специалистов-теоретиков исследуют проблему развития креативности. В основном проблемами креативности занимаются зарубежные исследователи Д. Гилфорд, Е. Торранс, С.А. Медник. В отечественной психологии и педагогике проблемами креативности занимаются В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев. При всем разнообразии определений креативности (как способность порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность — это способность создавать нечто новое, оригинальное. Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс. Творческие способности или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности. Современные психологи считают основными условиями развития креативности - социально-педагогические. По мнению А.М. Матюшкина «в период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста (с 6-7 до 12-13 лет) усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. В этот период особенно важно стимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления». Однако считается, что это снижение носит временный характер. После определенного периода, который некоторые исследователи называют «латентным», у некоторых школьников происходит ярко выраженный подъем креативности. В связи с этим многие исследователи указывают на нелинейный тип развития креативности, в котором два пика, один из них приходится на младший период, точнее дошкольный возраст, другой появляется после периода такого спада. Следует отметить, что единства среди исследователей относительно возрастного диапазона для этих двух пиков не существует, тем более, что спад вербальной креативности и образной может происходить в разное время. Чаще всего период спада приходится на этап младшего школьного возраста. На данный момент в психологии развития существуют и дополняют друг друга три подхода к проблеме развития креативности:1. генетический, отводящий главную роль в детерминации психических свойств наследственности;2. средовой, представители которого считают решающим фактором развития психических способностей внешние условия;3. генотип-средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт. Также были сформулированы основные социально-педагогические условия развития креативности В.Н. Дружининым и Е.Е. Туником:1. Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников:А) гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;Б) творческая личность родителей как образец подражания и субъект идентификации;В) общности интеллектуальных интересов членов семьи;Г) ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижений или независимости.2. Социально-педагогические условия развития креативности в школе:А) выбор программ, приемов и методов, направленных на развитие креативности;Б) доверительные отношения в классе;В) разрешение и поощрение множества вопросов;Г) стимулирование ответственности и независимости;Д) акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;Е) социальное подкрепление творческого поведения. Проведя анализ работы данных психологов, можно сделать выводы, что одним из главных социально-педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности. В качестве основных условий, способствующих развитию креативности, выдвигаются два аспекта, связанных с позицией педагога по отношению к творческим детям и к содержанию программ обучения.Условия развития креативности младших школьников на уроках физкультуры Реализуя принцип сознательности и активности, следует воспитывать у занимающихся креативное отношение к процессу физического воспитания, инициативу и самостоятельность. Это магистральный путь, способствующий достижению высоких результатов на каждом занятии и внедрению физической культуры в быт.Основными приемами, обеспечивающими воспитание креативности на занятиях физической культурой, являются: 1. Вооружение занимающихся специальными знаниями в связи с их знаниями по другим предметам учебного плана школы. 2. Использование взаимообучения, которое помогает решать как минимум три задачи. Во-первых, обучая товарища, каждый занимающийся начинает глубже понимать содержание упражнения, его технику, что способствует лучшему усвоению двигательного действия. Во-вторых, взаимообучение помогает формировать инструкторские навыки. В третьих, оно способствует оптимизации обучения на уроках. Учитывая это, к взаимообучению следует привлекать всех занимающихся без исключения. Взаимообучение имеет и воспитательное значение. Оно воспитывает чувство сопереживания успехам и неудачам товарища, повышает ответственность занимающихся в процессе физического воспитания. 3. Развитию креативности учащихся способствует также воспитание критического отношения к себе. С этой целью следует пробуждать у занимающихся интерес к собственному развитию, научить их ставить ближайшие цели, чтобы самостоятельно и целенаправленно воздействовать на определенные стороны собственного развития. 4. Инициативность, самостоятельность и креативное отношение к учебному процессу воспитываются посредством привлечения учеников к выполнению ими обязанностей капитанов команд, физоргов, дежурных, групповодов. При этом педагог должен оценивать и поощрять общественную деятельность занимающихся. 5. Креативность учеников стимулируется, как показывает опыт, эмоциональностью занятий. Для оптимизации уровня эмоционального состояния, а следовательно, и интереса к занятиям, необходимо обеспечить каждому ученику посильную нагрузку. Опыт показывает, что бедность содержания уроков, чрезмерные или недостаточные требования, плохая организация самостоятельной работы могут быстро снизить интерес учеников к занятиям. Развитию креативности и инициативы занимающихся способствует организация самостоятельных форм физического воспитания учеников, которые проводятся без участия учителя. На уроках часто можно наблюдать ситуации, когда приемы активизации учителем используются, а активизации учеников не наблюдается. Объяснить такое положение можно двумя причинами. Первая: приемы используются не систематически, а эпизодически, и ученики не приучены к креативной деятельности. Это особенно важно знать молодому учителю, так как на его первые попытки активизировать учеников они могут не ответить. Вторая: при использовании приемов активизации не соблюдаются дидактические условия; например, не учитываются возрастные особенности учеников, уровень их подготовки и т. п. Ряд существующих в практике приемов активизации трудно отнести к одному из названных путей. Они в одинаковой мере имеют отношение к осознанию задач занятий, к анализу собственных действий и к воспитанию творческого отношения к процессу занятий физическими упражнениями. К ним относятся: использование достаточного количества инвентаря, обеспечение связи нового материала с ранее изученным и оптимального темпа обучения для каждого ученика, использование разнообразия учебного труда и его доступность, своевременный контроль и оценка результатов деятельности учащихся. Конкретный выбор приемов и средств активизации деятельности учеников обусловливается задачами урока, этапом обучения, характером учебного материала, уровнем подготовленности учащихся и способностями педагога. Задача учителя — в каждом конкретном случае наилучшим образом учесть возможности учеников и открыть простор для проявления их самостоятельности в учебе, а также предусмотреть рациональные формы управления их учебной деятельностью. Следовательно, активизация должна осуществляться учителем постоянно, поскольку является не самоцелью, а средством достижения цели. Таким образом, активизация процесса физического воспитания— это организация деятельности каждого ученика, направленная на осознание и решение учебных задач. При этом характер деятельности учителя и учеников определяют используемые в занятиях методы. Наиболее успешному решению намеченных учебных задач способствует комплекс методов. В начале целесообразно формировать знания, умения и навыки путем репродуктивной деятельности. По мере накопления школьниками знаний и двигательного опыта следует постепенно применять элементы творческой деятельности, а затем все шире практиковать самостоятельность и поощрять инициативу. Нельзя подготовить ученика к трудовой жизни и самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, если в процессе проведения занятий не будут преобладать продуктивные методы работы. Также в российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность разрабатывать и апробировать авторские программы и педагогические технологии. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность, создание условий для развития творческих способностей учащихся. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений. Работая в школе, применяя основные принципы технологии, мы достигаем весомых положительных результатов в формировании творческой активности младших школьников. Тем не менее, проблеме формирования у ученика потребностей к индивидуальному и коллективному труду, осознанию последствий своих поступков, отношения к собственному здоровью, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания. В российской системе образования отсутствует обоснованная система обучения и воспитания, обеспеченная настойчивой активизацией процессов освоения здоровье формирующих ценностей физической и спортивной культуры в массовой образовательной школе. Для решения этих проблем была создана технология, нацеленная на развитие творческой активности, расширение кругозора младших школьников через обучение подвижным и спортивным играм. Для создания технологии необходимо было объединить основные принципы и типические свойства учения (многогранность, процессуальность, вариативность, коллизии) с основными принципами сопряженного психофизического развития младших школьников на уроках физической культуры. В основу принципа сопряженного психофизического развития младших школьников на уроках физической культуры входит не только освоение того или иного движения и навыка, но и познавательный и личностный аспекты (осознание собственного «я» в условиях постоянного физического и психического развития). Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, а также для интеллектуального развития. При соответствующем подборе игр и упражнений физическое воспитание способствует формированию здоровых привычек, позволяет осуществлять самоконтроль при стрессовых ситуациях, сопровождается тенденцией к отказу от агрессивного поведения. Для обогащения опыта младших школьников и разработана технология «Принципы и методы направленных сопряженных воздействий». В основу данной технологии легли концептуальные особенности систем известных специалистов в области теории и методики спортивной тренировки (В.М. Дьячков, В.К. Бальсевич).Условия использования креативных возможностей. Условие гармоничности развития личности обучающегося (освоение интеллектуальных, нравственных, этических, эстетических, мобилизационных, коммуникативных ценностей физической и спортивной культуры). Условие активного формирования здоровья (своевременное формирование мышечной системы и скелета ребенка): своевременное формирование компонентов и видов координационных способностей и двигательных навыков;обязательное соответствие тренирующих и воспитывающих воздействий ритма возрастного развития. Условие накопления потенциала социальной активности (процесс накопления ценностей физической и спортивной культуры).Создание моделей единства соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива. Условие свободы выбора.Непременным и наиболее эффективным средством обеспечения необходимой точности изучаемых движений является обратная связь: срочная легковоспринимаемая информация о наиболее существенных параметрах движения. Важно отметить, что для учителя наличие обратной связи позволяет оценить не только успехи ученика, но собственную педагогическую эффективность. Весь процесс обучения мы строим через совместную деятельность: учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — группа, учитель — группа, взаимное обучение. Эти формы организации учебной деятельности помогают сформировать и развить у младшего школьника определенные психологические качества и формы поведения (умение общаться друг с другом, помощь в выполнении задания, индивидуальная ответственность и т. д.). Такая установка позволяет описать этапы взаимодействия: учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — группа, учитель — группа, взаимное обучение.Заключение Создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, включение чувств, подсознания, формирование личностного отношения к предмету «Физическая культура»;соотношение своей деятельности с деятельностью остальных; работа в малых группах выливается в представление промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда; создание своего мира движений, гипотезы, проекта, решения. Групповое мышление (умение игроков «видеть» друг друга на площадке, чувствовать или предвидеть замыслы партнеров, уметь их реализовать). Организационное единство (адекватные сбалансированные отношения между формальным руководителем группы и ее неформальным лидером). Групповая сплоченность (при единой цели и соответствующей мотивации формальные и неформальные отношения дополняют друг друга). Традиции (доброжелательность во время вхождения в группу, правила поведения во время занятий, поощрение и т. д.). Рефлексия — отражение самоанализа, обобщение чувств, ощущений. Не оценочное суждение (это хорошо, это плохо), а анализ собственных движений, собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Кульминация креативного процесса: озарение, новое видение предмета, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающее к углублению в проблему, поиску ответов. В итоге появляется информационный запрос, у каждого — свой. Возникает потребность в движении и получении знаний под руководством учителя или с помощью родителей. Для развития креативности можно предложить следующие меры:1. Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.2. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.3. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.4. Работа с родителями. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития креативности. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Таким образом, единственным плодотворным путем развития креативности в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.Список литературы1. Ашмарина Б.А. «Теория и методика физического воспитания» — Москва: Просвещение, 2007-511с2. Годик М.А. «Спортивная метрология» — Москва: ЮНИТИ, 2007-481с3. Гужаловский А.А. «Основы теории и методики физической культуры» — Москва: Просвещение, 2008-379с4. Коробейников Н.К. «Физическое воспитание» — Москва: Просвещение, 2006-381с5. Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта» — Москва: Просвещение, 2007-425с6. Конева Е.В. «Физическая культура» — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006-558с7. Лях В.И. «Методика физического воспитания» — Москва: ЮНИТИ, 2008-269с8. Михеев А.А. «Физическое воспитание» — Москва: Просвещение, 2007-421с9. Холодов Ж.К. «Теория и методика физического воспитания и спорта» — Москва: Просвещение, 2008-489с10. Шиян Б.М. «Теория и методика физического воспитания» — Москва: Просвещение, 2007-224с
X

x