Всего представлено работ: 244119

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Шавалиева Эльвира Гамильевна

Программа по биологии для 6 класса с численностью менее 9 человек

скачать документ

Вернуться назад
название статьи: Программа по биологии для 6 класса с численностью менее 9 человек
- фамилия, имя, отчество (полностью) автора (-ов): Шавалиева Эльвира Гамильевна
- полное наименование организации (в скобках - сокращённое), город (указывается если не следует из названия организации) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №25» (МБОУ «СШ № 25») г. Нижневартовск, ХМАО – Югра
- должность автора: учитель химии и биологии.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 6 очно - заочных классов с численностью менее 9 человек (СИЗО) составлена в соответствии Федеральному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями, на основе авторской программы В.В. Пасечника и коллектива авторов «Биология. Рабочие программы»», образовательной программе основного общего образования МБОУ «СШ№25», учебному плану МБОУ «СШ№25». На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Согласно федеральному перечню учебников курс изучается по учебнику: Пасечник В.В. Биология 6 класс. – М.: Дрофа, 2016.
Общие цели учебного предмета
усвоение учащимися знаний о живой природе о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; формировании у учащихся представлений об истории развития биологической науки , о значении биологических знаний в жизни людей; развитие знаний об основных методах биологической науки; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость биологических знаний для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; формулировать и обосновывать собственную позицию;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли биологии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, используя для этого биологические знания;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с объектами живой природы в повседневной жизни.
Задачи на учебный год
освоение важнейших знаний об основных понятиях биологии и биологической терминологии;
овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить лабораторный эксперимент;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения лабораторных и практических работ, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования и общения с объектами живой природы, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Описание места учебного предмета в учебном плане
ФБУП для образовательных учебных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение биологии для класса с численностью менее 9 человек рассчитана в соответствии 20 мин на одного обучающегося. Поэтому данная программа рассчитана на 16,18 часа, распределена по 0,46 часа на 35 учебных недель.
Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Изучение биологии в 6 классе предусматривает интеграцию с такими дисциплинами, как экология (взаимосвязь растений с другими живыми организмами), физика (роль осмоса и диффузии в физиологических процессах, связь строения растений с особенностями передвижения жидкостей и др.), химия (особенности химического состава и др.), медицина и гигиена (профилактика заболеваний, вызываемых различными причинами) и др.
УМК
Учебник Пасечник В.В. Биология 6 класс. – М.: Дрофа, 2016.
Л. А. Калинова. Методическое пособие к учебнику: В.В. Пасечник: «Биология 6кл.» - М., Дрофа. 2013.
Л. А. Калинова. Поурочные планы по биологии 6 класс. – М, Вако , 2006
Лабораторный практикум. Биология. 6–11 классы: учебное электронное издание. – Республиканский мультимедиа-центр, 2004 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
основные процессы жизнедеятельности растений;
особенности минерального и воздушного питания растений;
виды размножения растений и их значение.
под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
взаимосвязь растений с другими организмами;
растительные сообщества и их типы;
закономерности развития и смены растительных сообществ;
о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
различать и описывать органы цветковых растений;
объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
объяснять роль различных видов размножения у растений;
определять всхожесть семян растений.
делать морфологическую характеристику растений;
выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
работать с определительными карточками.
устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
определять растительные сообщества и их типы;
объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
осуществлять описание изучаемого объекта;
определять отношения объекта с другими объектами;
определять существенные признаки объекта;
классифицировать объекты;
проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
различать объем и содержание понятий;
различать родовое и видовое понятия;
определять аспект классификации;
осуществлять классификацию.
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
соблюдать правила поведения в природе;
понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
уметь реализовывать теоретические познания на практике;
осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
признавать право каждого на собственное мнение;
проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
уметь отстаивать свою точку зрения;
критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
уметь слушать и слышать другое мнение;
уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений.
Покрытосеменные. Разнообразие, распространение, значение. Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация: Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные работы: №1 Строение семян двудольных и однодольных растений. № 2 Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. №3 Изучение внутреннего и внешнего строения корня. №4 Строение почек, расположение почек на стебле. № 5 Листья простые и сложные. Жилкование. Листорасположение. № 6 Строение кожицы листа. Клеточное строение листа. № 7 Внутреннее строение ветки дерева. № 8 Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). № 9 Строения цветка. Различные виды соцветий. № 10 Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрации: Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные работы: №11 Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. № 12 Вегетативное размножение комнатных растений. № 13 Определение всхожести семян и их посев.
Раздел 3. Классификация растений
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 34 семейств. (крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Демонстрации: Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные работы: №14 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 4. Природные сообщества
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Раздел 5. Развитие растительного мира
Многообразие растений. Происхождение растений. Основные этапы растительного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.
Раздел 6. Повторение и обобщение.
Зачет № 4.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Продолжительность и последовательность изучения тем и разделов
Разделы
кол-во уроков

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
14 часов

Раздел 2. Жизнь растений
10 часов

Раздел 3. Классификация растений
6часов

Раздел 4. Природные сообщества
3часа

Раздел 5. Развитие растительного мира
1 час

Раздел 6. Повторение и обобщение.
1 час

итого
35 (16,18 ч)

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа: 35 часов,
в объеме 0,46 часа в неделю.
Количество часов для проведения зачетов – 4 * 0,46 часа
Количество часов для проведения лабораторных работ – 13 уроков по 0, 0,46 часа.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(35 уроков по 0,46 часа в неделю, всего 16,18 часа.)
№п/п
Номер темы урока
Тема урока
Кол-во часов
Формы текущего контроля



Раздел I. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

1
1.1
Строение семян двудольных растений.
0,46
ФО

2
1.2
Строение семян однодольных растений. Л.о.
0,46
Лабораторный

3
1.3
Виды корней и типы корневых систем. Л.о.
0,46
Лабораторный

4
1.4
Строение корней. Условия произрастания и видоизменения корней. Л.о.
0,46
Лабораторный ФО

5
1.5
Побеги почки. Л.о.
0,46
Лабораторный

6
1.6
Внешнее строение листа. Л.о.
0,46
Лабораторный

7
1.7
Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Л.о.
0,46
Лабораторный

8
1.8
Зачет № 1
0,46
Т

9
1.9
Строение стебля. Многообразие стеблей. Л.о.
0,46
Лабораторный

10
1.10
Видоизменение побегов. Л.о.
0,46
Лабораторный

11
1.11
Цветок и ее строение. Строение цветка
0,46
ФО

12
1.12
Соцветия. Л.о.
0,46
Лабораторный

13
1.13
Плоды. Л.о.
0,46
Лабораторный

14
1.14
Распространение плодов и семян
0,46
ФО



Раздел II. Жизнь растений (10 часов)



15
2.1
Минеральное питание растений. Фотосинтез
0,46
ФО

16
2.2
Зачет № 2
0,46
Т

17
2.3
Дыхание растений
0,46
ФО

18
2.4
Испарение воды растениями. Листопад.
0,46
ФО

19
2.5
Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.о.
0,46
Лабораторный

20
2.6
Прорастание семян. Л.о.
0,46
Лабораторный

21
2.7
Способы размножения растений. Размножение споровых растений
0,46
ФО

22
2.8
Размножение семенных растений
0,46
ФО

23
2.9
Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л.о.
0,46
Лабораторный

24
2.10
Зачет № 3
0,46
Тестирование



Раздел III. Классификация растений. 6часов



25
3.1
Систематика растений. Л.о.
0,46
Лабораторный

26
3.2
Семейство Крестоцветные и розоцветные.
0,46
ФО

27
3.3
Семейства Пасленовые и Бобовые.
0,46
ФО

28
3.4
Семейство Сложноцветные.
0,46
ФО

29
3.5
Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаковые.
0,46
ФО

30
3.6
Важнейшие сельскохозяйственные растения.
0,46
Тестирование



Раздел IV. Природные сообщества. 3часа



31
4.1
Основные экологические факторы Характеристика основных экологических групп растений.
0,46
ФО

32
4.2
Смена растительных сообществ.
0,46
ФО

33
4.3
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.
0,46
ФО



Раздел V. Развитие растительного мира. 1 час

34
5.1
Основные этапы развития растительного мира.
0,46
ФО



Раздел VI. Повторение и обобщение. 1 час

35
6.4
Зачет № 4
0,46
Тестирование

Список используемой литературы.
Программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 59 классы.» - М.: Дрофа, 2012.),
Заголовок 5
X

x