Всего представлено работ: 244231

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Скорина Ольга Витальевна

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык", вариант1

скачать документ

Вернуться назад
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №7 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ»


Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Школа №7
для обучающихся с ОВЗ»

__________ Тимербаева Е.В. ___________ Никитина О.Н.






Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
4 класс
(1 вариант)



Составитель:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Скорина Ольга Витальевна









2017г.
г.Березники

Структура документа

1. Нормативно-правовая база
Особенности ФГОС ОО С УО
Планируемые результаты
Характеристика базовых учебных действий
Пояснительная записка
Цели и задачи
Содержание
Учебно-тематический план
Требования к уровню достижений (минимальный и достаточный)
Мониторинг уровня достижений
Оценка предметных достижений
Особенности класса
Формы организации деятельности
Формы контроля
Материально-технические условия реализации АООП
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида Министерства образования РФ, на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2010 г. Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации, 7-е издание, Москва, «Просвещение», 2010 год. Рабочая программа обеспечена УМК, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 26.01.2017г. № 15 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2017-2018 учебном году».

1. Нормативно-правовая база.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2014 г.
Нормативно-методические документы Министерства образования и науки РФ и другие нормативно-правовые акты в области образования
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Устав общеобразовательной организации
АООП МБОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»

2. Особенности ФГОС ОО с УО
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлена двумя вариантами программ – 1 и 2.
Вариант 1 АООП ориентирован на обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 – на обучающихся с умеренной, тяжёлой или глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Вариант 1 может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. ОО должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с УО (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
Определение варианта АООП ОО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учётом ИПР (при её наличии), и в порядке, установленным законодательством РФ.
На основе стандарта создана АООП ОО, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью, в пролонгированные сроки.
АООП включает образовательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношения частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП и составляет не менее 70% и не более 30%.
В структуре образования во всех вариантах ФГОС ОО с УО выделяется семь  основных областей образования:
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Человек и общество
Искусство
Технология
Физическая культура
Каждая содержательная область образования представлена личностными и предметными результатами.


3. Планируемые результаты
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС ОО с УО, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введение обучающихся с УО в культуру, овладения ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки.

осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости понимания и сопереживания чувствам других людей;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфические для каждой предметной области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью, не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматривается как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет 2 уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по АООП ОО . В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или на вариант 4 АООП ОО.
4. Характеристика базовых учебных действий
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель
·ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель
·класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; применять вычислительные навыки; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
5. Пояснительная записка
Цели данного учебного курса:
- формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний;
- использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Задачи учебного курса:
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
- формировать интереса к родному языку.
Содержание образовательной программы
Всего 136 часов (4 часа в неделю)

Разделы
Кол-во час.

1
Повторение «Предложение»
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Связь слов в предложении.
6

2
Звуки и буквы
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё,ю,я,и.  
 Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча,ща,чу,щу.
   Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.    
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водб  вуды) или подбора по образцу родственных слов (водб  вудный).
51

3
Слово
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.    
Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами. 
   Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
41

4
Предложение
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о  ком  или о чем  говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
28

5
Повторение
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением изученных правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
10

Требования к уровню достижений учащихся
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» на конец обучения в младших классах:
Минимальный уровень:
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия,
признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текст, включающие слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце пред-ложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.


Фамилия и имя ученика
Дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (предмет, действие, признак)
Составление и распространение предложений, установление связи между словами
Анализ слов по звуковому составу (дифференциация звуков)
Списывание с рукописного и печатного текста
Письмо под диктовку
Работа с текстом
Средний балл
Уровень



1п
2п
1п
2п
1п
2п
1п
2п
1п
2п
1п
2п
1п
2п
1п
2п

1


















2


















3


















4


















5


















6


















7


















8


















9


















10


















Бальная система оценивания
0 – умение (навык) не сформирован
1 – умение (навык) сформирован частично
2 - умение (навык) сформирован полностью
Уровень освоения предметных результатов
0,4 и менее - крайне низкий (Н)
0,5 - 1,2 – минимальный (М)
1,3 – 2,0 - достаточный (Д)


Мониторинг уровня достижений учащихся 4 класса по учебному предмету «Русский язык»

6. Оценка предметных достижений
Оценка достижений обучающихся с УО предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающихся с УО необходимо, чтобы бальная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. Основными критериями оценки планируемых результатов являются: соответствие - несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надёжность). По критерию прочности оцениваются:
«удовлетворительно» (зачёт) - если верно выполнено от 35% до 50% заданий;
«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
«очень хорошо» (отлично) - свыше 65% заданий
При этом используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале.
Знания, умения и навыки учащихся по русскому языку оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных работ:
«5» – работа выполнена без ошибок, понимает материал, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» - 1 – 3 ошибки, допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, делает некоторые ошибки в речи, при работе с текстом или разборе предложений допускает 1 – 2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» - 4 – 5 ошибок, ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» - 6 – 8 ошибок, ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл, в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь.

Оценка письменных работ
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 3 классе списывания и диктанты.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 - 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ:
I класс 8-10 слов;
II класс в начале учебного года 10 -12 слов, к концу года 16 - 18 слов;
III класс 20-25 слов;
IV класс 30-35 слов.
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Диктанты
«5» работа выполнена без ошибок;
«4» 1 -3 ошибки;
«3» 4 - 5 ошибок;
«2» 6 - 8 ошибок;

Грамматические задания
«5» безошибочное выполнение всех заданий;
«4 правильно выполнено не менее 3\4 задания;
«3» правильно выполнено не менее 1\2 задания;
«2» не выполнено большинство грамматических заданий.

Контрольные списывания
«5» нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;
«4» 1 ошибка и одно исправление;
«3» 2 ошибки и одно исправление;
«2» 3 ошибки и 1 - 2 исправления.

7.Особенности класса
В классе 10 человек с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Все усвоили программу 3 класса VIII вида и перешли в 4 класс. 45% учащихся усвоили программу 3 класса на 4 и 5.
В данном классе у 2 учеников наблюдаются невротические расстройства, один из них инвалид - Золотова Алиса. 2 человека (Золотова Алиса, Перминов Тимур) читают ниже нормы, данные учащиеся пишут под диктовку с логопедом. В классе у 6 человек - снижение зрения, 2 человека имеют сколиоз и у 5 учеников – нарушение осанки. Уровень усвоения программного материала низкий.

8.Формы организации деятельности
Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:
- групповая (взаимные вопросы и задания групп)
- парная, индивидуальная деятельность;
- игровая деятельность;
- практическая
- проблемно-поисковая
- самостоятельная работа



9.Формы контроля
Специфические для образовательной области «Русский язык и речевая практика» формы организации деятельности обучающихся:
1.Текущий контроль:
устный опрос,
диктант,
списывание;
2. Промежуточный контроль:
самостоятельная работа,
практическая работа;
3.Итоговый контроль:
контрольный диктант,
тест.

10. Материально-технические условия реализации АООП

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Русский язык»
УМК, включающие учебники и рабочие тетради на печатной основе:
А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. «Русский язык», Москва, «Просвещение», Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2014.
А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс (в 2 частях). Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М. «Просвещение», 2014.
Программно-методическое обеспечение:
методические рекомендации для учителя по отдельным разделам учебных предметов;
Печатные пособия:
наборы картинной азбуки;
наборы предметных картинок; картинное лото;
наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
различные виды словарей;
репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;
Учебно-практическое оборудование:
комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука, образцы начертания рукописных букв);
опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;
схемы (звукобуквенного разбора слова, разбора слов по составу);
дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.)
Технические средства обучения:
классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;
CD/DVD – проигрыватели;
телевизор;
аудио видеомагнитофон;
компьютер с программным обеспечением;
слайд-проектор;
мультимедиапроектор;
магнитная доска;
экран

Литература для учителя
Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1 – 4 классы, под
редакцией В. В. Воронковой Москва «Просвещение» 2010г.
Воронкова В.В. “Обучение грамоте и правописание в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида”. 2008 г.
Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, «Союз»,2007г.
Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва, «Просвещение»2006г.
М.Г.Ракитина. Тесты. Русский язык. Москва, «Айрис - Пресс» 2006 г.
О.И.Дмитриева. Поурочные планы по русскому языку. 2 класс. Москва, «Вако». 2006 г
Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1– 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.
Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах
вспомогательной школы». – М., 2008.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». –
М.,2010.
13. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 0-4 классы/под ред. к.п.н., профессора И.М. Бгажноковой. - М.:
Просвещение, 2011.

Русский язык, 4 класс
136 часов (4 часа в неделю)

№ п/п
Тема урока
Кол.
часов
Дата
Стр.
Номер стр. рабочей тетради
Словарь
Повторение
Содержание урока

I
1-2
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ПОВТОРЕНИЕ.
Предложения. Определение границ предложения.



6

2




с. 3



1 ч.
5







Предложение - единица речи.
Составление простого предложения по вопросам, по картинке на заданную тему. Деление текста на предложения, составление и запись предложений



3-4
Составление предложений и слов, данных в начальной форме
2

с.8-9


6
Считать, Решать
Изменение слов по вопросам косвенных падежей
Изменение слов по падежам, запись словосочетаний с выделением окончаний в словах.


5-6

Составление предложений по схеме и опорным словам
2


С.10-12



Синоним



Замена повторяющихся слов синонимами.

II


7




ЗВУКИ И БУКВЫ.
АЛФАВИТ.

Алфавит.
Упражнения в записи слов в алфавитном порядке.


5


1








С.16-19






9



Алфавит
Словарь





Гласные, согласные






Повторение алфавита, запись слов в алфавитном порядке, определение количества звуков и букв.

8



Согласные и гласные звуки и буквы.


1




С.20-21



10
Пшеница


Твердые мягкие, звонкие глухие согласные

Характеристика звуков. Сравнение и сопоставление пар слов.

9

Закрепление изученного материала.

1



С.22


11-12










10-11
Диктант. Работа над ошибками.


2








III




12
МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука

4



1







С.23-24






13




Корабль




Обозначение мягкости согласных на письме.





Сравнение пар слов. Определение количества звуков и букв.

13
Упражнения в написании слов с «ь» в середине и на конце слова.
1

С.25-26

14

Изученные орфограммы
Подбор антонимов, сравнение значений слов. Запись предложений по вопросам.

14
Упражнения в написании слов с «ь».

1



С.27-29



15
Театр, человек


Написание слов с «ь».


Порядок предложений в
тексте.


15
Закрепление изученного материала
1


С.30-31


15




Картинный диктант


IV


16



РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

Разделительный мягкий знак в словах



5


1







С.32-33






16




Цыпленок





Согласные и гласные звуки и буквы.





Роль разделительного мягкого знака. Сравнение пар слов. Запись пословиц с комментированием.


17

Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком.

1




С.34-39





17-18
Деревня
Здоровье


Правописание имен собственных.


Работа с деформированным текстом. Запись ответов на вопросы.


18
Перенос слов с разделительным мягким знаком




1



С.40-42



19
Аптека


Правила переноса


Упражнения в переносе слов. Дописывание предложений по смыслу.


19-20
Закрепление изученного материала


2


С.43-44


20




Описание воробья по картинке, выборочный диктант.

V


21
ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ
ШИПЯЩИХ

Правописание гласных после шипящих




4


1




С.44-45



21



Земляника,
малина,
ягода



Шипящие согласные



Упражнения в написании сочетаний с шипящими. Работа с деформированным текстом.


22
Упражнения в написании слов с гласными после шипящих.





1




С.46-48




22
Экскурсия



Все изученные орфограммы



Составление, запись предложений.



23-24
Закрепление изученного материала.




2



С.49-50



23




Гласные после шипящих.



Составление, запись предложений.





VI




25





ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

Парные: звонкие и глухие согласные. Их произношение и написание на конце слова









7




1









С.52-53








25-26





Берег








Парные согласные







Наблюдение над произношением и записью слов. Подбор проверочных слов по образцу.



26
Проверка парных согласных на конце и в середине слова.

1

С.61






29
Обед
Словарные слова, парные согласные
Объяснение правописания слов с парными согласными. Запись предложений с подбором проверочных слов.


27-28
Контрольный диктант.
Работа над ошибками

2
















Анализ ошибок.






29
Упражнения в правописании слов с парными согласными на конце и в середине слова

1





С.62-70






30
Автобус
Билет
Ястреб


Проверка парных согласных




Объяснение правописания слов.




30-31
Закрепление по изученной теме

2



С.71-75



31
Вдруг


Парные звонкие и глухие согласные.

Составление рассказа по опорным словам, по началу и концу рассказа.


VII



32



УДАРНЫЕ И
БЕЗУДАРНЫЕ
ГЛАСНЫЕ

Ударение. Роль ударения в слове.


4



1








С.75







32





Магазин







Ударение.






Выделение ударного звука. Наблюдение над подвижностью ударения в словах.

33
Постановка ударения в словарных словах


1




С.76-79




33-34




Гласные.



Составление предложений и словосочетаний.


34
Ударные и безударные гласные


1




С.80-81




35




Сложные словарные слова.




Упражнения в постановке ударения в словах. Выборочное списывание.

35
Упражнения в постановке ударения.
1


С.81-82

36
Фабрика
Костюм
Ударные и безударные гласные.
Словарный диктант. Индивидуальные карточки.

VIII




36


ПРАВОПИСАНИЕ
БЕЗУДАРНЫХ
ГЛАСНЫХ

Наблюдение за единообразным написанием ударных и безударных гласных.

10



1








С.82-83







37












Постановка ударения







Изменение слов по числам. Выделение ударных и безударных гласных.


37
Упражнения в написании слов с ударными и безударными гласными.

1




С.84-84




Иней



Ударение


Составление и запись предложений.


38-39
Правила проверки
безударных гласных.


2



С.86-87









Безударные гласные




Изменение слов по числам..





40-41
Упражнения в проверке безударных гласных

2



С.88-91



38
Шофер


Безударные гласные

Выборочное списывание. Дополнение предложений.


42-43
Упражнения в написании слов с безударными гласными

2




С.93-96




Завтрак
Полотенце
Проверка безударных гласных
Определение слов с ударными и безударными гласными.



44-45
Закрепление изученного материала.
2

С.97-98


Проверка безударных гласных
Выборочное списывание. Составление рассказа по опорным словам.

IX



46-47



НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ
БЕЗУДАРНЫЕ
ГЛАСНЫЕ

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными

12



2








С.99







39





Вагон
Вокзал






Ударение в слове, словарные слова.






Дописывание предложений. Словарный диктант.



48
Дифференциация изученных орфограмм


1




С.100




40 42
Автомобиль
Трамвай
Метро

Безударные гласные



Письменные ответы на вопросы. Написание слов с пропущенными буквам и.


49-50
Упражнения в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными.

2




С.101-103




43
Спасибо
Трактор


Изученные орфограммы



Подбор примеров на изученные правила. Подбор проверочных слов.


51-52
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.

2













Анализ ошибок.


53
Обучение написанию письма и поздравительной открытки.

1




С.104








Словарные слова.



Составление поздравления, подписывание открытки.



54
Упражнения в правописании безударных гласных.

1



С.105-107



44-46
Комбайн


Проверка безударных гласных.

Запись слов с безударными гласными.

55
Работа с
деформированным
текстом.

1













Словарные слова.



Подбор проверочных слов, ответы на вопросы.


56-57
Закрепление правописания слов на изученные правила.

2

С.108-109

Экскурсия

Изученные орфограммы




X



58

СЛОВО. НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ, ДЕЙСТВИЙ И ПРИЗНАКОВ.


Слова, обозначающие предметы.

20




1







С.113-114

2 ч.










Безударные гласные.






Выборочное списывание.

59-60
Изменение по числам.



2


С.115



4


Составление, запись и разбор предложений.



61-62
Изменение слов - предметов по вопросам

2


С.116-117


5


Составление словосочетаний и предложений со словарными словами.


63
Замена слов, близкими по смыслу.

1


С.118-120

6-7
Портрет,
квартира,
телефон.

Словарные слова.

Подбор родственник слов, синонимов.


64-65
Слова, обозначающие действия предметов.

2


С.121-122


8
Синонимы.


Составление, дополнение
предложений.


66-67
Изменение слов, обозначающих действие, по временам.

2


С.123


9


Подбор синонимов, антонимов.


68
Подбор слов близких и противоположных по смыслу.

1


С.124


10


Выборочное списывание.


69-70
Выделение из текста слов, обозначающих предметы и действия предметов.

2


С.125-126

11
Телевизор


Выделение основы предложения.


71-72
Слова, обозначающие признаки предметов.


2


c.128-131

12
Огромный

Предмет, действие предмета

Ответы на вопросы, выделение слов, обозначающих признак предмета.


73-74
Изменение слов, обозначающих признаки по вопросам.

2


с.132-135


13-14

Безударные гласные, парные согласные

Изменение прилагательных по вопросам к существительным.


75
Выделение в предложении слов, обозначающих предмет, действие и признак предмета.


1


с.136-142


15

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.

Составление и разбор
словосочетаний,
предложений.


76-77
Закрепление изученного материала.

2


с.143



Имя собственное.

Выборочное списывание.


XI
78
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ.
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных.

5
1

с.144-145


16
Фамилия

Имена собственные.

Выделение имен собственных. Упражнения в написании имен собственных.


79
Большая буква в названии городов, деревень, сел, улиц.
1


с.146-147


17


Сравнение нарицательных и собственных имен.


80
Правописание слов, обозначающих название морей, рек, озер, гор.

1


с.148-152


18

Слова, обозначающие предметы, признаки.

Выделение предлогов в предложении.


81-82
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.

2







XII
83
ПРЕДЛОГИ.
Роль предлогов в предложении.

4
1


С.153-154


19
Лестница

Дополнение предложения с использованием предлогов.

84
Правописание предлогов со словами.
1

С.155-156

19




85
Предлоги без, под, над, около, перед, до, их употребление со словами.
1



С.158-159



20








Изменение слов по смыслу. Дополнение предложений.


86
Упражнения в раздельном написании предлогов со словами.

1




С. 161-163




21
Минута.



Безударные гласные, парные согласные.


Составление предложений, выписывание предлогов парами.


XIII

87
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК.
Слова с разделительным твердым знаком.

4

1





С.164




22









Предлоги








88
Упражнения в написании слов с разделительным твердым знаком

1




С.165-166




22






Выделение слов с разделительным твердым знаком в предложении.

89-90
Закрепление изученного материала


2




23






91
РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА Понятие о родственных словах.

8
1



С.166-167


24

Лягушка
Ящерица


Слова с
разделительным твердым знаком.


Подбор, выделение родственных слов, выделение корня в словах.


92
Выделение родственных слов в тексте.

1


С.168-169


24
Русский

Звонкие и глухие согласные, гласные после шипящих.

Выделение корня в родственных словах


93-94
Упражнения в правописании однокоренных слов.

2


С.170-176


25
Мешок

Предлоги.

Подбор родственных слов разных частей речи.
Составление предложений.


95-96
Диктант. Работа над ошибками.

2




26




97-98
Закрепление изученного материала

2


С.184-185


27-29

Парные согласные, безударные гласные.




XX
99
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Закрепление правил написания предложения.


13
1




С.186-192



30


Машина



Точка в конце предложения.

Работа с деформированным
текстом. Составление предложений.

100-101
Работа с
деформированным
текстом.

2




С.194-195




32
Вагон, вокзал.



Звукобуквенный анализ слова.


Подбор синонимов.
Составление предложений по картинке.


102
Изменение слов в предложении по смыслу.
1


С.196-198


36


Проверка безударных гласных.
Составление рассказа
«На вокзале»

103
Повторение и закрепление о предложении.
1

С.198-200



Определение границ предложения. Работа с синонимами, антонимами.

104
Распространение предложений.

1



С.201-203



33
Лягушка.


Ударение в словах


Составление предложений, их распространение по вопросам.

105
Установление связи между словами в предложении по смыслу, по вопросам.

1





С.204-205



34- 35




Родственные слова.



Составление предложений из данных слов. Выделение словосочетаний из предложений.

106-107
Виды предложений: повествовательное, вопросительное, восклицательное.
2



С.206-208



36-37
Ящерица,
полотенце.

Парные согласные.
Перенос слов.

Выразительное чтение составленных предложений


108-109
Знаки препинания в конце предложения.
2


С.209-210


38-39










110
Восклицательный знак.
Восклицательное
предложение
1



С.211-220



40




Виды предложений по цели высказываний.

Выразительное чтение предложений.


111
Вопросительное предложение

1




















XXI


112-113


ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Определение подлежащего в предложении.


15


2







С.220-221






41



Театр






Слова, обозначающие предметы.





Распространение предложений



114-115
Определение сказуемого в предложении
2

С.222-223

41
Костюм
Слова, обозначающие действия предметов.
Разбор предложений

116-117
Главные члены предложения: подлежащие

2



С.224-229



42
Все изученные словарные слова
Подлежащее, сказуемое.


Выделение главных членов в предложении. Распространение предложений.

118-119
Второстепенные члены предложения.

2



С.230-231





Слова, обозначающие признаки предметов.






120-121
Упражнения в определении главных и второстепенных членов предложений.

2




С.232




43

Разделительный мягкий знак.


Разбор предложений.




122
Связная письменная речь

1


С.233

44-45

Изученные правила


Составление
рассказа,
озаглавливание



123-124
Текст. Работа с
деформированным
текстом.

2




С.235





Знаки препинания в конце предложения


Озаглавливание теста.




125-126
Годовая контрольная работа. Работа над ошибками.

2















XX
127-128
ПОВТОРЕНИЕ ЗА ГОД
Парные согласные в словах

10
2


С.236-237



48

Парные согласные



Правила проверки слов с парными согласными.





129-130
Безударные гласные в словах.
2


С.238-239


47

Гласные буквы.

Правила проверки слов с безударными гласными

131-132
Предлоги

2


С.240-245

52

Предлоги
Составление словосочетаний и предложения с предлогами

133-134
Слово

2


С.245-251

53-54

Слова, обозначающие предметы, признаки, действия
Составление и разбор
словосочетаний,
предложений.


135-136
Повторение изученных
орфограмм
2

С.252-269

46, 50

Подлежащие, сказуемое
Разбор предложений











X

x