Всего представлено работ: 244057

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Гумерова Ирина Николаевна

"Музыкальный фольклор - как одно из средств нравственно-эстетического воспитания дошкольников"

скачать документ

Вернуться назад

«Музыкальный фольклор – как одно из средств нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Ребенок приходит в мир... Взрослые должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками, со взрослыми. Раннее и дошкольное детство - это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития. Воспитание на материале подлинного народного искусства даёт детям возможность познать богатство родной культуры, красоту языка, своеобразие народной мелодики. Но мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это клад мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что наши истоки. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений. Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери, веселое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления мы стараемся   закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, пляски, попевки.Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков. Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый традиционный музыкальный фольклор.Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительно самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального фольклора— песни, эпические сказания (например, русские былины, якутские олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи-причитания).В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: "Сорока-ворона, кашу варила…"; "Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…". У хорошей няньки было много способов утешить и развлечь ребенка. Подрастая, ребенок постепенно входил в многообразный мир детских игр. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, по смыслу разные, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (мальчик-пальчик, ел-пел, наша-Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого их них. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: "Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!.."; "Чики, чики, чикалочки..."; "Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу". Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние — пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.Наряду с песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского чтения уже давно вошли отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошьих песен — это золотой фонд, любовно сохраненный предшествующими поколениями. Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от "водички", умывающей "личико", до весны — "весны красной, весны ясной" или птиц, несущих из-за моря "ключи весенние"); богатством стихотворных форм, размеров (от четких, точных рифм — "Наша Маша...", "Ладушки...", "Огуре-чик..." — до белого стиха — "Солнышко катилось ко западу...", "Ты трава ли моя, травушка..."); интонацией (от ласковой лирической — "Потягунушки, потягунушки..." — до юмористической — "Ты умница, разумница...").В процессе музыкально-эстетического воспитания осуществляется ряд важнейших задач. Одна из наиболее важных - развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. По словам К.Д.Ушинского: «Музыка может несколько отдельных чувств слить в одно сильное чувство. И несколько сердец - в одно сильно чувствующее сердце». Мы наблюдаем за детьми во время слушания музыки, пения и убеждаемся, как часто меняются их мимика, поза, движения. Ребёнок может ошибиться в определении общего настроения, вернее, не найти нужных слов для его обозначения, но всё его поведение говорит о том, насколько он захвачен произведением и хочет выразить свои чувства. И мы помогаем ребёнку найти нужные слова. Используем беседу, вопросы, сравнения и аналогии. Обучение строится на высокохудожественных произведениях искусства: живописи, музыки, литературы.
X

x