Всего представлено работ: 244092

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Нестерова Светлана Александровна

Депривация детской игры как риск современного дошкольного детства

скачать документ

Вернуться назад

«Депривация детской игры как риск современного дошкольного детства».Нестерова Светлана Александровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Синеглазка»(МАДОУ «Синеглазка») ЯНАО г. Ноябрьск воспитательИнновационный характер федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) заключается в его идеологических установках, одна из которых определяет реализацию основной образовательной программы дошкольного образования в трех формах работы с детьми: 1) игра; 2) познавательно‐исследовательская деятельность; 3) творческая активность, обеспечивающая художественно‐эстетическое развитие ребенка. Сегодня, в соответствии с темой нашего мероприятия, мы остановимся на первой форме - игре.Изменения в системе дошкольного образования должны происходить крайне осторожно, с позиций консерватизма, с опорой на традиционные культурные ценности, приобщение к которым происходит в детских видах деятельности, в том числе и в игре. Идеология федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), направленная на сохранение самоценности дошкольного детства,выражается в следующих формулах:• детство ради детства;• от диагностики отбора к диагностике развития;• поддержка разнообразия детства;• школа готовится и адаптируется к ребенку;• социализация и индивидуализация развития;• готовность к развитию;• развиваться, развиваться и развиваться;• занятие есть «занимательное дело»;• образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности;• приоритет совместной партнерской деятельности взрослого с детьми;• нацеленность на создание условий социальной ситуации развития ребенка;• вариативность форм, методов, технологий работы с детьми и др.Таким образом, новое понимание детства связано с субъектной позицией ребенка, которая характеризуется проявлением любознательности, инициативы, самостоятельности, творческой активности как целевых ориентиров или векторов развития. Чтобы реализовать тезис «дошкольник должен оставаться любознательным почемучкой», необходимо обогащать эмоциональную сферу детей, которая влияет на формирование мотиваций, потребностей и определяет динамику их интеллектуального развития.Один из рисков современного дошкольного детства состоит в сокращении, редуцировании типично детских видов деятельности, таких как игра, рисование, конструирование, восприятие драматических произведений и пр. Это, в свою очередь, снижает потенциальный уровень развития ребенка, обедняет его, не способствует формированию играющего детского сообщества, социальных умений и навыков, которые в идеологии ФГОС ДО являются составляющими понятия «готовность к развитию». В итоге остаются виды деятельности, не имеющие решающего значения для развития ребенка дошкольного возраста, препятствующие возникновению психических и личностных новообразований. Это приводит к доминированию акселерации развития – подхода, который как движение возник в 60‐е годы прошлого века. Он ориентирован на ускорение темпа развития ребенка, обогащение предметной составляющей в угоду амбициозным запросам родителей и педагогов, что способствует появлению признаков проблемы раннего обучения детей (невротические, психосоматические симптомы и др.). ФГОС ДО предусматривает построение воспитательно‐ образовательного процесса на основе другого подхода – амплификации развития,предусматривающей обогащение эмоциональной сферы детей посредством вариативных форм работы (игра, опыты, коллекционирование), направленных на поддержку инициативы и разнообразия дошкольного детства. С учетом вызовов и рисков современной социокультурной ситуации оформилась тенденция к «школяризации» дошкольного детства. Это приводит к отрицанию ценности самого периода детства, унифицирует его, ориентирует педагогов на жесткость и предметность построения образовательного процесса с целью подготовить ребенка к депривации.Депривация – это лишение человека чего-то сущностно ему необходимого, обязательно влекущее за собой некое искажение (разрушение, опустошение) жизни данного человека.Причины депривации детской игры:• Отсутствие понимания взрослыми, родителями, политиками важности игры в детском возрасте. В большинстве случаев она противопоставляется занятиям и труду.• Сокращается безопасное пространство игры. Дети все время находятся под контролем взрослых, практически не играют во дворе.• Современные игрушки препятствуют развитию детской игры. В большинстве случаев игрушки служат только для развлечения и привлечения внимания.• Приоритет и доминирование в воспитательно ‐ образовательном процессе занятий как дидактической формы учебной деятельности. Занятия с дошкольниками являются очень важными, их результаты всегда очевидны. А в игре, наоборот, результаты не видны. Поэтому многими родителями игра воспринимается как бесполезное время препровождение для ребенка.• Деятельность детей имеет жесткое программное время. У современных детей мало времени для игры. Подготовка ребенка к школе остается основным занятием.• Технологизация детской игры: компьютерные игры, мультфильмы и пр. Данная деятельность является пассивной и тормозит развитие ребенка, формирует зависимость от постоянного притока внешней сенсорной стимуляции.Дошкольникам не хватает общения со взрослыми и с другими детьми. Развитию детской игры в ДОУ способствует привлечение родителей, работа с которыми должна носить характер сотрудничества и просвещения. Важно учитывать, что в процессе игровой деятельности дети часто ориентируются на активного или «продвинутого» сверстника, который берет на себя роль взрослого, руководит действиями, организует игровое пространство, что способствует созданию обучающегося детского сообщества. Например, у детей 3-4 лет еще не сформировано личностное отношение к другому, поэтому сверстника они воспринимают как объект, который надо исследовать (дергать, трогать, толкать). В этом возрасте дети очень привязаны к предметам, игрушкам, но это не есть проявление жадности. Для ребенка младшего дошкольного возраста в иерархии потребностей на первом месте стоит игрушка, а затем партнер. Через игрушку он строит игру и взаимодействие с партнером, являющимся для него конкурентом, объектом для сравнения («у него игрушка лучше, чем моя»). Здесь важна руководящая роль взрослого, который должен способствовать развитию у детей сочувствия, уважения, поддержки, учить мириться, договариваться, обмениваться, давать образцы правильного поведения.Для реализации ФГОС ДО при построении воспитательно‐образовательного процесса в дошкольной организации важно ответить на вопрос: игра должна быть спонтанной или ее надо направлять? Ответ заключается в следующем. Выделяются две стратегии развития детей: • зона ближайшего развития – условия создает взрослый, ему принадлежит главная роль, он действует с детьми, знакомит с играми, направляет их развитие; • зона вариативного развития – взрослый создает условия и оказывает на детей опосредованное воздействие через «продвинутого» сверстника, с которым они включаются в совместную деятельность, общаются и учатся друг у друга. В данном случае игра выступает в качестве школы неопределенности, спонтанности, непредсказуемости, свободы, но требует ответственности.Таким образом, в настоящий момент в условиях современной социокультурной ситуации изменяются формы детской игры, ее предметность, ценностное содержание. В детском сообществе возникают другие игры, которые на первый взгляд таковыми не являются. Но перед нами игра, поэтому нельзя сказать – неиграющий ребенок. Взрослому важно понять, во что он играет, какой смысл вкладывает в игровые действия. С учетом новых феноменов дошкольного детства мы должны сохранить основы детской игры – воображаемую ситуацию развития, игровые смыслы, сюжеты.
X

x