Всего представлено работ: 242006

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Кабатаева Анжела Дагировна

«Здоровьесберегающие технологии при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста».

скачать документ

Вернуться назад

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольниковАктуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.  Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.Цель здоровье сберегающей технологии:обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в дошкольных учреждениях учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:приобщение детей к физической культуреиспользование развивающих форм оздоровительной работы.Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:Технологии сохранения и стимулирования здоровья.динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)подвижные и спортивные игрыконтрастная дорожка, тренажерыТехнологии обучения здоровому образу жизни.утренняя гимнастикафизкультурные занятиябассейнточечный массажспортивные развлечения, праздникиДень здоровьяситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)Технологии музыкального воздействия.музыкотерапиясказкотерапиябиблиотерапия4.Технология коррекции поведения.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:Стретчинг – 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.Динамическая гимнастика (бодрящая)– ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам..Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Технология музыкального воздействияТехнологии музыкального воздействия – используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.Технологии воздействия цветом – правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.         4.Технология коррекции поведения.Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью.Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное  развитие.Для создания педагогических  условий здоровье сберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культуротворчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога – психолога, воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.Валеологические песенки-распевки.С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй!" М.Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например:Доброе утро!Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)Будет веселее. (хлопают в ладоши)Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")Как в саду цветочки!Разотрем ладошки (движения по тексту)Сильнее, сильнее!А теперь похлопаемСмелее, смелее!Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)Улыбнемся снова,Будьте все здоровы!Дыхательная гимнастика.Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Например:"Машина"(обучение постепенному выдоху воздуха)И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р" . Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании."Цветок".(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу."Собачка"(закаливание зева)И.П . - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)Артикуляционная гимнастика.Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например:"Жаба Квака"(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)Сладко-сладко позевала. (дети зевают)Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)Да водички поглатала.На кувшинку села,Песенку запела:"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)Квэ-э-э-!Ква-а-а-а!Жизнь у Кваки хороша!Оздоровительные и фонопедические упражнения.Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:"Динозаврик"Четыре динозаврика, ура, ура, ура!Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!И мы все время заняты, нам некогда грустить!Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"Игровой массаж.Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Например:1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.Пальчиковые игры.Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:"Кошка"Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)С такими усами! (показывают "длинные усы")С такими глазами! (показывают "большие глаза")Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)Речевые игры.Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:"Дождь"Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)А скорее догоняй! (убегают от "дождика")Музыкотерапия.Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.Музыка для встречи детей и их свободной деятельностиКлассика:И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".И.С.Бах. "Шутка".И.Брамс. "Вальс".А.Вивальди "Времена года"Й.Гайдн. "Серенада"Д.Кабалевский "Клоуны"Д.Кабалевский "Петя и волк"В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"В.А.Моцарт "Турецкое рондо"И.Штраус "Полька "Трик-трак"Детские песни:"Антошка" В.Шаинский"Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин"Будьте добры" А.Санин"Веселые путешественники" М.Старокадомский"Все мы делим пополам" В.Шаинский"Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин"Если добрый ты" Б.Савельев"Лучики надежды и добра" Е.Войтенко"Настоящий друг" Б.Савельев"Песенка о волшебниках" Г.ГладковМузыка для пробуждения после дневного снаЛ.Боккерини "Менуэт"Э.Григ "Утро"А.Дворжак "Славянский танец"Лютневая музыка XVII векаФ.Лист "Утешения"Ф.Мендельсон "Песня без слов"В.Моцарт "Сонаты"М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"К.Сен-Санс "Аквариум"Музыка для релаксацииТ.Альбиони "Адажио"И.С.Бах "Ария из сюиты №3"Л.Бетховен "Лунная соната"К.Глюк "Мелодия"Э.Григ "Песня Сольвейг"К.Дебюсси "Лунный свет"КолыбельныеН.Римский-Корсаков "Море"Г.Свиридов "Романс"К.Сен-Санс "Лебедь"Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.
X

x