Всего представлено работ: 244097

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Богатова Светлана Михайловна

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ

скачать документ

Вернуться назад
УДК 372.24
© Косенкова С.В.,
© Богатова С.М.,
© Филина А.А., 2017

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ


В статье раскрывается смысл работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников: помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности; обозначаются формы и методы работы.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, дети дошкольного возраста, гражданская ответственность.

Проблема патриотического воспитания считается одной из значимых проблем жизнедеятельности страны, общества, личности на протяжении всей истории человечества. На сегодняшний день патриотическое воспитание играет огромную роль в объединение сил не только национальных, но и многонациональных объединений.
Проблема патриотизма рассматривалась в трудах ученых: С.Л. Рубинштейна, Г.В. Плеханова, Н.А. Бердяева, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Н.А. Добролюбова, Н.К. Крупской, К.Д. Ушинского, Е.Н. Водовозовой, Л.Н. Толстой, В.П. Острогорский.
Н.А. Добролюбов показал динамику развития патриотизма детей с момента его зарождения до проявления в деятельности.
Главной задачей, по патриотическому воспитанию в дошкольном возрасте можно считать «обретение родины». Однако необходимо помнить, что если воспитатель не является патриотом своей Родины, то он не сможет пробудить в ребенке любовь к малой Родине.
В ФГОС дошкольного образования отмечено, что «необходимо создание условий для становления основ патриотического сознания детей».[3, с. 16].
По утверждению Е. К. Ревиной, «детей нужно учить искренне, уважать флаг, герб родной страны, а также почитать и уважать традиции и ценности своей Родины». Автор видел необходимость с раннего детства формировать у детей правильные представления о нравственных ценностях. По мнению автора, «патриотизм включает в себя: - уважительное отношение к Родине; - чувство привязанности в родном краю; - отстаивание достоинства и чести перед Родиной; - сохранение верности и осознание долга перед Родиной; - гордость за свое Отечество, за свой народ; - уважительное отношение к историческому прошлому своего Отечества». [2, с. 27].
Не следует формировать у ребенка потребительское отношение к своей стране, которое выражается зачастую в представлении о том, что Родину нужно любить за некие социальные возможности и блага. Необходимым условием патриотического воспитания в современных условиях должен стать его исключительно комплексный, системный характер. Пронизывая все виды деятельности дошкольника, оно должно осуществляться в повседневной жизни ребенка.
Сущность патриотического воспитания заключается в том, чтобы пробудить и воспитать в детской душе любовь к родной природе, к истории и культуре страны. Дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир эмоционально, поэтому патриотические чувства к родной стране и родному краю у детей проявляются в чувстве восхищения своей малой Родиной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным краем.
У детей старшего дошкольного возраста чувства становятся устойчивыми, приобретают большую глубину. Формируются высшие чувства - моральные, эстетические, познавательные, нравственные. Так, у старших дошкольников появляется сострадание, сочувствие, толерантность, забота о близких людях, чувство долга.
В МБДОУ №42 г. Арзамас в работе дошкольниками по патриотическому воспитанию мы используем интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.
Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного города, воспитание уважения к его традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности осуществляется в ходе решение следующих задач:
- сформировать у детей чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края;
- спроектировать культурно – образовательную среду в ДОУ;
- сотрудничество с родителями воспитанников по организации и проведению мероприятий различного рода, направленных на формирование патриотических чувств у детей.
Обучающий процесс организуем так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. В процессе занятий нами упор делаем на наглядно-действенное и наглядно-образное восприятие ребенком окружающего мира
Мы убеждены, что активный характер патриотизма, проявляется в практической деятельности. П.П. Блонский считал, что отсутствие деятельностной, плодотворной любви к Отечеству, проявляющейся в повседневных делах, составляет главное препятствие для прогресса в России. «Уже достаточно общей стала фраза, что мы прекрасно умеем умирать за Россию, но умеем ли мы жить для нее? Мы, может быть, необычайно способны к любви, и любим мы сильно и глубоко, но умеем ли мы любить, умеем ли мы воплощать порывы нашего сердца и проявлять активно нашу любовь так, чтобы она согревала и оживляла тех, кого мы любим?»[1].
Поскольку деятельность человека, его желания и силы не могут простираться одинаково на весь мир, мы ограничили круг нашей деятельности с детьми дошкольного возраста. Так как наш детский сад расположен вблизи реки Теша, мы выбрали одним из направлений работы - благоустройство небольшого участка берега реки. Для организации и проведения данного мероприятия был разработан план, который включал в свое содержание изучение первоначального состояния реки Теша, работу с экологами города Арзамаса по проведению анализа воды реки, работу с родителями по организации и проведению экскурсии на р. Теша и организации трудового десанта по благоустройству одно участка берега реки.
Для работы с детьми нами были подобраны материалы из архива города, отражающие первоначальное состояние реки. Вместе с детьми мы начали изучение флоры реки, ее обитателей. Родители понимают важность этого вопроса и стремятся помочь нам в подборе материала о промышленных объектах, располагающихся на берегу реки и их влиянии на ее состояние.
Мы поощряем такие начинания, ведь так рождается гражданская ответственность защищать природу.
Воспитывая уважительных и любознательных детей, мы воспитываем будущих патриотов Родины. Мы считаем, что благодаря такой целенаправленной работе, наши дети уже с дошкольного возраста начинают понимать личную ответственность за родную землю.
Список использованных источников
Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
Ревина Е.К. «Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. – М.: АРКТИ, 2002 (Домодедово: ДПК). - 64 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

© Kosenkova S.V.,
© Bogatova S.M.,
© Filin A. A., 2017

PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF INTRODUCTION WITH A NORTHERN TIME
The article reveals the meaning of the work on the education of patriotic feelings in preschool children: to help preschoolers broaden their knowledge of the native land, to understand its history, culture and their relationship with the objects of the surrounding reality and society, to take part in creative activity; Forms and methods of work are indicated.

Key words: patriotic education, patriotism, preschool children, civil responsibility.

X

x