Всего представлено работ: 244246

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Свечкарь Раиса Алексеевна

Программа для творческой мастерской в изостудии 6 и 7 года

скачать документ

Вернуться назад


МБУДО «ЦДТ»Приокский»





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа занятий в творческой мастерской для воспитанников изостудии «Радуга».




Возраст обучающихся – 11 -14 лет Срок реализации программы – 2 года



















Педагог дополнительного образования Свечкарь Раиса Алексеевна














2017 год

Программа разработана на основе экспериментальной программы по рисунку, живописи, композиции для детских художественных школ, художественных отделений школ искусств, разработана в лаборатории изобразительного искусства НИИ художественного воспитания АПН СССР, под общей редакцией А.В.Щербакова.
Успешная реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы пятилетнего обучения «Основы изобразительной грамоты» для учащихся 1-5х классов общеобразовательной школы №60, на базе которой работала изостудия, позволила создать программу творческой мастерской для школьников 6 и 7 года обучения. В результате развития воспитанников за это время подготовлено много студийцев, являющихся призерами, лауреатами, победителями окружных, муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов.
Поэтому, является логичным появление образовательной программы для дальнейшего развития и обучения воспитанников, пожелавшим обучаться в творческой мастерской изостудии «Радуга».
Несмотря на то, что программа составлена на основе экспериментальной программы по рисунку, живописи, композиции для детских художественных школ, художественных отделений школ искусств, разработана в лаборатории изобразительного искусства НИИ художественного воспитания АПН СССР, под общей редакцией А.В.Щербакова, в нее привнесено много нового и интересного.
Содержание программы занятий в творческой мастерской предусматривает углубленное изучение художественного образования и воздействия эстетического воспитания на учащихся 6-го и 7-го года обучения. В программе реализуется положение теории эстетического воспитания о единстве трех видов учебно-творческой деятельности: практическое обучение, эстетически-оптимальное восприятие, художественно-творческая деятельность учащихся.
Данная программа способствует качественному усвоению воспитанниками изостудии «Радуга» теоретического и практического материала по художественно-эстетическому образованию, подтверждает гипотезу о качественном усвоении учебного материала теми учащимися, которые прошли через систему адаптивного обучения в течение пяти лет обучения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В структуре общего образования особое место занимает деятельность учреждений дополнительного образования. Это связано с тем, что система дополнительного образования потенциально является сферой наиболее адекватной развитию личности ребенка потому, что носит личностно-ориентированный характер и направлена на самостоятельную практическую деятельность учащихся.
Направленность образовательной программы.
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность потому, что направлена на развитие у детей художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к профессиональному самоопределению и сознательному выбору профессии.
Образовательная программа позволяет повысить общий уровень академической подготовки воспитанников изостудии в результате качественного усвоения академических требований при работе в творческой мастерской.
Педагогическая целесообразность.
Предложенная программа педагогически целесообразна потому, что отобранный дидактический материал для занятий и соответствующие приемы и методы обучения имеют раннюю профориентационную направленность и позволяют воспитывать грамотного зрителя, ценителя культурного наследия страны и зарубежной художественной культуры.
Достижению подобных результатов способствует применение, наряду с традиционными, таких дидактических принципов как:
- индивидуализации;
- оптимизации;
- проблемного обучения;
- создания благоприятного эмоционального фона обучения.
Принцип индивидуализации является центральным в системе дополнительного образования и направлен на формирование индивидуального стиля в процессе реализации практической, самостоятельной деятельности ребенка.
Принцип оптимизации обеспечивает максимально возможную эффективность решения педагогических задач путем выбора оптимальных форм обучения, оптимальности распределения активности учащихся, оптимального выбора методов и средств обучения, а также оптимального сочетания методов преподавания и контроля.
Без использования дидактического принципа проблемного обучения невозможно формирование полноценного опыта творческой деятельности ребенка, приобретаемого в условиях решения и преодоления определенных препятствий через эмоциональное переживание.
Включению положительных эмоций и чувств способствует и применение такого дидактического принципа, как создание благоприятного эмоционального фона обучения, сопровождающего качественную познавательно – созидательную деятельность учащихся.
Среди дидактических средств реализации данных принципов приоритет отдается группе методов стимулирования и формирования мотивации к учебной деятельности, к которым относятся:
-методы эмоционального стимулирования (эмоционального закрепления, наведения, коррекции - создания ситуаций удивления и успеха; использование игровых форм учебной деятельности; развитие чувства комического; поощрение и порицание в обучении);
-методы развития познавательного интереса (формирование готовности восприятия учебного материала с применением опорного принципа сочинения художественного образа; стимулирование занимательным содержанием);
-методы формирования ответственности и обязательности (формирования понимания личностной значимости учения; предъявления учебных требований и оперативного контроля);
-методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся (развитие индивидуальности; создание проблемных ситуаций в обучении; выполнение творческих заданий; организация совместного обсуждения продуктивной деятельности учащихся и др.).
Средства обучения, помимо самой образовательной программы, включают в себя разнообразную литературу по специальности и другие учебные пособия на печатной основе, приведенные в списке литературы. В качестве натуральных и объемно-образных средств наглядности используются чучела животных, муляжи овощей и фруктов. Образно-знаковые средства наглядности представлены широко используемыми в учебном процессе картинами, рисунками, фото, видеоматериалами, а условно-знаковые средства – схемами, чертежами, таблицами и др.
Средства осуществления практических действий включают художественные материалы (краски, кисти, графические материалы и пр.), оборудование мастерской (мольберты, натюрмортные столики, стулья, тумбочки и др.). Сюда относятся и средства окружающей действительности, не создаваемые специально для учебного процесса, но используемые в нем с указанной целью.
Применение ИКТ, просмотр тематических презентаций позволяют воспитанникам создавать более грамотные работы. Выбор и сочетание конкретных методов и средств обучения осуществляется по следующим критериям - соответствию:
- целям и задачам обучения;
- принципам обучения:
- содержанию данной темы;
- учебным возможностям учащихся:
- имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;
- возможностям педагога, его предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами.
Перечисленные выше дидактические принципы и средства организации адаптивного обучения учащихся изобразительному искусству, опираются на последние достижения современной педагогической науки и обеспечивают педагогическую целесообразность предложенной образовательной программы.
Цели образовательной программы.
Триединство педагогического процесса - обучение, развитие и воспитание учащихся обеспечивается реализацией следующих целей обучения воспитанников изобразительному искусству.
1.Дидактическая цель:
1.1.Формирование мотивационной и эмоционально-ценностной сферы
учащихся с обеспечением устойчивого интереса к изобразительной деятельности и эмоционального комфорта обучения.
1.2.Достижение достаточного уровня усвоения специальных знаний, практических умений и навыков в изобразительной деятельности, как основы для дальнейшего профессионального самоопределения учащихся.
2.Воспитательная цель:
2.1.Расширение базовой культуры личности посредством дальнейшего формирования определенных социально значимых качеств, развитых взглядов и убеждений.
2.2.Усвоение общественного опыта эмоционально-ценностных отношений и отношений личности через социальное взаимодействие участников образовательного процесса.
2.3.Профилактика асоциального поведения.
3.Развивающая цель:
1.Формирование устойчивых подструктур самосознания и развитие самопознания личности через организацию образовательной деятельности нового качества, активизирующей когнитивные способности ребенка.
2.Оказание помощи в самоопределении, самореализации и самоутверждении, выработке индивидуального стиля деятельности ребенка и потребности в здоровом образе жизни.
3.Раскрытие творческих способностей учащихся посредством преимущественного развития наглядно-образного мышления, художественного воображения, наблюдательности и памяти.
Задачи образовательной программы.
Достижение вышеперечисленных педагогических целей осуществляется путем решения соответствующих задач обучения.
Дидактические задачи.
С целью формирования у детей устойчивого интереса к изобразительной деятельности и обеспечения эмоционального комфорта обучения:
1.Сформировать содержательные мотивы учения, направленные на качественную перестройку ценностно-смысловой сферы личности.
2.Применить, наряду с общедидактическими принципами, принципы проблемного обучения и создания благоприятного эмоционального фона обучения
3.Реализовать данные принципы дидактики через применение метода развития творческих способностей и личностных качеств учащихся – создание проблемных ситуаций в обучении и методов эмоционального стимулирования и развития познавательного интереса – использование игровых форм учебной деятельности; развитие чувства комического; стимулирование занимательным содержанием; создание ситуаций удивления и успеха и др.
4.Внедрить амплификацию – максимальное усложнение изобразительной деятельности ребенка с учетом его возрастных, психофизиологических особенностей.
Для достижения достаточного уровня усвоения специальных знаний и практических действий в изобразительной деятельности, как основы для дальнейшего профессионального самоопределения, учащимся необходимо:
1.Применить, наряду с обще-дидактическими принципами, такие принципы дидактики, как индивидуализации и оптимизации учебной деятельности.
2.Реализовать данные принципы с помощью методов формирования ответственности, обязательности и методов развития творческих способностей и личностных качеств учащихся – формирования понимания личностной значимости учения; выполнение творческих заданий; предъявления учебных требований и др.
3.Учащийся, успешно освоивший данную образовательную программу, должен:
3.1.По рисунку - овладеть определенными способами и техническими приемами графического выполнения изображения на плоскости, навыками конструктивного построения, выявления тональных особенностей предметов и выработку «культуры» штриха.
3.2.В живописи - освоить определенные приемы грамотной передачи основных цвето-тоновых характеристик предметов в плоскости листа, с учетом особенностей используемого живописного материала и техники выполнения работы.
3.3.В композиции - освоить в целом основные средства, правила и приемы композиционного построения изображения на плоскости.
2.Воспитательные задачи:
В целях расширения базовой культуры личности:
1.Воспитывать гармонично развитую личность с формированием глубоких идейных убеждений на крепких мировоззренческих позициях и социально значимых качеств – гражданственности, патриотизма, ответственности и толерантности.
2.Прививать основы нравственной культуры и общепринятые нормы человеческой морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.).
3.Формировать эстетическую культуру учащихся средствами изобразительного искусства.
В целях успешного усвоения общественного опыта эмоционально-ценностных отношений и отношений личности:
1.Оказывать помощь личности ребенка в формировании позитивного отношения к окружающему миру и к самому себе, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции своего поведения и деятельности.
2.Способствовать воспитанию социально-активной личности, настроенной на позитивное изменение и совершенствование окружающей действительности.
3.Оказывать корректирующее воздействие на проявления одной из ведущих деятельностей ребенка – общение.
Для профилактики асоциального поведения:
«Включить» раннюю профилактику - устранить обстоятельства, способствующие формированию асоциального поведения, до того, как эти обстоятельства существенно скажутся на поведении.
Развивающие задачи.
В целях развития самосознания личности необходимо:
1.Способствовать динамичному развитию самопознания личности и формированию устойчивых подструктур самосознания, направленных на активное включение ребенка в систему общественных отношений.
2.Оказывать квалифицированную помощь в постоянном укреплении особой формы детского самосознания – чувства взрослости и постепенном изменении отношения к подросткам как к все более взрослым людям.
3.Создавать условия для адекватного самоопределения, самореализации и самоутверждении личности ребенка, выработке индивидуального художественного стиля в процессе творческого освоения изобразительной деятельности.
4.Дать валеологические установки и сформировать представления о здоровом образе жизни.
В целях раскрытия творческих способностей учащихся:
1.Обеспечивать дальнейшее развитие наглядно-образного мышления, напрямую связанного с процессом создания художественного образа и затрагивающего эмоциональную сферу и «образное» воображение ребенка.
2.Активизировать аналитико-синтетическую деятельность мозга ребенка путем приоритетного развития организованного восприятия и на его основе - эстетической наблюдательности.
3.Развивать творческое воображение ребенка как процесс преобразующего отражения действительности на материалах прошлых восприятий.
4.Инициировать продуктивное развитие всех видов памяти ребенка, в особенности наглядно-образной, эмоциональной и смысловой памяти, путем формирования соответствующих представлений.
Возрастные ограничения и сроки реализации авторской программы.
Авторская программа рассчитана на два года обучения в изостудии и предназначена для детей 12-14 летнего возраста, обучающихся в 6-8-х классах общеобразовательной школы.
Наполняемость группы определяется в соответствие с нормативными документами в сфере дополнительного образования детей – составляет 6 человек.
Рисунок
-знать элементарные приемы пользования графитным карандашом;
-уметь правильно выбирать формат листа;
-уметь компоновать несколько предметов натюрморта (по контуру) в соответствие с масштабом листа и с соблюдением основных пропорциональных отношений.
-видеть тональные различия предметов и показать их при помощи равномерного, плоскостного штрихования.
Композиция
-владеть элементарными способами живописного отражения темы композиции;
-уметь создавать равновесное, с выделением композиционного центра (основной детали) изображение, убедительно и всесторонне раскрывающее авторский замысел.
Живопись
-владеть элементарными техническими приемами акварельной и гуашевой живописи;
-уметь создавать гармоничное по цветовому строю живописное изображение, отражающее основные и дополнительные свойства цвета.
На изучение каждой из трех учебных дисциплин на 6 -м году отведено по 48 учебных часов – всего 144часа. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Программа 7-го года предусматривает проведение занятий один раз в неделю по 2 часа.
Формы и организационные методы занятий.
Основная форма организации деятельности учащихся на занятии – групповая. В программе предусматриваются интересные формы проведения занятий. Такие, как: беседа, вернисаж, обсуждение, ситуативная игра, коллективный проект, мастер-класс, наблюдение, практическое занятие, размышление, творческая мастерская, совместный просмотр, экскурсия и др.
По способу организации занятий применяются следующие методы обучения:
-словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста и др.);
-наглядные (показ приемов исполнения, видеоматериалов, иллюстраций; наблюдение);
-практические (практические занятия).
По уровню деятельности учащихся предусмотрены такие методы обучения, как:
-объяснительно-иллюстративные (воспринимается и усваивается готовая информация);
-репродуктивные (воспроизводятся полученные знания через освоение способов действий);
-частично-поисковые (решаются поставленные задачи совместно с педагогом);
-исследовательские (ведется самостоятельная творческая работа с элементами метода научного познания).
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты.
Дидактические результаты:

1.Сформирован устойчивый интерес учащихся к занятиям изобразительной деятельностью, характеризующийся положительным эмоциональным подъемом и соответствующим качеством обучения.
2.В результате завершения обучения изобразительному искусству учащийся должен по рисунку:
- овладеть изученной терминологией учебного предмета; -показать умение пользоваться изученными графическими художественными техниками; -правильно определять формат листа и находить в нем наилучшее компоновочное решение предметов; -овладеть простейшими приемами линейно-конструктивного построения формы предметов и штрихования.
По живописи: - знать понятия «Основные и дополнительные цвета», «Основные свойства цвета»; -овладеть, на уровне умений, некоторыми техническими приемами акварельной и гуашевой живописи; -знать элементарные способы передачи основных тонально-цветовых отношений.
По композиции: - овладеть некоторыми теоретическими знаниями и изученной терминологией учебного предмета; -применять на практике освоенные приемы, правила и средства составления композиции.
Воспитательные результаты:
1.Расширена базовая культура личности и подготовлена почва для дальнейшего динамичного формирования определенных социально значимых качеств ребенка - гражданственности, патриотизма, ответственности и толерантности.
2.Привиты азы нравственной культуры и общепринятых норм человеческой морали с формированием основ эстетической культуры.
3.Активизировано позитивное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, отражающееся в его поведенческих функциях.

Развивающие результаты.
1.Дан толчок к формированию некоторых устойчивых подструктур самосознания и развитию самопознания личности путем организации образовательной деятельности нового качества, активизирующей когнитивные способности ребенка.
2.Оказана определенная помощь учащимся в самоопределении, самореализации и самоутверждении личности, выработке индивидуального художественного стиля в процессе творческого освоения изобразительной деятельности.
3.Запущен процесс формирования у детей валеологических представлений о здоровом образе жизни.
4.Раскрыты творческие способности учащихся, отражающиеся в продуктах их изобразительной деятельности.

Способы определения результативности.
В целях диагностики уровня овладения учащимися содержанием программы используются следующие методы отслеживания результативности:
1.Педагогическое наблюдение.
2.Педагогический анализ – результатов тестирования, просмотров работ учащихся, решения задач поискового характера, активности учащихся на занятии и т.п.
3.Педагогический мониторинг – контрольные задания и тесты; диагностика личностного роста и продвижения; педагогические отзывы, ведение журнала учета.

3. Учебно-тематический план по рисунку.6 год обучения.



п/п


Кол-во часов
Название тем



1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Всего


2

4

8

4

4

4

8

8

6

48

Тема: «Вводное занятие»

Тема: «Осенний натюрморт».

Тема: «Гипсовая розетка».

Тема: «Наброски фигуры человека».

Тема: «Фрагмент интерьера».

Тема: «Зарисовки группы людей».

Тема: «Отдельные части головы человека».

Тема: «Череп человека в 3-х ракурсах».

Тема: «Фигура в интерьере».




РИСУНОК.6-й год обучения.

занятия

Кол-во
часов

Содержание программы



1.



2.








3.








4.


5.






6.





7.






8.






9.






2



4








8








4


4






4





8






8






6




Тема: «Вводное занятие»
Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в мастерской. Знакомство с планом работы на учебный год».

Тема: «Осенний натюрморт».
Компоновка и конструктивное построение предметов натюрморта.
Пластическая моделировка формы «осенних» предметов тоном.
Передача особенностей поверхностей предметов с прорисовкой деталей и обобщением работы.


Тема: «Гипсовая розетка».
Компоновка и конструктивное построение общей формы орнамента.
Конструктивное построение структурных элементов розетки.
Выявление основных тональных отношений с прорисовкой деталей на переднем плане.
Завершение моделировки формы розетки тоном; обобщение работы.
Тема: «Наброски фигуры человека».
Выявление в наброске основных пропорций фигуры человека.
Тема: «Фрагмент интерьера».
Выполнение конструктивного рисунка фрагмента интерьера с окном и цветами.
Передача «сухой» кистью основных тональных отношений интерьерного пространства.
Детализация предметов интерьера с прорисовкой переднего плана и обобщением работы.
Тема: «Зарисовки группы людей».
Выявление в зарисовках пропорций фигур и группы людей в целом.
Завершение зарисовок кистью с тушью с организацией тональных пятен и выявлением характера фигур в группе.
Тема: «Отдельные части головы человека».
Компоновка и конструктивное построение слепка губ.
Компоновка и конструктивное построение слепка глаза.
Компоновка и конструктивное построение слепка носа.
Компоновка и конструктивное построение слепка уха.
Тема: «Череп человека в 3-х ракурсах».
Компоновка и конструктивное построение черепа в «три четверти».
Компоновка и конструктивное построение черепа в анфас.
Компоновка и конструктивное построение черепа в профиль.
Тема: «Фигура в интерьере».
Перспективное построение интерьера и пропорциональное размещение фигуры в нем.
Нахождение (техника «гризайль», гелиевая ручка) основных тональных отношений предметов интерьерного пространства.
Проработка деталей интерьера, «вписывание» фигуры в пространство и передача свето-воздушной среды.

Всего: 48




Учебно-тематический план по живописи.6 год обучения.


п/п


Кол-во часов
Название тем


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Всего




8
8
4
8
4
8
8
48



Тема: «Букет осенних цветов в стеклянной вазе».
Тема: «Натюрморт: «Дары осени».
Тема: «Фрагмент интерьера».
Тема: «Разно-фактурный натюрморт».
Тема: «Фигура человека на фоне окна».
Тема: «Натюрморт с чучелом птицы».
Тема: «Весенний букет на окне».




ЖИВОПИСЬ.6-ой год обучения.

занятия

Кол-во
Часов

Содержание программы



1.





2.








3.








4.










5.








6.








7.



8





8








8








4










8








4








8






48 часов


Тема: «Букет осенних цветов в стеклянной вазе».
Подготовка рисунка и выполнение первой акварельной прописки предметов. Выявление основы живописных отношений и лепка формы предметов цветом. Завершение моделирования формы предметов с выделением фактуры стекла, цветов и листьев. Тема: «Натюрморт «Дары осени». Подготовка рисунка и прописка акварелью больших локальных плоскостей.
Тонально-цветовой разбора постановки с нахождением основных живописных отношений предметов.
Лепка формы предметов цветом.
Детализация переднего плана, передача мате
риальности, обозначение рефлексов и обобщение работы. Тема: «Фрагмент интерьера».
Выполнение живописного «нашлепка» и конструктивного рисунка постановки.
Завершение рисунка и акварельная прописка основных плоскостей интерьерного пространства.
Тонально-цветовое моделирование элементов интерьера с передачей свето-воздушной среды.
Живописная проработка переднего плана и обобщение работы над интерьером.
Тема: «Разно-фактурный натюрморт».
Выполнение живописного «нашлепка» и подготовка рисунка натюрмортной постановки.
Завершение рисунка и акварельная прописка наиболее плотных по тону предметов натюрморта.
Нахождение основных живописных отношений между светлыми и плотными по тону предметами постановки.
Живописные прописки с выделением деталей на переднем плане, обозначением рефлексов и обобщением работы.
Тема: «Фигура человека на фоне окна».
Подготовка рисунка с пластической доминантой фигуры.
Акварельная заливка общим локальным цветом основных плоскостей постановки.
Тонально-цветовой разбор элементов постановки с выделением контражура полу-фигуры.
Завершение тонально-цветового моделирования контрастной постановки с обобщением работы.
Тема: «Натюрморт с чучелом птицы».
Выполнение живописного «нашлепка» и конструктивного рисунка предметов натюрморта.
Акварельная заливка общим локальным цветом предметов натюрморта.
Тонально-цветовая проработка поверхностей предметов.
Передача материальности предметов, оперения птицы, обозначение рефлексов и обобщение работы.
Тема: «Весенний букет на окне».
Компоновка рисунка и акварельная прописка предметов.
Передача «силуэтности» и тепло-холодных характеристик предметов постановки.


Учебно-тематический план по композиции. 6-й год обучения.



п/п


Кол-во часов
Название тем


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Всего

8
4
8
8
8
8
4

48
часов

Тема: «Живописный пейзаж по памяти на состояние».
Тема: «Книжная графика».
Тема: «В мастерской художника».
Тема: «Человек в пленэре»
Тема: «Прохожие».
Тема: «Профессия».
Тема: «Шаржевая композиция».


КОМПОЗИЦИЯ.6-ой год обучения.

занятия

Кол-во
часов

Содержание программы



1





2.









3.







4.





5.








6.






7.





Всего



8





4









8







8





4








8






4





48 часов

Тема: «Живописный пейзаж по памяти на состояние».
Подготовка рисунка с обозначением в композиции листа контрастов света и тени.
Передача живописными средствами состояния пейзажа путем нахождения ритма пятен и характера освещенности.
Тема: «Книжная графика».
Выбор литературного сюжета, нахождение и графическая проработка оптимального варианта композиции.
Графическая передача сюжетной линии произведения с решением одной или двух иллюстраций в формате.
Завершение иллюстраций со шрифтовым оформлением титульного листа и версткой условного контекста.
Тема: «В мастерской художника».
Поиск оптимального решения и графическая проработка основного варианта композиции.
Написание в ограниченной палитре цвета крупных элементов и художественных аксессуаров интерьера мастерской.
Проработка деталей на переднем плане и колористическое обобщение композиции.
Тема: «Человек в пленэре»
Выбор по памяти состояния природы и места фигуры в листе, прорисовка основного варианта.
Композиционная взаимосвязь фигуры с окружением, решение живописных планов в свето-воздушной среде.
Тема: «Прохожие».
Выбор оптимального варианта композиции и его графическая доводка под технику «коллаж».
Выявление в аппликации взаимосвязи больших масс городского пейзажа и характера, взаимодействия фигур прохожих.
Уточнение деталей изображения с выделением композиционного центра и передачей ритма пластических масс.
Тема: «Профессия».
Выбор сюжетного действия и проработка оптимального варианта композиции под технику «диатипия».
Графическое соподчинение фигуры человека его профессиональным аксессуарам и окружающей среде.
Детализация композиции, подчеркивающая «силуэтность» и контражур; обобщение работы и оттиск изображения.
Тема: «Шаржевая композиция».
Выполнение нескольких графических шаржей с передачей особенностей персонажей.





Учебно-тематический план по рисунку 7-й год обучения



п/п


Кол-во часов
Название тем

1
2.



3.

4.

5.

6.

7.





2
2



4

6

6

2

2





Тема: «Пейзаж с натуры»
Тема: «Зарисовки архитектурных сооружений».
Тема: «Обрубовочная голова».
Тема: «Гипсовая голова»
Тема: «Голова человека с натуры».
Тема: «Наброски фигуры человека».

Тема: «Двухфигурная композиция в интерьере».




Всего
24


РИСУНОК. 7-й год обучения.

занятия

Кол-во
часов

Содержание программы



1



2.




3.












4.







5.







6.



7.













Всего


2



2




4












6







6







2



2












24
часа






Тема: «Пейзаж с натуры».
Подготовка рисунка и передача состояния пейзажа в мягком цветном материале.
Выявление пространственных планов и тоновой цельности живописного рисунка.
Тема: «Зарисовки архитектурных сооружений».
Компоновка рисунка и передача структурных особенностей архитектурного мотива.
Проработка пространственных планов, передача освещенности и обобщение работы.
Тема: «Обрубовочная голова с подсветкой».
Компоновка и конструктивное построение гипсовой «обрубовки».
Завершение построения и тональный «разбор» головы по плоскостям в условиях контрастной подсветки.
Тональное завершение постановки с прорисовкой «передних» деталей и обобщением работы. .
Живописное решение постановки в мягком материале, детализация и передача характера фигуры.
.
Тема: «Гипсовая голова с драпировкой».
Общая компоновка и конструктивное построение головы и складок драпировки.
Завершение построения и моделировка тоном формы предметов в условиях мягкого освещения.
Достижение материальности предметов путем прорисовки «передних» деталей головы и складок драпировки.
Тема: «Голова человека с натуры».
Общая компоновка и структурное построение головы человека.
Тональная заливка «гризайлью» основных плоскостей натуры и проработка формы головы цветными карандашами.
Детальная прорисовка переднего плана головы и тонально-цветовое обобщение работы.
Тема: «Наброски фигуры человека».
Выявление в набросках основных пропорций фигуры человека.
Тема: «Двухфигурная композиция в интерьере».
Структурное построение интерьера с пропорциональным размещением двух фигур.
Нахождение (тушь, перо, сухая кисть) основных тональных отношений и светотеневого состояния мотива.
Проработка деталей интерьера, пластическое «вписывание» фигур в пространство с учетом характера моделей.





Учебно-тематический план по живописи.7-ой год обучения.



п/п


Кол-во часов
Название тем


1.
2.
3.
4.
5.
6.


Всего



4
4
4
4
6
2


24
часа



Тема: «Натюрморт с осенними цветами».
Тема: «Фрагмент интерьера: «Уголок художника».
Тема: «Фигура человека ».
Тема: «Натюрморт с атрибутами искусства».
Тема: «Портрет при теплом освещении».
Тема: «Фрагмент площадки во дворе».




ЖИВОПИСЬ. 7-ой год обучения.

занятия

Кол-во
часов

Содержание программы


1.








2.









3.









4.







5.








6.




Всего

4








4









4









4







6








2




24 часа









Тема: «Натюрморт с осенними цветами».
Подготовка рисунка и акварельная прописка основных предметных плоскостей.
Выявление основных тонально-цветовых отношений и моделирование формы разнородных предметов.
Дальнейшая лепка формы предметов цветом с выстраиванием планов.
Передача фактуры предметов, прописывание переднего плана, обозначение рефлексов и обобщение работы.
Тема: «Фрагмент интерьера: «Уголок художника».
Выполнение живописного «нашлепка» и конструктивного рисунка
Живописная прописка основных плоскостей постановки с выделением композиционного центра.
Тонально-цветовое моделирование элементов интерьера и передача свето-воздушной среды.
Живописная проработка деталей на переднем плане и колористическое обобщение работы.
Тема: «Фигура человека на фоне окна».
Подготовка рисунка постановки с пластической разработкой фигуры человека.
Локально-цветовая акварельная заливка основных плоскостей постановки.
Моделирование тонально-цветовых отношений между фигурой, освещенным окном и остальными предметами.
Передача контражура и «силуэтности» фигуры в свето-воздушной среде, обобщение работы.
Тема: «Натюрморт с атрибутами искусства».
Выполнение живописного «нашлепка» и конструктивного рисунка.
Нахождение основных живописных отношений разнородных предметов натюрморта.
Тонально-цветовая лепка формы и передача материальности атрибутных предметов.
Живописная проработка деталей на переднем плане, простановка рефлексов и обобщение работы.
Тема: «Портрет при теплом освещении».
Компоновка и легкое конструктивное построение головы человека.
Акварельная передача объема головы, глубины пространства и выявление тепло-холодных отношений
Достижение портретного сходства с детальной пропиской переднего плана и мягким списыванием головы с фоном.
Тема: «Фрагмент площадки во дворе».
Подготовка рисунка и локально-цветовая заливка основных плоскостей пленэрной натуры.
Показ взаимовлияния дополнительных цветов, обозначение рефлексов и обобщение работы.





Учебно-тематический план по композиции.7-й год обучения.



п/п


Кол-во часов
Название тем


1.
2.
3.
4.
5.
6.
Всего

4
4
6
4
2
4
24


Тема: «Композиция с одной фигурой в пленэре».
Тема: «Композиция «На остановке».
Тема: «Графический цикл – триптих».
Тема: «Эскиз театральной декорации».
Тема: «Эскиз театрального костюма».
Тема: «Киноафиша».


КОМПОЗИЦИЯ. 7-й год обучения.


п/п


Кол-во часов
Содержание программы



1




2.











3.







4.





5.





6.







Всего


4




4











6







4





2





4







24

Тема: «Композиция с одной фигурой в пленэре».
Выбор по памяти состояния природы и места фигуры в листе, прорисовка основного варианта.
Композиционная взаимосвязь фигуры с окружением, решение живописных планов в свето-воздушной среде.
Тема: «Композиция «На остановке».
Поиск оптимального решения в эскизах и его графическая доводка под технику «коллаж».
Решение взаимосвязи аппликационных фигур и окружения, передача мотива средствами коллажа.
Дальнейший монтаж элементов композиции с обозначением композиционного центра.
Разделение планов, уточнение деталей изображения с раскрытием характера персонажей.
Тема: «Графический цикл – триптих».
Решение в эскизах цикла работ под общей темой и проработка оптимального варианта
Достижение единства развития общего действия и выработка индивидуального стиля в каждой работе.
Уточнение деталей и нюансировка изображения в соответствие с общим замыслом.
Тема: «Эскиз театральной декорации».
Поиски оптимального варианта «задника» сцены под определенный спектакль.
Живописная проработка основного варианта с расстановкой сценографических акцентов.
Детализация изображения и соподчинение всех его элементов доминанте сценического события.
Тема: «Эскиз театрального костюма».
Выбор театрального персонажа и проработка его внешнего облика.
Пластическая характеристика персонажа с уточнением деталей его костюма.
Тема: «Киноафиша».
Выбор конкретного кинофильма и проработка решения в эскизах.
Применение средств композиции, отражающих смысловое содержание и сюжетную линию фильма.
Конкретизация работы, выделение главного лаконичными средствами композиции.





Тематическое планирование занятий 6-го года обучения.
Занятия имеют продолжительность 2 часа по 45 минут. (72 занятия – 144 часа)
Занятие 1. (2 часа)
Тема: «Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в мастерской. Знакомство с планом работы на учебный год».
Занятие 2. (2 часа)
Тема: «Осенний натюрморт. Компоновка и конструктивное построение предметов натюрморта. Пластическая моделировка формы предметов тоном.
Практическая часть. Графическое изображение натюрморта с ветками деревьев.
Материалы: Лист А3, набор простых карандашей.
Занятие 3. (2 часа)
Тема: «Осенний натюрморт.
Передача особенностей поверхностей предметов с прорисовкой деталей и обобщением работы.
Практическая часть. Изображение натюрморта с ветками деревьев.
Материалы: Лист А3, набор простых карандашей.
Занятие 4. (2часа)
Тема: «Натюрморт «Дары осени».
Практическая часть. Подготовка рисунка и прописка акварелью больших локальных плоскостей.
Материалы: Лист А3,простой карандаш, ластик.
Занятие 5. (2часа)
Тема: «Натюрморт «Дары осени».
Практическая часть. Тонально-цветовой разбор постановки с нахождением основных живописных отношений предметов.
Лепка формы предметов цветом.
Материалы: Лист А3, акварель, кисти.
Занятие 6. (2часа)
Тема: «Натюрморт «Дары осени».
Практическая часть.
Лепка формы предметов цветом.
Детализация переднего плана, передача материальности,
обозначение рефлексов.
Материалы: Лист А3, акварель, кисти.
Занятие 7. (2часа)
Тема: «Натюрморт «Дары осени».
Практическая часть. Обобщение и завершение работы.
Материалы: Лист А3, акварель, кисти.
Занятие 8. (2 часа)
Тема: «Букет осенних цветов в стеклянной вазе. Подготовка рисунка и выполнение первой акварельной прописки предметов».
Практическая часть. Выполнение подготовительного рисунка и нанесение основных цветовых пятен.
Материалы: Лист бумаги для акварели формата А3,твердые простые карандаши, акварель, кисти.
Занятие 9. (2 часа)
Тема: «Букет осенних цветов. Выявление основы живописных отношений и лепка формы предметов цветом.
Практическая часть. Изображение натюрморта в цвете. Материалы: Лист бумаги для акварели формата А3, акварель, кисти.
Занятие 10. (2 часа)
Тема: «Букет осенних цветов в стеклянной вазе.
Моделирование формы предметов с выделением фактуры стекла, цветов и листьев.
Практическая часть. Изображение натюрморта в цвете. Материалы: Лист бумаги для акварели формата А3, акварель, кисти.
Занятие 11. (2 часа)
Тема: «Букет осенних цветов в стеклянной вазе.
Завершение моделирования формы предметов с выделением фактуры стекла, цветов и листьев.
Практическая часть. Изображение натюрморта в цвете. Материалы: Лист бумаги для акварели формата А3, акварель, кисти.
Занятие 12. (2 часа)
Тема: «Живописный пейзаж по памяти на состояние. «Золотая осень»
Подготовка рисунка.
Практическая часть. Изображение композиции пейзажа в линиях.
Материалы: Лист А3, простые карандаши, акварель, кисти.
Занятие 13.(2 часа)
Тема: «Живописный пейзаж по памяти на состояние. «Золотая осень». Нанесение основных цветовых пятен.
Практическая часть. Изображение пейзажа в цвете.
Материалы: Лист бумаги А3,акварель, кисти.

Занятие 14. (2 часа)
Тема: «Живописный пейзаж «Золотая осень». Передача живописными средствами состояния пейзажа путем нахождения ритма пятен и характера освещенности».
Практическая часть. Изображение пейзажа в цвете.
Материалы: Лист бумаги А3,акварель, кисти.
Занятие 15. (2 часа)
Тема: «Живописный пейзаж «Золотая осень». Передача живописными средствами состояния пейзажа путем нахождения ритма пятен и характера освещенности. Завершение работы.
Практическая часть. Изображение пейзажа в цвете.
Материалы: Лист бумаги А3,акварель, кисти.

Занятие 16. (2 часа)
Тема: «Наброски с фигуры человека».
Практическая часть. Изображение набросков фигуры человека с натуры.
Материалы: Лист А3, набор простых карандашей.
Занятие 17. (2 часа)
Тема: «Наброски с фигуры человека».
Практическая часть. Изображение набросков фигуры человека с натуры.
Материалы: Лист А3, набор простых карандашей.

Занятие 18. (2часа)
Тема: «Фигура человека на фоне окна».
Практическая часть. Этюд фигуры человека на фоне окна.
Материалы: Лист А3, гуашь, кисти.
Занятие 19. (2 часа)
Тема: «Фигура человека на фоне окна».
Практическая часть. Этюд фигуры человека на фоне окна.
Материалы: Лист А3, гуашь, кисти.

Занятие 20. (2 часа)
Тема: «Зарисовки группы людей»
Практическая часть. Выявление в зарисовках пропорций фигур и группы людей в целом.
Материалы: Лист А3, простые карандаши.
Занятие 21. (2 часа)
Тема: «Зарисовки группы людей»
Практическая часть. Выявление в зарисовках пропорций фигур и группы людей в целом.
Материалы: Лист А3, простые карандаши.

Занятие 22. (2 часа)
Тема: « Композиция «Прохожие».
Практическая часть. Изображение эскиза композиции в линиях. Композиционный центр, передача ритма.
Материалы: Лист А3, простые карандаши.
Занятие 23. (2 часа)
Тема: «Прохожие»
Практическая часть. Выполнение композиции в технике коллажа.
Материалы: Лист А3,цветная бумага и кусочки материи, клей, ножницы, кисть.
Занятие 24. (2 часа)

Тема: «Прохожие»
Практическая часть. Выполнение композиции в технике коллажа. Завершение работы.
Материалы: Лист А3,цветная бумага и кусочки материи, клей, ножницы, кисть.
Занятие 25. (2 часа)
Тема: «Фрагмент интерьера. Фронтальная перспектива»
Практическая часть. Выполнение конструктивного рисунка фрагмента интерьера помещения с окном.
Материалы: Лист А3, простые карандаши.
Занятие 26. (2 часа)
Тема: «Фрагмент интерьера. Фронтальная перспектива»
Практическая часть. Выполнение конструктивного рисунка фрагмента интерьера помещения с окном.
Материалы: Лист А3, простые карандаши.

Занятие 27. (2 часа)
Тема: «Интерьер».
Практическая часть. Изображение интерьера современного помещения.
Материалы: Лист А3,цветные художественные материалы по выбору учащихся.
Занятие 28. (2 часа)

Тема: «Интерьер».
Практическая часть. Изображение интерьера современного помещения.
Материалы: Лист А3,цветные художественные материалы по выбору учащихся.
Занятие 29. (2 часа)
Тема: «В мастерской художника».
Практическая часть. Выполнение композиции «В мастерской художника» в линиях. Изображение крупных цветовых пятен.
Материалы: Лист А3, простые карандаши, гуашь, кисти.
Занятие 30. (2 часа)
Тема: «В мастерской художника».
Практическая часть. Изображение композиции в цвете.
Материалы: Лист А3, гуашь, кисти.
Занятие 31. (2 часа)
Тема: «В мастерской художника».
Практическая часть. Изображение композиции в цвете.
Материалы: Лист А3, гуашь, кисти.
Занятие 32. (2 часа)

Тема: «В мастерской художника».
Практическая часть. Изображение композиции в цвете.
Обобщение, завершение работы.
Материалы: Лист А3, гуашь, кисти.

Занятие 33. (2 часа)
Тема: «Отдельные части головы человека».
Практическая часть. Компоновка и конструктивное построение слепка губ.
Материалы: Лист А3, набор простых карандашей.
Занятие 34. (2 часа)
Тема: «Отдельные части головы человека».
Практическая часть. Компоновка и конструктивное построение слепка носа.
Материалы: Лист А3, простые карандаши.
Занятие 35. (2 часа)
Тема: «Отдельные части головы человека».
Практическая часть. Компоновка и конструктивное построение слепка глаза.
Материалы: Лист А3, простые карандаши.
Занятие 36. (2 часа)
Тема: «Отдельные части головы человека».
Практическая часть. Компоновка и конструктивное построение слепка уха.
Материалы: Лист А3, простые карандаши.


Занятие 37. (2 часа)
Тема: «Разно-фактурный натюрморт».
Практическая часть. Подготовка рисунка натюрмортной постановки.
Материалы: Лист А3,простые карандаши, акварель.
Занятие 38. (2 часа)
Тема: «Разно-фактурный натюрморт».
Практическая часть. Подготовка рисунка натюрмортной постановки. Уточнение пропорций.
Материалы: Лист А3,простые карандаши, акварель.
Занятие 39. (2 часа)
Тема: «Разно-фактурный натюрморт».
Практическая часть. Нахождение основных живописных отношений между светлыми и плотными по тону предметами постановки.
Материалы: Лист А3,простые карандаши, акварель.
Занятие 40. (2 часа)
Тема: «Разно-фактурный натюрморт».
Практическая часть. Обобщение. Завершение работы.
Материалы: Лист А3,простые карандаши, акварель.


Занятие 41. (2 часа)
Тема: «Книжная графика».
Практическая часть. Графическая передача сюжетной линии литературного произведения в одной или двух иллюстрациях. Эскиз композиции.
Материалы: Лист А3, простые карандаши.
Занятие 42. (2 часа)
Тема: «Книжная графика».
Практическая часть. Графическая передача сюжетной линии литературного произведения в одной или двух иллюстрациях. Построение композиции по этапам.
Материалы: Лист А3, простые карандаши.
Занятие 43. (2часа)
Тема: «Книжная графика».
Практическая часть. Графическая передача сюжетной линии литературного произведения в одной или двух иллюстрациях. Построение композиции.
Материалы: Лист А3, цветные карандаши, фломастеры.
Занятие 44. (2 часа)
Тема: «Книжная графика».
Практическая часть. Графическая передача сюжетной линии литературного произведения в одной или двух иллюстрациях. Завершение выполнения композиции.
Материалы: Лист А3, цветные карандаши, фломастеры.


Занятие 45. (2часа)
Тема: «Натюрморт с чучелом птицы».
Практическая часть. Выполнение конструктивного рисунка предметов натюрморта.
Материалы: Лист А3, простые карандаши.
Занятие 46. (2 часа)
Тема: «Натюрморт с чучелом птицы».
Практическая часть. Завершение выполнения конструктивного рисунка предметов натюрморта. Акварельная заливка общим локальным цветом предметов натюрморта. Тональная цветовая проработка поверхностей предметов.
Материалы: Лист А3, акварель, кисти.

Занятие 47. (2 часа)
Тема: «Натюрморт с чучелом птицы».
Практическая часть. Тональная цветовая проработка поверхностей предметов. Передача
материальности предметов, оперения птицы, обозначение рефлексов и обобщение работы.
Материалы: Лист А3, акварель, кисти.
Занятие 48. (2часа)

Тема: «Натюрморт с чучелом птицы».
Практическая часть. Передача
материальности предметов, оперения птицы, обозначение рефлексов. Завершение работы.
Материалы: Лист А3, акварель, кисти.


Занятие 49. (2часа)
Тема: «Череп человека в 3-х ракурсах».
Практическая часть. Компоновка и конструктивное построение черепа анфас.
Материалы: лист А3, простые карандаши.
Занятие 50. (2часа)
Тема: «Череп человека».
Практическая часть. Компоновка и конструктивное построение черепа анфас.
Материалы: листА3, простые карандаши.
Занятие 51. (2 часа)
Тема: «Череп человека».
Практическая часть. Компоновка и конструктивное построение черепа в три четверти.
Материалы: лист А3, простые карандаши.
Занятие 52. (2 часа)
Тема: «Череп человека».
Практическая часть. Компоновка и конструктивное построение черепа в профиль.
Материалы: лист А3, простые карандаши.


Занятие 53. (2часа)
Тема: «Шаржевая композиция».
Практическая часть. Выполнение нескольких графических шаржей с передачей особенностей персонажей.
Материалы: Альбом для рисования, уголь, простые карандаши.
Занятие 54. (2часа)
Тема: «Шаржевая композиция».
Практическая часть. Выполнение нескольких графических шаржей с передачей особенностей персонажей.
Материалы: Альбом для рисования, уголь, простые карандаши.

Занятие 55.(2часа)
Тема: «Гипсовая розетка».
Практическая часть. Компоновка и конструктивное построение общей формы орнамента. Конструктивное построение элементов розетки.
Выявление основных тональных отношений с прорисовкой деталей на переднем плане. Завершение моделировки формы розетки тоном; обобщение работы.
Материалы: лист А3, простые карандаши.
Занятие 56. (2часа)
Тема: «Гипсовая розетка».
Практическая часть. Конструктивное построение элементов розетки.
Выявление основных тональных отношений с прорисовкой деталей на переднем плане. Завершение моделировки формы розетки тоном; обобщение работы.
Материалы: лист А3, простые карандаши.
Занятие 57. (2часа)
Тема: «Гипсовая розетка».
Практическая часть.
Прорисовка деталей на переднем плане. Выполнение моделировки формы розетки тоном.
Материалы: лист А3, простые карандаши.
Занятие 58. (2часа)
Тема: «Гипсовая розетка».
Практическая часть.
Продолжение выполнения моделировки формы розетки тоном, завершение работы.
Материалы: лист А3, простые карандаши.



Занятие 59. (2часа)
Тема: «Весенний букет на окне»
Практическая часть. Компоновка рисунка. Конструктивное построение.
Материалы: лист А3, простые карандаши.
Занятие 60. (2 часа)

Тема: «Весенний букет на окне»
Практическая часть.
Акварельная заливка общим локальным цветом предметов натюрморта.
Материалы: лист А3, акварельные краски.
Занятие 61. (2часа)
Тема: «Весенний букет на окне»
Практическая часть. Акварельная прописка предметов.
Материалы: лист А3, акварельные краски.
Занятие 62. (2часа)
Тема: «Весенний букет на окне»
Практическая часть. Обобщение и завершение работы.
Материалы: лист А3, простые карандаши, акварельные краски.

Занятие 63. (2часа)
Тема: «Человек в пленэре».
Практическая часть. Выбор по памяти состояния природы и места фигуры в листе. Выполнение нескольких эскизов. Композиционная взаимосвязь фигуры с окружением.
Материалы: лист А3,простые карандаши.
Занятие 64. (2часа)
Тема: «Человек в пленэре».
Практическая часть. Прорисовка основного варианта. Композиционная взаимосвязь фигуры с окружением, решение живописных планов в воздушной среде.
Материалы: лист А3,простые карандаши, гуашь.
Занятие 65. (2часа)
Тема: «Человек в пленэре».
Практическая часть. Решение живописных планов в пленэре.
Материалы: лист А3,простые карандаши, гуашь.
Занятие 66. (2часа)

Тема: «Человек в пленэре».
Практическая часть. Завершение работы над композицией.
Материалы: лист А3,простые карандаши, гуашь.


Занятие 67. (2часа)
Тема: «Фигура в интерьере».
Практическая часть. Перспективное построение интерьера и пропорциональное размещение фигуры в нем.
Материалы: лист А3,простой карандаш.
Занятие 68. (2часа)
Тема: «Фигура в интерьере».
Практическая часть. Перспективное построение интерьера и пропорциональное размещение фигуры в нем. Нахождение основных тональных отношений предметов интерьерного пространства. Передача свето - воздушной среды в технике «гризайль».
Материалы: лист А3, акварель, гелиевая ручка.
Занятие 69. (2часа)
Тема: «Фигура в интерьере».
Практическая часть. Проработка деталей интерьера, размещение фигуры в пространстве. Передача свето - воздушной среды в технике «гризайль».
Материалы: лист А3, акварель, гелиевая ручка.


Занятие 70. (2часа)
Тема: «Профессия».
Практическая часть. Выбор сюжетного действия и проработка оптимального варианта композиции под технику «диатипия». Графическое соподчинение фигуры человека его профессиональным аксессуарам и окружающей среде. Детализация композиции, подчеркивающая «силуэтность» и контражур; обобщение работы и оттиск изображения.
Занятие 71. (2часа)
Тема: «Профессия».
Практическая часть. Выбор сюжетного действия и проработка оптимального варианта композиции под технику «диатипия». Графическое соподчинение фигуры человека его профессиональным аксессуарам и окружающей среде. Детализация композиции, подчеркивающая «силуэтность» и контражур; обобщение работы и оттиск изображения.


Занятие 72.
Тема «Итоговое занятие». Просмотр работ.


Тематическое планирование занятий 7-го года обучения. (Продолжительность занятий – 2 часа по 45 мин.) Всего 36 занятий – 72 часа)
Занятие 1.
Тема: «Пейзаж с натуры».
Пр. часть. Изображение пейзажа. Выявление пространственных планов и тоновой цельности рисунка.
Материалы: альбом, уголь, мел. Простой карандаш.
Занятие 2.
Тема: «Натюрморт с осенними цветами».
Пр. часть. Подготовка рисунка и акварельная прописка основных предметных плоскостей. Выявление основных тонально-цветовых отношений и моделирование формы предметов.
Материалы: лист А3, простые карандаши, акварель, кисти.
Занятие 3.
Тема: «Натюрморт с осенними цветами».
Пр. часть. Дальнейшая лепка формы предметов цветом с выстраиванием планов. Передача фактуры предметов, прописывание переднего плана, обозначение рефлексов и обобщение работы.
Материалы: лист А3, акварель, кисти.
Занятия 4-5.
Тема: «Композиция с одной фигурой в пленэре».
Пр. часть. Выбор по памяти состояния природы и места фигуры в листе, прорисовка основного варианта. Композиционная взаимосвязь фигуры с окружением, решение живописных планов в свето-воздушной среде.
Материалы: лист А3, простые карандаши, гуашь, кисти.
Занятие 6.
Тема: «Зарисовки архитектурных построек».
Пр. часть. Компоновка рисунка и передача структурных особенностей архитектурного мотива. Проработка пространственных планов, передача освещенности и обобщение работы.
Материалы: альбом, простые карандаши.
Занятие 7.
Тема: «Фрагмент площадки во дворе».
Пр. часть. Подготовка рисунка и локально - цветовая заливка основных плоскостей пленэрной натуры. Обобщение работы.
Занятия 8-9.
Тема: «Обрубовочная голова с подсветкой».
Пр. часть. Компоновка и конструктивное построение гипсовой обрубовки. Завершение построения и тональный разбор головы по плоскостям в условиях контрастной подсветки. Тональное завершение постановки с прорисовкой передних деталей и обобщением работы.
Материалы: лист А3,простые карандаши.
Занятие 10.
Тема: «Натюрморт с атрибутами искусства».
Пр. часть. Выполнение конструктивного рисунка и живописного нашлепка. Нахождение основных живописных отношений предметов натюрморта.
Материалы: лист А3, простые карандаши, акварель, кисти.
Занятие 11.
Тема: «Натюрморт с атрибутами искусства».
Пр. часть. Тонально-цветовая лепка формы и передача материальности атрибутных предметов. Живописная проработка деталей на переднем плане, изображение рефлексов и обобщение работы.
Материалы: лист А3, акварель, кисти.
Занятия 12-13-14.
Тема: «Графический цикл – триптих».
Пр. часть. Решение в эскизах цикла работ под общей темой и проработка оптимального варианта. Достижение единства развития общего действия и выработка индивидуального стиля в каждой работе. Уточнение и нюансировка изображения в соответствие с общим замыслом.
Материалы: по выбору учащихся.
Занятие 15.
Тема: «Гипсовая голова с драпировкой».
Пр. часть. Общая компоновка и конструктивное построение головы и складок драпировки.
Материалы: лист А3, простые карандаши.
Занятие 16.
Тема: «Гипсовая голова с драпировкой».
Пр. часть. Завершение построения и моделировка тоном формы предметов в условиях мягкого освещения.
Материалы: лист А3, простые карандаши.
Занятие 17.
Тема: «Гипсовая голова с драпировкой».
Пр. часть. Достижение материальности предметов путем прорисовки передних деталей головы и складок драпировки.
Материалы: лист А3, простые карандаши.
Занятие 18.
Тема: «Композиция «На остановке».
Пр. часть. Изображение 2-3х эскизов. Выбор оптимального решения и графическая доводка под технику «коллаж».
Решение взаимосвязи аппликационных фигур и окружения, передача мотива средствами коллажа.
Материалы: по выбору учащихся.
Занятие 19.
Тема: «Голова человека с натуры».
Пр. часть. Общая компоновка и структурное построение головы человека.
Материалы: лист А3, простые карандаши.
Занятие 20.
Тема: «Голова человека с натуры».
Пр. часть. Тональная заливка «гризайлью» основных плоскостей натуры и проработка формы головы цветными карандашами.
Материалы: лист А3, акварель, цветные карандаши.
Занятие 21.
Тема: «Голова человека с натуры».
Пр. часть. Детальная прорисовка переднего плана головы и тонально-цветовое обобщение работы.
Материалы: лист А3, цветные карандаши.
Занятие 22.
Тема: «Портрет при теплом освещении».
Пр. часть. Компоновка и конструктивное построение головы человека.
Материалы: лист А3, простые карандаши.
Занятие 23.
Тема: «Портрет при теплом освещении».
Пр. часть. Акварельная передача объема головы, глубины пространства и выявление тепло-холодных отношений.
Материалы: лист А3, акварель, кисти.
Занятие 24.
Тема: «Портрет при теплом освещении».
Пр. часть. Достижение портретного сходства с детальной пропиской переднего плана и мягким списыванием головы с фоном.
Материалы: лист А3, акварель, кисти.
Занятие 25.
Тема: «Эскиз театральной декорации».
Пр. часть. Поиски оптимального варианта задней части сцены под определенный спектакль. Живописная проработка основного варианта с расстановкой сценографических акцентов.
Материалы: лист А3, гуашь, кисти.
Занятие 26.
Тема: «Эскиз театральной декорации».
Пр. часть. Детализация изображения и соподчинение всех его элементов доминанте сценического события.
Материалы: лист А3, гуашь, кисти.
Занятие 27.
Тема: «Наброски фигуры человека».
Пр. часть. Выявление в набросках основных пропорций фигуры человека.
Материалы: альбом, сангина.
Занятие 28.
Тема: «Фигура человека на фоне окна».
Пр. часть. Подготовка рисунка постановки с пластической разработкой фигуры человека. Локально-цветовая заливка основных плоскостей постановки.
Материалы: лист А3, акварель, кисти.
Занятие 29.
Тема: «Фигура человека на фоне окна»
Пр. часть. Моделирование тонально-цветовых отношений между фигурой, освещенным окном и остальными предметами. Передача контражура и «силуэтности»фигуры в свето-воздушной среде, обобщение работы.
Материалы: лист А3, акварель, кисти.
Занятие 30.
Тема: «Эскиз театрального костюма».
Пр. часть. Выбор театрального персонажа и проработка его внешнего облика. Пластическая характеристика персонажа с уточнением деталей его костюма.
Материалы: листА3, гуашь.
Занятие31.
Тема: «Двухфигурная композиция в интерьере».
Пр. часть. Конструктивное построение интерьера с пропорциональным размещением двух фигур.
Материалы: лист А3, тушь, перо, сухая кисть.
Занятие 32.
Тема: «Фрагмент интерьера: «Уголок художника».
Пр. часть. Выполнение конструктивного рисунка и живописного нашлепка. Живописная прописка основных плоскостей постановки с выделением композиционного центра. Тонально-цветовое моделирование элементов интерьера и передача свето-воздушной среды.
Материалы: лист А3, гуашь, кисти.
Занятие 33.
Тема: «Фрагмент интерьера: «Уголок художника».
Пр. часть. Живописная проработка деталей на переднем плане и колористическое обобщение работы.
Материалы: лист А3, гуашь, кисти.
Занятие 34.
Тема: «Киноафиша».
Пр. часть. Выбор конкретного кинофильма и проработка решения в эскизах. Применение средств композиции, отражающих смысловое содержание и сюжетную линию фильма.
Материалы: лист А3, гуашь, кисти.
Занятие 35.
Тема: «Киноафиша». Подведение итогов. Просмотр Работ.
Пр. Часть. Конкретизация работы, выделение главного лаконичными средствами композиции.
Материалы: лист А3,гуашь, кисти.
Занятие 36. Подведение итогов. Просмотр Работ.


Формы и виды контроля.
Виды контроля
Содержание
Формы контроля
Методы и способы контроля.
Сроки контроля

Вводный.








Общая эрудиция.
Уровень знаний по программе. Развитие моторики руки, творческого воображения.
6-ой год.
Продолжение овладением основными изобразительными навыками.
7-ой год.
Освоение художественного «языка».
Просмотр работ.
Выставка работ.
Участие в конкурсах.
Наблюдение,
Беседа,
Выполнение учащимися практических заданий.

Сентябрь.

Текущий.
Промежуточный.
Творческий потенциал учащихся
Оценка личностных качеств.
Формирование общеучебных умений.
Устный опрос. Участие в конкурсах.
Выставка за полугодие.
Просмотры работ.
Анализ учителем проведенных занятий. Упражнения по выполнению рисования с образца с натуры и по представлению.
Октябрь.
Декабрь.
Январь.
Май.

Коррекция

Ликвидация пробелов
Упражнения рисования по образцу.
Карточки.
В течение года.

Итоговый
Контроль выполнения поставленных задач.
Конкурсы, выставки, фестивали.
Отчетные выставки за полугодие, за год.
Итоговые контрольные уроки.
Итоговая выставка.
Декабрь.

Май.


Методическое обеспечение образовательного процесса.

Программа обеспечена накопленным методическим фондом.
Имеется множество репродукций с картин художников, таблиц по цветоведению, муляжи и предметы для натюрмортов, гипсовые геометрические тела, части лица, гипсовые головы и др. К каждому занятию имеются тематические презентации, веселые мультимедийные физкультминутки.
Для проведения занятий имеется оборудованная художественная мастерская и учебный кабинет.


Список литературы.

1.Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.
2.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.
3.Беда Г.В. Живопись: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, изобраз. искусство и труд». – М.: Просвещение, 1986. – 192 с., ил.
4.Васильев А.А. Живопись натюрморта: акварель: Учеб. пособие; 3-е изд., перераб. и доп. Краснодар: (Кубанский гос. ун-т.) 2004. 98 с.
5.Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1982. – 144 с.
6.Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1984.
7.Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. -256 с.
8.Дранков В.Л. Психология художественного творчества / Учеб. пособие. – Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1991. – 77 с.
9.Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов – слушателей фак. обществ. профессий. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.: ил.
10.Кальнинг А.К. Акварельная живопись. М., 1968.
11.Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа. Некоторые размышления о профессии. М., «Просвещение», 1972. – 80 с.
12.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980 – 239 с.
13.Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.: ил.
14.Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. 310 с.
15.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.: цв. ил.
16.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 368 с., 12 л. ил.: ил.
17.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 2000. – 80 с.: цв. ил.
18.Школа изобразительного искусства: Вып. 5: Учеб.-метод. пособие / Российская акад. художеств. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изобраз. искусство, 1994. – 200 с.: ил.
19.Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с., ил.
20.Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции»: Метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1983. – 127 с., ил.






Заголовок 3
X

x