Всего представлено работ: 243769

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Моторина Любовь Алексеевна

"Обучение единых стартовых возможностей дошкольников в условиях реалтзации дополнительной образовательной программы А.И.Савенкова "Исследовательское обучение дошкольников"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Росинка» с. СоколДолинского района Сахалинской области694060,Сахалинская область, Долинский район, с. Сокол, ул. Луговая 49аtел/факс 95-3-42, е-mail: rosinka-2014@mail.ruМетодическая разработкаОбеспечение единых стартовых возможностей дошкольников в условиях реализации дополнительной образовательной программы А. И. Савенкова «Исследовательское обучение дошкольников»Воспитатель: Моторина Л. А.Сведения об участнике конкурсаМоторина Любовь АлексеевнаДолжность: воспитательК/категория: перваяОбразование: высшее Стаж: 12,5 летЛюбовь Алексеевна окончив школу, уже точно знала, что будет работать с детьми, поэтому поступила в Южно-Сахалинское педагогическое училище. В нем она получила знания, как необходимо учить и воспитывать детей, что делать, чтобы их заинтересовать. Продолжая свой путь знаний обучаетсяпопрофессиипедагог-психолог. Достижения:- награждалась дипломом лауреата районного конкурса «Учитель года -2012» в номинации «Архитектор детской души";- принимала участие в областном конкурсе профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных учреждений «Современные подходы к управлению качеством игровой деятельности»;-награждалась почетными грамотами МБДОУ за высокий профессионализм, творческий подход к делу воспитания и обучения детей, активную педагогическую деятельность, добросовестный труд в воспитании иобучениидетейдошкольноговозраста;- награждалась дипломом лауреата областного конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных учреждений Сахалинской области «Современные подходы к реализации образовательных технологий в дошкольных образовательных организациях»;- принимала участие в областном конкурсе поделок из бросового и природного материала «Мир глазами детей» (результаты конкурса-конец декабря);- награждалась почетной грамотой «За трансляцию опыта работы по детскому экспериментированию и активному привлечению семей воспитанников по реализации программы «Я – исследователь»»;- награждалась грамотой за 1 место в конкурсе «Островок детства»;-награждалась почетными грамотами Управления образования муниципального образования городской округ «Долинский»:- за активную педагогическую деятельность, творческое отношение к делу воспитания и обучения детей;-за творческое отношение к делу обучения, воспитания детей, активную педагогическую деятельность.Социальный паспортМБДОУ детский сад «Росинка»Долинский район с.СоколПодготовительная группа(2014 год)Воспитатель: Моторина Любовь АлексеевнаОбщее количество детей: 27Из них:Мальчиков: 15Девочек : 121) Из полных благополучных семей: 212) Из полных неблагополучных семей (пьянство, наркотики, судимость, дебоширство, паразитический образ жизни, отсутствие контроля за детьми) семей: 13) Из неполных благополучных семей: 2а) из семей матерей (отцов) – одиночек: 3б) из семей разведённых родителей: 24) Из неполных неблагополучных семей: 05) Из многодетных семей: 4 6) Из малообеспеченных семей: 07) Опекаемых (сирот) детей : 08) Детей-инвалидов: 0На свете много разных профессий. Но знаю: моей не найти интересней. В руках педагога бесценный клад: Двадцать упрямых, горластых ребят. Двадцать с глазами, как звезды лучистые,Которых растила я добрыми, чистыми. Мир открывала им светлый, чудесный. Нет работы моей интересней! В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательскоеповедение. Развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека. Актуальностью нашей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения.Практическая значимость представляет собой модель формирования поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая может быть использована в образовательной деятельности детскогосадаисемьи. Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Мы считаем, что уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизниидеятельностивзрослых.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольномдетстве.Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. В процессе реализации дополнительной программы «Методика исследовательского обучения детей старшего дошкольного возраста» (автор А. И. Савенков) уже сейчас видны результаты нашей работы свидетельствующих о необходимости использования новых подходов в обучении и воспитании дошкольников. Дети пытаются анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Обогатилась и разнообразилась речь детей. Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения. Работать по этой технологии может каждый, т.к. она интересна и взрослым, и детям. Ребенок - исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с пяти лет (старший дошкольник), а готовить ребенка к этой деятельности нужно с раннего возраста. И здесь предстоит большая работа, как для педагога, так и для родителей.Результаты анкетирования родителей (2012учебный год) показали, что 88% родителей не знали, что такое исследовательское поведение ребенка. Принимали на уровне тактильных исследований, экспериментальной деятельности.Результаты анкетирования родителей на начало 2014 учебного года показали, что 73% родителей знают, какими предметами и материалами любят экспериментировать дети, называют их. Часто продолжают исследование дома, принимают участие в них. Родители отмечают, что дети стали более открытыми, самостоятельными. Дети могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать. Нам удалось приобрести в лице родителей заинтересованных, понимающих партнеров.В результате постоянной работы педагогического коллектива и родителей по обновлению содержания образования, поиску новых форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса, внедрению инновационных форм и методов работы у воспитанников в период с 2012 по 2014гг значительно повысился уровень познавательных способностей, уверенность в собственных силах, мотивация к школьному обучению, расширился кругозор. Результаты диагностики на момент поступления детей в группу показали (2012 – 2013 учебный год, старшая группа), что 80% детей имеют (условно) низкий интерес к поисково – исследовательской деятельности. К концу обучения в подготовительной группе результаты диагностики показали, что, применяя в работе методы исследовательского обучения, мы получили более высокий (условный) результат. Только 30% детей имеют (условно) низкий интерес к поисково – исследовательской деятельности.Новизной данной работы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности, структуризация практического и диагностического материала для дошкольников как в ДОУ, так и в семье. Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников, была разработана модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности, которое может быть осуществлено на основе организации поисково-исследовательской деятельности.В основе инновационной деятельности лежат следующие принципы:• Принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.• Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых.• Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.• Принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса.Развивающая среда:В группе вместо традиционных уголков экспериментирования созданы центры:-центр «Науки и природы» где дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне. - «Я исследователь» проводят плановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, микроскоп и др. При оборудовании центра учитывались следующие требования: -безопасность для жизни и здоровья детей;-доступностьрасположения; -соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.Сродителями:Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.Так, например, мы предлагаем детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.Родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Создают совместные детско-родительские проекты по интересующим ребенка темам, которые они представляют к вниманию своим сверстникам. Педагоги оказывают родителям помощь в структуреиоформлениипроектов. Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизньиздоровье. Дляродителейразработанырекомендации:-«Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»;-«Опытывдомашнихусловиях».Проведеныконсультации: Опытно-экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников«Почему дошкольнику полезно быть исследователем», Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников». На родительском собрании были предложены игры, активизирующие мыслительную деятельность, проблемные ситуации для разрешения их в семье.С помощью презентации знакомим родителей с разными темами исследовательскихработ. Разработаны шпаргалки для родителей: «Роль детского проектирования в развитии мыслительной активности»; «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькомуисследователю». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!». По рекомендации воспитателей и по собственной инициативе родители проводят с детьми эксперименты дома, предоставляют детям литературу, материалы для самостоятельного исследования, оказывают помощь воспитателю в создании и обогащении предметно-развивающей среды группы. Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Исследую дома», «Моя семья в лесу», «Нашидомашние питомцы»идр.Сдетьми:В нашей группе традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Тогда мы сочли необходимым, включить в данное направление метод проектов, т.к. он охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности (целой группой, в парах или тройках).Представляемая система работы может быть использована практически на всех занятиях, где можно создать условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем.Во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.Этот особый метод и есть исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем.Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Для решения проблемной ситуации взрослый предлагает детям такие вопросы и задания, чтобы вывод рождался как бы сам собой. Тем самым создаёт условия, когда дети активно включаются в поисковую деятельность, а не просто усваивают материалвготовомвидеит.д. На занятиях познавательного цикла, в совместной деятельности используются доступные и интересные дошкольникам «типы исследований»: опыты (экспериментирование); наблюдения; коллекционирование (классификационная работа); путешествие по карте. Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Рассмотримнесколькопримеров:• Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствоватьсебяисследователями.•Проблемнаяситуация;•«Чудеснаякоробочка»спредметами;•Совместноеначинание.Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в опытно -экспериментальной деятельности.Позитивные: моменты: - закрепление ранее полученного (усвоенного) материала; - продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях; - свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана); - роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер); - в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)). Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовываем1развнеделюпо20минут.Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательныхинтересовдетей.Методика проведения опытов и экспериментов.Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если онанезнакомапедагогу.Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулированиевыводов. Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформлять врисунках,схемах.Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:• дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретаютновыезнания;• дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно лионимыслили.Продолжительность эксперимента определяется многими факторами: • Особенностямиизучаемогоявления, •Наличиемсвободноговремени,• Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.• Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.Наблюдения и эксперименты классифицируются по разным принципам:Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать немалыми биологическими познаниями. Помимо запланированных и случайных экспериментов, возможно проведение экспериментов, которые служат ответом на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи.Выслушав вопрос, педагог не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей клевать творог!»Или: «Ребята, Коля спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а Лена считает, что есть. Как это узнать?»Детям старшего дошкольного возраста становятся доступными и двух – и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им чаще надо задавать вопрос «Почему?» И сами они в этом возрасте становятся почемучками: большинство вопросов начинается с этого слова.Например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растет трава, мы можем получить следующую логическую цепочку:«Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой (1 звено), значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (2 звено).• Сравнительные (позволяющие увидеть сходства и различия предметов и явлений).Предлагаю вам провести небольшое сравнительное наблюдение двух распространенных комнатных растений – сансевьерии (щучий хвост) и сенполии(фиалки).Закончитепредложения:У фиалки листья опушенные, ау щучьего хвоста…Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста…Щучий хвост более теневынослив, чем…Назовите сходства этих цветов:-зеленые;-цветут;-требуютумеренногополива;- размножаются делением куста или листовыми черенками.Назовитеразличия:-вразмерах;-вокраскелистьев;-вформелистьев;-вформеицветецветов;-вотношенииксвету.• Обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам).Опять же, предлагаем сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед.Мы предлагаем детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются;сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед);что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);сравнить, как изменяются в соединении их свойства:Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).Воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем).Снега и льда (не взаимодействуют).Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его) и т.д.Из проделанной работы можно сделать вывод, что внедрение модели развития исследовательских способностей детей через новые педагогические технологии в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Дальнейшая работа позволит нам совершенствовать поисково-исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоитжить!Работа по методу А. И. Савенкова предполагает сформировать у детей следующие умения:-видеть проблемы;-задавать вопросы;-выдвигать гипотезы;-давать определения понятиям;-классифицировать;-наблюдать;-умения и навыки проведения экспериментов;-структуировать полученный в ходе исследований материал;-делать выводы и умозаключения;-доказывать и защищать свои идеи.Для этого разработано много заданий и упражнений.ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ«Посмотрите на мир чужими глазами»Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ: «Наступила осень. Однажды утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…» Задание — «продолжить рассказ». Но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, мэр города, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения. В ходе выполнения этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В дальнейшем упражнения подобного рода позволят развить эти способности.«Составьте рассказ от имени другого персонажа»Хорошим заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является задание по составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулируется примерно так: «Представь, что ты на какое-то время стал своей любимой игрушкой, предметом мебели, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни». При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные ответы. Отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый, непривычный для себя образ. «Составьте рассказ, используя данную концовку»Иного подхода требует упражнение составить рассказ, имея только его начало или окончание. Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что будет в конце или было в начале. Оцениваем в первую очередь логичность и оригинальность изложения. Примеры концовок:«Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась».«Маленький щенок приветливо вилял хвостом».«Котенок сидел на дереве и громко мяукал».«Сколько значений у предмета».Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание — найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.Поощряются самые оригинальные, самые неожиданные ответы, и, конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности, обычно фиксируемые при ее оценке: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.Такая работа позволит ребенку научиться концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами. Ребенок, таким образом, учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.«Назовите как можно больше признаков предмета»Педагог называет какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей — называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто назовет как можно больше признаков этого предмета. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс. Наблюдение как способ выявления проблемУмение видеть проблемы тесно связано с умением наблюдать. Специфику наблюдения несложно понять, рассмотрев близкие термины. Так, например, мы смотрим глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим уже умом. Потому что наблюдение акт не перцептивный, а интеллектуальный. Специфика наблюдения, его главный пафос, как метода познания в том и состоят, чтобы суметь в момент созерцания, слушания или иного чувственного восприятия активизировать собственные умственные возможности, включив сознание и подсознание.Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Почему светит солнце?», «Почему играют котята?», «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?». Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача. Тема одна — сюжетов многоДетское рисование как один из путей реализации детского исследовательского поведения таит в себе поистине неисчерпаемые возможности интеллектуально-творческого развития ребенка. Педагоги В.Н. Волков и В.С. Кузин разработали интересное задание, развивающее способность по-разному смотреть на одно и то же явление или событие. Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, предлагается тема «Осень» («Город», «Лес» и др.): раскрывая ее, можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу. УЧИМСЯ ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗЫ Гипотеза — это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза — это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна — она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть, она также прекращает свое существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, — это проблема. А откуда берется проблема? Этот вопрос мы в значительной мере разобрали выше. В профессиональной исследовательской работе обычно бывает так: ученый думает, что-то читает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты (в науке они обычно называются «пилотажными»). В результате находит какое-то противоречие или что-то новое, необычное. Причем чаще всего это «необычное», «неожиданное» обнаруживается там, где другим все представляется понятным, ясным, то есть там, где другие не замечают ничего необычного. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», — говорили еще древние греки.В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение. Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг? (Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолеты летают? Почему бывают день и ночь?)Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае? «Предположим, что птицы определяют дорогу по солнцу и звездам»; «допустим, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указывают им направление полета»; «а может быть, птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «вероятно, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?» 1. Назови самые правдоподобные (логичные) причины событий:На улице стало холодно;Птицы улетели на юг;Миша и Сережа поссорились;Автомобиль стоит на обочине;Человек сердится;Миша весь вечер играл со строительным конструктором;Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.2. Назови две-три самых фантастических, самых неправдоподобных причины этих же событий. II. Усложним задание. 1.Назови пять самых правдоподобных причин того, почему дует ветер (Почему течет ручей?Почему весной тает снег? и т.п.). Каждый ответ обязательно начни со слов:Может быть…Предположим…Допустим…Возможно…Что если...2. Назови так же пять самых фантастических (неправдоподобных) причин этих событий.III. Упражнения на обстоятельства:1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:ветка дерева;телефон;кукла;фрукты;игрушечный автомобиль;книга;самовар;барабан.2. Очень эффективно, в плане тренировки умения выдвигать гипотезы, упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? IV. Приведем еще несколько упражнений:Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть? Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем? Почему цветы имеют такую яркую окраску? Почему зимой идет снег, а летом только дождь?Почему Луна не падает на Землю?Почему в космос летают ракеты?Почему самолет оставляет след в небе?Почему многие дети любят компьютерные игры?Надо предложить несколько разных гипотез по этим поводам, придумать также и несколько провокационных идей.V. Гипотезы, прогнозирующие возможные последствия событий. В сказке Золотая рыбка исполнила три желания одного человека — старика, поймавшего ее. Представь, что Золотая рыбка выполнила три желания каждого человека на Земле. Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате.УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫВажным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети — от природы исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве. Для того чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей исследовательских способностей, кратко рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.Рассмотрим вопросы, требующие выбора из багажа самых разнообразных знаний тех единственных, которые необходимы в данной ситуации. Упражнение «Исправление ошибок» Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических. Приведем смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального коллективного занятия с детьми. Список этот взят из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти».«Строганок — то, чем строгают.Копатка — то, чем копают.Колоток — то, чем колотят.Цепля — то, чем цепляют. Вертуция — то, что вертится.Лизык — то, что лижет.Мазелин — то, чем мажут.Кусарики — то, что кусает» (Чуковский К.И Игра «Угадай, о чем спросили»)Ребенку тихо, на ушко называется вопрос. Он, не произнося его вслух, громко на него отвечает. Например, задан вопрос: «Какие ты любишь мультфильмы?» Ребенок отвечает: «Я люблю все мультфильмы, но больше всех те, что про Дядю Федора, Матроскина и Шарика». Остальным детям надо догадаться, какой вопрос был задан.Прежде чем выполнять задание, надо договориться с детьми, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.УЧИМСЯ ДАВАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯМСуществуют предметы, явления, события — и есть наши понятия о них. Понятие иногда называют простейшей клеточкой мышления. Понятием обычно называется мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними. Понятие образуется путем операций обобщения и абстрагирования. Поэтому в понятии находят отражение не все, а лишь основные, существенные признаки определяемых предметов. ОписаниеЭтот прием предполагает перечисление внешних черт предмета с целью не строгого отличия его от сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.ХарактеристикаЭтот прием предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Например, ребенок пытается охарактеризовать жирафа: «Жираф — добродушное животное, у него добрые глаза, рожки у него совсем маленькие, и он никого никогда не обижает». Множество характеристик людей, животных, сказочных героев содержится в самых разных книгах для детей. Знакомство с такими характеристиками позволит детям освоить этот прием. Разъяснение посредством примераЭтот способ используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение через род или видовое отличие. «Морские черепахи отличаются от сухопутных и пресноводных тем, что передние ноги у них длиннее задних и превращены в настоящие ласты; голова может втягиваться под панцирь лишь отчасти, а ноги совсем не могут втягиваться. Острые роговые челюсти часто бывают зазубрены, так, что представляют подобие зубов. Верхняя челюсть покрывает нижнюю и загибается вниз вроде клюва».Как видим, автор, описывая морских черепах, постоянно обращается к их сухопутным и земноводным сородичам.Очень близок приему описания посредством примера другой прием — сравнение.СравнениеСравнение также может быть отнесено к приемам определения понятий. Оно позволяет выявить сходство и различие предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена Вселенная, прибегали к приему сравнения. Химик и врач, живший в эпоху Возрождения, Парацельс (1493–1541) сравнивал мир с аптекой; великий драматург Уильям Шекспир утверждал, что весь мир — театр; многие современные ученые сравнивают мозг человека с компьютером… Активно используются сравнения в художественных текстах. Вот пример сравнения — отрывок из стихотворения И.Бунина «Листопад»: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной, Березы светлою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца, Лес пахнет дубом и сосной…Прием сравнения можно использовать в работе с детьми для тренировки вумении работать с понятиями. Например, подберите сравнение для таких объектов: еж, воробей, олень, пароход, велосипед, лампочка, дерево. Например, гиппопотам похож на корову или лошадь (в переводе с древнегреческого это слово означает «водяная лошадь»).РазличениеПрием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Яблоко и помидор очень похожи, но яблоко — фрукт, а помидор — овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор — другой и др. Множество примеров простых и сложных задач на различение можно найти в специальной и популярной литературе. Обратимся к примерам. Множество примеров простых и более сложных различений можно найти в детских книжках. Например, в книге Бориса Зубкова «Из чего все машины сделаны?» описывается сходство и различие колес и их функций в технике:«Автомобиль, трактор, электровоз, троллейбус — у всех есть колеса. Четыре, шесть, восемь колес. Есть автомобильные прицепы для больших и тяжелых грузов, у которых двадцать четыре колеса. Пусть груз очень тяжелый — не беда! Колес много, и на каждое приходится тяжесть небольшая. Значит, каждому колесу легко свою ношу нести…Все колеса — ноги машины. А есть в машинах и другие колеса, самого различного назначения. Например, рулевое колесо. Оно над другими колесами командир».После прочтения этого текста можно побеседовать с детьми о том, какие они знают еще колеса, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Аналогичных отрывков, способных стать хорошим исходным материалом для занятий, можно найти множество.Загадки как определения понятийВажным средством развития умений давать определения понятиям у детей являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки — это ее определяемая часть, а формулировка — это вторая половина определения, его определяющая часть. Приведем несколько примеров загадкоопределений: Чернокрылый, Красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды — С первым снегом Тут как тут!(снегирь)(Г. Абрамов)Бываю я черным, Бываю я белым, Румяным бываю И чуть подгорелым — иногда, Да ведь то не беда!(хлеб)(Я. Аким)Пучеглазая особа Из болота смотрит в оба. «Ква-ква-ква» да «ква-ква-ква» — Вот и все ее слова…(лягушка)(Е. Брегер)Ее скрывает, словно маска, От всех защитная окраска,Размечена, как переход, Она по Африке идет…(зебра)(Е. Брегер)У кого короткий Хвост крючком? Кто копает землю Пятачком?(поросенок)(Н. Берендгоф)(В. Беспалов)У этого крошки Столбики ножки. У этого крошки Глаза поварешки. А ушки покуда С кухонное блюдо…(слоненок)(В. Викторов)Он круглый и красный, Как глаз светофора. Среди овощей Нет сочней… (помидора).(В. Викторов)Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт… Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель… (ежик).(В. Викторов)Зачем-то уши длинно отросли,А хвост, как шарик, не мешает бегу.Я видел: летом — он под цвет земли,Цвет зимний у зверька — подобен снегу…(заяц)(А. Волобуев)Под сосною У тропинки Кто стоит среди травы? Ножка есть, Но нет ботинка, Шляпка есть — Нет головы...(гриб)(И. Гамазкова)Синий глазок, Глянет разок — Да и спрячется За колосок…(василек)(И. Никульшина)Крохотная девочка Вышла на лужок: Желтая головушка, Беленький венок…(ромашка)(И. Никульшина)У кого усатаяМорда полосатая? Спинка — словно мостик? За мосточком — хвостик?(котенок)(Г. Лагздынь)Белый камушек разбился — Богатырь на свет родился. Богатырь на курьих ножках В красных кожаных сапожках. (Цыпленок, который вылупился из яйца.)(И. Мазнин)Игра «Трудные слова» (способ определения понятий)Поделим детей на две-три подгруппы. Затем каждой подгруппе дается задание придумать по три «трудных слова». Слова должны быть такими, значение которых, по мнению придумывающих, никому из детей, кроме них, неизвестно. Потом одна подгруппа предлагает другим ответить, что означают задуманные ими слова. На обдумывание можно дать 30 секунд. За каждый правильный ответ подгруппа получает один балл. В роли арбитра выступает педагог.УЧИМСЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬКлассификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Каждому педагогу и психологу известно, как важен в обучении элемент необычности и занимательности. Логика в целом и классификация в частности производят впечатление сухости и расчетливости. Поэтому иногда очень полезно использовать задания, содержащие явные ошибки. Они делают занятия более эмоциональными и при этом позволяют объяснить настоящие правила логики, в частности — правила классифицирования.Например, предложим детям такую классификацию.Мы делим животных: на больших, маленьких, рыжих, черных, белых, умеющих плавать, нарисованных на стене, спящих дома и живущих в детском саду, грызущих морковку.Спросим у детей: не вызывает ли у них возражений эта классификация. Попросите аргументировать ответ.Или деревья делим: на хвойные, лиственные, нарисованные в книжках, растущие в лесу, плодовые и волшебные. Кроме собственно умения классифицировать, такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.УЧИМСЯ НАБЛЮДАТЬНаблюдение — самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность, выражающаяся в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, и отличает наблюдение от простого созерцания. Наблюдение как метод исследования характеризует еще и то, что в ходе него могут использоваться различные приборы и приспособления — телескопы, микроскопы, измерительные приборы и др.Упражнения на развитие внимания и наблюдательностиПоставим перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Это может быть яркая, интересная игрушка (например, кукла или игрушечный автомобиль), предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет и его детали воспринимаются и запоминаются легче. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем детям закрыть глаза. Уберем предмет и попросим детей вспомнить и назвать все его детали. Затем вновь предъявим детям этот же предмет и коллективно побеседуем о том, что мы назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета. Следующий этап упражнения — нарисуем изученную вещь (этот предмет) по памяти. Желательно воспроизвести и общие внешние характеристики предмета, и все его детали. Естественно, что для таких упражнений надо подбирать игрушки и предметы, которые содержали бы много деталей, но при этом не были бы слишком сложными для детского рисования. Это упражнение надо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.Другой блок заданий для развития внимания и наблюдательности — «парные картинки, содержащие различия». Их можно использовать в данных целях.ПОЗНАНИЕ В ДЕЙСТВИИ, ИЛИ КАК ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТЭксперимент — важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования, это воздействие может проходить как в искусственных, лабораторных, так и в естественных условиях.Мысленный экспериментЭксперименты бывают не только реальными, но и мысленными, и даже математическими. На первый взгляд словосочетание «мысленный эксперимент» может показаться странным. Если в ходе рассуждений и умозаключений можно прийти к правильному выводу, то зачем же эксперимент? Ведь слово «эксперимент» предполагает проведение каких-то практических действий с предметом исследования. Все же специалисты выделяют особые мысленные эксперименты. В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть результаты этих действий.Попробуем в ходе мысленных экспериментов решить следующие задачи. Их могут решать дети разного возраста и даже взрослые. Просто уровень требуемых ответов может быть разным. Задачи это допускают.«Что можно сделать из песка? (глины, дерева, бетона)»«Что будет, если люди научатся читать мысли других?»«Что нужно сделать, чтобы прекратились войны?»«Какими должны быть города, чтобы люди не гибли на дорогах?» Эксперименты с реальными объектамиСамые интересные эксперименты — это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Приведем несколько простых ситуаций, описывающих экспериментирование, доступное дошкольникам. Начнем с экспериментов в области изобразительной деятельности. Она, как мы уже отмечали, является действенным средством развития исследовательского поведения ребенка.Эксперимент с кляксойЭтот прием изобразительной деятельности можно назвать кляксографией. На лист белой плотной бумаги (для рисования или черчения) капнем немного туши. Это можно сделать кистью или пипеткой. Затем, осторожно наклоняя лист в разные стороны, дадим возможность туши растечься. Можно не наклонять лист, а осторожно раздувать тушь. Интересно, как она потечет, при этом точно известно, что двух абсолютно одинаковых клякс не будет. Теперь остается подсушить кляксу и после этого, повертев лист, определить, на что она больше похожа. Полученное изображение можно дорисовать.Эксперимент с набрызгом красокСамое простое приспособление для набрызга красок — зубная щетка. В этих целях можно использовать и различные приспособления для разбрызгивания воды и косметических средств. Например, для занятия в детском саду можно зарядить заранее несколько разбрызгивателей красками разного цвета. Теперь каждый участник занятия получает лист белой плотной бумаги и, по возможности аккуратно, набрызгивает на него любую из красок. После чего на лист накладываем листья деревьев или других растений (можно использовать вырезанные специально геометрические фигуры или силуэты человечков, животных и др.) и снова, теперь уже другой краской, делаем набрызг, затем третьей и так далее. После чего силуэты можно убрать. Получится интересное изображение. Продолжим эксперимент. Можно менять количество силуэтов и последовательность их разбрызгивания. Можно разбрызгивать краску под разными углами, давать и не давать ей смешиваться и др.Эксперимент с акварельюНа влажный лист плотной бумаги (для акварели или просто для рисования) размером примерно в половину обычного альбомного листа (формат А4) наносим кистью акварель разных цветов. Мазки должны быть крупными. Они будут сливаться, и это совсем не страшно. Сам процесс смешивания красок — это тоже интересное экспериментирование. Ведь краски меняют цвета. Надо только следить за тем, чтобы они все не слились в единую грязно-серую массу. Как только процесс нанесения красок завершен, накладываем на наш лист точно такой же по размеру и прижимаем его рукой, стараясь согреть теплом ладони. Примерно через минуту разделим листки. Перед нами — две очень похожих, но не одинаковых композиции. В некоторых местах акварель смешалась, в некоторых цвет остался чистым, а кое-где, в результате кристаллизации красок, под действием тепла ладони, образовались сказочные узоры. Самый простой способ завершить полученные шедевры — наклеить на листки несколько небольших кружочков белой бумаги, и перед нами — необычные космические пейзажи. Остается только поместить их в рамки. Можно поступить и иначе, здесь уже требуется фантазия художника. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»Предложим детям собрать по десять самых обычных предметов. Это могут быть самые разные предметы, например: деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка из набора игрушечной посуды, яблоко, камешек, пластмассовая игрушка, морская раковина, небольшой резиновый мячик, шарик из пластилина, картонная коробочка, металлический болт и др. Теперь, когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо последовательно проверить. Дети не всегда могут гипотетически предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко или пластилин, кроме того, металлическая тарелка будет плавать, если ее аккуратно опустить в воду, не наливая воды внутрь; если вода попадет, то она конечно же утонет.После того как первый опыт закончен, продолжим эксперимент. Изучим сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик? А что будет, если мы придадим пластилину, например, форму тарелки или лодки? А что произойдет, если мы соединим плавающий и не плавающий предметы? Они будут плавать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?Эксперимент «Как вода исчезает»Приведем пример другого эксперимента с водой. Попробуем провести экспериментальное исследование процесса «исчезновения» воды. Вода, как известно детям, может впитываться, а может испаряться. Попробуем изучить экспериментально эти ее свойства. Продолжим эксперимент по «исчезновению воды». Нальем воду в фарфоровое блюдце. Воду оно не впитывает, это мы уже знаем по предыдущему опыту. Границу, до которой налита вода, мы чем­нибудь отметим, например, фломастером. Оставим воду на один день и посмотрим — что же произошло? Какая-то часть воды исчезла, испарилась. Отметим новую границу и вновь, через день проверим уровень воды. Вода неуклонно испаряется. Она не могла вытечь, она не могла впитаться. Она испарилась и улетела в воздух в виде маленьких частиц.Эксперименты с лучом светаДля этого эксперимента нам понадобится настольная лампа или фонарик. Попробуем определить, как разные предметы пропускают свет. Запасемся листами бумаги (чертежная, обычный тетрадный лист, калька, цветная бумага из набора для труда и др.), полиэтиленом разной плотности, кусочками различной ткани. Перед проведением опыта попробуем гипотетически предположить, пропускает ли тот или иной предмет свет. Затем начинаем наш эксперимент и опытным путем находим те предметы, которые свет пропускают, и те, которые его не пропускают.Эксперименты с магнитом и металламиМногие дети знают, что магнит, как по волшебству, притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? Давайте попробуем провести эксперимент, чтобы узнать это. Для этого нам понадобится много самых разных металлических предметов. Кнопки, скрепки, шурупы, гвозди, монеты, металлическая линейка (подойдет и алюминиевая, и стальная), металлическая консервная банка, металлические части шариковой ручки и др. В ходе проведения опыта выяснится, что магнит хорошо притягивает стальные предметы: кнопки, скрепки, шурупы, гвозди и др. И совсем не притягивает предметы из алюминия и меди: линейку, монеты и др. Очень важно по итогам эксперимента сделать выводы и умозаключения.Эксперименты с собственным отражениемМногие блестящие предметы, и это хорошо известно детям, позволяют увидеть собственное отражение. Попробуем провести эксперименты с отражением. Сначала давайте подумаем и поищем, где можно увидеть собственное отражение. После коллективной беседы на эту тему и нахождения нескольких вариантов можно попробовать поискать в комнате предметы, в которых можно увидеть отражение. Это не только зеркала, но и полированная мебель, фольга, некоторые детали игрушек. Свое отражение можно увидеть и, например, в воде. Разглядывая собственные отражения, попробуем определить, всегда ли отражение ясное и четкое. От чего зависит его ясность и четкость. Дети в ходе экспериментов придут к выводам о том, что предметы, имеющие очень гладкие, блестящие поверхности, дают хорошее отражение, предметы шероховатые — значительно хуже. А есть множество предметов, которые вообще не позволяют увидеть собственное отражение.Проведем специальное исследование причин искажения отражения. Например, собственное отражение можно увидеть в не очень ровном зеркале или оконном стекле, в блестящей ложке, смятой фольге или другом не плоском предмете. Почему в этом случае отражение такое смешное?Эти опыты могут получить интересное продолжение за пределами детского сада, дома. Например, детям можно предложить провести эксперимент по поводу того, как относятся к собственному отражению домашние животные. Особенно живо реагируют на собственное отражение котята, щенки, попугайчики и другие наши домашние любимцы.Мы привели несколько примеров экспериментов, доступных детям, большое количество подобных заданий можно разработать самостоятельно. В настоящее время издается много книг с описанием подобных упражнений и методик. Их вполне можно использовать для развития у ребенка интереса к экспериментированию и навыков проведения экспериментов.СУЖДЕНИЕПонятия в мышлении не выступают разрозненно, они связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить — значит высказывать суждения. С помощью суждений мысль получает свое развитие. Суждение — одна из основных форм логического мышления.Одним из средств развития способности к суждению может быть упражнение, приведенное ниже. Задание детям — «проверьте правильность утверждений»:Все деревья имеют ствол и ветви. Тополь имеет ствол и ветви. Следовательно, тополь — дерево.Все волки серые. Пес Рекс серый. Следовательно, он волк.Все дети из нашей группы приходят в детский сад утром. Миша — ребенок из нашей группы. Следовательно, Миша приходит в детский сад утром.Все котята умеют мяукать. Леша научился мяукать, Следовательно, он котенок.УЧИМСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ, ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ И ВТОРОСТЕПЕННОЕУмение выделить главную мысль, найти факты, ее подтверждающие, — важнейшее качество, требующееся при обработке материалов, добытых в исследовании, подготовке их к публичному представлению. Этим сложным искусством часто не владеют даже студенты университетов. Но, несмотря на это, обучать ему можно и нужно даже детей. Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать, — использование простых графических схем. Это дает возможность, например, выявить логическую структуру текста. Опишем способы применения графических схем на примерах занятий с детьми. Возьмем в качестве такого примера отрывок из книжки для детей писателя Игоря Акимушкина: «Самый большой кролик — фландр, или бельгийский великан. Длиной он от носа до хвоста — почти метр. Весит до девяти килограммов! Уши такие длинные, что кролик их торчком держать не может — так с головы вниз и стелются по земле. Цветом кролики разные: серые, голубые, рыжие, черные и белые». Теперь попробуем найти главную мысль, главную идею этого отрывка текста. В ходе коллективного обсуждения обязательно кто-то из детей назовет ее: «Самый большой кролик — фландр, или бельгийский великан». А какие слова (факты) ее подтверждают? Опять в ходе коллективного обсуждения находим: «Длиной он от носа до хвоста — почти метр. Весит до девяти килограммов! Уши такие длинные, что кролик их торчком держать не может — так с головы вниз и стелются по земле». Давайте на доске нарисуем схему, условно назовем ее «дом с колоннами», она выражает логическую структуру этого небольшого отрывка. Главную идею обозначим большим треугольником (1 — самый большой кролик — фландр, или бельгийский великан), а колонны — это факты, ее подтверждающие (2 — длиной он от носа до хвоста — почти метр, 3 — весит до девяти килограммов!, 4 — Уши такие длинные, что кролик их торчком держать не может — так с головы вниз и стелются по земле). Заключительную фразу отрывка: «Цветом кролики разные: серые, голубые, рыжие, черные и белые» — обозначим прямоугольником, лежащим в основании (5 — цветом кролики разные), и квадратными опорами, его поддерживающими (6 — серые, 7 — голубые, 8 — рыжие, 9 — черные, 10 — белые).Схема «Дом с колоннами»Как видим, даже такая простая схема — хороший помощник для того, чтобы выявить логическую структуру текста. Можно на треугольнике, колоннах и прямоугольниках написать эти идеи и факты. Продолжим работу, воспользуемся другой схемой — «Паучок». Ее предложил английский педагог Д.Хамблин. Правда, у него она используется несколько иначе, для других целей. Для примера работы с этой схемой возьмем стихотворение Е. Авдиенко «Зима»: Вышел на просторы Погулять мороз. Белые узоры В косах у берез.Снежные тропинки, Голые кусты, Падают снежинки Тихо с высоты. В белые метели, Утром до зари, В рощу прилетели Стайкой снегири. Теперь, в ходе коллективной беседы, найдем главную идею, выраженную в этом стихотворении. В ходе коллективного обсуждения также обязательно кто-то из детей назовет ее: «Наступление зимы». А какие факты эту идею подтверждают? Опять в ходе коллективного обсуждения находим: «1 — Вышел на просторы погулять мороз, 2 — белые узоры в косах у берез, 3 — снежные тропинки, 4 — голые кусты, 5 — падают снежинки тихо с высоты, 6 — в белые метели, утром до зари, в рощу прилетели стайкой снегири». А схема наша может в данном случае выглядеть вот так:Схема «Паучок»В центре обозначена главная идея — это туловище нашего паучка, а ножки — это факты, ее подтверждающие.УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯВажным средством мышления является вывод, или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание. Умозаключение позволяет мышлению проникать в такие глубины предметов и явлений, которые скрыты от непосредственного наблюдения. В логике выделено два вида умозаключений: индуктивное (индукция — переход от частных суждений к общим) и дедуктивное (дедукция — переход от общих суждений к частным).Умозаключения по аналогииУмозаключения по аналогии требуют не только ума, но и богатого воображения. Делается это так: сопоставляются два объекта, и в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта. У кенгуру задние лапы длинные, а передние короткие, почти так же устроены лапы зайца, только разница в длине между ними не так велика. Туловище рыбы имеет определенную форму, помогающую преодолевать сопротивление воды. Если мы хотим, чтобы создаваемые нами корабли и особенно подводные лодки хорошо плавали, их корпуса должны быть похожи по очертаниям на туловище рыбы. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями:Скажите, на что похожи: узоры на ковре, облака, очертания деревьев за окном, старые автомобили, новые кроссовки.Следующая группа упражнений на поиск предметов, имеющих общие признаки, и в этом плане способных считаться аналогичными, несколько сложнее:Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.).Усложним задание. Назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твердыми.Аналогичное задание. Назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный. Кроме умозаключений, сделанных по аналогии, существует множество способов делать выводы и строить умозаключения. «Объясните значение выражения». Возьмем несколько несложных распространенных пословиц и изречений и проведем коллективную беседу с детьми о том, что они означают:Без труда не вынешь рыбку из пруда.Всяк кулик свое болото хвалит. Всякому овощу свое время. В тесноте, да не в обиде. Глаза страшатся, а руки делают. Дома и стены помогают. Друзья познаются в беде. Дыма без огня не бывает. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Как аукнется, так и откликнется. Кашу маслом не испортишь. Не в свои сани не садись. Не дорог подарок, дорога любовь. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь — один раз отрежь. Тише едешь, дальше будешь. Шила в мешке не утаишь. Худой мир лучше доброй ссоры. Язык до Киева доведет.Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной к школе группеТема: «В гостях у Степашки»Цель: закрепить умение детей находить антонимы.Учить создавать в воображении образы на основе схематичного изображения предметов.Продолжить учить детей обследовать предметы осязанием.Упражнять в классификации их по признаку «холодный, горячий», «холодногорячий» одновременно.Описывать свойства объекта с точки зрения данного признака, продолжать включать детей в процесс решения творческих задач.Воспитывать осторожность при обращении с горячими предметами.Материал:Игрушка-Степашка; два мяча - большой и маленький; игрушки - чистые и грязные; полотенце - сухое и мокрое; ленты - длинная и короткая; овощи; диван; карточки со схематическим изображением предметов: утюг, свеча, молоток, уголек, лед, спички; картинки с изображением горячих и холодных предметов; два стакана; салфетки - синяя, красная, сине-красная.Ход занятия:Воспитатель - Дети, я получила приглашение от Степашки. Он нас приглашает в гости. Пойдем, ребятки?Заходят и видят, что все кругом разбросано, перевернуто, а Степашки нет.Воспитатель - Какой здесь беспорядок! Все разбросано, перевернуто, а Степашка куда-то подевался. Ну что ж, ребятки, надо навести порядок в комнате, помочь Степашке.Воспитатель поднимает предметы и показывает их детям.Д/и «Назови слово, противоположное по значению»Воспитатель - Мяч большой, а это?Дети - Маленький.Воспитатель - Игрушка грязная, а эта?Дети - Чистая.Воспитатель - Полотенце мокрое, а это?Дети - Сухое.Воспитатель - Диван мягкий, а ножки?Дети - Твердые.Воспитатель - Кукуруза шершавая, а помидора?Дети - Гладкая.Воспитатель - Ленточка широкая, а эта?Дети - Узкая.Воспитатель - Фотография девочки грустная?Дети - Веселая.Воспитатель - Как поступил Степашка? Он ведь все разбросал!Дети - Плохо.Воспитатель - Как мы поступили? Мы все убрали!Дети - Хорошо.Воспитатель достает конверт и показывает детям карточки со схематическим изображением предметов.Д/и «На что похоже?» (Дети стоят).Затем воспитатель приглашает детей в другую комнату. (Дети садятся на стульчики). В этой комнате тоже беспорядок.Воспитатель - И в этой комнате беспорядок. Степашки и здесь не видно. Тихо, тихо, ребятки! Кто-то плачет.Воспитатель находит Степашку на кресле, укрытого салфеткой. Он весь дрожит.Степашка - Как холодно! Лапки замерзли! Ушки замерзли! Надо бы мне согреться. А как не знаю. Где-то у меня была грелка, но никак не могу найти.Воспитатель - Ребятки, надо Степашке помочь. Поможем? Сначала надо как-то его согреть. Как можно его согреть? (Ответы детей)- Давайте завернем его в одеяло. Пусть Степашка греется, а мы поищем грелку.- Что это такое? (Находит лед)- Какой он, если его потрогать?Дети - Холодный.Воспитатель - А это что такое? (Находит уголек)Дети - Уголек.Воспитатель - Ой, какой он горячий! (Воспитатель имитирует, что уголек горячий, кладет его в тарелочку)Воспитатель - Можно потрогать руками раскаленный уголек?Дети - Нет.Воспитатель - Почему нельзя?Дети - Можно обжечь ручки.Воспитатель - А можно положить лед и уголек рядом?Дети - Нельзя.Воспитатель - Почему нельзя?Дети - Уголек потухнет, а лед растает.Воспитатель - Правильно, уголек потухнет, а лед растает.Воспитатель - Ребята, давайте договоримся с вами, что холодные предметы мы будем ставить на синюю салфетку, а горячие предметы - на красную салфетку. (Дети кладут лед и уголек на соответствующие салфетки)Воспитатель - А это что такое?Дети - Молоток.Воспитатель - На какую салфетку мы его положим?Воспитатель - Синюю.Воспитатель - Почему?Воспитатель - Молоток холодный.Воспитатель достает утюг.Воспитатель - И утюг не на месте лежит. Ребята, на какой стол положим утюг?Дети - Синий.Воспитатель - А всегда утюг бывает холодный? Когда утюг бывает горячим? Как узнать холодный утюг или горячий? Трогать будем всей ладошкой или пальчиком? Давайте потрогаем утюг? Подошва горячая, а ручка холодная. Значит, часть утюга горячая, а часть - холодная. Куда же нам его поставить?Дети - На сине-красную салфетку.Воспитатель - Посмотрите, я еще что-то нашла. Что это такое, ребята?Дети - Это свеча.Воспитатель - Потрогайте, какая она?Дети - Холодная.Воспитатель - На какую салфетку поставим свечу?Дети - На синюю.Воспитатель - А бывает свеча горячей?Дети - Когда горит огонек.Воспитатель - Свеча горячая только там, где горит, а нижняя часть остается холодной. На какую салфетку поставим свечу?Дети - Красно-синюю.Воспитатель - Ребята, посмотрите, у Степашки и картинки на полу раскиданы, возьмите по одной и посмотрите что нарисовано, положите каждую на свою салфетку. (Дети раскладывают, называют что нарисовано и почему кладут на эту салфетку)Д/и «Горячее-холодное». Воспитатель выясняет у каждого что нарисовано на картинке.Воспитатель - Степашка сильно кашляет. Совсем разболелся. Грелку мы не нашли? Как же можно согреть Степашку? Давайте напоим чаем. У нас есть два стакана. Как узнать в каком стакане горячая, а в каком холодная вода?Дети - Нужно потрогать.Воспитатель - А глазками можно увидеть?Дети - Да, поднимается пар.Воспитатель - Правильно! Давайте заварим чай и угостим Степашку, чтобы он согрелся. (Чай заваривается)Воспитатель - Ребята, теперь вы знаете, что предметы бывают горячими и холодными и одновременно горячими и холодными. Помните, что с горячими предметами нужно обращаться очень осторожно.Степашка благодарит детей и приглашает их пить вместе с ними чай.Воспитатель - А у меня и конфеты к чаю есть.Дети пьют чай. УЧАСТИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯУчастие в районном семинаре «Капустные посиделки»Участие в мероприятии ДОУ « Здравствуй, масленица»Праздник «Воздушных шаров» и т. д.
X

x