Всего представлено работ: 244112

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Чуйкина Ирина Викторовна

Творческие способности детей

скачать документ

Вернуться назад

Творческие способности детей Чуйкина Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества «Факел», г. Оренбурга (МБУДО «ЦДТ «Факел») Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.Как - же воспитать личность, умеющую легко разрешать жизненные задачи, получающую удовольствие от своей жизнедеятельности и обладающую высокими нравственными принципами.Талант человека направляется выраженной потребностью в творчестве, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Важную роль в творческой деятельности играет воображение, в двух его основных формах: как порождение идеи и как возникновение плана ее реализации. Необходимой частью творческого человека является потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве творческое мышление, способность к видению и разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир.Любые задатки, прежде чем превратится в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей. Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между клетками мозга. Каждый ребенок имеет при рождении волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинаются функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем младше ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать с ним говорить. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент – произнесено первое слово! Условие для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали ее, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой, которые стимулировали бы самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит важное условие эффективного развития творческих способностей.Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга. Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременного и полноценного развития, мы тем самым обрекаем его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат.Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Б.Н. Никитина и Л.Кэррола Ефремов В.И. Мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач, самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в детском возрасте.Успешное условие развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. И это условие легче всего осуществляется тогда, когда ребенок еще мал. Процесс познания мира, в это время идет очень интенсивно. Наблюдая, как быстро развиваются наши дети, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, мы еще раз убеждаемся в том, что первые годы жизни – самое благодатное время, когда ниши заботы дадут богатые плоды. Творческая деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься изобразительным искусством, шитьем, вязанием, а также большую роль в развитии творческих способностей детей занимает бисероплетение. Изучив основы бесероплетения, дети могут творчески подходить к выполнению изделия, его оформления и подбора цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение. Какое это удовольствие: из бесформенной россыпи бисера, сделать маленькую драгоценность, выбирая для нее цвет и форму. Создавая то прекрасное, на что хочется смотреть еще и еще. Причудливые переплетения бисера будят воображение, заставляют вглядываться в окружающий мир, приоткрывают его тайны. А еще они дарят великую радость творчества, когда твои руки превращают просто россыпь бисера в маленькое произведение искусства.Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях в детском объединении «Волшебная бусинка», руководителем которого я являюсь, без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат в группах для развития творческих сторон. Создаются как индивидуальные так и коллективные работы, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, и в результате получается коллективная работа, которая занимает одно из мест на выставке. Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей. К этому выводу я пришла, основываясь на опыт своей работы. Мы работаем по программе, но в процессе проведения занятий я поняла, что детям легче постигнуть основы бисеронизания если я меняю блоки занятий, благо что программой это предусмотрено. Я стала предлагать детям работать с проволокой, а не с иглой, осваивая всего два приема плетения то - есть я упростила задачу, идя от простого к сложному. И в результате этой поэтапной работы нам удалось достигать высоких результатов. Таким образом: поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей у детей. Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.Особую роль мы отводим бисероплетению. Бисерное рукоделие пришло к нам, как и плетение, вышивание, другие ремесла, из глубин истории, передаваясь из поколения в поколение. На какое-то время интерес к бисерному искусству ослабел, но сейчас возрождается вновь. Изделия из бисера снова становятся модными и пользуются популярностью у детей разного возраста. Бережно сохраняя старые традиции, открываются новые возможности работы с бисером, порой самые неожиданные украшения и аксессуары, картины и предметы интерьера, разнообразная вышивка, великолепные цветы или просто небольшие сувениры - все подвластно детским рукам.Занятия бисероплетением дают простор для самовыражения и являются одним из средств для проявления своей индивидуальности, неповторимости. Внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей детей, вызывает у них стремления овладевать знаниями и умениями сверх образовательных программ. Знания не только вооружают детей умениями и навыками, но и будят творческую активность, учят вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждое изделие имеет свою индивидуальную неповторимость. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещям с огромной душевной теплотой, им приятно и радостно их делать потому, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.Работаю с детьми более 15 лет, за это время накопилось много методических разработок предназначенных для детей 7-14 лет и ценны они тем что, создавались по запросу детей, вместе с детьми. То есть это и есть результат творчества детей, где тесно переплетаются любовь к природе, народным традициям и культуре.Список используемой литературы1.Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 2014. 60с.2.Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -2013 №1. С. 17-19.3.Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание.-2014 №11. С. 32-38.4.Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 2013 №4. С. 5-9.5.Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. -СПб.: Союз, 2014. 92с.
X

x