Всего представлено работ: 244168

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Михайлова Оксана Васильевна

"Заболевания органов дыхания и их предупреждение"

скачать документ

Вернуться назад

Урок биологии в 9 классе коррекционной школы VIII вида.Тема: «Болезни органов дыхания и их предупреждение».Задача: раскрыть содержание понятий о болезнях органов дыхания и их предупреждении, о вредном влиянии курения на органы дыхания.Цели: Образовательные: Актуализировать и развить знания учащихся о дыхательной системе, познакомить их с заболеваниями органов дыхания, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению; повторить полученные знания о гигиене дыхания, расширить кругозор учащихся при изучении новой темы. Коррекционные: Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого как способ развития логического мышления, коррекция речи, пополнение активного словаря.Воспитательные: Формирование привычки к здоровому образу жизни.Развивающие: Развить умение выбирать верное утверждение, анализировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);Оборудование: презентация «Болезни органов дыхания и их предупреждение», видеофрагмент: «Состав современных сигарет», учебники, тетради, карточки-задания.Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; работа фронтальная, индивидуальная, в парах. Словарная работа: флюорография.Ход урока.Организационный момент. Эмоциональный настрой обучающихся.Приветствие. Проверка готовности к уроку.Вступительные слова учителя. Добрый день! Я рада видеть вас на уроке биологии. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество и начнём урок. -Как вы думаете, в чем вы более всего нуждаетесь в данный момент? В хорошем образовании? В престижной работе? Карьере? Деньгах? Наверное, каждый человек определяет для себя первоочередные цели и нужды в жизни...Кто-то строит краткосрочные планы... Кто-то – планы на всю жизнь.. Но совершенно точно можно сказать, что ни одна из ваших целей не сравниться по значимости с важной потребностью...Дышать...Представляете себе, если бы вы не могли дышать...Сейчас вы были бы готовы отдать все на свете ради одного вдоха...А через минуту вы и вовсе потеряли бы сознание...Еще через 3-4 минуты начнется отмирание клеток мозга и вас уже будет не вернуть к жизни... «Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части и затем медленно выдыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхание его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходить долгая жизнь постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий». Этими словами начинается литературное произведение о дыхании. - Скажите, ребята, а зачем человек дышит?(1.Обеспечение организма кислородом.2.Удаление углекислого газа.3.Окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности).Почему человеку необходим чистый воздух?(Человеку необходим чистый воздух, потому что в нём больше кислорода, который необходим нашему организму, органам и тканям).Что происходит с человеком, если он дышит загрязнённым воздухом?(Если человек дышит загрязнённым воздухом, он становится вялым, быстро устаёт, страдает от головной боли).Почему в школе на переменах классы обязательно проветривают?( Классы проветривают для того, чтобы в них было меньше пыли и больше кислорода). Почему воздух чище в деревне, чем в городе? (В деревне воздух чище, чем в городе, потому что там меньше транспорта и предприятий, больше зелёных насаждений).Что приводит к загрязнению воздуха в больших городах? (В городах воздух сильно загрязняют транспорт и промышленные предприятия).Какие меры принимаются для охраны воздуха?(Для охраны воздуха на промышленных предприятиях устанавливают специальные фильтры, которые улавливают вредные газы, вентиляторы и пылеуловители. Люди работают в защитных масках. В нашей стране все строящиеся промышленные предприятия должны пройти экологическую экспертизу. Если предприятие будет наносить вред природе, то строительство запрещается).Работа с карточками-заданиями.(У вас на столе лежит карточка с заданием, выберите правильные ответы и пометьте их «+»)Выполняют индивидуально задание №2 Проверка: На экране правильные ответы, сверим и карандашом исправим ошибки.Физкультминутка (надувание воздушных шариков для развития лёгких).После таких занятий многие детки начинают постоянно дышать через нос, а это значительно сокращает риск возникновения насморков, бронхитов, кашлей, ОРВИ. Также такое дыхание позволяет быстрее восстановиться после недавно перенесенных заболеваний.Цель нашего сегодняшнего урока: повторить полученные вами знания о гигиене дыхания; поговорить о болезнях, передающихся через воздух, а также отметить вредное влияние курения на органы дыхания.Все эти знания необходимы вам для того, чтобы уметь правильно заботиться о своём здоровье, постоянно формировать привычку к здоровому образу своей жизни и тех, кто вас окружает.IV. Объяснение новой темы.Итак, приступим к рассмотрению новой темы.Открыли тетради, записали число, тему урока: Болезни органов дыхания и их предупреждение.Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом Вопросы к учащимся: Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовые полости? (Воздух увлажняется, очищается, согревается)Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путём. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной человек выделяет при разговоре, кашле и чихании. Главная задача профилактики воздушно-капельных инфекций является предупреждение переохлаждения и контакта с больными людьми. Помещение, где находятся больные должны тщательно проветриваться, а больной должен ходить с повязкой на лице.Наиболее распространённое заболевание в человеческой популяции – это грипп. Откройте учебник на стр.130. Давайте прочтем и ответим на вопрос: Чем опасен грипп? Один из учеников читает рассказ в учебнике про грипп стр 130. (Эта болезнь опасна своими осложнениями)Симптомы осложнений: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится после прохождения флюорографии.Словарное слово: Флюорография – фотографирование грудной клетки в специальном аппарате.(запишите в тетради).Сейчас появился новый вид гриппа называется «Свиной грипп»Для того чтобы не заболеть свиным гриппом специалистами и докторами Мировым объединением здравоохранения были предложены следующие рекомендации 1) Часто и регулярно мыть руки, обязательно с мылом.2) Следует избегать контактов с лицами, которые имеют признаки любых простудных заболеваний.3) Необходимо соблюдать режим дня, строить свой день согласно рекомендациям здорового образа жизни.4) В питании должно быть достаточное количество белка и витаминов.Еще об одном страшном заболевании дыхательной системы расскажет нам: Эберс Роман – он подготовил сообщение.Туберкулёз – хроническое заболевание лёгких, возбудителем которого является микобактерия туберкулёза или палочка Коха. (записать в тетрадь). Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9°С. Микобактерия туберкулёза может поражать и другие органы, вызывая туберкулёз почек, кожи, глаз и др. Основной источник распространения туберкулёза – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулёза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5-1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут. С воздухом они проникают в лёгкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед. препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: иметь своё полотенце, отдельную посуду.Давайте запишем в тетради изученные нами сегодня на урока инфекционные заболевания и пути заражения ими.Инфекционные заболевания: Пути заражения Грипп Передаются через воздух Туберкулёз Через предметы больного человека- А сейчас, я прочту вам небольшой отрывок из книги. Вы постарайтесь ответить на вопрос, о каком событии в нем идет речь:"Высадившись на берег, мы отправились вглубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую сигарету и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее три - четыре затяжки, выпуская дым через ноздри" (встреча Колумба и его команды с туземцами).Давайте посмотрим: Как табак завоевал весь мир (сценка)Англичанин. Джентльмены! А знаете ли вы, сколь противоречивы мнения о табаке?Так, например, у нас в Англии был в своё время издан указ, в котором говорилось:«Уличённых в курении водить по улицам с петлёй на шее, а наиболее злостных курильщиков казнить и их отрубленные головы с трубкой во рту выставлять на площадях для всеобщего обозрения»Француз. О.ужас! Казнить! И из- за чего! Из-за табака! Мне, например, совсем недавно из Швейцарии мой друг, кстати говоря, прекрасный лекарь, прислал фунт великолепного табака, присовокупив к нему такой рецепт: «Это зелье очищает голову, рассеивает боль и усталость, успокаивает зубные страдания, оберегает людей от чумы, лечит застарелые раны и нарывы».Итальянец. А у нас в Италии даже лица духовного сана пристрастились к этому зелью.Француз. В Париже табак быстро вошёл в моду. С тех пор, как посол Португалии, Жак Нико преподнёс табак нашей королеве Екатерине Медичи в качестве средства, способного изгонять и уничтожать болезни головы и мозга, число курильщиков в городе значительно возросло.Англичанин. Ну, а что скажет наш друг из России?Русский. У нас считали, что это богомерзкое зелье, служит развращению нравов и губительно для здоровья.Итальянец. Извините, синьор, я слышал, что известный пожар в Москве в 1634 году, произошёл по вине курильщиков?Русский. Вы совершенно правы, синьор. После этого прискорбного случая царь Михаил Романов издал указ: «На Москве и городах о табаке заказ учинить крепкий и под смертной казнью, чтобы нигде табак у себя не держали и табаком не торговали. И за то тем людям чинить большое наказание»Англичанин. Видимо, даже такой указ не слишком испугал россиян. Ведь у вас сейчас курят не меньше, чем в остальной Европе! Русский. Господа, господа! Вы видимо забыли, что царь Пётр Алексеевич именно у вас, в Европе, пристрастился к курению, а уж потом специальным указом отменил запрет на курение в России. В царствование Екатерины 2 стали специально разводить табак в малороссийских землях..Итальянец. Синьоры! Не будем спорить! Так или иначе, но табак Европу завоевал. А откуда родом это растение?Русский. Да уж во всяком случае, не из России!Англичанин. Да и в нашем королевстве с его дождями и туманами вряд ли вырастет табак.Итальянец. Сколько помню себя, его выращивали у нас в Италии.Француз. Нет, нет! Табак в Европе - пришелец. Знаменитый Колумб привёз его в Испанию В 1496 году, как заморскую диковинку. Англичанин. Да, да! Я вспомнил! В Испании табак поначалу выращивали, как декоративное растение, а потом он перешёл в разряд лекарственных средств.Русский. Вполне понятно. В Европе в то время свирепствовала чума, медицина была бедна лекарствами, и люди поверили в заморское чудо, они хотели найти в нём исцеление. Но…Итальянец. Более того! В последнее время стали говорить о вреде курения. Во всяком случае, нервным, ослабленным и истощённым людям курить нельзя.Англичанин. Да так ли уж табак вреден?Француз. Думаю, что нет. Вот я курю всю жизнь и, как видите весел и здоров.Итальянец. Курите, курите! Недолго уж осталосьРусский. И всё-таки курение - вредная штука. Вы только послушайте из чего состоят современные сигареты.Просмотр видеофильма: «Состав современной сигареты».Действительно, как утверждают историки, табак завезли в Европу моряки из Южной Америки. Из Испании семена табака попали в Турцию (курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, виновных сажали на кол), в Персию (персидский шах приказал сжечь торговца, которых завез табак в страну), в Италию (Римский папа Урбан 7 отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак), в Россию, где за курение полагалось весьма серьезные наказания - от палочных ударов до отрезания носа и ушей. Торговцев табаком ждала смертная казнь. (По мере рассказа, называемые страны показать на карте).Но постепенно запрет на курение отменялся в одной стране за другой. С годами к вредной привычке приобщались мужчины, женщины, подростки, даже дети. Возникла даже мода на курение.Но врачи выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней. Начиная с начала 1960-х годов, стали публиковать в газетах и журналах результаты научных исследований. И люди ужаснулись! Писатель Л. Толстой, бросив курить, сказал: "Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голов".Вещества которые находятся в сигарете оказывают негативное действие не только легким, но и многим системам. Послушайте стихотворение.Если органы могли бы говорить человеческим голосом, чтобы сказали они?Давайте представим такое: Сердце:Мне так плохо, я так усталоИ нет уже больше сил стучать.Наверное, жить осталось мне мало,Могли бы только вы пронять – Мне не хватает кислорода,Меня так душит никотин, А этот яд непобедим,Мои сосуды кровяныеВ дыму сгорают день за днем,И если вы нас не спасете,Мы от курения пропадем.Легкие:Мы хотим спросить вас люди.А вы курите зачем?Нас полоний отравляетНикотин нам страшный яд,Наши бронхи он сжигает,Кто же в этом виноват?По утрам ужасный кашельРаздирает горло в кровь.Кто же нам теперь поможетЧто бы стать здоровым вновь?Чтоб вдыхать нам полной грудьюСвежий чистый кислород,Чтобы газам ядовитым Не давать нам больше вдох!Головной мозг:Иссушил меня проклятый злодей,Нету больше светлых идей,Он мои нейроны укралИ на пачку сигарет променял.А теперь и за долгий срокНе могу выучить данный урок.И внимания, памяти не – Все от этих проклятых сигаретНе искупить бедой вину,Строг приговор:За страсть к курениюПустеет комната ума,Где был мир идей, теперь там тьма.Учитель: Курение приводит к заболеваниям – это рак легких, бронхит и другие. Курение опасно не только для того, кто курит, но особенно для некурящих людей. Поэтому стоять рядом с теми, кто курит не нужно, необходимо вести посильную борьбу с курильщиками.Вывод: Каждый вправе делать свой выбор, но прежде, чем его делать, подумайте хорошо, для чего это нужно вашему организму.Так выглядят легкие курильщика. Как будут выглядеть твои органы решать тебе. Я призываю – любите себя!V. Закрепление. Давайте прочитаем на стр 132 рекомендации по гигиене дыхания.И какие-же рекомендации по гигиене дыхания мы должен выполнять и советовать другим.Рекомендации по гигиене дыханияОтказ от вредных привычек – куренияПроветривать помещение, делать влажную уборку Чаще прогуливаться на свежем воздухе в скверах и паркахВитаминизированное питаниеЗанятие физической культуройПроходить регулярно флюорографическое обследование 6. Домашнее задание.с.129-132 прочитать, ответить на вопросы 1-4. Нарисовать рисунок о вреде курения и алкоголя на органы дыхания.Выставление оценок.8. Подведение итогов урока.Итак, ребята, мы поговорили сегодня о болезнях органов дыхания и их предупреждении. И я думаю, что в очередной раз, поговорив о вреде курения, вы задумаетесь о том, стоит ли брать в руки сигарету. Знайте, что трёх капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли достаточно, чтобы умертвить человека. И заметьте, мы говорили о вредном влиянии никотина только на органы дыхания, а ведь есть ещё и другие системы органов. Задумайтесь об этом…Берегите себя, своё здоровье и здоровье своих близких. Помните, что «здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничего!». Урок закончен. До свидания.
X

x