Всего представлено работ: 243854

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Федоровская Светлана Петровна

Организация проектной деятельности в ДШИ и ДМШ.

скачать документ

Вернуться назад

Организация проектной деятельности в ДШИ и ДМШ.Федоровская Светлана Петровна, преподаватель специального фортепианоМБО ДО Детская школа искусств №57, г. ОсинникиНа современном этапе школьной жизни в условиях существования программы по специальному фортепиано акцент делается на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения разных по стилевым и жанровым особенностям, разных эпох и народов, а так же на воспитание культуры сольного музицирования, приобретение учащимися опыта творческой деятельности. Недостаточность узкопредметных знаний требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Установка современного образования на активизацию познавательных, творческих способностей детей успешно вписывается в концепцию проектной деятельности. Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы научить ребенка ориентироваться в быстро изменяющемся мире, уметь самостоятельно добывать информацию, рационально усваивать знания, т.е. научить учиться. Основная цель, которую преследует работа над проектом: научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний, научить предвидеть проблемы, которые нужно решить.Проектная деятельность в школе является современным образовательным методом, который решает множество учебных целей и задач. В первую очередь такой метод позволяет формировать у школьников разнообразные компетенции и умения, полученные путем применения их в практической деятельности.Основой для такой деятельности является постановка социально-значимых целей и их реализация в жизни. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые ещё предстоит приобрести. «Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. То есть использование проектного метода в обучении предполагает определённую, воспроизводимую в разных ситуациях систему действий его участников, что выводит метод на уровень технологии и повышает его образовательный статус. Проектная методика – это педагогическая технология нового образования.Вместе с тем учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей:Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета каких-либо государственных рекомендаций. Важно определить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, значение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и предоставления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, игры, сценарии, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.д. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Выходом такого проекта могут быть доклад, пресс-конференция, судебное заседание и т.д. Чем завершится спор? Будет ли разрешён конфликт и заключён договор?Следует иметь в виду, что все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный.По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:- монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.- межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:- внутриклассными;- внутришкольными;- региональными (разного масштаба);- межрегиональными (в рамках одного государства);- международными.Ответив в общих чертах на вопрос, что есть учебный проект, рассмотрим, как он может быть реализован в образовательном процессе. Разработать реальный проект и провести его одновременно и сложно и просто. Сложно потому, что имеющиеся у педагога теоретические знания необходимо вывести на практический уровень, а это получается не вдруг и не сразу. Просто же потому, что имеется технологическое описание действий педагога и учащихся в процессе их совместной работы в проекте.Для того чтобы иметь целостное представление о содержании будущего проекта и его основных этапах, целесообразно рассмотреть последовательность работы над проектом.Последовательность  работы над проектомЭтапы работы  Содержание этапа Деятельность учащихся Деятельностьучителя  Подготовительный этапМотивация учащихся, постановка проблемы, выбор темы, определение цели и задач проектаОбсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информациюЗнакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Формирует группы.  Планирование работыОтбор источников информации и выбор способов презентацииВырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. Поисково-информационная деятельностьРабота с источниками информации: поиск, отбор, анализ и обобщение полученных сведений.Поэтапно выполняют задачи проектаНаблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихсяРезультаты и выводы Анализ полученной информации. Формулирование выводов.Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проектНаблюдает, советует (по просьбе учащихся)Защита проектаОткрытый отчет участников проекта о проделанной работе.Демонстрация результатов проделанной работы каждым участником проекта.Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценка процесса и результатов работыАнализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин.Самооценка реализации поставленных целей.Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников. Роль преподавателя в проектной деятельности.Проектная деятельность требует от преподавателя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.Именно поэтому преподаватель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И, прежде всего – развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребёнка и его творческого потенциала. Авторитет преподавателя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.В определённом смысле преподаватель перестаёт быть «предметником», а становится преподавателем широкого профиля, педагогом-супервайзером, который не отвечает непосредственно ни за процесс выполнения проекта, ни за продукт, а лишь создаёт систему условий для качественного выполнения проекта учащимися.Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать руководитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы нет, и никогда не будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений и др.Опыт работы над проектной деятельностью учащихся.Внутриклассный проект «Музыкальная сказка “Золушка”» был разработан для учащихся со 2 по 7 класс специального фортепиано. Целью данного проекта являлось - сформировать у учащихся необходимое представление о роли музыкального текста (музыкальных штрихов, динамики, аппликатуры, педализации, характера); развить творческие способности, активизировать их воображение в создании музыкального произведения. Вид проекта – творческий (учащиеся имели возможность попробовать себя в роли композитора). По комплексности – данный проект межпредметный – сочетает теорию (сольфеджио) и практику (специальность). По характеру контактов учащихся – внутриклассный (2-7 классы).Этапы работы над проектом:Подготовительный этап. Задачи: Мотивация учащихся; определение проблемы; постановка цели и задач предполагаемого проекта; определение конечного результата; выбор возрастной категории.Результат – заинтересованность учащихся в принятии участия в проекте, конкретная тема проекта и его участники.Роль педагога – создать благоприятную атмосферу для принятия учащимися участия в проекте, организация данного этапа: опрос учащихся по теме проекта, озвучивание цели и задач этого проекта, выдача письменных рекомендаций по выполнению заданий к проекту.Роль учащихся – высказать свое мнение и отношение к идеи данного проекта, выбрать тему, которая более близка ему.Рекомендации: на данном этапе важно замотивировать учащихся, т.к. от их заинтересованности зависит большая часть организации проекта. Это могут быть беседа с каждым учащимся, их анкетирование; афиша на классную доску, призывающая принять участие в творческом проекте. Важно педагогу на данном этапе прислушаться к мнению учащихся в выборе темы. Из опыта организации: мной была организованна беседа с каждым учащимся по поводу организации и формы творческого проекта, а так же им было представлено право в выборе жанра, какого-то сюжета из сказки «Золушка» (например, Злая мачеха, Две сестрицы, Бал в замке и т.д.), на тему которого они могли бы сочинить собственное произведение. На данном этапе я разработала письменные рекомендации в помощь учащимся «С чего начать сочинение?», и раздала участникам с предварительной беседой. Планирование работы.Задачи: определение сроков сдачи разных этапов работы, конкретизация цели и задач проекта.Результат – организованность каждого участника в выполнении заданий. Роль педагога на данном этапе – организовать учащихся, обозначив конкретные сроки на каждом этапе работы.Роль учащихся – выполнять рекомендации педагога в назначенный срок.Рекомендации: на данном этапе важно, что бы каждый участник знал конкретные сроки сдачи проделанной работы, осознавал цель и задачи делаемой им работы. Из опыта работы: мной были вывешены на доску объявлений сроки сдачи проделанной работы, объявлена конечная цель – создание сборника творческих работ учащихся, что явилось еще одним стимулом для работы учащихся.Работа над содержанием проектаЗадачи: организация выполнения работы учащихся, курирование педагогом. Результат: готовые работы учащихся.Роль педагога: индивидуальная работа с каждым участником (подсказывать, совместно решать творческие трудности).Роль учащегося: выполнять самостоятельную работу и рекомендации педагога.Рекомендации: на данном этапе важно педагогу быть помощником каждому учащемуся: в младших классах большую часть выполнять в классе, на уроке, - домашнии задания должны носить закрепляющий характер; в средних и старших классах – учащиеся выполняют работу самостоятельно, педагог выступает в роли куратора – подсказывает, оценивает. Из опыта работы: с каждым учащимся на уроке специальности мной каждоурочно отводилось 5-10 минут на работу над проектом: ученик демонстрировал свои творческие успехи, представляя небольшой отрезок своего сочинения, и получал от меня рекомендации, домашнии задания для дальнейшей работы (с учащимися младших классов – домашнее задание должно носить закрепляющий характер). Важно педагогу самому быть процессе творческого поиска (как лучше построить мотив, фразу, какие созвучия подобрать и т.д.) для того, что бы совместно с учеником искать пути решения тех или иных творческих задач. Подготовка к публичному представлению.Задачи: подготовка к публичному представлению собственного произведения; формирование сборника творческих работ, подготовка сценария к творческому вечеру.Роль педагога: курирование подготовки к концертному выступлению каждого участника; оформление творческого сборника; написание сценария; курирование подготовки учащихся к творческому вечеру (выучить стихи).Роль учащихся: выучить и грамотно исполнить собственное произведение, выучить четверостишья к представлению на творческом вечере.Рекомендации: Каждый учащийся выучивает свое произведение наизусть и готовится к концертному выступлению. Педагог контролирует каждого учащегося, дает необходимые рекомендации по выучиванию и исполнению произведения. Формирование творческого сборника: педагог печатает в нотном редакторе рукописные произведения, и составляет сборник, который включает сочинения учащихся, краткий сюжет сказки и иллюстрации к каждому произведению. Подготовка к творческому вечеру: учащиеся выучивают четверостишья, старшеклассники разрабатывают видео ряд для красочного представления каждой работы на вечере. Педагог разрабатывает красочную афишу и вывешивает ее на доску объявлений.Из опыта работы: на данном этапе мной была организованна работа с каждым учащимся над характером произведения (отрабатывание сложных мест, работа над образом, динамикой, штрихами и т.д.). Важно, что бы учащийся понимал, что он впервые представит свое сочинение, и от того как он его представит, зависит целый образ его героя и в целом сказки. Помимо работы с учащимися мной была проведена работа по составлению сборника творческих работ: в нотном редакторе Finale набраны рукописные произведения юных композиторов, а так же привлечены старшеклассники, им нужно было подобрать картинки к своему сочиненному произведению. После этого формировался сборник творческих работ, который был красочно иллюстрирован и раскрывал краткий сюжет сказки.Защита проекта (творческий вечер юных композиторов: музыкальная сказка «Золушка»)Цель: публичное представление собственного произведения на творческом вечере.Результат: концерт участников проекта, сборник творческих работ «Музыкальная сказка “Золушка”»Роль педагога: организация и контролирование хода проведения мероприятия, эмоциональный настрой творческого вечера.Роль учащихся: активное участие в творческом вечереИз опыта работы: Ведущим мероприятия может быть как педагог, так и учащийся-активист. В ходе творческого вечера читается сюжет сказки и по ходу учащиеся исполняют свои произведения. По окончании представления сказки педагог организует беседу с участниками проекта, в конце которой участники сами формулируют выводы по проделанной работе.Оценка процесса и результата работы. Цель: анализ проделанной работы, подведение итогов. Результат: формулирование вывода проведенного проекта.Роль педагога: организовать обратную связь с учащимися и их родителями.Рекомендации: педагог организует анкетирование, беседы с каждым учащимся, где он может поделиться впечатлением, своими переживаниями, настроением, - и выстраивает диалог с ним, говорит свои пожелания, оценивает его работу.Педагог предлагает родителям участников высказать свое мнение в книге отзывов. На классной доске объявлений организует фотовыставку с мероприятия.После проведения проекта важно педагогу провести анализ проведенного мероприятия и выявить положительные и отрицательные моменты для дальней организации подобного проекта.Таким образом, проектная деятельность в ДШИ – это эффективная форма для достижения поставленных и намеченных целей в образовательном процессе. Она помогает достичь результатов путем неформального, творческого подхода, и является интересной формой работы как для учащихся, так и для педагога. Список литературы.Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования. / Е.С. Заир-Бек. – С-Пб. – 1994.Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы / А. Кудрявцев // Директор школы. – 2007. – № 1. – С. 14–20.Маркачев, А.Е. Применение метода проектов в школьной практике/ А.Е. Маркачев, Т.А. Боровских, Г.М. Чернобельская // Химия в школе. – 2007. – № 2. – С. 34–36Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .
X

x