Всего представлено работ: 244101

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Кудинова Вера Викторовна

«Инновационная ширма «Экология, музыка и дети».

скачать документ

Вернуться назад

«Инновационная ширма «Экология, музыка и дети».Кудинова Вера Викторовна.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении Детский сад № 2 городского округа-город Камышин (МБДОУ Дс № 2)Музыкальный руководитель.I. Пояснительная записка.Инновационная ширма - интерактивная ширма, авторское дидактическое пособие для детей дошкольного возраста. Её можно отнести к форме организации учебного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Инновационная ширма «Экология, музыка и дети» является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. С помощью нее музыкальный руководитель вносит разнообразие в практическую деятельность в процессе реализации художественно-эстетического и экологического развития детей. Глоссарий.Авторское пособие – это пособие, которое создано творческим трудом автора, обладающего авторским правом. Ансамбль - это французское слово. По-русски означает "вместе". В музыке это слово обозначает, что несколько людей играют, поют или танцуют вместе.Восприятие музыки – процесс, обеспечивающий формирование у слушателя полноценного, целостного образа музыкального произведения.Дидактическое пособие – это пособие, предназначенное для помощи в обучении, развитии, воспитании.Динамический слух - это способность определять громкость звучания и ее изменения. Она очень зависит от уровня восприятия вашего слуха в целом. В звуковой последовательности каждый последующий звук может быть громче или тише предыдущего, придавая произведению эмоциональную окраску. Динамический слух помогает определить, где музыка "нарастает" (крещендо), "затихает" (диминуэндо), "движется волнами", делает резкий акцент и так далее.Диапазон - звуковой объем (расстояние между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента.Звуковысотный слух - это слух, ориентированный на высоту звука.Интерактивный – означает «содержащий элемент взаимодействия с пользователем, зрителем или читателем». Само слово «интерактивный» состоит из «интер» (между-) и «активный» (действенный). Инновация – нововведение, комплексный процесс создания распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей.Интонация - это выражение чувств и настроений в музыке посредством музыкальных звуков.Пиано – «тихо».Рефрен - (от стар.-фр. refraindre < refrain «повторять») — в музыке главная тема, определенный музыкальный материал, неоднократно возвращающийся на протяжении произведения.Ритм - организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. В письменной традиции музыкальный ритм фиксируют с помощью музыкальной нотации.Сенсорные способности - это функциональные возможности организма, которые обеспечивают ощущение и приятие человеком окружающего мира и себя самого.Творческие способности – это способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи.Тембровый слух - это умение колористически различать тембральную окраску звучания голосов и инструментов, отдельных звуков и различных звукосочетаний. Унисон - итал. unisono, от лат. unus √ один и sonus √ звук) в музыке, одновременное звучание двух и более одинаковых по названию звуков одной или разных октав.Фонематический слух - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.Форте – «громко».Ширма – комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых материей, бумагой.Эстетика – это наука, которая изучает эстетичность поступков, их восприятие, последствия и их отношение к искусству, природе и ряду других факторов. Так же эстетика воспринимается, как философское учение об естественном, прекрасном, об отношении к жизни и о самой жизни.Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем. Необходимость создания инновационного продукта. В ходе реализации ФГОС возникла необходимость создания развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребёнка дошкольного возраста происходит в деятельности ребёнка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно - развивающей среды, которая должна быть: содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, безопасной.  Поэтому мною была придумана инновационная ширма «Экология, музыка и дети». Во-первых, данное дидактическое пособие очень красочное, привлекательное, его сразу хочется детям рассмотреть, потрогать, что вызывает массу положительных эмоций и, следовательно, возникает интерес к музыкальной деятельности. Во-вторых, размер ширмы 55*105 см, что позволяет детям свободно ею пользоваться. В-третьих, она легко складывается и переносится из музыкального зала, в группу. В-четвертых, детали игр съемные, их легко заменить на другие в связи с потребностью музыкально-исследовательской деятельности. В-пятых, ширма может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию. В-шестых, она безопасна, т.к. изготовлена из пластиковых труб и ткани. Так же ширму можно использовать в театральной деятельности.2. Аналоговый анализ.Проведя анализ в сети интернет, я поняла, что существует масса ширм в разных направлениях: ширмы для игр ТРИЗ, театральные ширмы, ширмы ПДД, ширмы экологическго воспитания, ширма гендерного воспитания и т.д.К сожалению, по музыкальному образованию не было найдено ни одной ширмы. Так что сопоставить не с чем. 3. Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта. При применении «Инновационной ширмы «Экология, музыка и дети» необходимы: фортепиано, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, мультимедийный экран, компьютер, музыкальные мешочки-шумелки, клавесы.4. Технология внедрения инновационного продукта: что? Для чего и зачем? Для кого? Как? Младший дошкольный возраст — наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В это время у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Инновационная ширма «Экология, музыка и дети» помогает обучать детей, играя. Поэтому использование пособия является актуальным для данного периода развития детей.Ширма изготовлена для детей 4-7 лет.Начиная играть с детьми с помощью «Инновационной ширмы «Экология, музыка и дети», я вместе с ними придумываю какой-то сказочный сюжет. А затем уже в процессе, поставив проблему, реализуем запланированные музыкально-развивающие задачи, не забывая поговорить о природных явлениях, животных, деревьях, растениях, их взаимосвязях, а так же о бережном отношении к окружающему миру.5. Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационного продукта.Играя с «Инновационной ширмой «Экология, музыка и дети», у дошкольников:развиваются музыкально-сенсорные способности (тембровый, динамический, фонематический слух, чувство ритма, сила голоса); представления о характере музыки;воспитывается эстетический вкус; возникает заинтересованность в активной музыкальной деятельности; воспитывается в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему; расширяются границы творческого мышления, фантазии. II. Инновационный продукт.Техническая характеристика дидактического пособия. Инновационная ширма «Экология, музыка и дети» изготовлена из белых пластиковых труб и ткани «Оксфорд» разных цветов. Детали для игр выполнены из фетра и пришиты к основной ткани ширмы, некоторые из них крепятся с помощью липучек. Есть другие элементы, которые представляют собой заламинированные цветные картинки с приклеенными на задней стороне липучками для крепления. Объемные игрушки изготовлены из ткани флис.А Лисичку и Белочку я сшила из обыкновенных кухонных салфеток. Ширма имеет четыре дидактических «поля» по временам года: Осень Зима ЛетоВ правом верхнем углу игрового поля «Осень» находится паутинка с семейством пауков. Перед началом игры я рассказываю детям сказку. Например, «Наступила осень. (Для старших дошкольников можно сказать, что настало «бабье лето»). Жила-была семья паучков: папа-паук, мама-паучиха и сынок-паучок. Как-то раз родители-пауки побежали на другую паутинку мошек ловить, а паучок остался один. Грустно ему стало. Как же мы можем развеселить его? (Дети предлагают поиграть с ним в игру)». Игра «Подуй на паучка».Цель: формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох), тренировать силу вдоха и выдоха, развивать глубину дыхания.Ход игры.Музыкальный руководитель с детьми предлагают подуть на грустного паучка, покачать его на паутинке и развеселить. Дуть можно беззвучно, а можно на звук «а» или «и».«Но тут вернулись папа-паук, мама-паучиха. Давайте с ними поближе познакомимся. (Можно с детьми придумать им имена. Рассмотреть, какие они – папа-паук веселый, а мама-паук грустная. Ответить на вопрос «Почему вы так решили?») Вся семья пауков любит музыку. Как вы думаете, какую музыку любит слушать папа-паук? (Он любит слушать весёлые мелодии.) Как вы думаете, какую музыку любит слушать мама-паук? (Она любит слушать грустные мелодии.) Давайте с вами послушаем музыку и определим, чья это музыка – папы-паука или мамы – паука? Игра «Весело-грустно».Цель: развивать у детей представления о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; грустная, печальная).Ход игры. Дети слушают пьесу весёлого или грустного характера и если звучит веселая музыка, то к паутинке прикрепляется веселый паучок, а если грустная – грустный паучок.Сказка продолжается… Далее с детьми можно придумать различный сюжет про птичку, которая любит летать вверх-вниз. Игра «Птичка-певичка».Цель: развивать у детей чистоту интонации в пении; расширять певческий диапазон.Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает свободно скользить голосом по линии полета птички вверх или вниз. В продолжение сказки – волшебное осеннее дерево с яблоками - музыкальными инструментами.Игра «Осеннее музыкальное дерево».Цель: развивать у детей тембровый слух, расширять словарный запас (тембр, группа духовых, клавишных, струнных, ударных инструментов).Ход игры. Детям предлагается прослушать произведения, исполненные на различных музыкальных инструментах и отгадать их название. А так же назвать, к какой группе инструментов они принадлежат (группа духовых, клавишных, струнных, ударных инструментов).Игра «Ритмический листопад».Цель: развивать у детей внимательность, ритмичность.Ход игры. Детям предлагается изобразить ритм листочка (по желанию - хлопками, притопами, шлепками, щелчками) сначала всем вместе, затем по – очереди.Игровое поле «Зима»Игра «Снежные тучки».I вариант. Цель: формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох); тренировать силу вдоха и выдоха; развивать глубину дыхания.Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает подуть на тучку со снежинками. II вариант. Цель: формировать у детей звуковысотный слух; развивать чистоту интонирования при пении. Ход игры. Этот вариант игры можно использовать в качестве распевки перед началом пения. Педагог предлагает ребятам придумать мелодию и спеть вместе со снежинками на звуки «а», «и», «у», «о» (или на любой другой): поступенную или по звукам трезвучия. Игра «Ёлочка – музыкальные игрушки на иголочках».Цель: развивать у детей тембровый слух, расширять словарный запас (тембр, группа духовых, клавишных, струнных, ударных инструментов, оркестр, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов).Ход игры. Детям предлагается прослушать произведения, исполненные на различных музыкальных инструментах и отгадать их название. А так же назвать, к какой группе инструментов они принадлежат (группа духовых, струнных, ударных инструментов) и в каком оркестре их можно услышать – симфоническом или русском народном. Затем следует повесить игрушку на елку.Игра «Угадай, чья песенка звучит?» Цель: развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором, ансамблем и индивидуально.Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям послушать знакомые мелодии и ответить, кто поет под елочкой? (Игра «Лиса и зайцы», «Медведь» муз. Е.Тиличеевой, «Зайчик» муз. Л.Лядовой).Игра «Белочка в снегу».Цель:  учить детей различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением игрушки; развивать у детей творческую активность.Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям спеть (придумать мелодию) вместе с белочкой – одна снежная ступенька - один музыкальный звук.Карман «Тактильные карточки».Цель: развивать у детей музыкальную память, учить распознавать свойства и признаки предметов, определять предмет по контуру, развивать мышление. Ход игры. I вариант. Педагог прячет в карман какую-либо карточку. Ребенок с закрытыми глазами с помощью пальцев рук пытается определить, что или кто это. Если это персонаж (медведь, елка, Дед Мороз), то надо назвать песню о нем. II вариант. Звучит мелодия песни, а затем ребенок с закрытыми глазами должен из всех карточек выбрать соответствующую карточку данной мелодии, сказать название музыкальной пьесы или песни. Состав карточек можно менять в соответствии с музыкальным материалом. Игровое поле «Весна-лето». Игра «Солнечные лучики».Цель: развивать у детей звуковысотный слух, умение петь в ансамбле, индивидуально.Ход игры. Педагог предлагает спеть, т.е. подняться или опуститься вдоль по лучикам солнца одному ребенку либо двум, трем детям.Игра «Бабочки, лети!»Цель: развивать у детей чистоту интонации в пении; расширять певческий диапазон; учить детей петь в унисон; совершенствовать умение одновременно со всеми начинать и заканчивать пение. Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает двум ребятам свободно скользить голосом по линии полета бабочек вверх или вниз.Игра «Три цветочка».Цель: закрепление понятия о характере музыки; формирование эмоциональной отзывчивости.Ход игры. I вариант. Звучит музыкальное произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и прикрепляет к стеблю на ширме. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и композитора, его сочинившего.II вариант. Перед тремя детьми лежат цветы. Звучит музыка, тот ребенок, чей цветок соответствует характеру музыки, прикрепляет его на ширму.Игра «Божьи коровки».Цель: развивать у детей ритмичность.Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям изобразить (хлопками, щелчками, притопами и т.д.) ритмические точки божьих коровок.ИгИгра «Гусеница-музыкант».Цель: развивать динамический слух; обогащать словарный запас детей (динамические оттенки, форте, пиано); способствовать формированию умения различать разнохарактерные части музыкальных произведений, выделять рефрен.Ход игры. I вариант. Музыкальный руководитель предлагает послушать музыкальное произведение и определить динамические оттенки всего произведения и отдельных его частей.II вариант. Музыкальный руководитель предлагает послушать музыкальное произведение, определить сколько частей и выделить рефрен (если он есть).III. Интернет-источники.1.biofile.ru›36798.html;2.ru.wikipedia.org;3.http://kalashnikova-irina.ru/met/urok/urok-muzyki-intonatsiya;4.dic.academic.ru›dic.nsf/bse/142923/Унисон;5.https://vuzlit.ru/393780/zvukovysotnyy_sluh;6.muzicforchildren.blogspot.ru›2010/11/blog-post_…;7.http://uslide.ru/okruzhayuschiy-mir/14132-sem-cvetov-u-radugi-a-u-muziki-sem-not.html;8.https://nsportal.ru/user/737867/page/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov.
X

x