Всего представлено работ: 242007

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Вахбиева Евгения Викторовна

Использование здоровьесберегающих технологий для детей с тяжелыми нарушениями речи

скачать документ

Вернуться назад

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речиЗдоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым. Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольникаОдним из ведущих приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей.Система логопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов,На занятиях я использую следующие методы: артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, речевые игры с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики (пальчиковый бассейн, разноцветные прищепки) гимнастика для глаз, пальчиковый театр, мимические упражнения, физкультминутки, динамические паузы, игры с пеком и водой. Своевременная профилактическая квалифицированная помощь педагогов ДОУ поможет сохранить и восстановить все составляющие компоненты здоровья ребёнка. При систематическом использовании предложенных материалов педагогами на непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни способствует снижению тенденции к усложнению речевых проблем у дошкольников.Среди наших воспитанников высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Логопедическая работа с такими детьми предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя:• дыхательную гимнастику;• артикуляционную гимнастику;• пальчиковую гимнастику;• физкультминутки;• гимнастику для глаз;• логоритмику;• психогимнастику;• мышечную релаксацию;• арттерапию;• песочную терапию;• игровые технологии;• сказкотерапию.• Су-Джок терапияДля этого используются здоровьесберегающие технологии, которые влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье.Что же такое здоровьесберегающие технологии?Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, разработан соответствующий режим дня.Работа над дыханиемВажнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Так как дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса, я провожу различные дыхательные упражнения, которые помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Артикуляционная гимнастикаБольшое внимание я уделяю артикуляционной гимнастике - выработке правильных, полноценных движений, определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка. Пальчиковая гимнастикаИгры и упражнения с пальчиками разнообразны:• - пальчиковые игры с мелкими предметами;• - пальчиковые игры со стихами;• - пальчиковая гимнастика;• - самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»; шипованных мячиков• Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в нашем случае стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза наших воспитанников, когда они надевают на пальчик фигурку животного и начинают играть свою роль, говорить! Причем, с удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. ФизкультминуткиПри проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии. Виды физкультминуток:1. Оздоровительно- гигиенические физкультминутки: их можно выполнять как стоя, так и сидя; расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.2. Танцевальные физкультминутки: они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов. 3. Физкультурно-спортивные физкультминутки: это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте. 4. Подражательные физкультминутки: зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение. 5. Двигательно-речевые физкультминутки: дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их. Гимнастика для глазФункциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз. ЛогоритмикаСоставной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников является игровая гимнастика (логоритмика, которая используется для усвоения детьми различных движений, общеукрепляющих и коррекционно-развивающих. Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят своё отражение в мимике. Психогимнастика.Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, я стараюсь дать ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Прежде всего, такие занятия показаны замкнутым детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация. Арттерапия.Снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма детей мы стараемся с помощью арттерапии. В группе широко применяется работа с глиной, красками, солёным тестом, которая увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций. Детям нравится заниматься живописью с помощью пальцев, рисовать на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т. д., делать отпечатки рук на прохладном или теплом песке. Песочная терапия.Песок развивает творческие способности, воображение и фантазию малыша. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка, учат прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Игровые технологииСохранению здоровья способствует применение игровой системы. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у детей проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Игровой процесс предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок. Игры помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивает мыслительные процессы. В таких играх появляется азарт, дух соревнования, который помогает закрепить произношение звуков. Эти игры способствуют развитию логического мышления. Театрально-игровая деятельностьОсновными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:- развитие культуры речи;- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. Сказкотерапия.Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. После дневного сна проводится «коррекционно-оздоровительный час», который включает в себя закрепление полученных на логопедических занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий. Под моим руководством дети выполняют комплекс упражнений для бодрствования, точечный массаж и самомассаж живота, области груди, шеи, частей лица, артикуляционная гимнастика, массаж головы, рук, ног, также воздушные ванны, хождение по рефлекторным дорожкам. Все это способствует активизации детей после сна, а также служит профилактикой различных заболеваний. Далее проводится индивидуальная работа с детьми по закреплению речевого материала. Игры с водой – разгружают эмоциональную сферу ребенка. Создают эмоционально – радостный настрой. На своих занятиях я также стараюсь использовать такие здоровьесберегающие технологии, которые способствуют укреплению здоровья детей, вызывают положительный эмоциональный настрой. Ведь дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. А правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в своей практике, я с уверенностью могу сказать:У ребёнка:- повышается обучаемость воспитанников, улучшается внимание, восприятие; - корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;- снимается эмоциональное напряжение и тревожность. - снижается уровень заболеваемости;- повышается работоспособность, выносливость- развиваются психические процессов;- улучшается зрение- развивается общая и мелкая моторики, - повышается речевая активность- увеличивается уровень социальной адаптации. Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результатыВоспитатель: Вахбиева Евгения Викторовна.
X

x