Всего представлено работ: 243826

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Романенко Тамара Петровна

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЁНКА

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский садкомбинированного вида № 47» г. Ачинск; Романенко Т.П. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙАКТИВНОСТИ РЕБЁНКАВ. Шапов"Почему"Сын пришел к отцу с вопросом:- Папа! Папа! Вот смешно!Почему, скажи мне, просомНазывается зерно?Почему сосед новатор?Что такое экскаватор?Почему шагает он?Как без спичек жили раньшеПочему бывает дым?- Да отстань же ты, отстань жеС почемучканьем своим.- Папа! - Сын вернулся вскоре,А бывал в пустыне ты?А приплыть в любое мореМогут, думаешь, киты?Почему с ушами заяц?Папа, что такое грань?- После, некогда, отстань!Снова сын пришел к папаше:- Где луна бывает днем?Папа, папа, а когда жеМы с тобой в театр пойдем!А в ответ сверкнула вспышка:- У меня свои дела!И, вздохнув, побрел сынишка48От отцовского стола.Почему? Когда же? Где же?Всякий раз ответ одинПостепенно стал все режеБеспокоить папу сын.Но однажды в час вечернийУ почтенного отцаОт волненья, огорченьяИзменился цвет лица.Вопрошал родитель сына:- Вызов в школу? Почему? Что такое?В чем причина? Совершенно не пойму?У других, посмотришь, деткиТолько радуют сердца.Почему твои отметки огорченье для отца?Почему разбил стекло ты?Поцарапал в школе дверь?Почему одни заботыПричиняешь мне теперь?Почему других ты хуже?В толк никак я не возьму!Отчего же, почему же?В самом деле, почему?Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родителидолжны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе, понимать и принимать активное участие в её реализации. Они сами обязаны выполнять все требования, предъявляемые к детям, чтобы служить образцом для подражания: в том возрасте, когда основным способом введения базы данных в память человека служит запечатление, личный пример является наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец, родители должны создавать все условия для максимальной реализации детьми требований, предъявляемых в детском садуДетское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. А маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Отвечают ли на все вопросы юного почемучки? С готовностью ли показывают предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно ли бывают с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.«Расскажи – и я забуду,Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму»(китайская пословица)Как же дома организовать несложные опыты и эксперименты? Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.Например:Что быстрее растворится:- морская соль- пена для ванны- хвойный экстракт- кусочки мыла и т.п.Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у родителей двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.Эксперимент можно провести во время любой деятельности.Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА.В ванной комнате Разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку: ведром или губкой?Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.Уборка комнаты Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь? Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.Поливка цветов Все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений? Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.Ремонт в комнате Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
X

x