Всего представлено работ: 243758

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Антонова Ольга Николаевна

Развитие познавательной активности детей с нарушениями зрения через организацию познавательно- исследовательской деятельности

скачать документ

Вернуться назад
Развитие познавательной активности
детей с нарушениями зрения через организацию познавательно- исследовательской деятельности











Подготовила:
Антонова Ольга Николаевна
МБДОУ № 98
( компенсирующего вида)

Сыктывкар .2017





«Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно – попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание!»

Януш Корчак


В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается следующая обязанность педагогического работника: «Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».

Что же такое познавательная активность дошкольников?
Это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы,в проявлении элементов творчества ,в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
В самом общем виде активность можно рассматривать как меру взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Но это взаимодействие многогранно и требует специфичного «ответа» от субъекта. В связи с этим выделяют два простейших вида активности (по основным функциям): адаптивный и продуктивный (A.M. Матюшкин). Именно к продуктивным видам относится и выступает в качестве основания познавательная активность. Она рассматривается как «ориентировочно-исследовательская активность» (Дж. Бернлайн, А.В. Запорожец, Е.Н. Соколова), как потребность во внешних впечатлениях (Л.И.Божович), как творческая активность (Я.А.Пономарев, О.К.Тихомиров и др.), как качество личности (К.А. Абуль-ханова-Славская, М.А.Данилов, Т.Н. Мальковская, К.К. Платонов и др.).
. В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы активности. В работах многих ученых предпринимается попытка рассмотреть специфику активности на разных уровнях организации материи, делается акцент на том, что у человека активность приобретает форму деятельности (Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов и др
Деятельность – необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Как таковых видов деятельностей достаточно много, но нас интересует познавательный аспект деятельности.  Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности, на приобретение и использование знаний. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов): наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, речи творческого воображения. Выявлена взаимосвязь понятий «потребность», «деятельность», «активность» (М.И. Лисина, A.M. Матюшкин, и др.): познавательная активность -промежуточная стадия между потребностью и деятельностью.
Уровень познавательной активности определяется степенью появления устойчивости познавательного интереса к данной деятельности. В связи с этим можно отметить отметим, что достижение цели, в свою очередь, невозможно без воли. Совершаемые волевые действия и будут характеризовать личность, в том числе такую ее черту, как познавательная активность.
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО нам заданы целевые ориентиры, и в формате целевых ориентиров описан портрет ребёнка дошкольного возраста, каким он должен быть при выходе из детского сада, а именно: активным, любознательным, самостоятельным, инициативным, исследователем и первооткрывателем.
Чтобы нам достичь этих целевых ориентиров мы должны выбрать для образовательного процесса детей с нарушением зрения такие формы организации деятельности, которые буду поддерживать детский интерес и инициативу, развивать самостоятельность и любознательность, учитывать интересы и потребности ребёнка.
В качестве используемых видов деятельности, успешно обеспечивающих познавательную активность детей дошкольного возраста, можно выделить такой метод как проектирование.

Проект - происходит от латинского projectus -«брошенный вперед»
Использование метода проектов позволяет создать все условия для развития ребенка с нарушением зрения. Охватывая содержание нескольких образовательных областей ,открывает возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе интереса сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Метод проектов позволяет учесть индивидуальные потребности каждого ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Слабовидящие дети часто неуверенно ориентируются в новой ситуации, сомневаются в своих силах и способностях, боятся ошибиться, высказать свое мнение. Проектная деятельность удобна тем , что не являясь обязательной , в тоже время основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса, Таким образом, малоактивные дети на любом этапе оказываются вовлеченными в проект в течение которого не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр ,а совершают увлекательную поисково - познавательную творческую работу.

Использование метода проектов в образовательной работе с детьми с нарушением зрения даёт возможность создать условия поддержки индивидуальности и инициативы детей: экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя им успешно адаптироваться в жизни.
Исследовательская деятельность в процессе проекта позволяет организовать процесс воспитания и обучения так, чтобы ребенок смог не только задавать вопросы, но и самостоятельно находил на них ответы. Совместное сотрудничество с другими детьми позволяет правильнее, адекватнее оценивать и присваивать социальные образцы действий (Е.В. Субботский) и придает ребенку с нарушениями зрения уверенность в своих силах, ощущение того, что он уже что-то знает, что-то умеет, что он может осуществить эту деятельность сам (О.В. Дыбина

Существует тесная аналогия между методами, применяемыми в организации проектной деятельности, и методами образовательного процесса с детьми с нарушением зрения. Так, в организации проектной деятельности, как и в процессе обучения детей с нарушением зрения, выделяются: наглядные методы рисованная наглядность, демонстрация фото-, киновидеоматериалов, использование компьютерных средств; словесные методы рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с литературой;практические методы действия педагога и детей, моделирование разнообразных ситуаций, наблюдения за практической деятельностью.
Учитывая специфику детей с нарушением зрения традиционные словесные методы, такие как: рассказ, объяснение, инструктаж, беседа, необходимо сочетать с наглядными методами.
Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.
Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных
Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду:
1. Погружение в проект;
2. Организация деятельности;
3.Осуществление деятельности;
4. Презентация результатов.
Первый этап 3,5-5 лет
Проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне. Активная роль принадлежит взрослому.
Особенности проектной деятельности.
Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему, «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего дошкольного возраста явно или неявно для себя выступает в качестве заказчика проекта, а осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности; увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым).
Важно поощрять попытки детей самостоятельно решить проблему.
Второй этап 5-6 лет
Проектная деятельность переходит на развивающий уровень. Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей.
Особенности проектной деятельности. Накапливается определенный социальный опыт:
опыт общения со сверстниками, совместных переживаний;
опыт разнообразной совместной деятельности;
развитие самостоятельности в отношениях со взрослыми и сверстниками;
развитие самоконтроля и самооценки.
Развитие проектной деятельности:
принимают проблему, уточняют цель;
самостоятельно находят проблему;
способны выбрать средства для
достижения результата.
Третий этап 6-7 лет
Проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.
Особенности проектной деятельности: высокий уровень интереса к творческому проектированию на базе интенсивного формирования всех сторон личности ребенка
Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе (6-7лет):
Содержание:

Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон
Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата
Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта
Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого
Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач
Совместное определение перспективы развития проекта
Презентация продукта проекта
В результате работы над любым проектом детьми создается некий продукт. Это могут быть: поделки, плакаты, картины, скульптуры, макеты, компьютерные презентации, книжки-самоделки спектакли, игры, экскурсии, соревнования, литературные викторины, концерты.
Использование метода проектов позволяет включить слуховые и зрительные анализаторы, что в свою очередь очень значимо для детей с нарушением зрения.
.
ВЫВОДЫ
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника с нарушением зрения.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности детей с нарушением зрения – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану , проявлять познавательную активность
Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей, что очень важно для детей с нарушением зрения для их успешной социализации.

Литература.
1. О.И.Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. Проекты в работе с детьми. Сфера М.2012
2. Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование В ДОУ. Сфера М2010
4. Е.С. Евдокимова. Технологии проектирования в ДОУ. М., 2008
Так же в статье использован материал взятый со страниц интернета
-Источник nsportal.ru Сайт radugazamzav! http://refleader.ru/merujgqasujg.htmlhttp: //refleader.ru/merujgqasujg.html
Сайт radugazamzav!



Картинки по запросу проектная деятельность в детском саду- картинки Заголовок 2
X

x