Всего представлено работ: 242072

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Крылова Инга Михайловна

Использование воды в развитии познавательной деятельности дошкольников (ознакомление со свойствами воды)

скачать документ

Вернуться назад

Использование воды в развитии познавательной деятельности дошкольников
(ознакомление со свойствами воды)

Крылова Инга Михайловна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) «Детский сад № 34 «Улыбка»
Воспитатель

Познавательная деятельность активно развивается на протяжении всего дошкольного детства и отличается разнообразием методов и приемов, варьирующихся в зависимости от возраста детей.
На примере ознакомления детей со свойствами воды раскроем разнообразные методы и приемы, которые можно использовать в различных видах детской деятельности (во время режимных моментов, организованной, совместно с педагогом, самостоятельной, в совместной деятельности с семьей).
Со свойствами воды дети знакомятся на протяжении всего дошкольного возраста: в бытовой деятельности, на прогулке, на специально организованных занятиях, в продуктивной деятельности. Мы начали знакомить детей со свойствами воды уже в раннем возрасте. Для этого в группе организовали уютные уголки для игры детей с водой. Мы считаем главными ценностями центров:
- самостоятельные игры с водой;
- мощный ресурс для обучения.
Очевидно одно – играя с водой и миниатюрными фигурками, ребёнок получает бесценный опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с окружающим миром.
Для организации Центра воды нам потребовалось:
- емкости для воды (желательно прозрачные: пластиковые контейнеры, обрезанные 5-литровые бутылки, одноразовые стаканчики и т.п.);
- пластмассовые одноразовые соломинки (во время опытов находятся у каждого ребенка на индивидуальной салфетке или в стаканчике);
- предметы различного веса (для демонстрации «тонут-не тонут»)
-пульверизатор;
-тряпочки;
-бумажные, пенопластовые кораблики;
-краски, кисточки, палочки;
- соль, сахар;
-воронки, лейки.
Приемлимое место расположения Центра нашли возле окна.
Определили Правила работы в Центре песка и воды.
Вода неминуемо будет проливаться. В этом нет признаков преднамеренности или неаккуратности детей, просто во время вдохновенной игры амплитуда движений рук широка и резка, координация действий в системе «глаза- рука» несовершенна. Чтобы не стоять у них над душой, не досаждать постоянными оговорками «осторожно, не пролей» и тем более не ограничивать время и характер действий, решили немного подстраховаться: положить на стол клеёнку, подготовить тряпочку. К «страховочным» действиям также относится подготовка клеёнчатых фартуков, которые сшили нам родители .
Для ознакомления со свойствами воды были подобраны опыты, позволяющие детям разного возраста самостоятельно сделать выводы о том, что вода бывает прозрачной, не имеет вкуса и запаха и т.п.
Вода не имеет вкуса. Для доказательства нальём в три чашки кипячёную воду: в одну чашку положим чайную ложку сахара, в другую – соли, а третью оставим нетронутой. Предложим ребёнку попробовать воду из всех чашек на вкус.
Убедиться в том, что вода не имеет запаха, можно понюхав разные жидкости, например шампунь, сок, и сравнив их запах с «запахом» чистой воды.
Покажем ребёнку, что вода льётся и принимает форму того сосуда, в который налита. Для игры даём юному исследователю лейку, наполненную водой, и несколько прозрачных баночек разной формы. Наливая в них воду, ребёнок сам убедится в свойстве воды заполнять собою сосуды любой формы.
Предложим ребёнку проверить поговорку «Водичка дырочку найдёт». Д Для опыта возьмём пластиковую бутылку, в нижней части которой проделаем несколько отверстий разной величины. Заполнив бутылку водой, малыш увидит, что она начнёт вытекать. Причём чем шире отверстие, тем толще будет струйка воды, льющейся бутылки.
Для измерения объёма бутылок разной формы предложим малышу мерный стаканчик и воронку. Вставив воронку в горлышко бутылки, покажите ребёнку, как надо аккуратно вливать в неё воду из мерного стаканчика. Не забывайте при этом вслух читать количество стаканчиков, которые вливаются в измеряемую ёмкость. Проделав то же самое с бутылкой другой формы, малыш узнаёт, в которую из них входит большее количество воды. И вместе с вами сможет сделать вывод о том, какая из двух бутылок больше.
Можно провести с ребёнком и ещё один интересный эксперимент, погружая в воду предметы, сделанные из разных материалов, и наблюдая, какие из них тонут, а какие нет. Обратите внимание ребёнка на то, что деревянные и полые игрушки, внутри которых находится воздух, плавают на поверхности воды, а металлические предметы тонут.
Познакомьте малыша со свойствами воды – растворителя. Для этого дайте ребёнку несколько прозрачных стаканчиков с водой и краску, акварель или гуашь. Ему будет интересно получать разные оттенки одного и того же цвета, добавляя в один стаканчик больше краски, а в другой – меньше. Можно создать и три оттенка, добавив в воду только чуть – чуть краски. А если очень постараться, оттенков станет ещё больше. Окрашивание воды поможет ребёнку понять закономерности смешения цветов. Сочетание красной и жёлтой краски даёт оранжевую воду, жёлтой и синей – зелёную, синей и красной – фиолетовую.
Когда юный художник закончит свои опыты по окрашиванию воды, поставьте её в морозильник. А на следующий день покажите ребёнку цветные льдинки и вместе понаблюдайте, как они будут таять. Таким образом малыш узнает ещё об одном свойстве воды - её способности превращаться на морозе в лёд.
Для того, чтобы продемонстрировать малышу способность воды превращаться в пар (испаряться), понаблюдайте вместе с ребёнком за кипящей водой. А затем проведите опыт: накройте ёмкость с вскипячённой водой крышкой и посмотрите, как сконденсированный пар снова превращается в капли воды и падает вниз.
Налейте в блюдце немного воды и оставьте его на несколько дней. В конце концов вода испарится, и блюдце станет пустым.
На прогулке вместе с ребёнком можно понаблюдать за лужей. В воде отражаются окружающие предметы, но они мгновенно исчезают, если в лужу что-нибудь бросить. Лужи бывают разной величины и глубины: большие и маленькие, глубокие и мелкие – одни нужно обходить, а через другие можно просто перешагнуть. Измерить глубину лужи можно палочкой или лопаткой.
Продемонстрируйте малышу животворное свойство воды. Для этого поставьте в воду ветки кустарника или дерева, через некоторое время на них появятся листочки. Если на дворе лето или осень, то можно поставить в воду цветок, а другой такой же оставить без воды – пусть ребёнок сам понаблюдает, какой из них завянет раньше.
Вот сколько интересных наблюдений можно сделать, изучая свойства самой обыкновенной воды.
Многие свойства воды дети узнают во время мытья рук, ухода за растениями, наблюдениями на прогулке, во время рисования красками, трудовой деятельности. Задача взрослого: обратить внимание на изменения, происходящие с водой, на её состояние и попросить ребенка подумать и объяснить, что происходит.
Для активизации любознательности детей можно использовать стихи, потешки, загадки о воде.


Список литературы:

1. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006. – С.42-45.
2.«Программа воспитания и обучения в детском саду»,М. Мозаика-Синтез, 2008
3. О.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего возраста по теме «Вода»М, Скрипторий, 2003
X

x