Всего представлено работ: 243816

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Протопопова Кира Вадимовна

Влияние русского народного декоративно-прикладного искусства на развитие дошкольника

скачать документ

Вернуться назад

Влияние русского народного декоративно-прикладного искусства на развитие дошкольникаЗнакомство с национальной культурой имеет существенное значение для развития личности ребёнка, приобщения его к истокам народного творчества, формирования нравственного мироощущения, художественной культуры, эмоционально-нравственных ориентаций и изобразительного творчества. Особенно большое значение это имеет на современном этапе в связи с частой подменой определения «русский» коммерчески выгодными проектами и потерей национальной определенности. Как же в современной ситуации воспитывать преданность Отечеству и гордость за него?Наверно, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. Это тем более возможно в связи с поднятием национального самосознания народа, его интереса к национальной культуре.Народное искусство в любой национальной культуре занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ним богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.Народное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает всё дерево культуры общества. Народное декоративное искусство рассматривается сейчас, как важнейшее содержательное звено в системе приобщения детей к духовной культуре.С давних пор русская, советская и российская педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного творчества, которое отвечает интересам дошкольного возраста, даёт пищу их познавательной и художественной деятельности, восприятию, содействует развитию эстетических и нравственных переживаний, суждений и представлений. Яркая народная игрушка является незаменимым средством любви к Родине, к окружающей природе. Ребёнок с уважением начинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем красочные предметы декоративно-прикладного искусства. Близость детям творчества народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве другого народа оказывается недоступным не только для ребёнка, но и для взрослого. А проблема толерантности, понимания и принятия традиций других народов в настоящее время в обществе стоит очень остро!Проблема использования народного декоративно-прикладного искусства в работе с детьми на протяжении развития дошкольной педагогики решалась неоднозначно в соответствии с выдвигаемыми жизнью требованиями. Наиболее активно оно использовалось в 20-30 годы ХХ века. О значении народного декоративного искусства в развитии личности ребёнка – игрушек, предметов быта, много писала Е.А. Флёрина, М.М. Лепилов, В.Б. Косьминская. Позже, в 40-50 годы, ознакомление с декоративно-прикладным искусством в практике работы с детьми приобретает узкотехническую направленность. Средства становятся целью. В большей степени детей учат рисовать элементы того или иного стиля, хотя и знакомят с некоторыми видами прикладного искусства. Но очень узко (дымково, хохлома, городец и др.) 70-80-е годы характеризуются активизацией педагогических научных исследований в области художественного и эстетического воспитания. Они определяются направленностью на развитие художественно-образного восприятия искусства и действительности в тесной взаимосвязи с художественно творческой деятельностью детей.Почему народное творчество доступно детям? Дело в том, что ребёнок нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несёт в себе народное творчество. Лепка, резьба, роспись, плетение и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которым владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов. Воспитательные начала заключены в содержании народного творчества. Через близкое, родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, а в целом – научаются чувствовать общее, человеческое.Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому они так легко воспринимаются детьми.Особая ценность художественно-прикладной деятельности в том, что она даёт возможность применять самые разнообразные материалы. Процесс подготовки и выбора материала развивает инициативу детей, побуждает к самостоятельным действиям поискового характера. Образы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, исходить из целого, добиваясь лаконичными средствами остроты пластического решения, обогащают выразительность детских работ.Предметы декоративно-прикладного искусства в доступной форме могут рассказать детям о пластической форме изделия, красочном решении росписи, технических приёмах декорирования этих изделий. Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство.Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых и лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи, включают в себя цветы, ягоды, листья, птиц, зверей, которых ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, например, мастера гжельской росписи умело составляют орнаменты из травки. Злаков, птиц, полевых и садовых цветов.Маленькому ребёнку невозможно дать глубокие представления о народном искусстве. Однако, некоторые образцы народных промыслов детям показывать необходимо.
X

x