Всего представлено работ: 244126

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Попелышева Надежда Михайловна

"Формы и методы нравственного воспитания дошкольников"

скачать документ

Вернуться назад

«Формы и содержание работы по социально–нравственному воспитанию дошкольников» Попелышева Надежда Михайловна, МДОУ «Детский сад №121 комбинированного вида» г.о. Саранск, Республика Мордовия, воспитатель.Мир, в котором мы живем, меняется с каждым днем. Каким он будет на закате 21 века? Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалом будут служить наши потомки? Каждый современный воспитатель и педагог задумывается об этом. Ведь будущее закладывается уже сегодня. Его предстоит создавать нынешним воспитанникам детского сада и ученикам школы. С ними мы связываем наши лучшие помыслы и надежды. Задача воспитателя сформировать разносторонне развитую творческую личность, достойного гражданина нашей страны.Предназначение воспитателя в том, чтобы в детях, которые нас окружают, были заложены предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, упорство в достижении цели, гражданская ответственность.Наиболее важным свойством духовного мира является то, что он выступает в роли внутреннего контроля, строго судьи наших мыслей и поступков, именуемого совестью. Формируя у детей систему духовных ценностей и на ее основе восприятие окружающего мира, себе, как личности в нем, мы даем им возможность сохранить себя во всех нелегких испытаниях, выпадающих на долю каждого человека за время его жизни.Главная наша задача научить детей любить жизнь, окружающий мир, всех людей, начиная с себя. Любовь к себе - это способность принять себя таким, какой ты есть, со всеми нерешенными проблемами и безграничными возможностями, основывающаяся на уважении к себе как личности. Современные психологи утверждают: «Человек не любящий себя не может любить других». И мы с этим полностью согласны. Поэтому стараемся проводить занятия, на которых дети учились бы размышлять над нравственной сутью каждого поступка, занятия, развивающие ДУШУ ребенка.Проблема социально-нравственного воспитания подрастающего поколения, столь актуальная в наши дни, служит темой моего самообразования, над которой я работала в течение 3-х лет. Как сделать жизнь ребенка многогранной, богатой эмоциями, чтобы каждый день приносил ему маленькие победы, чтобы с каждым днем ребенок испытывал радость от общения с другими и от жизни в целом. Как воспитать подрастающее поколение в духе миролюбия, уважения прав и достоинств других людей, бережного отношения к природе, всему живому.Над этими и другими вопросами трудятся педагоги и воспитатели нашего образовательного учреждения. Воспитатель всегда является для детей образцом для подражания, поэтому, собственным примером должен показывать то, чему учит их.Мы убеждены, что передавая детям частичку себя, мы обогащаемся сами, т.к. педагогический процесс - это взаимное воздействие педагогов и детей друг на друга. Мы понимаем, что это процесс длительный и кропотливый, требующий от каждого педагога хороших знаний, терпения, большой любви к детям, процесс, в котором роль «первой скрипки» играет ребенок. А мы профессионально и тактично помогаем ему стать человеком.Процесс обучения и воспитания нужно сделать радостным, т.к. скучное заучивание материала не приносит пользу. Чтобы наши ребята лучше усваивали материал, стараемся проводить занятия в игровой форме. Игры, занимательные задания, ребусы, загадки делают занятия интересными, веселыми, ненавязчиво учат ребят, заставляют думать, анализировать, сопоставлять, принимать решения, развивать фантазию и творческую активность.Стараемся в каждом структурном элементе занятия использовать социально-нравственное направление. При организации начала занятия (2 мин.) используем эмоциональные методы мотивации и стимулирования детей (улыбнитесь друг другу, обнимите друг друга, сделайте друг другу комплимент).При подготовке к основному этапу занятия (2 мин.) используем социальные методы (опора на личностный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений). На 3-м этапе занятия, когда происходит усвоение новых знаний и способов действий, также используем социальные методы: состязательство, взаимооценка. При подведении итогов занятия (2 мин.) используем эмоциональный метод «создание ситуации успеха». Дается анализ и оценка успешности достижения цели, намечаются перспективы последующей работы. Таким образом, в учебном процессе обязательно присутствует социальный аспект. Дети приобретают опыт работы в больших и маленьких группах, учатся распределять обязанности и выполнять их, подчиняться правилам и нравственным нормам поведения, учатся заботиться о других, и о себе. В играх и разных формах деятельности мои воспитанники учатся общаться между собой. В общении формируются эмоциональные, познавательные, поведенческие отношения. Как это важно - научиться общаться и понимать друг друга! Ведь мы живем в обществе и всю жизнь проводим среди людей.Хочу привезти высказывание известного педагога Ш.А.Амонашвили «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами». Мы бы добавили: добрых мыслей. Ведь любому делу или поступку предшествует всегда мысль. Именно добрая мысль должна стать началом всех начал. Предлагаем вашему вниманию схему, которой руководствуемся в своей работе. Это так называемая «Волшебная цепочка».Развивать в детях добрые чувства, взаимопонимание помогают различные игры, вот некоторые из них: «Встанем в кружок и обнимемся» - позволяет развивать в детях различные органы чувств, повышающее чувствительность на уровне физических ощущений, «Подарим друг другу комплимент», «Ласковое имя», «Нить дружбы» и т.д. Часто используется такой психологический прием, как создание воображаемых волшебных ситуаций, где детям предлагается представить себя волшебниками. Образ доброго волшебника помогает им ощутить, что каждый ребенок обладает богатством, которое приносит ему пользу, украшает его и которое можно подарить другому.Часто поощряем детей за добрые дела и поступки словами «Молодец, у тебя большое и доброе сердце». Такой комплимент просто окрыляет ребенка. А вот другие психологические приемы: «Цветок нравственности», «Цветы доброты», которые раскрывают свои лепестки, касаясь поверхности воды, если этот цветок в руках доброго человека. Сколько радости и восторга видим в эти минуты в глазах детей.Основная задача нашей педагогической работы - способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане. Нравственное воспитание является доминирующем, основывается на чтении художественной литературы, создании воспитывающих ситуаций, личном примере и проходит через все виды деятельности ребенка.В своей работе по изучению прав детей опираемся на Конвенцию о правах ребенка. В нашей группе имеется иллюстрированный альбом детской конвенции. Используем также программу «Я - человек» и другую литературу, которая в большом количестве продается в книжных магазинах. Детские годы самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от нас - педагогов и родителей.Воспитание ребенка - огромная радость для родителей. Но это еще и повседневный нелегкий труд, требующий от них времени и сил, определенных навыков, умение быть взыскательным не только к ребенку, но и к самим себе как к воспитателям.Нередко родители семейное воспитание сына или дочери сводят к бесконечным наставлениям. Но далеко не всегда сами следуют тому, что с такой настойчивостью внушают детям. Например, призывают к аккуратности, а собственные вещи содержат в беспорядке. Настаивают, чтобы дети занимались физическими упражнениями, но у самих нет для этого времени. Также трудно добиться того, чтобы ребенок был правдив, если родители на его глазах в общении с другими людьми говорят неправду. Совсем другое дело, живой пример родителей,- он наверняка принес бы желаемые результаты.Проводимое нами анкетирование родителей по различным вопросам воспитательного процесса показало, что многие из них имеют определенные проблемы общения с детьми, часто используют авторитарные методы воспитания.Для успешного решения воспитательно-образовательных задач необходима постоянная и непрерывная работа с родителями. В своей работе используем разнообразные формы общения: беседы, тренинги, совместные досуги взрослых и детей, познавательные викторины.Эти формы общения помогают родителям:- увидеть мир с позиции ребенка- относится к своему ребенку как к равному себе- проявлять заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке- ни в чем не ущемлять права ребенка.Мы, как воспитатели, учимся видеть в каждом ребенке личность, ценить его уникальность, учимся сотрудничать с детьми, вести учебный диалог, который предполагает совместный поиск ценности и смысла изучаемой проблемы. И в дальнейшем планируем продолжить работу воспитания детей в социально-нравственном направлении.ЛитератураМулько И. Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет. М., 2004.Дыбина О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997.Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. М., 2003.
X

x