Всего представлено работ: 244056

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Арапова Галина Викторовна

Сладкие опыты

скачать документ

Вернуться назад
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Сладкие опыты»

Описание материала: Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт.
Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром!
Проведенные опыты помогут детям по другому взглянуть на свойства сахара и приобрести новые знания.
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи:
1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.
2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека.
3. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности.
4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.




Оборудование:
У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы.
У воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша.
Мультимедийная установка.

Ход занятия.

Формирование положительной мотивации:
Доброе утро! Я вам говорю.
 Доброе утро! Я всех вас люблю!
 Желаю вам хорошо заниматься!
 Слушать внимательно, ума набираться!

Сегодня в нашей группе много гостей. Они вместе с нами побывают в «загадочной лаборатории».

 Скажите, вы хотите стать исследователями? Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию, и сегодня вы станете исследователями.
А кто из вас знает, что такое лаборатория? Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:            
 -   без разрешения ничего не трогать;
 - слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я;
 - ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать?                                      

Перед вами лежат мешочки.
Возьмите в руки мешочки.
- Какие мешочки на ощупь?
Как вы думаете, что там может быть?
(Предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т.д.)  
- Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (ответы детей)
- Правильно, это всем известный сахар
Кто-нибудь из вас знает, из чего получают настоящий сахар? (Предположения детей). .

О сахаре говорят: «В поле родился, в котле варился, в воде растворился».
Почему же так говорят о сахаре?
Из чего получают сахар?
Как он попадает к нам на стол?
Это мы сегодня и узнаем.
Отправляемся за знаниями.
     Презентация « Из чего сделан сахар».
 - Сахар получают из сахарной свеклы.
Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно весной  ее семена посадить в землю (слайд).

Затем появятся всходы (слайд), которые нужно пропалывать от сорняка.
Во время роста сахарную свеклу нужно поливать (слайд), удобрять.
И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке.
Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны (слайд).
Они сразу же очищают клубни от листьев. Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы (слайд).
На заводе ее моют несколько раз, режут на мелкие кусочки (мелкую стружку) и варят в больших чанах с добавлением воды.
Вначале получается патока – сладкая жидкость (слайд).
А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара.
Этот сахар отбеливают и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе (слайд).
Дети имели возможность сахарную свеклу потрогать, увидеть отходы производства – жом.
- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара.
Для проведения опытов по исследованию сахара и его свойств, нам понадобится некоторое оборудование.
Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара.
Легко ли сахар пересыпается?
Если он легко сыпется, то можно сказать, что он(ответы детей).

Правильно: сыпучий. (слайд, символизирующий это свойство сахара)

- А теперь рассмотрите сахар.
Какого он цвета?
На что похожи крупинки сахара?
Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус? (Ответы детей)

Каждое свойство сахара подкрепляется показом слайдов . 

- Представьте себе такую ситуацию: мешочек с сахаром оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром? (предположения детей)



 - Давайте проверим это в нашей лаборатории.
     
Опыт№1. Сахар растворяется в воде, изменяя ее вкус.
 
Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите мерной ложечкой из мешочка сахар, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с сахаром? (ответы детей).
Вода изменила свой цвет?
Попробуйте воду на вкус.
Какой она стала?
Изменил сахар вкус воды?
Вывод: сахар изменил вкус воды. Вода стала сладкой.
Вывешиваются соответствующие символы.

- Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте отдохнем.
 
Проводится игра на внимание. Дети встают из-за столов.

- Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не кладут сахар. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете. Не кладут – топаете

Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная рыба, винегрет, уха. 
 
- Сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? (Предположения детей). 
     

Опыт№2. Термическая обработка сахара.

 - Чтобы это проверить, я возьму спиртовку, немного ложку с сахаром и буду его нагревать.
Выливаю на тарелочку. Что произошло с сахаром? (Ответы детей). 

- Обратите внимание, я вылила жидкий сахар на тарелочку, а каким он стал сейчас?
Что с ним произошло? (постучать ложкой по застывшему сахару)

- Какой вывод можно сделать?
Вывод: при нагревании сахар их твердого состояния переходит в жидкое. При охлаждении – наоборот.
      
Опыт№3.  Добавление в сахарный сироп сока лимона.

Так получаются леденцы. Они насыщаются витамином С, содержащимся в лимоне и приобретают лечебные свойства.

- Что Вам напоминает твердый сахар?

 - А хочется вам попробовать лизнуть?
Я так и думала, поэтому дома, специально для вас приготовила леденцы.
Но прежде чем угостить вам леденцами, я хотела бы спросить: понравилось вам занятие?
Что вам больше всего запомнилось?
О чем вы расскажете сегодня вечером друзьям и родителям?


Литература


Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд. испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с. (Ребенок в мире поиска).
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно- научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. / Автор – составитель: Зубкова Н.М. – СПб.: Речь, 2006. – 64 с.
Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2007. – 200 с.
Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование . – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011. – 128 с.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. - М.: «Аркти», 2013г.;
Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2007 год.
Уокер ДЖ. Мир вокруг нас от А до Я / Пер с англ. С.Э. Шафрановского. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005. – 128 с.
X

x