Всего представлено работ: 242034

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Николашина Оксана Анатольевна

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду

скачать документ

Вернуться назад

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковв детском садуО.А. Николашина,воспитательМБОУ «Излучинская ОНШ»(дошкольная ступень № 2)Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей.Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родной земле.Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям: осуществляться совместными усилиями родителей и близких, преподавателей и воспитателей. В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера.В нашем образовательном учреждении реализуется вариативная часть образовательной программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей «Истоки».Её задачи решаются во всех видах детской деятельности: в организованной образовательной деятельности, в играх, труде, а также в различных мероприятиях, при совместном участии с родителями воспитанников. Ведь, как известно, нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение.Семья играет главную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.Именно поэтому мы уделяем большое внимание сотрудничеству с родителями, используя различные формы работы:-родительские собрания на духовно-нравственные темы;-открытые показы организованной образовательной деятельности;- мастер-классы;-анкетирование родителей;-индивидуальные беседы и консультации;-экскурсии;-совместные праздники;- тематические беседы с представителями духовенства.В своей работе с родителями по духовно-нравственному воспитанию мы используем также средства наглядной информации: стенды, папки – передвижки.Мы систематически проводим с родителями различные праздники, соревнования, развлечения, привлекаем их совместному творчеству поделок декоративно-прикладного искусства. Такое тесное сотрудничество с родителями, вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в мероприятиях дошкольной группы и учреждения.Используемый нами метод проектов является эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников. Совместно с родителями в нашей дошкольной группе реализуются, как долгосрочные, так и краткосрочные проекты: «Этот славный День победы», «Излучинск – милый сердцу уголок», «Пришла коляда – отворяй ворота», «День матери», «Пасхальное чудо» «Покормите птиц» и другие.В групповой комнате большое внимание уделяем созданию развивающей предметно-пространственной среды. В настоящее время реализуем совместно с родителями проект «Мини-музей «Русская изба». Создана картотека словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с народной культурой, оформлены альбомы различной тематики: «Святые места России», «Моя Родина- Россия», «Россия в лицах».Мы интегрируем духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:- игровую: проведение пальчиковых и дидактических игр, конструктивных, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр мы учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к народным и православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся».На таких занятиях, как: «Милости просим, гости дорогие», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Вот так чудо - самовар», «Хлеб всему голова» знакомим детей с убранством избы, старинными предметами обихода, рассказываем об их предназначении, разучиваем пословицы, поговорки.Важным элементом в нашей работе является сказкотерапия.Тема веры, добра, милосердия и послушания широко представлены в народных сказках и составляют их духовно-нравственное содержание.«У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.» - писал К. Д. Ушинский. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать радости и горести героев, как свои.Дошкольный возраст - уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но, самое главное, заложить в их души основы нравственности.Работа по развитию духовно-нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны. Ведь несомненно во все времена людьми ценились честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, Родине, товарищество, доброта.
X

x