Всего представлено работ: 243838

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Украинец Олёна Владимировна

Реализация проектной деятельности по трудовому воспитанию дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

Реализация проектной деятельности по трудовому воспитанию дошкольниковУкраинец Олёна Владимировна,заместитель заведующего,муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Мальвина»(МАДОУ «Мальвина»),г. Ноябрьск, ЯНАООбязательное качество всесторонне развитого человека – великое трудолюбие. Формируя это важнейшее качество характера, не следует забывать одну из аксиом педагогики: воспитывать трудолюбие лишь словесными сентенциями невозможно. Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.Наше дошкольное образовательное учреждение работает по основной образовательной программе дошкольного образования, разработанной с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных особенностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; важность формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда. В процессе работы по организации трудового воспитания у себя в МАДОУ мы выявили ряд недостатков по данному направлению. Они прослеживаются и в основном процессе, и в условиях и в результатах деятельности. Думаем, что примерно с такими же недостатками сталкиваетесь и вы.Недостатки в основном процессе:Не всегда фиксируются различные виды труда и творчества в альбомах, выставках и др.Не в полной мере используются схемы, модели, алгоритмы при ознакомлении со структурой различного вида труда и творчества, экскурсии и целевые прогулки. Слабо поддерживается связь с семьей в этом направлении (совместные творческие выставки, проекты, конференции, дни открытых дверей). (Задать вопросы: 1. Около какого детского сада есть почта, магазин, аптека, парикмахерская? 2. Сколько экскурсий вы провели в учебном году на эти объекты для ознакомления с трудом взрослых?)Недостатки в условиях:Недостаточное количество современных учебно-методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества.Недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современно-технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать ФГОС ДО). Недостатки в результатах:У большинства детей: Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества.Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и взрослыми.Недостаточно сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества.Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.Еще хочу обратить ваше внимание на то, что, если раньше в семье не уделялось внимание труду ребенка, то в дошкольном учреждении дети были активно вовлечены в трудовую деятельность. В данное время в соответствии с новым СанПиН 2.4.1.3049-13 педагоги не имеют права привлекать детей ко многим видам трудовой деятельности. На основе выявленных недостатков по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества возникает проблема: современные дети не готовы самостоятельно решать возникающие жизненные задачи, касающиеся различного вида труда и творчества.И решить эту проблему поможет интегрированный метод обучения с активным привлечением родителей, который направлен: 1. на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, формирование осознанного отношения к труду взрослых,2. на обучение взрослого (родителя) методам и приемам привития ребенку трудовых навыков. В деятельности дошкольного учреждения интегрированный метод обучения по трудовому воспитанию можно реализовывать через метод проектов, который на сегодняшний день является одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.Создание условий для реализации проектной деятельности В этой связи, в нашем МАДОУ для успешной реализации проектной деятельности по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества были организованы следующие мероприятия: - в соответствии с годовым планом на 2016-2017 учебный год с педагогами проведены консультации, беседы, мастер-классы, семинары, практикумы «Проектная деятельность – особый тип взаимодействия ребенка и взрослого», «Пять «П» в работе над проектом», «Метод проектов в ДОУ», «Трудовое воспитание в детском саду», «Взаимодействие с родителями по трудовому воспитанию дошкольников» с целью повышения теоретических знаний и практических умений педагогов по реализации методов проектной деятельности, организации взаимодействия с семьями воспитанников; совершенствования методики трудового воспитания;- для педагогов МАДОУ подобрана соответствующая литература, разработаны методические рекомендации «Создание условий для реализации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении по трудовому воспитанию», где рассмотрены основные вопросы организации и реализации проектной деятельности, предложены памятки для педагогов «План работы воспитателя по подготовке к проекту», «Этапы реализации проектной деятельности», «Правила для педагогов при работе над проектом»;- в процессе педагогического часа, посвященного «Развитию педагогического творчества в инновационной деятельности» были намечены основные направления в работе с детьми и родителями, конкретные задачи и этапы их выполнения в процессе реализации мероприятий проектов по трудовому воспитанию;- разработаны и внедрены в практику МАДОУ трудовые проекты «Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста», «Ознакомление дошкольников с профессиями», на которых хотелось бы остановиться подробней.Не секрет, что важным компонентом для развития у детей интереса к трудовой деятельности и профессиям взрослых, является организация развивающей среды. Поэтому в соответствии с ФГОС при создании предметной развивающей среды учитывали гендерную специфику и принципы интеграции образовательных областей. Группы дошкольного учреждения обеспечены оборудованием и материалами для организации труда детей. Тема профессий взрослых отражена в каждой группе.Организованная деятельность по трудовому воспитанию проходила через мероприятия проектов и реализовывалась в процессе:1. Совместной  деятельности взрослого с детьми через: -  Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных  видов детской деятельности:  игровой, коммуникативной,  познавательно-исследовательской,  продуктивной, музыкально-художественной  (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми), используя следующие методы и формы: непрерывная образовательная деятельность, беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, видеороликов, экскурсии, наблюдения, создание проблемных ситуаций «Что было бы, если бы… (ты потерялся, в доме случился пожар)», психогимнастические упражнения, физкультминутки, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, театрализованные постановки по сказкам, инсценировки по произведениям, импровизации; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры,  настольно-печатные игры, развивающие игры и задания. - Организацию дежурств, коллективных форм труда хозяйственно-бытового значения в помещении группы и на участке группы (помощь взрослым при организации режимных моментов, поддержание чистоты и порядка в группе и на участке), по ручному труду (починка книг, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, для театрализованной деятельности).2. Самостоятельная  деятельность детей - «Мы – помощники воспитателя» (наведем порядок в кукольном уголке); - «Мы – великие врачи и доктора» (лечим всех зверей и кукол, вылечим и книжки);- «Повара-кондитеры» (изготовим продукты (атрибуты) для «Страны сладостей»);- «Защитники Отечества» (построят корабли, машины, полигон, ангар и др.);- «Инспектор ГИБДД» (изготовит жезл, дорожные знаки);- «Строительная компания построит «Дом мечты» и т.д.                                               3. Взаимодействие с семьями воспитанников - изготовление дидактических игр («Мир профессий», атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Кафе», «Диагностический центр», «Почта», «Туристическое агентство», «Фотосалон», «Ателье», «Перекресток», «Автосалон»);- выпуск газет и стенгазет «Такая разная работа»;- проектная деятельность «Профессии моей семьи», «Профессии детского сада»;- организация встреч с родителями - представителями разных профессий «Расскажите о своей работе, профессии детям»;- организация культурно-досуговой деятельности: праздники, развлечения, досуги «Калейдоскоп профессий»;- организация выставки поделок совместного творчества детей и родителей «Мастерская Самоделкина»;- совместное с родителями участие в акциях (в течение года). На протяжении нескольких лет в нашем МАДОУ ведется активное привлечение родителей к участию в акциях по благоустройству территории «Цветочное лето», «Наш цветущий детский сад», где родители обеспечивают МАДОУ цветочной рассадой, вместе с воспитанниками участвуют в высадке цветов, посадке саженцев деревьев, а также участвуют в совместной трудовой деятельности в теплице и на огороде по уходу за огородными культурами (лук, укроп, петрушка, редис, свекла, морковь, горох, салат, картофель); вокруг огорода высажены саженцы садовых кустарников (клубники, смородины, крыжовника, малины, шиповника); подготовлены клумбы, и вазоны с цветочными растениями (предложить памятку «Организация безопасного труда дошкольников на огороде, в цветнике и в теплице»).Также в работе с родителями использовались и другие формы: родительские собрание, анкетирование родителей, информационная корзина «Трудовая деятельность детей в быту и природе», информационные листки, памятки, рекомендации, материал для педагогической копилки, индивидуальные консультации и беседы.4. Организация взаимодействия с учреждениями  социума - с целью ознакомления с различными профессиями организованы посещения: МБОУ «Гимназии № 1», МБУ детско-подросткового клуба «Поиск», МАУ ДО «Детской школы искусств им. П.И. Чайковского», МБУ ММЦ «Современник», Городского центра ремесел, централизованной библиотечной системой «Интеллект-центр». По итогам проектов:- организован «Семейный фоторепортаж» - фотовыставка с целью обобщения положительного семейного опыта по трудовому воспитанию дошкольников «Родители трудолюбивы и дети не ленивы»;- оформлена картотека модулей «Профессии» с темами, целями, формами работы, выделением основных понятий, указанием регионального компонента и перечнем формируемых интегративных качеств.                                                                                               В процессе реализации мероприятий проектов мы отметили, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия, которые легли в основу методических рекомендаций «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС», «Формирование эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру».На данный учебный год одной из годовых задач является: повышение профессионального уровня педагогов, развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса, социализация и активизация воспитанников через реализацию различных видов проектов: исследовательских, творческих, нормативных, т.о. мы не только продолжим работу по трудовому воспитанию детей через реализацию мероприятий различных проектов, но и расширим методы проектной деятельности, реализуемых как педагогами, так и специалистами, что в свою очередь позволит охватить все образовательные области для самостоятельной и совместной деятельности педагогов, детей и родителей в рамках определенной темы, имеющей социально значимый результат. И как итог, наиболее интересные проекты представим в апреле следующего года на «Городском конкурсе проектных работ среди обучающихся и воспитанников образовательных организаций города».Таким образом, технология проектной деятельности заключается в такой организации образовательного процесса в ДОУ, при которой воспитанники с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера. Любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но и прагматичную ценность. Ребенок должен знать, какие конкретно данные он получает, и где он сможет их использовать на практике. Это основной тезис технологии проектной деятельности в дошкольном учреждении. А творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов. Список литературы:Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Учебное пособие для пед.институтов / Д.В. Сергеева. – М.: Просвещение, 1987.Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда ДОУ: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое Общество России, 2005.Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2008.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. Программа «Юный эколог» / С.Н. Николаева // В кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. – М., 1998.Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
X

x