Всего представлено работ: 244059

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Борисова Светлана Николаевна

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" 1 класс (1 вариант)

скачать документ

Вернуться назад
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Березники Пермского края


СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор МБОУ
«Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»
___________Е.В. Тимербаева ________________О.Н. Никитина





Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
1 класс (1 вариант)



Составитель:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Борисова Светлана Николаевна






2017г.
г. Березники

Структура документа

Нормативно-правовая база
Особенности ФГОС ОО С УО
Планируемые результаты
Характеристика базовых учебных действий
Пояснительная записка
Цели и задачи
Содержание
Учебно-тематический план
Требования к уровню достижений (минимальный и достаточный)
Мониторинг уровня достижений
Оценка предметных достижений
Особенности класса
Формы организации деятельности
Формы контроля
Материально-технические условия реализации АООП

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Проекта примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Сборника программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 – 4 классы (под редакцией КПН, профессора И.М. Бгажноковой);
Сборника программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII подготовительный, 1- 4 классы ( под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой).
Рабочая программа обеспечена УМК, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 26.01.2017г. № 15 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2017-2018 учебном году».

1. Нормативно-правовая база.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2014 г.
Нормативно-методические документы Министерства образования и науки РФ и другие нормативно-правовые акты в области образования
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Устав общеобразовательной организации

2. Особенности ФГОС ОО с УО
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлена двумя вариантами программ – 1 и 2.
Вариант 1 АООП ориентирован на обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 – на обучающихся с умеренной, тяжёлой или глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); тяжелыми и множественными нарушениями развития. Вариант 1 может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. ОО должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с УО (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
Определение варианта АООП ОО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учётом ИПР (при её наличии), и в порядке, установленным законодательством РФ.
На основе стандарта создана АООП ОО, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью, в пролонгированные сроки.
АООП включает образовательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношения частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП и составляет не менее 70% и не более 30%.
В структуре образования во всех вариантах ФГОС ОО с УО выделяется семь  основных областей образования:
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Человек и общество
Искусство
Технология
Физическая культура
Каждая содержательная область образования представлена личностными и предметными результатами.
3. Планируемые результаты
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введение обучающихся с УО в культуру, овладения ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки.
развитие адекватных представлений о собственных возможностях о насущно необходимом жизнеобеспечении
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости понимания и сопереживания чувствам других людей
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учебной деятельности
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях
формирование готовности к самостоятельной жизни

Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфические для каждой предметной области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью, не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматривается как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет 2 уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по АООП ОО . В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану (СИПР) или на вариант 4 АООП ОО.
4. Характеристика базовых учебных действий
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального 88 окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель
·ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель
·класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); 89 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
5.Пояснительная записка
Цель обучения:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование основ знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твёрдые согласные звуки.
Задачи обучения:
Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно – речевых навыков;
Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
Развитие навыков устной коммуникации;
Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Содержание программы по учебному предмету «Русский язык»
Всего 96 часов (3 часа в неделю).

Разделы
Количество часов

1.
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Звуковой анализ.
Различие звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?») направления звука («Укажи, где пищит мышка?») силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подаёт), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки детских музыкальных инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у – у – у – воет волк, ш – ш – ш – шипит гусь, р – р - р - рычит собака, с – с- с- свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно – графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображённых на картинке «запись» слов условно – графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз – два – три – без ошибок повтори: дом – дым, удочка – уточка, бабушка – бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2 – 3),фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно – графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 – 3 слов) по картинке, запись их условно – графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно – графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений: (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок.) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги): И – ра, А – ля, Ва – ся. Фиксация части слова условно – графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма – на, са – за, да – та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе – два Егорки, потом – три). Отработка чёткого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т. д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [ м] - [ н], [ б] - [ п], [ д] - [ т], [ с] - [ з], [ с] - [ ш] и т. д.( с учётом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [ а], [ у], [ м] ,[ о], [ н ], [ с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий.
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2 – 3 ) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу.
Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М. Х, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг, их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2 – 3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (ёлочка, тележка, грузовик, дом и т. д). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху – внизу, справа – слева. Расположение предмета составленного из геометрических фигур, на части: ёлочка – три треугольника, дом – треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрёшки, выкладывание из кубиков (4 – 6 ) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2 – 4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2 -3) по заданной характеристике – цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений.
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений.
Развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контуру. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховки фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка – заборчик, прямая палочка с закруглением вверху и внизу – уточка, овал – слива, полуовал – месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
15

Букварный период (81ч)
Чтение – 3 часа в неделю
Письмо – 3 часа в неделю

Разделы
Количество часов

2
Букварный период
1 – й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя. Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Запоминание слогов.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а – у, у – а), закрытых (ом, ум, ах, ох) и открытых (ма, му, ха, хи) двубуквенных слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [ м] - [ н], [ с] - [ ш], ма – на, са – ша.
Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма- ма, му -ха, у – ха и др.) с последующим их повторением целым словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из закрытого трёхбуквенного слога: мох, сом, сын и тд.
Чтение предложений из 1 – 2 слов к предметной картинке. Чтение предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и чёткого протяжного их проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко – буквенной схемы слова.
Запись под диктовку букв и слогов.
2-й этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и чёткое произношение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани).
Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] [з], [х] [к], [р] [л], [п] [б]; са за, ша жа, коза коса и др.); слогов с мягкими и твёрдыми согласными (мы ми, лы ли, ны ни, мыл мил и т. д.), а также с и й (мои мой). Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твёрдыми и мягкими согласными, трёх-четырёх-буквенных слов типа кот, кит, соль и т. д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Чёткое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко­буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками). Чтение предложений из 24 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 24 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»)» Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
3 – й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Её, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Практическое различение гласных и согласных букв, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] [в], [с] [ц], [ч] [щ]; ма мя, му мю, су цу, ига ща; цвет свет, плач плащ и др.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2-х согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 13 слогов.
Чтение предложений из 25 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?» и т. д.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 34 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.
Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.
Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.
Контрольное списывание.
81


Учебно – тематический план:

Содержание программного материала
Количество часов

1
Подготовка к усвоению грамоте
15

2
Букварный период
81


Всего
96

Требования к уровню достижений учащихся
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» на конец обучения в младших классах:
Минимальный уровень:
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия,
признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текст, включающие слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

Требования к уровню достижений учащихся 1 класса
Учащиеся должны уметь:
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов
разрезной азбуки;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и
предложения.
писать под диктовку слова и предложения из двух-трех слов с предварительным анализом.
Мониторинг

ФИО
Соблюдает строку
Соблюдает размер букв
Строчные буквы
Прописные буквы
Письмо по образцу
Письмо под диктовку
Списывание с печатного текста



1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4































































Параметры оценки: 0- не справляется 1- справляется с помощью педагога 2-справляется самостоятельно.

6. Оценка предметных достижений
Оценка достижений обучающихся с УО предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающихся с УО необходимо, чтобы бальная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. Основными критериями оценки планируемых результатов являются: соответствие - несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надёжность). По критерию прочности оцениваются:
«удовлетворительно» (зачёт) - если верно выполнено от 35% до 50% заданий;
«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
«очень хорошо» (отлично) - свыше 65% заданий
При этом используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале.
Знания, умения и навыки учащихся по русскому языку оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных работ:
«5» – работа выполнена без ошибок, понимает материал, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» - 1 – 3 ошибки, допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, делает некоторые ошибки в речи, при работе с текстом или разборе предложений допускает 1 – 2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» - 4 – 5 ошибок, ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» - 6 – 8 ошибок, ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл, в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь.

Оценка письменных работ
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 3 классе списывания и диктанты.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 - 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ:
I класс 8-10 слов;
II класс в начале учебного года 10 -12 слов, к концу года 16 - 18 слов;
III класс 20-25 слов;
IV класс 30-35 слов.
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Диктанты
«5» работа выполнена без ошибок;
«4» 1 -3 ошибки;
«3» 4 - 5 ошибок;
«2» 6 - 8 ошибок;

Грамматические задания
«5» безошибочное выполнение всех заданий;
«4» правильно выполнено не менее 3\4 задания;
«3» правильно выполнено не менее 1\2 задания;
«2» не выполнено большинство грамматических заданий.

Контрольные списывания
«5» нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;
«4» 1 ошибка и одно исправление;
«3» 2 ошибки и одно исправление;
«2» 3 ошибки и 1 - 2 исправления.

7.Особенности класса
В классе 12 человек: 6 девочек и 6 мальчиков. Все учащиеся до школы посещали коррекционные ДОУ. 5 детей инвалидов. 3 ученикам рекомендовано обучение по АООП для обучающихся с РДА (вариант 8.3), 2 ученицам по АООП для слабовидящих обучающихся (вариант 4.3). 3 учащихся с леворукостью. 1 ученик нуждаются в охранительном педагогическом режиме с целью сохранения неврологического здоровья.

8.Формы организации деятельности
Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:
- групповая (взаимные вопросы и задания групп)
- парная, индивидуальная деятельность;
- игровая деятельность;
- практическая
- проблемно-поисковая
- самостоятельная работа

9.Формы контроля
Специфические для образовательной области «Русский язык» формы организации деятельности обучающихся:
1.Текущий контроль:
устный опрос,
диктант,
списывание;
2. Промежуточный контроль:
самостоятельная работа,
практическая работа;
3.Итоговый контроль:
контрольный диктант,
тест.

10. Материально-технические условия реализации АООП

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Русский язык»
УМК, включающие учебники и рабочие тетради:
А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова «Дидактический материал. Добукварный период» М. «Просвещение», 2009г
Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму.
А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова «Букварь». – «Просвещение», 2013г
А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова «Прописи» в 3 – х частях. М. «Просвещение», 2012г
Программно-методическое обеспечение:
методические рекомендации для учителя по отдельным разделам учебных предметов;
Печатные пособия:
наборы картинной азбуки;
наборы предметных картинок; картинное лото;
наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
различные виды словарей;
репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;
Учебно-практическое оборудование:
комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука, образцы начертания рукописных букв);
опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;
схемы (звукобуквенного разбора слова, разбора слов по составу);
дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.)
Технические средства обучения:
классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;
компьютер с программным обеспечением;
интерактивная доска;
магнитная доска;
Литература для учителя
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 – 4 классы (под редакцией КПН, профессора И.М. Бгажноковой);
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1 – 4 классы, под редакцией В. В. Воронковой Москва «Просвещение» 2010г.
Воронкова В.В. “Обучение грамоте и правописание в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида”. 2008 г.
Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, «Союз»,2007г.
Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва, «Просвещение»2006г.
М.Г.Ракитина. Тесты. Русский язык. Москва, «Айрис - Пресс» 2006 г.
О.И.Дмитриева. Поурочные планы по русскому языку. 2 класс. Москва, «Вако». 2006 г
Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1– 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.
Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.


 
·
X

x