Всего представлено работ: 244186

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Яфаева Ирина Рафаизовна

Подготовка детей к школе

скачать документ

Вернуться назад
Доклад
«Подготовка детей к школе»

Яфаева Ирина Рафаизовна
воспитатель
МБДОУ «Аленький цветочек»
Г. Ноябрьск, ЯНАО

Педагог: дети очень быстро растут. И вот ребенок, вчерашний малыш, стал большим и скоро пойдет в школу.
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для родителей. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения и тревогу.
И не случайно, ведь это переломный момент в жизни ребенка:
резко меняется весь его образ жизни;
он приобретает новое положение в обществе.
Подготовки ребенка к школе не должна ограничиваться покупкой нового костюма, выбора ранца.
Теперь главное в жизни ребенка – учеба, образовательная деятельность.
Он отвечает за нее перед учителем, школой, семьей, усвоение знаний становится целью.
Вопрос: «Что же является важным при подготовке к школе?»
Подготовка к школе - процесс многоплановый.
Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует со старшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребенка – в играх, труде, общении со сверстниками.
Вот несколько советов как подготовить ребенка перед школой:
Настраивайте детей на то, что они обязательно полюбят школу и будут учиться легко и радостно.
Читайте художественные произведения о школе и школьной жизни.
Расскажите, какие правила действуют в школе и зачем они нужны.
Расспрашивайте детей о том, как они представляют себе обучение в школе и постарайтесь развеять все их страхи, опасения, неправильное представление на этот счет.
Вспоминайте веселые истории из своей школьной жизни.
Незадолго до поступления в школу, сводите детей на экскурсию в школу, школьную столовую, чтобы они могли изучить обстановку и освоиться.
В самостоятельную деятельность детей включайте сюжетно-ролевые игры школьного характера «На уроке», «На переменке», «В школьной столовой», «В школьной библиотеке».
Совместно с учителями школы проведите различные мероприятия «Открытый урок», «Веселые старты», «Музыкальный калейдоскоп», «Волшебные краски».
Вопрос: «Какими качествами должен обладать будущий первоклассник?»
Говоря об этом, мы должны четко представлять себе сами критерии готовности
В набор школьной готовности входит:
- физическая готовность
- интеллектуальная готовность
- психологическая готовность
Физическая готовность
Крепкое здоровье
Волевой контроль поведения
Правильная осанка
Готовность руки к письму
Умение реагировать на сигнал взрослого
Усидчивость, выносливость
Развитие крупно-моторных навыков
Развитие общей и мелкой моторики
Развитие двигательной активности
Целенаправленное развитие физических качеств особенно важно в старшем дошкольном возрасте, в период подготовки к школе.
Поэтому большое внимание уделяется физическим упражнениям, выполнение которых требует от детей больших усилий, появления настойчивости, выносливости, смелости.
Психологическая готовность определяется сформированностью глазомера, способностью к пространственной ориентации, активности внимания, памяти, мышления, развития речи и тонкой моторики пальцев рук.
Именно от психологической готовности ребенка зависит его способность общаться со сверстниками и взрослыми; умение слушать и концентрироваться на главном, сосредоточенно работать.
Рассмотрим важные стороны психологической готовности к школе, которая состоит из
Мотивационно-личностная готовность (внутренняя позиция школьника)
Личностная готовность
Волевая готовность
Зрительно-моторная координации
Рассмотрим подробнее:
Мотивационно-личностная готовность. – Внешне выражается в активном желании пойти в школу и соответствовать ее требованиям.
Желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание ПОЙТИ УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Мотив ПОЙТИ В ШКОЛУ обусловлен тем, что все дети идут в школу, срабатывает эффект новизны. Кроме того, это почётно. Приобретаются новые вещи. Дети видят, что статус дошкольника менее важен, ведь в приобретении игрушки мама может отказать, а в приобретении тетрадей, карандашей, книг - нет. Поэтому ребёнок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь права и обязанности взрослого, которые обеспечивают новое статусное место и привилегии в семье.
Мотивация ПОЙТИ УЧИТЬСЯ не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первый этап и есть интерес к внешней стороне обучения, т.е. к школе и школьным принадлежностям. Через 2-3 месяца он ослабевает и появляется интерес к занятиям, к их содержанию, усвоению новых знаний; ребёнок понимает, что уроки НУЖНО делать.
Именно стремление стать школьником, стремление идти в школу, готовность соблюдать школьные обязанности и правила - составляет внутреннюю позицию школьника.
Без этого, как бы хорошо ребёнок умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, т.к. школьная обстановка, школьные правила поведения будут ему в тягость, он любой ценой будет искать выход: отвлечения, уход в мечты, интерес к переменкам, где можно беситься; негативное отношение к сверстникам и учителю.
Личностная готовность - это коммуникативные навыки.
Умение общаться с окружающими, а именно со сверстниками, взрослыми. Организаторские способности ребенка. Сформированность самооценки, отсутствие страха неудачи.
Умение управлять своей деятельностью (произвольность): ставить цель, намечать план, проговаривать этот план и аргументировать свои действия, самостоятельно выбирать средства, контролировать и оценивать свои действия и результаты; умение подчинить свою деятельность определённому правилу, выполнять требования взрослых.


Волевая готовность - это умение подчинить свое поведение законам коллектива.
Очень важна для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Не умение детей слушаться, а умение вникать, слушать то, что предлагает учитель, понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.
Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую он получает от взрослого.
Детям необходимо давать несложные задания. Обязательно просить детей повторить задание, чтобы убедиться в том, что они поняли ваши слова правильно
Графические диктанты необходимы для тренировки волевой готовности (под вашу диктовку ребёнок рисует определённую последовательность фигур) или работает по заданному образцу
Еще одно задание: ребёнок вычёркивает определённую букву или фигуру в тексте. Это развивает внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, и их работоспособности
Психо-социальная зрелость - включает комплекс представлений ребенка о себе и своем ближнем окружении - Ф.И.О., домашний адрес, времена года, ориентировка в пространстве.
Зрительно-моторная (сенсорная и двигательная) координация - это согласованные движения глаз и рук.
Важно, чтобы пальцы слушали ту информацию, которую дают им глаза.
Мышцы рук должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребёнок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал быстро при письме.
Должно быть сформировано умение рассмотреть предмет, картинку, выделить её отдельные детали. Ведь в процессе учёбы ребёнку надо часто смотреть на предмет, например, на доску, или списывать и срисовывать то, на что он в данный момент смотрит.
Помощь - графические диктанты, но лучше дать образцы, которые ребёнок будет копировать. Вообще любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет в развитии необходимых навыков. Эти задания не трудны и дети хорошо справляются.
Интеллектуальная готовность - Включает в себя умение анализировать информацию – Например: Змея ползет, а птица летает
Важные аспекты интеллектуальной готовности:
Сформированность наглядно-образного мышления, т.е. способность совершать логические операции - сравнение, обобщение, анализ, с опорой на наглядность, оперирование образами. Необходимое условие понимания смысла задачи, рассказа, стихотворения, когда ребёнок за словами должен понимать, о чём идёт речь.
Сформированность наглядно-схематического мышления, то есть понимание и успешное использование различных схематических изображений предмета (плана, макета, простейшего чертежа). Это поможет ребёнку в школе составлять схемы слов и предложений, записать условие задачи с помощью условных обозначений и стрелок.
Сформированность основ словесно-логического мышления. То есть способность к разведению главного и второстепенного, простым рассуждениям, выводам, установлению причинно-следственных связей, смысла рассказа. Использование выражений «если..., то...», «потому, что...», «..., поэтому...». Способность классифицировать предметы и явления в соответствии с общепринятыми понятиями (стол, стул, шкаф = мебель).
Способность к длительной мыслительной деятельности (работоспособность).
Достаточный кругозор.
Представления о мире развёрнуты и конкретны. Ребёнок может рассказать о стране, городе, в котором живёт, о животных и растениях, временах года.
Познавательная активность и самостоятельность.
Ребёнок любознателен, активен, задания выполняет с интересом.
Достаточный уровень развития зрительной и слуховой памяти. Умение длительное время удерживать инструкцию, задание. Способность к целенаправленному запоминанию и припоминанию.
Способность к длительной концентрации внимания на предмете или деятельности, наблюдательность, умение выполнять инструкцию.
Речь содержательна, развёрнутыми фразами, выразительна, грамматически правильна. Культура речевого общения
Язык занимает важное место в развитии ребенка. В повседневной жизни мы обогащаем словарь ребенка. Важное значение для развития речи имеет устное народное и литературное творчество. Разучивайте с детьми поговорки, пословицы, потешки, скороговорки. Пусть ребенок слушает и разучивает стихи.
Чтение книги не терпит спешки, тон спокойный, выразительный, беседа о прочитанном.
Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Чрезвычайно велика роль педагога в воспитании правильного звукопроизношения. Поэтому важно, чтобы взрослые следили при разговоре с дошкольником за своим произношением. Следует исправлять ошибки детей, но делать это в тактичной форме, доброжелательно. Если есть проблемы, необходимо, обратиться к логопеду. Он даст совет и цикл занятий. А также проконсультироваться у врача невропатолога. Все это надо сделать своевременно.
Дети начинают замечать недостатки своей речи и болезненно их переживать. Кроме проблем личного плана у детей с недостатками речи могут возникнуть школьные трудности. К ним относятся нарушения чтения и письма.
Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками грамотой, счетом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Важно, чтобы ребенок умел слышать звуки слова, осознавать его звуковой состав. Чтение должно быть слитным или по слогам. Побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать. Так же обстоит дело со счетом умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значения числа и бесполезным, если этот навык усвоен механически.
Почетное место в педагогической работе к школе занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. На этих занятиях развиваются детские представления о мире, о том, как «устроены» предметы, животные, люди. А также рисование, аппликация, лепка, графические задания, пальчиковые игры подготовят дошкольников к овладению сложнейших навыков письма.
Хотим дать некоторые рекомендации:
Развивайте настойчивость, трудолюбие детей, умение доводить дело до конца.
Формируйте у детей мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте детям загадки, составляйте их вместе с ними, проводите элементарные опыты. Пусть дети рассуждает вслух.
По возможности не давайте детям готовых ответов, заставляйте их размышлять, исследовать. Например, если они утверждают, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.
Ставьте детей перед проблемными ситуациями, например: предложите им выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, насколько детям понятно их содержание, сумели ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценили поступки действующих лиц, способны ли доказать, почему одних героев они осуждают, других одобряют.
Особо следует сказать о специфике обучения детей-дошкольников. Оно носит «изустный» характер, то есть из уст в уста. При обучении в детском саду мы не используем тексты, печатное слово. Обучение идет на слух с применением наглядных игровых методов.
Говоря об особенностях работы с детьми следует помнить что возраст 5-7 лет соответствует кризисному периоду.
В течение которого обостряются все негативные проявления ребенка: негативизм стремление к самостоятельности.
А также особенностью этого возраста является смена авторитета для ребенка.
Авторитет родителей постепенно уходит на второй план и на первый план выходит авторитет учителя.
Чтобы благополучно пройти критическую стадию с позитивными приобретениями сам взрослый должен перестроить свое поведение.
Его основная задача заключается в том чтобы обеспечить сотрудничество с ребенком.
Взрослый должен стать советчиком сочувствующим и понимающим.
При работе с детьми следует помнить, обучение должно доставлять удовольствие:
Принуждать заниматься нельзя (необходимо терпение) давления быть не должно, гаснет желание учиться;
Задания надо выполнять тщательно и в полном объеме;
Следует заострять внимание детей на успехах, а не на ошибках;
Поддерживать любое стремление детей к познанию нового, т.к. познавательная мотивация – это предпосылка успешной учебы;
Не перекладывать формирование мотивации на школу. («Пойдешь в школу, узнаешь», «Подумай сам», «Займись своими игрушками», «Опять начал всякую чепуху спрашивать», «Мне некогда, потом»)
Таким образом, мы нарисовали Портрет выпускника
В помощь родителям по готовности ребенка к школе мы предлагаем памятки, буклеты, советы, рекомендации.















HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER144








X

x