Всего представлено работ: 243834

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Минакова Ольга Петровна

Основные этапы взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями) по профилактике нарушений письма (дисграфии) у старшего дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Основные этапы взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями) по профилактике нарушений письма (дисграфии) у старшего дошкольного возрастаМинакова Ольга ПетровнаМагистрант 3 курса Института социальных отношений КГУ им. К. Э. Циолковского города КалугиАннотация: в данной статье рассмотрены эффективные направления профилактики дисграфии у дошкольников и формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями по этим направлениям.Ключевые слова: нарушение письма (дисграфия), формы взаимодействия с родителями.В последние годы значительно выросло количество детей, имеющих различные трудности в процессе обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем для школьного обучения – это нарушение письма (дисграфия), поскольку письмо из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися [1]. Профилактика нарушения письма – одно из приоритетных направлений учителя-логопеда в условиях дошкольной образовательной организации. Повышение результативности обучения возможно только при наличии целенаправленной, систематически спланированной комплексной работе учителя-логопеда, а также при осознанном и заинтересованном включении родителей (законных представителей) в логопедическую работу. Основная цель полноценного взаимодействия – это активизация родителей (законных представителей), привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и дошкольной организации более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным.Основные задачи, которые ставятся в процессе взаимодействия учителя-логопеда и родителей (законных представителей), сводятся к следующему:установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;создание атмосферы общности интересов;повышение грамотности родителей (законных представителей) в области коррекционной педагогики;формирование навыков наблюдения за ребёнком и умение делать правильные выводы из этих наблюдений;усвоение родителями (законными представителями)уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфорта и защищённости.Выделяются следующие направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников:Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; кинетические и кинестетические организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графомоторные навыки; пространственные представления).Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (способность запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов или действий; слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей).Развитие интеллектуальной деятельности (это мыслительные операции: сравнения, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи; развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям).В своей работе мы руководствуемся принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды». В любой форме работы с родителями (законными представителями) можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей (законных представителей) практическим приёмам работы по профилактике дисграфии. Непрерывная связь с родителями (законными представителями) дошкольников осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:родительские собрания, с учётом современных требований;консультации, по организации работы учителя-логопеда по профилактике дисграфии, по итогам диагностики, по запросам родителей (законных представителей), по итогам коррекционного обучения;родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему. К конференции готовится выставка педагогической литературы; материалов, отражающих профилактическую работу;досуговое направление в работе с родителями (законными представителями), которое оказалось самым привлекательным, востребованным, и самым трудным в организации, так как позволяет родителям (законным представителям) увидеть изнутри проблемы своего ребёнка;речевые праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала;дни открытых дверей проводятся для ознакомления родителей (законных представителей) с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;библиотека игр и упражнений. Родители (законные представители) могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.Наряду с традиционными формами педагогического просвещения родителей (законных представителей) в нашем учреждении эффективно используются и нетрадиционные формы: «Дни открытых дверей»; «Информационная корзина»; «Семейный клуб»; «Родительская почта»; «Мастер-класс»; «Игротека»; «Устный журнал»; «Семейный проект» и многие другие формы. Данное направление работы включает в себя:совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Главным принципом данного направления стала пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с родителями (законными представителями) дети были участниками проектов по теме: «Умные пальчики», «Весёлый самомассаж», позволивший, родителям (законным представителям)осознать значение развития мелкой моторики руки ребёнка для речевого развития и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки и самомассажа из подручного материала;информационный журнал содержит материалы по профилактике дисграфии для практического использования в играх и в непосредственно-образовательной деятельности в работе с детьми в образовательной организации, а также для использования дома;индивидуальные занятия-практикумы «родитель + ребёнок» по обеспечению родителей (законных представителей) совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьёй. Обязательным условием является присутствие на них родителей (законных представителей), особенно матери: «Учимся у тех, кого любим». Наблюдая за работой учителя-логопеда, родители (законные представители) охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два;индивидуальные встречи с родителями (законными представителями), на которых их информировали о динамике речевого развития;информационный стенд, который кроме своей основной задачи (информирование родителей (законных представителей)об организации учебного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т.д.) решает и другие задачи. Здесь родитель (законный представитель) может прочитать статью из серии «Уголок учителя-логопеда». Разделы на этом стенде периодически обновляются и отражают актуальные вопросы и проблемы профилактики дисграфии, пути их решения.Из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод, что сочетание традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй значительно повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса. Родители (законные представители)становятся более заинтересованными в успехах своего ребёнка и более информированными, с точки зрения вопросов по профилактике дисграфии у дошкольников.Литература:Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия: технологии преодоления: пособие для логопедов, психологов, студентов педагогических специальностей [Текст] / И. Н. Садовникова. – М.: ПАРАДИГМА, 2012 – 279 с.Шишкина, Н. В. Профилактика трудностей овладения чтением и письмом старших дошкольников // Н. В. Шишкина Научно-методический журнал «Логопед», 2016, № 10 – С. – 108.
X

x