Всего представлено работ: 244215

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Егорова Ирина Николаевна

Принципы построения программы коррекции речевых нарушений обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью методом логопедической ритмики

скачать документ

Вернуться назад

Принципы построения программы коррекции речевых нарушений обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюметодом логопедической ритмики. Логопедическая ритмика строится на дидактических и специфических принципах. Они связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем людей с речевыми расстройствами.Программа построена на дидактических и специфических принципах, связанных между собой и определяющих единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем.Общедидактические принципы. Принцип систематичности обусловливает последовательность изложения материала всего курса логопедической ритмики, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяет раскрытие тем курса и распределение материала внутри них. Систематичность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса. Логоритмическая коррекция требует повторения вырабатываемых двигательных навыков для формирования здоровых двигательных динамических стереотипов. Принцип сознательности и активности, который подразумевает самостоятельную, активную деятельность ребенка и находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Принцип наглядности обусловливает широкое взаимодействие показателей всех анализаторов, непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом движения. Помимо непосредственной наглядности, большую роль играет опосредованная наглядность, когда необходимо пояснить отдельные детали и механизмы движения, которые скрыты от непосредственного восприятия. Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет личностных особенностей и возможностей обучающихся. Одним из условий доступности является преемственность двигательных, речевых и музыкальных заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях в течение коррекционного курса. Нагрузки должны быть посильны каждому обучающемуся и не должны превышать функциональных возможностей организма и особенности дефекта.Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед занимающимся более трудных новых заданий: двигательных, музыкальных, словесных. Переход к новым заданиям осуществляется постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков. Специфические принципы. Принцип развития предполагает учет многих параметров: развитие личности человека с речевой патологией; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и тех изменений, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи человека с речевым расстройством. Принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.Принцип всестороннего воздействия влияет на организм в целом. Ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.Принцип учета симптоматики определяет возможности обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения и т.д.). Задачи учителя-логопедаПроведение первичной и вторичной диагностики обучающихся (общая моторика, мелкая моторика, мимические движения, слуховое восприятие, голосовое развитие)Закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;Формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;Научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;Учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;Развивать музыкальные и творческие способности детей;Развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;Развивать правильное дыхание;Научить детей основным принципам дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой, развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;Развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;Закреплять умение детей выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;Развивать координацию движений, ориентирование в пространстве;Развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности;Развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат;Развивать артикуляционную, общую и пальцевую моторику;Развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память.Разделы курсаРитмические упражнения; Пение; Упражнения в игре па инструментах;Основная форма работы с обучающимисяОсновной формой организации образовательного процесса является урок-занятие. Форма проведения коррекционной работы фронтальная. Занятие логоритмики составляются с опорой на лексические темы в соответствии с логопедической программой развития и коррекции речи для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. Планируемые результатыРасширение знаний по лексическим темам, словарного запаса по лексическим темамСпособность выполнять движения в соответствии со словами с опорой на наглядность. Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.Повышение способности правильного выполнения артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах.Повышение уровня развития модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания.Улучшение способности ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.Повышение уровня возможности координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.Положительные результаты диагностики музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с индивидуальными возможностями Улучшение результатов диагностик развития речи. Содержание программыПрограмма рассчитана на 99 занятий: 3 раза в неделю в течение учебного года. Возможно уменьшение количества часов на изучение некоторых разделов программы, в зависимости от выпадения уроков на праздничные дни. Выполнение этих часов возможно за счет часов, отведенных на повторение и обобщение. Таким образом, программа по коррекции речевых нарушений средствами логоритмики будет выполнена.Построение занятий. Занятия построены с равномерным распределением психофизической нагрузки и проводятся по следующей схеме: I. Ритмическая разминкаII . Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений:а) упражнения для развития основных сторон внимания;б) упражнения, регулирующие мышечный тонус;в) упражнения для развития чувства темпа и ритма; г) упражнения для развития координации движений; упражнения на координацию речи с движением.III. Слушание музыки (1 произведение).IV. Пение (2-3 песни).V. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.VI. Упражнения для развития речевых и мимических движений.VII. Игра.VIII. Заключительная ходьба под марш спокойного характера.Опираясь на свежесть восприятия ребенка, в первой части занятия даются музыкально-ритмические упражнения, которые направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координации движения/Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус, которые пронизывают все разделы работы. По Мере нарастания утомления идет переход ко 2-ой части занятия: слушанию музыки и пению. Слушание музыки целесообразно проводить в середине занятия, чтобы дать возможность ребенку отдохнуть и подготовиться к игре. После слушания музыки начинают пение. Вслед за спокойным видом деятельности переходят к подвижной игре в целях разрядки, а также закрепления выработанных навыков. Заключительная ходьба нормализует дыхание, успокаивает детей, организует их для последующих занятий.Содержание занятий и дифференцированная методика подачи материалаРитмическая разминкаЦелью ритмической разминки является внесение дисциплины и организованности. Этой цели служит вводная ходьба с соблюдёнием четкости линий построения, точного сочетания движений с началом и концом музыки. Разучиваются шаги на носках и на пятках, несложные перестроения. Далее переходят к легкому бегу,чередованию ходьбы и бега, прыжкам, галопу; отрабатываются элементы физкультурных и танцевальных движений.Упражнения ритмической разминки воспитывают координиро-ванные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильнуюосанку, формируют навыки движения в коллективе, основные иимитационные движения; ориентировку в пространстве.Упражнения для развития основных сторон вниманияУпражнения на переключение внимания включают смену движений, сопровождающуюся разными музыкальными отрывками. Например, предлагается на торжественную музыку идти, на веселую бежать. Или иное задание: на звучание в низком регистре идти, подражая движениям "медведя", на звуки среднего регистра изображать ходьбу "цирковых лошадок", на высокие звуки прыгать как"зайчики". Развитие устойчивости внимания состоит в наблюдении ребенка за рядом движений педагога и самостоятельном, последовательном повторении их. Упражнения на объем внимания включают воспроизведение ребенком несложных движений после одновременного их показа двумя детьми. При выполнении упражнений на распределение внимания дети должны выполнить сразу два и более действий, например: дети по сигналу передают по кругу в одну сторону флажок, в другую бубен. Или под музыку на сильную долю такта ребенок делает шаги и одновременно подбрасывает вверх мяч.Используются также различные игры, воспитывающие основные стороны внимания: "Запрещенное движение", "Пройти путь так же", "Сделай наоборот", "Ищи" и т.д.Упражнения для развития чувства темпа и ритмаНа занятиях разучивают разные движения под музыку, пост-роения, упражнения с предметами, этюды, пляски. Все это служит цели развития чувства темпа й ритма. Постоянно ведется работа над различением темпов медленного и быстрого, постепенного замедления и убыстрения, словесное объяснение детьми разных по темпу движений. Используется отхлопывание, отстукивание ритмов, пропевание слов на заданный ритм.Упражнения для развития координации движенийУпражнения дают навык точного совмещения разнородных движений в направлении, скорости, напряженности. Это могут быть упражнения с предметом, а также танцы.Упражнения на координацию речи с движением могут проводиться без музыкального сопровождения. При этом сначала разучивается речевой текст, затем движение.Слушание музыкиПодбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возможности решения программных задач. Проводится работа над развитием речи.ПениеПение коррегирует темп речи, нормализует дыхание. В ходе работы над текстом разучиваемой песни проводится работа по коррекции устной речи.Упражнения для развития речевых и мимических движенийНа занятиях проводится работа над развитием точности, переключаемости речевых движений, увеличением их объема. При этом применяются общепринятые в логопедии упражнения. Включается также работа по формированию правильной артикуляции дефектных звуков, автоматизации их в процессе проговаривания специально подобранного текста песни.В тесной связи с работой по развитию речевых движений применяются и мимические упражнения..Упражнения для развития тонких движений пальцев рукВ процессе занятий необходимо применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук. Соединение тонких движений с речевым текстом.Ведется работа над ловкостью, точностью, переключаемостью тонких движений.ИграПодвижная игра служит закреплению навыков, полученных на занятии. Проводятся речевые игры, этюды на развитие памяти, мышления, воображения, ориентировки в пространстве.Заключительная ходьба проводится под марш спокойного характера. В конце занятий подводится итог работы.Устная речь вводится на занятия логопедической ритмикойсистематически и максимально в следующих формах:1. Путем вербализации игровых ситуаций, словесных объяснений упражнений детьми до или после их выполнения.2. В ходе разучивания песен и беседы о музыкальном произведении уточняются трудные слова, отрабатывается их ритмическая структура, четкость произношения звуков.Проводится работа над обогащением словаря, формируются грамматические обобщения.3. При работе над плавностью и слитностью речи поэтапно усложняются ее формы соответственно логопедическим занятиям.
X

x