Всего представлено работ: 244121

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Опейкина Екатерина Николаевна

Проектная и исследовательская деятельность на занятиях «Юный исследователь»

скачать документ

Вернуться назад

Проектная и исследовательская деятельность на занятиях «Юный исследователь»Методические рекомендации Исполнитель:Опейкина Екатерина Николаевна,учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 7»г. КемеровоКемерово 2017Оглавление Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3Глава 1.Проектная и исследовательская деятельность . . . . . . .41.1. Развитие умений видеть проблемы  . . . . . . . . . . . . . 41.2. Развитие умений выдвигать гипотезы  . . . . . . . . . . . . . 51.3. Развитие умений задавать вопросы . . . . . . . . . . . . . 6Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13ВведениеТехнологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата?Предлагаемый сегодня мною материал предназначен для творческой деятельности педагога, принявшего образовательные технологии как наиболее перспективное направление воспитания и обучения всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество развивающих программ. Однако, развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того, какими методами пользуется учитель для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность.Достичь этой цели мне помогают современные педагогические технологии, а именно технология проектно-исследовательского обучения, развитие критического мышления, применение ИКТ и др.Рассмотрим современные образовательные технологии, которые применяют на практике учителя начальных классов нашей школы:развития критического мышления;проектная и исследовательская деятельностьпедагогическая мастерская;игровые технологии;ориентированно-личностное обучение;здоровьесберегающие технологиигуманно-личностная   технологияпедагогика сотрудничестваПроектная и исследовательская деятельностьИсследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества! Дети от природы любознательны и полны желания учиться, полны стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Поэтому в нашей школе ведутся занятия по внеурочной деятельности «Юный исследователь»Работая по программе обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся, нужно начинать с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических и информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.Эти занятия позволили учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска. В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них.1). Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)Задание “Посмотри на мир чужими глазами”.Учитель читает детям неоконченный рассказ.“Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…”Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве;Задание “Тема одна – сюжетов много”.Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.)Задание “Составь рассказ, используя данную концовку”“…Так я и не выучил стихотворение”.“…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания”.2). Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное).Задание “Давайте вместе подумаем”Почему у белого медведя нос чёрный?Гипотезы (предложенные детьми):1. Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?2. Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?3. Предположим, чтобы медвежата его видели.Упражнения на обстоятельства.При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например, соль, сахар, мобильный телефонЗадания типа “Найди возможную причину события”Машина резко затормозила.Молоко прокисло.3). Развитие умений задавать вопросыЗадания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)Задание “Найди загадочное слово”. Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.Игра “Угадай, о чем спросили”Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.Например: на карточке написано “Почему совы охотятся ночью?” Ребенок отвечает “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.Используя тренировочную подпрограмму “практика”, я предлагала учащимся “пробные” самостоятельные исследования и выполнение творческих проектов.Подбор литературы по заданной темеРассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:об использовании человеком науки и техникиоб истории человечестваоб исследователях и учёныхОриентировка в словаре, справочной литературевозьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о ____________________________________________________найди по оглавлению рассказ Л. Толстого “Какая бывает роса на траве”. Запиши, на какой странице заканчивается этот рассказ_________________какое слово стоит в словаре В. Даля после слова мастерица ___________________Ориентировка в тексте, ключевые словаВ книге “Введение в историю” открой стр.____ Найди ключевое слово третьего абзаца. Запиши его ____________________Ответы на вопросы к текстунайди статью “Растения луга”. Найди в статье и запиши слова, которые следует запомнить _____________________________________________________________найди статью “Вода и её свойства” В конце статьи есть вопросы для повторения. Прочитай вопрос №3. Найди на него ответ в тексте. Ответь одним предложением.в разделе “Растения и животные водоёма” найди статью “Необычное? Нет, обычное”О чём рассказывает эта статья? Определи тему ________________________________________Следующий шаг – подпрограмма “практика”, где я уже предлагала учащимся “пробные” самостоятельные исследования. Использование умений и навыков в нестандартной ситуации.Такой нестандартной ситуацией становится написание рефератов. Например, творческая работаПИНГВИНЫК теме прилагается комплект книг:№ п/пСписок литературыСтраницы Ликум А. Всё обо всём / Популярная энциклопедия для детей.  Чарушин Е. Моя первая зоология.  Животный мир / Энциклопедия. Том 2.М.:РОСМЕН       ПланГде живут пингвины? Чем эти птицы не похожи на других?Жизнь императорских пингвинов.Как пингвин разучился летать.Заключение.Порядок работы:Внимательно прочитай план реферата.Найди в книгах страницы, на которых есть нужная информация, и сделай закладки.Каждый пункт плана – это абзац текста.Напиши краткое вступление (это ответ на первый вопрос)Подробно ответь на вопросы основной части плана.Сделай короткое заключение.Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Подпрограмма “мониторинг” - защита исследовательских работ. Учащиеся знакомились с разными видами презентаций результатов, овладевали умениями аргументировать собственные суждения.1.4. Результативность использования проектно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессеНа втором этапе приступаем к формированию умений и навыков проектно-исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения учебного проекта.Этапы работы над проектомДеятельность учителяДеятельность учащихся1 этап инициирующийФормулирую проблему, ситуацию, цель, задачиВживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач2 этап основополагающийПредлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельностьЗнакомлю с различными формами презентации результатовАнализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов3 этап прагматическийКонсультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатовРаботают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов4 этап заключительныйОбобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результатЗащищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности5 этап итоговыйПредставление готового продукта.Рефлексия выполненной работы.На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это приобретение и развитие ребёнком новых проектно-исследовательских умений и навыков.Что приобрели учащиеся при работе над проектами? Во-первых, деятельность. Каждый что-то обдумывал, предлагал, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат. Работа над проектами позволяет выработать и развить специфические умения и навыки проектирования, а именно: освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, планирования работы, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно конструировать свои наработки, презентовать их.ЗаключениеПри организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопониманиеЕще одна важная особенность состоит в том, что в работе над проектом складывается иной тип взаимодействия педагога с ребенком. Здесь учитель не просто передаёт определенный объем новой информации, а формирует развивающую среду.Организация такой формы познавательной деятельности (творческие мастерские) даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.Для достижения поставленных целей в деятельности мастерских использую различные средства обучения. При этом выбор необходимых средств осуществляю с учётом доступности, наглядности и последовательности. Прежде всего, это традиционные средства, такие как материалы учебника, справочной, энциклопедической литературы, и современные данные компьютерной сети Internet. В работе использую компьютерные технологии. Самостоятельно разрабатываю компьютерные презентации.И в заключение хочу отметить, что проектная деятельность обогащает не только школьников, но и педагогов, ведь совместная подготовка проектов позволяет почувствовать истинную общность, партнерство с учениками, пережить творческий подъем, подняться на новую ступень.    Список литературыБелобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. – 2005. - №6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"Феоктистова В.Ф Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.[http://www.school2100.ru/pedagogam/collect/index.php?SECTION_ID=1761] Образовательная система “Школа 2100”[http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/82-preschool-projects/267-l-r] “Исследовательская деятельность в начальной школе” Кроликова Ю. В.
X

x