Всего представлено работ: 244290

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Головкина Ирина Геннадьевна

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ЛЕКСИКОЙ СКАЗОК СБОРНИКА А.Н. АФАНАСЬЕВА

скачать документ

Вернуться назад

СТАТЬЯОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ЛЕКСИКОЙ СКАЗОК СБОРНИКА А.Н. АФАНАСЬЕВААвтор статьи:Головкина Ирина Геннадьевнаучитель начальных классовМКОУ "Новописцовская средняя общеобразовательная школа" 2023СодержаниеВведениеСловарный запас и его особенностиВзгляды ученых-методистов, психологов на проблему обогащения словарного запасаИзучениенародныхсказоккакосновное средство обогащения словарного запаса учащихся младших классов ВыводыЗаключениеБиблиографияВВЕДЕНИЕСлово – одна из важнейших единиц языка. Слова и сочетания слов обозначают предметы, эмоции, чувства и просто отвлеченные понятия. От богатства словаря человека, зависит точность и выразительность его мыслей. Современный русский язык обладает огромным словарным запасом.Существует большое количество различных словарей: словарь синонимов, словарь антонимов, словарь фразеологизмов, толковый словарь и многие другие. Словарь «Русского языка» С.И. Ожегова содержит общеупотребительную лексику, около 57 тыс. слов.Русский язык – это один из богатейших языков мира. Словарный запас русского языка неисчерпаемо богат: он постоянно пополняется новыми лексическими единицами, они делают речь человека многообразной и индивидуальной.Работа посвящена теме «Обогащение словарного запаса учащихся младших классов лексикой сборника сказок А.Н. Афанасьева».Вопросы обогащения словарного запаса учащихся младших классов начали рассматриваться известными методистами еще в XIX в. Так же этими вопросами занимались В.Г.Белинский, Л.Н.Толстой, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, К.Д.Ушинский. [1, c. 31-53]Актуальность: на сегодняшний день проблема обогащения словарного запаса учащихся младших классов обострилась в связи с тем, что учащиеся мало читают художественные произведения, основным источником пополнения словарного запаса современный детей стал интернет и средства массовой информации. Не всегда эти источники содержат правильную лексику.В конце ХХ века над проблемой обогащения словарного запаса в области методики преподавания русского языка работают такие ученые как А.В. Текучев, М.Т. Баранов, М.Р. Львов и др. [7, с. 3]Таким образом, уроки русского языка и литературного чтения являются основным способом пополнения словарного запаса учащихся.Словарный запас и его особенностиРечь – это отражение образованности и культуры. В настоящее время не каждый человек может излагать правильно свои мысли, поэтому необходима целенаправленная работа по развитию речи с первых лет обучения в школе.Одно из первых мест среди школьных предметов занимает «Русский язык». Он развивает абстрактное мышление, воображение, память и интеллект, позволяет школьнику познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения.За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи.На уроках русского языка учителем уделяется большое внимание структурному, орфографическому и грамматическому анализу слов.Изучение языка является творческим и долговременным процессом. На протяжении всей своей жизни человек совершенствует свою речь, знакомится с богатством родного языка. Наиболее важный и значимый отрезок в жизни каждого человека приходится на возраст младший школьников.В младшем школьном возрасте язык усваивается непринужденно, в речевой деятельности. Такая речь примитивна и не всегда правильна. Поэтому перед школой стоит ряд задач. Задачи по развитию речи сформулированы М.Р. Львовым. Во-первых, в школе происходит усвоение литературной языковой нормы. Во-вторых, в школе учащиеся овладевают навыками чтения и письма и вместе с ними – особенностями устной и письменной речи. Третье направление работы школы по развитию речи – это совершенствование культуры речи. [28, с. 7-9]Стандарты второго поколения для учащихся младших классов представляют высокие требования к развитию речи. Речь должна быть правильная, точная, логическая, должна характеризоваться, выразительностью, эмоциональностью,образностью. [59] Для того чтобы развитие речевой деятельности учащихся младших классов проходило успешно, необходима комплексная целенаправленная работа по следующим направлениям:над расширением кругозора учащихся, над их способностью наблюдать, эмоционально воспринимать, обобщать, оценивать, сравнивать: чувства, мысли, возникающие у детей, – это потенциальные предметы их речевой деятельности;над назначением различных языковых единиц, над правилами их функционирования, над обогащением образных средств, используемых детьми;над умением логично подбирать языковые средства, учитывая ситуацию общения и грамотно формулировать мысли;над умением отбирать главное в содержании высказывания.Одной из основных задач преподавания русского языка у учащихся младших классов является обогащение их словарного запаса. Под словарным запасом понимают набор слов, которыми владеет человек. Существует два вида словарного запаса: активный и пассивный. Активный словарный запас – это те слова, которые человек использует в устной и письменной речи. Пассивный словарный запас – это слова, которые он узнает при чтении и на слух, но не использует их в устной и письменной речи. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз. [51]Словарный запас учащихся младших классов относительно беден. Они не владеют многими словами, которые служат для обозначения предметов, явлений, признаков.Обогащение словарного запаса учащихся – это:область методики преподавания русского языка;одно из направлений в работе по развитию речи детей;важнейшая задача школьного курса русского языка.[5]Словарный запас учащихся расширяется вне школы (в результате общения со взрослыми, чтения книг и газет, просмотра кинофильмов, телепередач) и в школе (при изучении любого учебного предмета). Однако, только в школе процесс обогащения словаря учащихся осуществляется планомерно.М.Т. Баранов отмечает, что «каждый предмет дает возможность детям овладеть прежде всего специальной лексикой и фразеологией, например, литературоведческой,общественно-политической,географической, биологической, химической и т.д.» [4, с. 23]Пополнение словарного запаса учащихся идет в тесном взаимодействии с развитием речи. Речевой деятельностью называется целенаправленный процесс восприятия речи, который осуществляется при помощи языковых средств в результате взаимодействия людей в разных речевых ситуациях.Одной из основных задач обучения современной начальной школы является развитие речи и мышления учащихся младших классов. Основным показателем речевого развития учащихся является объем словарного запаса. Мышление человека связывается с объективной действительностью через слово, так как именно оно обозначает предмет и выражает его значение. По определению Михаила Ростиславовича Львова, слово «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи». [24, с.46-53] Правильная организация учебной деятельности способствует пополнению объема словарного запаса и развивает речь учащихся. Поэтому учебная деятельность направлена на:восприятие и понимание смыслового содержания изучаемых слов и родственных слов, различных значений этих слов, синонимов и антонимов, словосочетаний и фразеологических оборотов;умения объяснять значения слов и особенности их употребления в речи;умения правильно строить собственные речевые высказывания используя свой словарный запас.Небольшой объем словарного запаса учащихся младших классов отрицательно сказывается на орфографии, ученики допускают много ошибок. Для устранения их, учащимся по школьной программе для заучивания предлагается ряд определенных орфограмм (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные в корнях слов), а также учащиеся младших классов знакомятся со словарными словами, написание которых необходимо запомнить.Таких слов в младших классах много, дети с трудом их запоминают, делают при написании большое количество ошибок.Несмотря на то, что словарный запас взрослого человека более 20 тысяч слов, ежедневно с своем общении в среднем он использует около 3 тысяч слов. Успешность человека в жизни зависит от объема его словарного запаса.Известный ученый-методист А.В.Текучев писал: «Работа над словарным запасом – это не просто эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка». [52, c.67]Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. На уроках русского языка (особенно литературного чтения) дети учатся средствами языка приобретать знания об окружающем их мире природы и общества. Дети учатся наблюдать, думать и выражать в правильной словестной форме мысли о прочитанном, пережитом. Тем самым уроки русского языка и литературного чтения способствуют обогащению словаря учащихся, учат их правильному построению речи. Обучаясь специально языку на уроках грамматики и правописания, дети узнают все больше слов, обозначающих предметы, действия, признаки окружающей жизни, узнают много новых терминов. [45, с.21]В плане развития речи учитель должен добиваться от учащихся свободного владения языковыми средствами при построении собственного высказывания, умения создать индивидуально - контекстуальные объединения слов в целях уточнения смысла высказывания, создания выразительности, стилистической целесообразности соответствующего произведения речи.Работа может проводиться над синонимическими рядами слов, составляющие которых отличаются смысловыми оттенками, эмоционально - экспрессивной окраской, стилистической характеристикой.В плане восприятия речи работа заключается в том, что учитель добивается от детей адекватного восприятия смысла слова в тексте со всеми контекстуальными оттенками, наращениями, формирует способность восприятиясловесных образных элементов в составе художественного текста во всем его смысловом и эмоционально-экспрессивном объеме, воспитывает у учащихся умение объяснять значение слова, особенности его употребления. В данном случае происходит расширение пассивного словаря детей, т.е. расширение круга знакомых слов, которые дети (до определенного момента) не используют в речи [44, с. 43].Перечисленные факторы определяют следующие задачи обогащения словарного запаса учащихся:обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов. Причем установлено, что ежедневно учащийся должен прибавлять к своему словарю на уроках родного языка 4—6 слов;уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.);активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные)Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а следовательно, свои приемы и методы [28, с. 32].Количественное расширение словарного запаса у учащихся – это добавление к имеющимся словам новых слов. Каждый человек владеет незначительной частью лексики своего родного языка. Это и есть его словарный запас. Границы активного и пассивного словарного запаса у учащихся младших классов достаточно подвижны.В задачу учителя русского языка входит помогать учащимся овладевать сферой применения пассивный слов, с целью переведения их в активный словарный запас.Основной задачей речевой деятельности учащихся младших классов являетсяне только автоматическое воспроизведение слов, но и умение свободно употреблять слова, понимать их значения и употреблять в различных ситуациях. Показателем успешности в овладении учащимися младших классов лексикой является объем запоминающихся слов, умение правильно и широко использовать их в речи, самостоятельное применение уже ранее изученных слов в новых возникающих ситуациях, умение догадываться о значении нового слова [8, с. 76- 80].Как говорит И.И. Тихеева: «Каждое слово выученное ребенком кажется ему важным. Часто новое слово имеет общий корень с уже знакомым словом, поэтому ребенку легче его запомнить. Если ребенку школьного возраста помочь понять, чем одни слова связанны с другими, их словарь быстро увеличивается» [54, с. 64].Учащиеся употребляют мало синонимов в речи, это делает их речь неинтересной для собеседника и невыразительной.Как говорит А.В. Текучев: «При этом в речи часто можно услышать просторечную, сниженную лексику. Конечно, если бы подобных выражений дети не использовали в своих рассказах, то речь была бы у них совсем скудной. Из разговоров такую лексику трудно убрать, но когда ребенок использует нечто подобное в своих работах, тогда учителю стоит подумать не только о частотности употребления синонимов, а также чистоте речи уча- щихся» [53, с. 58].Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в учебниках русского языка, литературного чтения, ознакомления с окружающим миром, а также речь учителя, внеклассное чтение учащихся. Главную роль в обогащении словарного запаса учащихся младших классов играет учебная литература. Она составлена так, что каждый новый текст, материал каждого урока содержит не только слова, которые для многих учащихся могут оказаться новыми, но и доступную лексику [28, с. 54]. 1.2 Взгляды ученых-методистов, психологов на проблему обогащения словарного запаса учащихся младших классовМетодической наукой накоплено немало данных о словарном запасе младших школьников. О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие русские педагоги и методисты, среди них К.Д. Ушинский.Как педагог, более 130 лет назад, он видел речевое развитие детей и отводил этому вопросу главную роль в обучении. Подходы великого педагога к развитию речи детей современны и сегодня. [18]«Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное их (детей) развитие: умение выражать свои мысли словесно и отчасти письменно, охота к учению, и чистая детская нравственность» [56], – говорил К.Д.Ушинский, и нельзя с ним не согласиться. [18]Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.«Отечественный язык есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передает их. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то… для них гораздо труднее учиться». [57]Уточнение словарного запаса тесно связано с формированием грамматических навыков правильной речи.«Наставник обязан заботиться о том, чтобы дитя… вступало в духовное обладание теми сокровищами родного слова, которые оно усвоило только подражанием, полуосознанно…почему и употребляют часто некстати, не зная настоящего, точного значения употребляемых им слов и оборотов». [58]К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета»[18].Развивать речь детей — значит систематически работать на д ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору под ход ящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.Методической проблемой преподавания русского языка, именно в младших классах, занимались такие ученые-методисты: Л.П. Федоренко, М.Т. Баранов, В.П. Канакина, М.П. Львов, Л.А. Ефросинина, С.В. Иванов, В.А. Добромыслов.В разное время им создавались целые направления и научные школы в области формирования и развития речевых навыков устной и письменной речи у школьников. Но все они склоняются к тому, что развитие речи должно носит систематический и многоплановый характер.В 70-80 годы под влиянием лингвистики и психолингвистики в методике стали определяться новые подходы к работе по развитию речи школьников. Появилось глубокое убеждение, что для успешного речевого развития детей недостаточно простого выполнения упражнений в подборе синонимов, в составлении предложений, в рассказывании и пересказе - такая система не вооружает учеников пониманием существующих речевых закономерностей, знанием набора действий и способов их выполнения при обдумывании высказываний. Интересными, отражающими современный подход к работе над речью младших школьников являются книги «Речь. Речь. Речь»[50] и «Речевые секреты».[49] В них в яркой увлекательной форме представлен богатый теоретико-практический материал, который учитель с успехом может использовать.Конкретное содержание работы в том или ином классе определенно новой программой курса «Речь и культура общения».[6] Разработка проблемы продолжается. На повестку дня в исследовательском плане поставлен вопрос о пересмотре всего курса русского, о придании ему более выраженной речевой или коммуникативной направленности. Признание психологами того факта, что речь теперь является своеобразной деятельностью человека, речевой деятельности положило начало новому подходу к работе по развитию речи - с позиции теорииречевой деятельности. Сначала этот подход определили применительно к русскому языку как иностранному (А.А.Леонтьев, И.А.Зимняя и др.), а сравнительно недавно, стали разрабатываться в методике обучения русскому языку как родному (В.И.Капинос, Т.А. Ладыженская, М.Р.Львов, А.Ю Купалов). Реализация данного подхода и должна обеспечить более успешную работу по развитию речи.В методике русского языка ведутся активные поиски в области определения содержания и последовательности введения лексического материала в процессе обучения родному языку в школе, однако, этот вопрос далек от разрешения. В связи в этим возрастает роль педагога в планировании и проведении лексико- семантической работы, который должен, ориентируясь на определенные принципы организации словарной работы, с учетом особенностей лексикона обучаемых, отобрать лексический материал и обеспечить условия для того, чтобы дети им овладели.[2, с.45]Принципы лексико-семантической работы в современной методике обучения русскому языку определяются на основе общепедагогических закономерностейс учетом особенностей предмета обучения – лексической системой языка. В работах М.Т. Баранова, П.И. Колосова, И.П. Слесаревой раскрывается содержание важнейших общедидактических принципов (сознательности, систематичности и последовательности, доступности обучения, связи с жизнью) применительно к организации работы над словарем учащихся.Методисты выделяют следующие принципы:экстралингвистический – учет обусловленности лексических значений явлениями окружающей действительности;функциональный,диктующийнеобходимостьраскрытия правили закономерностей функцинирования слов в речи;структурно-семантический,всоответствиискоторымработанад семантикой слова неразрывно связана с анализоом его структуры;исторический, предпологающий обращение к происхождению слова, истории развития его значения;нормативно-стилистический, требующий наблюдения над нормами и уместностью словопотребления в зависимости от условий общения. [43, с.47]М.Т. Баранов также выделяет принципы отбора тематических групп лексики и слов внутри тематических и лексико-семантических групп для словарной работы на уроках русского языка. Отбор тематических групп должен осуществляться на основе социально-коммуникативного принципа (отбор лексики, обслуживающей значимые для школьника сферы коммуникации) и межпредметно-коммуникативного принципа (отбор лексики, необходимой для овладения содержания тех или иных учебных дисциплин). Внутри тематической группы отбираются общеупотребительные слова, составляющие ее основу. При отборе слов той или иной лексико-семантической группы М.Т. Баранов рекомендует руководствоваться частотным принципом (отбирается лексика, часто употребляемая в текстах разных стилей), коммуникативным принципом (выбираются слова нечастотные, но необходимые для удовлетворения коммуникативных потребностей школьника), системным принципом (включаются слова нечастотные, но отражающие основные виды связей в лексико-семантической группе) и стилистическим принципом (включение эмоцинально и стилистически окрашенных слов). [4, с.23]Таким образом, принципы лексико-семантическое работы в школе определяются прежде всего на основе осознания и методического осмысления лингвистических закономерностей – системного строения лексического уровня языковой системы и особенностей функцинирования его единиц в речи.По мнению М.Т. Баранова, развитие значения слова продолжается в младшем школьном возрасте по линии обогащения содержания слова вербально- логическими, иерархически выстроенными отношениями; наряду с житейскими начинают формироваться научные понятия, что приводит к уточнению или даже перестройке значения употребляемого ребенком слова. Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется различными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушаниерадио и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. [4, c.48]В исследованиях Е.В. Леонтьева отмечается, что трудность для осознания у учащихся младших классов представляет переносное значение слова, особенно если в основе переноса не конкретный, наглядный признак, а отвлеченные понятия (ползут слухи, идет молва, душа поет). Несовершенство словарного запаса младших школьников проявляется в его функционированиии, что выражается в неточности употребления слов и частых повторах одного и того же слова. [22, c.54]Л.П. Федоренко отмечает, что язык, добываемый детьми из речи (детский язык), не вполне адекватен тому языку, который управляет речевой деятельностью взрослых людей (нормативный язык). Детский язык представляет собой обощенный и упрощенный вариант нормативного языка. Грамматические и лексические явления в нем унифицированны. Это связано с тем, что в детском языке первоначально отсутствует членение на систему и норму. Известно, что норма усваивается гораздо позднее, чем система. Система заучивается гораздо раньше, чем норма: прежде чем традиционные реализации для каждого частного случая ребенок узнает систему возможностей, чем объясняются его частые системные образования, которые противоречат норме и исправляемые взрослыми. Другой фактор, который приводит к возникновению речевых ошибок у учащихсявлияние речи окружающих его людей. Если в ней встречаются случаи нарушения норм литературного языка, то они могут воспроизводиться детьми. Эти нарушения могут касаться всех разделов русского языка: фонетики, лексики, синтаксиса, морфологии. Одним из сильнейших отрицательных факторов, который воздействует на формирование речи учащихся является просторечие. [60, c.34]Ученые-методисты отмечают, что вся жизнь детей связана с движением и игрой. Именно поэтому, в речи учащихся младших классов часто встречаются глаголы, разнообразные в лексическом отношении: это глаголы движения, глаголы, которые обозначают положения в пространстве, состояние человека иприроды. Самыми частыми в употреблении учащимися являются глаголы: быть, сказать, говорит, стать, дать, хотеть, звать, увидеть и т.д. Дети часто используют в своей речи одни и те же слова, это наблюдается в пересказе рассказов, сказок, при передачи чужой речи. Поэтому задача учителя – приучить детей употреблять синонимичные слова-глаголы. [34, c.72]Еще одной особенностью речи учащихся младших классов является то, что ученики употребляют очень мало прилагательных.В.П. Вахтеров отмечает, что у ребенка младшего школьного возраста количество употребления прилагательных составляет приблизительно 4,5 %. Наиболее часто учащиеся употребляют в своей речи качественные прилагательные, которые обозначают цвет (зеленый, голубой, черный), величину (маленький, большой), качества, которые воспринимаются органами чувств, а также прилагательные, обозначающие внутренние и внешние свойства предмета ( злой, горький, тонкий). Что же касается относительных прилагательных в речи учащихся младших классов, их дети чаще заменяют существительными в родительном падеже. (деревянная ложка – ложка из дерева). Происходит это потому что, мысли учащихся не успевают за процессом увеличения прилагательных.Относительно наречий можно также отметить, что в речи учащихся младших классов они встречаются реже, чем прилагательные, при этом они однообразны. Чаще всего, это наречия обстоятельственные, места и образа действия (около 3- 5%). [34, c.65]Несмотря на то, что словарь учащегося начальных к лассов обогащ ается в среднем на 4-5 слов ежедневно, исследователи детской речи отмечают, что он все- таки беден. Дети часто повторяют одни и те же слова в своей речи, слабо владеют синонимикой.Повторяемость одних и тех же слов (тавтология) в устных и письменных связных высказываниях высока. Тавтология - серьезный и частотный недостаток детской речи. Тавтологическ ие ошибки бывают разных видов. Это может быть:повторение однокоренных слов рядом: случился случай, молодой молодец, зеленая зелень, белоснежный снежок;неверные сочетания иноязычных корней: автоматическая авторучка, моя автобиография;частое повторение каких-либо слов. Некоторые виды ошибок проход ят через все устное или письменное высказывание ученик а. Чаще повторяются имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения.Причины тавтологических ошибок:недостаточный слова рный запас у детей, им не хватает нужных слов для выражения мыслей, хотя часто в пассивном словаре ученика могут быть необходимые слова, но их он своевременно не вспоминает.у младших школьников проявляется слабо развитое критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль за выбором слов. Ученик не может правильно распределять свое внимание между предметом высказывания и словесным оформлением мысли. Он не замечает в своем тексте повторяющихся слов.Наряду с тавтологией Т.А. Ладыженская выделяет:неуместное использование синонимов: «Книга — источник, сокровищница, кладезь человеческих знаний».чрезмерное употребление синонимов, которые дублируют друг друга и делают речь ребенка слишком загроможденной. Такую ситуацию можно наблюдать в речи детей, у которых эмоции ярко выражены.«Мы играли в догонялки. Я бежал за Женькой, споткнулся - упал, грохнулся, шмякнулся и разбил коленки».Отмеченные особенности лексик и детской речи, по мнению А.Н. Матвеевой, позволяют наметить пути ее развития: «словарь младших школьников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнении значения имеющихся слов, развитие значений слов, понимание переносных значений); развитие словаря должно идти также по линии осмысления и употребления лексики» [20, с. 123].Таким образом, педагог должен изучать труды русских и современных методистов и психологов, формировать комплексы упражнений по обогащению словарного запаса учащихся младших школьников, опираясь на эти труды и методики.1.3 Народная сказка как средство обогащения словарного запаса учащихся младших классовВ cовременном мире актуальной проблемой является отсутствие интереса у учащихся младших классов к чтению. Ранее книга воспитывала человека, а сейчас дети вырастают на средствах массовой информации и компьютерных играх. Одной из главных задач учителя является формирование у учащихся потребности в постоянном чтении книг, развитие образного и логического мышления, связной речи и творческих способностей детей, обогащение словарного запаса школьников. Все эти задачи могут быть осуществленны при работе над сказками на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности.Основным средством обогащения словарного запаса учащихся младших классов является русская народная сказка. Русские народные сказки делятся на бытовые, волшебные и сказки о животных. Большую роль в воспитании и обучении ребенка играет именно русская народная сказка. В ней присутствуют все необходимые элементы образности. Сказка легка к восприятию, поэтому у учащихся младших классов при ее чтении, изучении развивается речь, логика, мышление.Богатство родного языка раскрывается перед учащимися при чтении народных сказок, при этом у учащихся развивается умение использовать средства художественной речи в своем творчестве. Чем чаще учащиеся читают и слышают сказки, тем больше они запоминают слов, словосочетаний, усваивают синонимы и антонимы, фразеологические обороты, многозначные слова. Следовательно, можно сделать вывод что лексика русских народных сказок оказывает значительное влияние на развитие речи учащихся младших классов.Для обогащения объема словарного запаса учащихся младших классов работу над сказкой необходимо проводить по определенному алгоритму. Методы и приемы работы со сказкой напрямую зависят от целей и задач, которые ставит учитель на том или ином уроке. Необходимо отметить, что работа над сказкой может проходить в течение нескольких уроков, уроки могут отличаться целями, задачами, приемами и методами обучения учащихся.По истечении длительного времени изучения сказки как основного средства обогащения словарного запаса учащихся младших классов был разработан определенный алгоритм работы над сказкой.Подготовительная работа (музыкальное сопровождение, картины слайд- шоу, предположения детей, лексическая работа).Первичноевосприятиетекста(выразительноечтениеучителя, прослушивание сказки в записи с диска).Анализ сказки (вопросы по содержанию теста).Вторичное восприятие текста (чтение детьми вслух по цепочке, чтение в парах, чтение про себя).Характеристика главных героев, главная мысль сказки, работа над средствами выразительности сказки и ее жанровыми особенностями (диалог с текстом).Работа над выразительным чтением (работа в парах, чтение по ролям).Творческая работа (составление плана, вопросов для друга, творческий пересказ, спектакль).Итог работы (чему научила сказка?)Ученые стали выделять основные методы и приемы работы со сказками.Объяснительно – иллюстративный метод. Это первичное восприятие сказки, которое может быть организовано как выразительное чтение учителем или прослушивание сказки в записи на диске, в исполнении мастеров сцены. Показ иллюстраций к сказкам в исполнении Васнецова и Билибина, знакомство с мастерством художника-иллюстратора. Вопросы по тексту, которые предусмотрены учебником, помогают детям более внимательно и осмысленно прочитать сказку.Проблемные методы применяются учителем при анализе поступков героев, выдвижении гипотез. Например, мог ли Иван – царевич избежать встречи с Волком и к чему бы это привело? Проблемные вопросы, которые ставятся при повторном чтении текста. Вопросы обобщенного характера так же способныорганизовать проблемную ситуацию. Например, назовите сказочные средства передвижения (урок обобщения знаний).У школьников формируется умение собственно оценить поступки героев, учитель помогает среди сказочных персонажей выделить положительных, отрицательных героев, героев – помощников. Как правило, этому помогает прием«диалог с тестом» - вычитывание из текста поступков героев, их мыслей. В составлении характеристик героев помогают приемы чтение с остановкой, чтение с пометами. (Пометки на полях карандашом «+» положительный поступок, «-» отрицательный, «?» вызывает сомнение).Частично поисковые методы наиболее продуктивно применять лишь в 3, 4 классе в силу возрастных особенностей детей, когда дети по указанию учителя выполняют и самостоятельно поисковую деятельность познавательного характера. Например, составить вопросы к викторине по сказкам А. С. Пушкина, подготовить к уроку русские народные сказки, в которых главный герой Иван – царевич, найти похожие сказки у разных славянских народов (Теремок, Рукавичка, Горшок).Свою оценку сказке дал К.Д. Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса» [57,с. 266].Основной художественной ценностью русской народной сказки являются характеры, образы героев, взаимосвязь их внешнего облика с характером и поведением. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». [3, с. 222-226] В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», [3, с. 303-310] «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» [3, с. 84-86] и другие. Используются постоянные эпитеты, например,«море синее» [3, с. 416-421], «лес дремучий» [3, с.388-391] и так далее. Ученики, часто слыша в текстах сказок подобные выражения, начинают употреблять их в собственной речи как основные.Л.Б Фесюкова отмечает: «В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. Вороной конь — это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребёнка при употреблении народных выражений вне их содержания, «по слуху». Это создаёт вычурность, нарочитость, а, следовательно, и фальшь.» [61]Сказки насыщены фразеологическими оборотами, которые делают их наиболее яркими, образными, эмоциональными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например,«конь вороной» [3, с. 79-81], «мороз трескучий» [3, с. 84-86], «стрелец-молодец»[3, с. 222-226], «видимо-невидимо» [3, с. 203-208], и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.Все это оказывает влияние на обогащение словарного запаса учащихся. Так как создателем русских народных сказок является народ, то сказки уникальны, своеобразны и неповторимы. Народность сказки определяется своеобразием художественного изображения героев, подбором языковых средств (гипербол, сравнений, метафор, эпитетов). Например:гипербола: нет ни крошки хлеба, собралось полтора человека – очень мало людей и др.метафора: золотой перстень – золотое солнце; медведь – животное и медведь – неповоротливый человек; ягодка – плод растения и девушка – ягодка.эпитет: зайка длинноухий, пушистый, беззащитный, маленький, быстрый; лиса – рыжая, лукавая, хитрая; волк – злой, жадный, хищный.Также русские народные сказки богаты словами с диминутивными суффиксами, поэтому язык народной сказки полон образных слов и выражений – это очень сильно влияет на объем словарного запаса учащихся младших классов. Сказки имеют устоявшиеся десятилетиями традиционные зачины и концовки. Зачины сразу же настраивают слушателя на сказочный лад, сосредотачивают еговнимание, например: жили – были [3, с. 17-19]; это было когда – то давно и др. Концовки же, как бы "подводят итоговую черту" – завершают повествование, например: кто не верит, - пусть проверит; стали жить поживать и добра наживать [3, с. 283]; и я там был, мед – пиво пил, по бороде текло, а в рот не попадало [3, с. 132-138] и др.Основными составными элементами русских народных сказок являются загадки, небылицы, многочисленные поговорки, поверья, скороговорки, считалки. Они придают русской народной речи образность и красочность.Е.И. Тихеева отмечает, учитель учит детей, при чтении и слушании сказки замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует. [54]З.А. Гриценко [14], Е.И. Тихеева [54] и др. утверждают, что богатейшая сокровищница родного языка – народная сказка – может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку. Произношение должно быть ясным и правильным, педагогу не следует забывать о логических ударениях и паузах как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Учащиеся младших классов способны различать более тонкие оттенки интонации, постепенный переход от одних интонаций к другим в связи с развертыванием сюжета и сменой настроений. Детям этого возраста доступны эмоциональное восприятие так называемых психологических пауз и других средств выразительности, используемые при чтении.Задача педагога, по М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной [2], – добиться такого исполнения произведения, которое позволило бы донести до слушателей его идейно-художественные достоинства, возбудило бы интерес к произведению, егоязыку, вызвало у детей эмоциональное отношение к изображаемым в нем событиям и героям .Т.Б. Филичева, З.А. Гриценко указывают на необходимость проведения беседы о прочитанном. Беседа по содержанию произведения должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к ребенку всеми гранями, а затем еще раз представить ее во всей целостности. [14, с. 76-89]При работе с русской народной сказкой как со средством развития экспрессивной лексики, можно использовать ряд приемов. Опираясь на исследования О.И. Соловьевой и А.М. Бородич [9, с. 43-44], можно условно разделить их на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки.Приемы первой группы:Постановка вопросов ученикам. Вопросы помогают ученикам точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, учитель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.Вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у учащихся, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). [15] Дети говорят, что бывает плохо. Учитель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» — добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы: «Почему это произведение называется сказкой?»;«Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т. п.Рассматривание иллюстраций и накапливание у учащихся представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение. С помощью этого приема ученики приучаются вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.Словесные зарисовки. Учитель предлагает учащимся вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания учеников, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь (Какие глаза у ведьмы?Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т. п.).В свободное от занятий время учащимся младших классов предлагается нарисовать задуманные картинки. Педагог раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он делает книжку: подбирает надписи к рисункам, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета.Приемы второй группы:Повторное чтение отрывков из текста по заявкам учащихся. При таком чтении ученик полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.По просьбе учителя учащиеся припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.Педагог напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее)?».Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны—сказка«Заяц-хваста»[13]; отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» — со слов «сядут за стол — не нахвалятся» и др.[16]М.М. Алексеева, В.И. Яшина [2, с.103-106] др. одним из наиболее эффективных методов обогащения словарного запаса учащихся младших классов считают драматизацию. Драматизируя сказку, ученик пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь учащийся проникается «гармонией слова», связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказок учениками, сделать её обычным явлением в жизни учащихся младших классов, приохотить к этому всех детей. Но при этом драматизированная игра у школьников должна быть игрою, т. е. действием для самих детей, не превращаясь в театральное зрелище, в которое выступают дети-артисты .Л.Б. Фесюкова [61] используя творческое наследие Дж. Родари, а также собственный опыт предлагает методическую схему работы со сказкой. На решение задач обогащения словарного запаса учащихся младших классов направлен третий раздел схемы – «Речевая зарядка». Важную роль автор отводит конструированию слов, словосочетаний и предложений. Вместе с учениками нужно:придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок – лесовичок);срифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям;составить достаточно длинное распространенное предложение в игре «От каждого по словечку». Например: «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» и т.д. [3, с. 32-34] Также после прочтения сказки Л.Б. Фесюкова предлагает давать учащимся пословицы, поговорки, фразеологизмы, выяснять, когда так говорят, что это значит, к каким героям сказки ее можно было бы отнести с полным основанием. [61]Также для развития словарного запаса учащихся младших классов автором предлагаются следующие приемы работы с русской народной сказкой:Подобрать как можно больше определений к главному герою (событию, явлению, предмету);Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;Сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе –«пушистохвостая»); [3, с. 41-43]Разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой и различный контекст (собачий хвост – собачий характер);Объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствуют множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки);Придумать похожие слова (синонимы);Придумать сказку от фразеологизма.По мнению Л.Б. Фесюковой, работа со сказкой ограничена только фантазией педагога. При желании можно придумать множество интересных приемов, благодаря которым ученики освоят, и начнут употреблять в собственной речи образные слова и выражения, фразеологизмы. [61, с.189-191]Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством обогащения словарного запаса учащихся младших классов. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению учениками образных слов и выражений.Выводы На основании изложенного ранее, можно сделать вывод, что причины для расширения словарного запаса могут быть различны. Пополнение объема словарного запаса человека происходит на протяжении всей его жизни: через чтение книг, газет, журналов, учебу в школе, просмотр телепередач,а так же через общение с окружающими его людьми. Вопросами обогащения словарного запаса учащихся младших классов занимались ученые, методисты и учителя как в дореволюциннной, так и в современной школе. Среди них можно отметить К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.Р. Львова, М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженскую и многих других.Важным этапом в развитии речи учащегося является умение правильно употреблять слово в нужном значении, в зависимости от речевой ситуации.Одной из главных причин речевых ошибок, которые учащиеся младших классов допускают в устной и письменной речи является ограниченный объем активного и пассивного словарного запаса. Для устранения этой проблемы необходимо систематически и планомерно проводить с учениками младших классов работу, на уроках русского языка и литературного чтения, направленную на пополнение объема словарного запаса.Одним из способов обогащения словарного запаса учащихся младших классов можно использовать работу с языковыми средствами русских народных сказок, такими как эпитеты, антонимы, синонимы, сравнения. На уроках русского языка и литературного чтения следует пользоваться словарями.Использование языковых средств увеличивает выразительность речи, делает ее более яркой, точной, образной. Искусство – видеть и применять языковые средства в речиЗаключениеОсновным моментом развития личности является пополнение объема словарного запаса, как активного, так и пассивного. Эстетическое, умственное, нравственное воспитание связано с обогащением словарного запаса школьника. [15, с.98].Под словарным запасом понимается объем слов, которыми должен владеть человек, для того, чтобы свободно общаться с окружающими людьми, слушать, читать, говорить, писать. Основной задачей обучения чтению является не только научить читать, но и систематически пополнять словарный запас учащихся. Не зная значения новых слов, учащиеся младших классов могут неправильно употреблять их в своей речи, не могут понять и осмыслить то, что они читают.Для большинства людей, пополнение объема словарного запаса продолжается всю их сознательную жизнь. Основным приоритетом в школьном возрасте для учащихся является овладение языковыми нормами русского языка, с целью общения и познания окружающего мира. Для решения поставленной задачи необходима систематическая работа над лексическими значениями слов и пополнение объема словарного запаса.Уроки русского языка, литературного чтения, художественная литература оказывают значительное влияние на нравственное воспитание и развитие человека, являются основным средством пополнения объема словарного запаса учащихся младших классов.Направлением работы является пополнение словарного запаса через лексику русских народных сказок. Для достижения поставленной цели в первой главе были рассмотрены понятие словарного запаса учащихся младших классов, его особенности, проанализированы взгляды ученых на проблему обогащения словарного запаса учащихся младших классов и влияние русской народной сказки на развитие речи. Большинство задач методики развития речи учащихся, можно решить с помощью русской народной сказки.Проанализировав научно-методическую литературу и результаты исследовательско-практической работы в школе, можно сделать вывод о том, чтословарь учащихся младших классов необходимо пополнять языковыми средствами: антонимами, синонимами, для описания использовать словарь эпитетов, употреблять многозначные слова и использовать в своей речи эмоционально-экспрессивную лексику.При анализе научно-методической литературы и результатов исследовательско-практической работы в школе, можно прийти к выводу, что словарь учащихся младших классов необходимо обогащать всеми видами языковых средств: антонимами, синонимами, расширять спектр слов-эпитетов, возможных для описания, например, картин природы в разное время года, пополнять лексикон школьников разнообразными формами эмоционально- оценочной лексики.Актуальность данной работы определилась тем, что в настоящее время учащиеся младших классов мало читают, а, следовательно, их словарный запас практически не пополняется языковыми средствами.Вторая глава работы посвящена практическому исследованию по данной проблеме. Оно содержит констатирующий и контрольный эксперименты, а также разработанную систему упражнений на основе лексики сборника сказок А.Н.Афанасьева, направленную на пополнение словарного запаса учащихся младших классов.После внедрения разработанной системы упражнений в процесс обучения учащихся младших классов можно отметить положительную динамику в пополнении объема словарного запаса учеников. Контрольный эксперимент показал более высокие результаты работы, чем констатирующий.Опираясь на представленные данные исследования, можно проследить динамику изменения результатов во время опытно-экспериментальной работы. Употребление учащимися с своей речи языковых средств (антонимов, эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной лексики) значительно увеличилось, но в употреблении синонимов положительной динамики не выявлено – это говорит о том, что работу по обогащению словарного запаса учащихся младших классов необходимо продолжать.В ходе регулярного внедрения разработанной системы упражнений в учебный процесс у учеников повысился интерес к жанру русской народной сказки, они стали больше читать.Проведенная исследовательская работа и полученные результаты, после констатирующего и контрольного эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что эффективность работы по пополнению объема словарного запаса учащихся младших классов будет достигнута в том случае, если своевременно определить уровень словарного запаса, разработать систему упражнений по обогащению словарного запаса учащихся и систематически внедрять ее в учебный процесс на уроках русского языка и литературного чтения.Таким образом, использование русских народных сказок в процессе обучения на уроках русского языка, литературного чтения и во внеклассной работе, способствует расширению объема словарного запаса учащихся младших классов через языковые средства.БиблиографияАйдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. - Москва : Педагогика, 1978. - 143 с. (62)Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку младших школьников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки / А. Н. Афанасьев ; вступ. ст. и словарь малоуп. и обл. слов В. П. Аникина; худож. Т. Маврина. - Москва : Художественная литература, 1979. - 348 с. (47)Баранов М. Т. Обогащение словарного запаса учащихся / М. Т. Баранов // Методика преподавания русского языка / под ред. М. Т. Баранова. – Москва: Просвещение, 1990.Баранов, М. Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. – Док.дисс. - Москва., 1985.Бекшаева, А. Г. Речь и культура общения / А. Г. Бекшаева // Начальная школа – 1990. - №8. – с. 4-6.Бобровская, Г. В. Активизация словаря младшего школьника / Г. В. Бобровская // Начальная школа – 2003. - №4. – с. 3-5.Бобровская, Г. В. Обогащение словаря младших школьников / Г. В. Бобровская // Начальная школа – 2012. - №6. – с. 76-80.Бородич, А. М. Методика развития речи детей, - Москва, 1981.Вижанкова, Т. И. Работа над контекстуальными синонимами – одно из средств развития связанной речи. // Начальная школа. – 1990. - №4, с. 10-13.Выготский,Л.С.Мышлениеиречь.Избранныепсихологические исследования. – Москва, 1956.Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : АПН РСФСР, 1961. - 471 с.Головин, Б. Н. О качествах хорошей речи. – Русский язык в школе, 1964,№2, с. 24Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи... : методические рекомендации / З. А. Гриценко. - Москва :Линка-Пресс, 2003. - 176 с. (34)Дьяченко, М. И. Психология. Словарь-справочник. [Текст] / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск, 1998.Заяц-хваста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allskazki.ru/rus/025.html. - Заяц-хваста. – (Дата обращения: 23.05.2015)Зельманова, Л. М. Наглядность в преподавании русского языка : пособие для учителя / Л. М. Зельманова. - Москва : Просвещение, 1984. - 159 с. : ил. (71)Ковальчук, Г. А. Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К. Д. Ушинского / Г. А. Ковальчук // Начальная школа – 2001. - №10. – с. 27Крылатый, мохнатый да масленый [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hyaenidae.narod.ru/story5/306.html. - Крылатый, мохнатый да масленый. – (Дата обращения: 20.05.2015).Ладыженская, Т. А. Развитие речи. - Москва., Просвещение, 1986. – 128 с.Лексические минимумы русского языка. [Текст] / Под ред. П. Н. Денисова.– Москва, 1972. – 36 с.Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогическое психологии [Текст] / А. А. Леонтьев. – Москва, 2004.Летучий корабль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://starina- rus.ru/afanasiev-skazka1/113.php. – Летучий корабль. – (Дата обращения: 15.04.2015).Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников. – Москва., 1985.Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников : пособие для учителя / М. Р. Львов. - 2-е изд. ; перераб. - Москва : Просвещение, 1985. - 176 с. - (Библиотека учителя начальных классов). (3)Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учебное пособие для студентов педагогических институтов / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. - 2-е изд. ; перераб. - Москва : Просвещение, 1987. - 416 с. (68)Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учебное пособие / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 2-е изд. ; испр.- Москва : Академия, 2000. - 464 с. (72)Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Тула: ООО «Издание Родничок»; Москва: ООО«Издание Астрель»; ООО «Издание Аст», 2003. – 238 с.Львов, М. Р. Анализ детских сочинений / М. Р. Львов // Начальная школа. - 2012. - №2. - С. 32-34.Львов, М. Р. Словарик синонимов и антонимов. – Москва: Дидакт. – 1993, с. 20-40.Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – Москва, 1975.Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. - М., «Просвещение», 1971 г.Маркова, А. К. Формирование мотивации учения : пособие для учителя / А. К. Маркова. - Москва : Просвещение, 1983. - 96 с.Маркова, А. К. Психология усвоения русского языка как средства общения.Москва: Педагогика, 1974. - 239 с.Матвеева, А. Н. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. – Москва, 1982.Методика преподавания русского языка / Под ред. М. Т. Баранова. – Москва., 1990. – 233 с.Методика преподавания русского языка в школе : учебник / М. Т. Баранов [и др.] ; под ред. М. Т. Баранова. - Москва : Академия, 2001. - 368 с.Методика преподавания русского языка в школе : учебник для вузов / М. Т. Баранов [и др.] ; под ред. М. Т. Баранова. - Москва : Академия, 2000. - 368 с. (74)Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др. / Под ред. Т. А. Ладыженской. – Москва: Просвещение, 1980. – 240 с.Народные сказки Афанасьев А. Н. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hobbitaniya.ru. – Народные сказки Афанасьев А. Н. – (Дата обращения: 06.03.2015)Основы методики русского языка в 4-8 классах / Под ред. А. В. Текучева. – Москва, 1978. – 270 с.Плотникова, С. В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка / С. В. Плотникова // Начальная школа. - 2007. - №10. - с. 92 - 98.Плотникова, С. В. Принципы лексико-семантической работы в школе в свете психолингвистической концепции лексикона // Педагогическое образование. – 2009. - №2. – с. 13-15Прудникова, А. В. Лексика в школьном курсе русского языка : пособие для учителей / А. В. Прудникова. - Москва : Просвещение, 1979. - 144 с. (10)Пустовалов, П. С. Пособие по развитию речи : учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности №2001 / П. С. Пустовалов, М. П. Сенкевич. - 2-е изд. ; доп. и перераб. - Москва : Просвещение, 1987. - 288 с. (69,9)Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учебное пособие для студентов педагогических институтов / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. - Москва : Просвещение, 1979. - 432 с. : ил. - 1-20.Речевые секреты : книга для учителя начальных классов / Т. А. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина ; под ред. Т. А. Ладыженской. - Москва : Просвещение, 1992. - 144 с. (21)Речь. Речь. Речь : книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Л. И. Величко, З. А. Доморацкая, Т. А. Ладыженская ; под ред. Т. А. Ладыженской. - Москва : Педагогика, 1983. - 144 с. : ил. (20)Словарный запас [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org. – Словарный запас. – (Дата обращения: 03.03.2015)Текучев, А. В. Хрестоматия по методике русского языка : русский язык как предмет преподавания : пособие для учителей / А. В. Текучев ; сост. А. В. Текучев. - Москва : Просвещение, 1982. - 287 с. (8)Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе: Учеб.для студентов пед ин-тов по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / А. В. Текучев – Москва: Просвещение, 1980. – 414 с.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. – Москва : Просвещение, 1985. - 358 с.Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2 : Вопросы обучения / К. Д. Ушинский. - Москва : Просвещение, 1954. - 732 с. (1)Ушинский, К. Д. Педагогические статьи. Т.3 : Вопросы обучения / К. Д. Ушинский. - Москва : Просвещение, 1948. - 732 с.Ушинский, К. Д. Мнение коллежского советника К. Ушинского о проекте преобразований, представленном из Гатчинского сиротского института. – Собр. соч. – Т. 3.Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения : в 6-ти томах. Т.3 / К. Д. Ушинский. - Москва : Педагогика, 1989. - 512 с. : ил.(17)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку. - Москва, 1973.Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Москва: ФОЛИО, АСТ, 2000. – 464 с.Формированиеречевойдеятельностимладшихшкольниковнаоснове дидактических принципов К. Д. Ушинского
X

x