Всего представлено работ: 244312

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Наталия Геннадьевна Кузьмина

Организация работы с детьми ОВЗ

скачать документ

Вернуться назад
Кузьмина Н. Г.
Применение дистанционных технологий при организации обучении учащихся с ОВЗ

Сведения об авторе
Кузьмина Наталия Геннадьевна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №107», Россия, г. Барнаул; e-mail: kuzmina.72@yandex.ru; 656065, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Жемчужная, 1; учитель начальных классов

Название статьи
Применение дистанционных технологий при организации обучении учащихся с ОВЗ

Аннотация
В статье приведены особенности организации дистанционного обучения для детей с ОВЗ. Определены участники образовательного процесса при удалённом обучении. Внимание уделено описанию особых приёмов работы с детьми с ОВЗ, влияющих на результативность дистанционного обучения.

Ключевые слова:
дистанционные технологии, обучающиеся с ОВЗ, план подготовки к уроку, особые условия в семье, учебные материалы, учебная инструкция, контрольно-оценочная деятельность


Kuzmina N. G.
Use of remote t
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Современное образование требует изменений в подходах к обучению детей. Возникает необходимость организации учебного процесса с применением дистанционных технологий.
Дистанционные образовательные технологии - это образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных средств.
Используя дистанционные образовательные технологии, учитель предоставляет учащимся возможность освоить образовательные программы удалённо, вне школы. Особого внимания при организации такого вида обучения требуют учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся с ОВЗ это дети, имеющее недостатки в физическом или психологическом развитии. Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ.
При организации дистанционного обучения, важно учитывать особые образовательные потребности учащихся с ОВЗ, использовать постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса учащегося к себе, окружающему предметному и социальному миру. Необходимо ориентироваться и на содержание учебного материала, и на то, как этот учебный материал будет усвоен учащимися с ОВЗ. Этому будет способствовать использование специальных форм, методов и приёмов организации обучения детей с ОВЗ.
Методы и приёмы обучения детей с ОВЗ имеют коррекционно-развивающую направленность.
Она включает:
-подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;
-максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;
-замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;
-предварение пропедевтикой изучения нового;
-постоянную опору на чувственный опыт учащихся;
-руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником или тьютором и учеником.
Ведущий метод - наглядно-практический, а дополнять его может рассказ, объяснение.
Учащиеся с ОВЗ не могут одновременно усвоить большой объем материала. Поэтому необходимо дробление учебного материала на небольшие части. Сообщаемый только в словесной форме учебный материал, неподкрепленный наглядными или практическими действиями, слабо понимается учениками, не запоминается, связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом. Требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь. Так словесное изложение учебного материала учителя должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляться частыми повторениями, самостоятельными работами и упражнениями.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ используются следующие приёмы обучения: работа по наглядным опорам: алгоритмам, схемам, шаблонам, рисункам; система условных обозначений при выполнении заданий; поэтапное формирование умственных действий; выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале); деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части. Важно использовать принцип систематичности и последовательности обучения: постепенно увеличивать уровень сложности подачи учебного материала или задания.

Организация учебного процесса в удалённом режиме требует изменения технологии подготовки к уроку. В центре внимания оказывается не весь класс, а отдельные дети. Учитель продумывает и определяет конечный результат урока для каждого ученика и для детей с ОВЗ в частности, предвидит трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся. При правильной организации ученик чувствует себя комфортно, не боясь спрашивать, задавать вопросы, уточнять.
План подготовки к уроку для такой категории учащихся предполагает следующие шаги:
-уточнить, чему нужно научить, каких учебных результатов должны достичь учащиеся;
-понять, как ученики этому будут учиться, каким образом достигнут результатов;
-определить способы поддержки учащихся в достижении результатов.
Организация удалённого обучения требует создание особых условий в семье учащегося. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, тесно взаимодействуя с педагогом. У родителей особая ответственность, они должны участвовать в реализации общеобразовательных программ, создавая в семье условия, благоприятные для обучения ребенка. Родители выступают в роли тьюторов.
Одним из вариантов организации удалённого обучения учащихся с ОВЗ является рассылка интерактивных учебных материалов, которые содержат инструкции в краткой доступной форме, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки. При помощи таких учебных материалов ученик с помощью тьютора может изучить новую тему. Для вопросов по теме создаётся чат для общения учащихся, их родителей и учителя, чтобы, сталкиваясь с трудностями, и получив ответы на возникшие вопросы, родители вместе с учащимися продолжали изучать учебный материал.
Примером учебного материала может служить урок русского языка по теме: «Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов» (Русский язык. В. П. Канакина, В.Г.Горецкий. «Школа России», 1 класс).
Учебная инструкция составлена для детей с нормой развития и детей с ОВЗ. Начинается учебная инструкция с темы и целей урока, которые излагаются кратко, одним предложением. В учебную инструкцию для детей с ОВЗ вводятся условные обозначения, которые помогут учащемуся ориентироваться в учебных действиях.

Этап урока
Учащимся с нормой развития
Учащимся с ОВЗ

Сообщение темы, целей урока
-Прочитай тему урока.
-Подумай, чему будешь учиться, что узнаешь.
Слова с парным согласным звуком на конце слова.
!Научиться писать слова с парным согласным звуком на конце слова.


Планирование
Составь план урока:
Я узнаю
Я научусь применять
Я проверю себя
Я оценю
-Мы с тобой будем:
Называть парные согласные.
Слышать их на конце слова.
Писать букву парного согласного звука на конце слова (по образцу)


Далее идут этапы учебного занятия (текстовая форма). Учащийся с нормой развития читает сам, учащемуся с ОВЗ читает тьютор. Учащийся при этом слушает и выполняет учебные действия, необходимые для проверки усвоения учебного материала.

Этап урока
Учебная инструкция учащемуся с нормой развития
Учебная инструкция учащемуся с ОВЗ и тьютору.

Подготовка к изучению нового материала
- Открой учебник на с.94.
- Прочитай задание в упражнении 5.
-Выполни его устно.
-Назови согласные звуки.
-Это парные по глухости – звонкости согласные звуки.
-Один из них звонкий, он произносится голосом, а другой – глухой, при его произношении слышится шум. [б] – звонкий, [п] – глухой. Эти звуки образуют пару [б] - [п], называются парными по глухости-звонкости согласными звуками.
- Назови самостоятельно парные согласные звуки.
-Давай вспомним парные согласные звуки.

с.94, №5

- Повторяй за мной (тьютор называет звуки, ученик повторяет)
Тьютор сообщает:
-Это парные по глухости – звонкости согласные звуки.
-Один из них звонкий, он произносится голосом, а другой – глухой, при его произношении слышится шум. [б] – звонкий, [п] – глухой. Эти звуки образуют пару [б] - [п], называются парными по глухости-звонкости согласными звуками.
-Повторяй за мной [б]-звонкий, [п] – глухой. Пара [б]- [п].
(Так ученик за тьютором повторяет все звуки).


Рефлексия
-Какие звуки повторили?
-Выбери смайлик и оцени себя.


Мы с тобой вспомнили парные согласные звуки. У тебя получилось! (авансирование успеха) Молодец!
Выбери смайлик- настроение.




Первичное закрепление и проверка усвоения
-Рассмотри картинки.
-Назови предметы.





- Произнеси последний звук каждого слова. Как называются эти звуки? Почему?
(ПОДСКАЗКА: парные согласные, они имеют пару с другим согласным звуком)

-Рассмотри картинки.
-Назови предметы.





-Повторяй за мной последний звук каждого слова.
ХЛЕ[П] ШАР[Ф] Ё[Ш]
-На конце этих слов слышим звуки парных согласных.
-Повтори.
(Учащийся повторяет за тьютором вывод)

Объяснение нового материала
-Открой учебник на с.96.
-Прочитай рубрику «Обрати внимание».
- Парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова может обозначаться разными буквами.
-Как нужно выбрать букву для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука?
Открой учебник на с.97, упражнение 9
-Прочитай пары слов. В чём сходство и различие?
-Сравни написание и произношение.
-В каких словах букву согласного надо проверять?
-Какое слово для каждого из них будет проверочным? Почему?
-Вывод прочитай на с.97»Сведения о языке».
-Постарайся запомнить.


Это . гри[п]
Слышим на конце слова звук [п].
А какую букву нужно писать б или п?
-Изменим это слово так, чтобы оно называло много таких предметов:
грибы. В этом слове пишем букву «б».
-Если в слове «грибы» пишем букву «б», значит и в слове гри[п], нужно писать «б» - гриб.

Всё объяснение сопровождается наглядным представлением, записью, с выделением цветом нужной буквы.
ГРИБЫ – ГРИБ

Для стимулирования любознательности, развития познавательного интереса и для детей с нормой развития и для детей с ОВЗ используются фрагменты видео уроков. Для детей с ОВЗ видео фрагмент просматривается частями, тьютором даётся поэтапное объяснение увиденного.
- Пройдите по ссылке и послушайте объяснение. https://youtu.be/nT9qT_RfloM

Закрепление изученного (применение способа проверки написания парного согласного звука на конце слов).
-Теперь научимся применять способ проверки парного согласного звука.
-Тебе предстоит научиться писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова.
-Выполни в тетради упражнение 9 (с.97)



С.97 «Сведения о языке»
Сначала по частям читает тьютор, потом читает ученик вместе с тьютором.
-Давай запишем слова с парными согласными в тетрадь. С.97, упр.9
(В упражнении даны 12 слов, учащийся с ОВЗ записывает любые 6 слов по выбору)

Рефлексия
-Чему учились, выполняя упражнение 9?
-Оцени себя.
-Мы с тобой писали слова с парными согласными на конце. Сравни с учебником (чтение слова в тетради и чтение в учебнике)
-Молодец! Выбери смайлик-настроение.




Для мотивации учения определенную роль играет контрольно-оценочная деятельность. В системе уроков своевременно отслеживается достижение результатов обучения. Включаются небольшие по объему задания, которые дают значительную информацию о продвижении учащегося с ОВЗ, о его успешности. Выполнение работы может происходить с использованием карточек, заполнением пропусков в тексте, дописыванием ответов. Все виды контроля сопровождаются четким инструктажем к выполнению. При помощи обратной связи (выполненную работу учащегося тьютор отправляет в виде фотоматериалов учителю). Учитель проверяет, оценивает (качественно). При оценке обязателен комментарий и дальнейшая работа над ошибками, ведущая к успешности. В содержательно-мотивирующей оценке раскрываются достижения и ошибки, чтобы было ясно, что и как исправлять. Анализ должен быть такой, чтобы хотелось дальше работать еще лучше. Нужно учить пошаговому контролю с использование следующих приемов: сопоставление с образцом, опора на таблицу, схему, взаимопроверка.

Этап урока
Учащимся с нормой развития
Учащимся с ОВЗ

Проверка усвоения материала.
- Проверь себя.
-Работай самостоятельно!
-Открой учебник на с.98.
-Найди упражнение 10.
-Прочитай задание.
-Назови похожие слова парами.
-Запиши получившиеся пары слов в тетрадь, правильно указывая букву парного согласного звука.
ПОДСКАЗКА: сначала записать слово, которое обозначает много предметов, а рядом слово, которое обозначает один предмет.


-Мы учились писать слова с парными согласными.
-Давай проверим, как это получается.
-Открой учебник на с.98. Найди упражнение 10.
-Послушай слова (тьютор читает)
-Назови два похожих слова (тетради-тетрадь).
-Запиши слово «тетради», а рядом слово «тетрадь». Посмотри ещё раз на слово «тетради». Какая буква согласного на конце? «Д». Значит, какую букву будем писать в слове «тетрадь»? («д»)
Точно также, с подробным комментарием записать ещё 2-3 пары слов. Стремиться к самостоятельности, используя Памятку.














Рефлексия
- Выполняя упражнение, вы смогли проверить своё умение писать слова с парным согласным на конце слова.
Оцените себя, выбрав утверждение:
-Я научился правильно писать слова с парным согласным звуком на конце слова.
- Мне нужна помощь!
- Я не могу писать слова с парным согласным звуком на конце слова.
-Молодцы!
-Мы с тобой писали слова с парными согласными на конце.
-Молодец! Выбери смайлик-настроение.


На занятиях при работе с учащимися используется активный метод рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности. С детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Применяется приём с различными цветовыми изображениями или картинки. Учащиеся показывают картинку в соответствии с их настроением в начале, в середине и в конце занятия. Прослеживается, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это информация поможет скорректировать деятельность в дальнейшем.
Одним их путей успешного решения проблемы применения дистанционных технологий для детей с ОВЗ является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы общения в удалённом режиме с широким применением специальных приёмов и методов, обеспечивающих продвижение учащегося с ОВЗ в освоении образовательной программы.
Достоинствами дистанционного обучения детей с ОВЗ являются: индивидуализация учебного процесса, возможность активизации самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности.
Таким образом, для успешности применения дистанционных технологий в обучении учащихся с ОВЗ, необходимо сочетание общих усилий педагога, родителей, учащегося. Использование разнообразных педагогических средств будет способствовать развитию у детей интереса и умения учиться.


Список литературы:
1. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение. 2003. -192с.
2. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

Памятка-алгоритм
Найду два похожих слова.
Сначала запишу то, которое указывает на множество предметов.
Рядом напишу второе слово.
Сравню буквы на конце слов.




X

x