Всего представлено работ: 244303

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Желнова Наталья Анатольевна

Развитие у дошкольников сенсомоторных навыков в разных видах деятельности

скачать документ

Вернуться назад
Развитие у дошкольников сенсомоторных навыков в разных видах деятельности
Н.А. Желнова, воспитатель,
МБДОУ № 108,г. Челябинск
Сенсомоторное развитие – значимая часть воспитательного процесса развития ребенка, которая способствует овладению им разными видами деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной), его адаптации к окружающей действительности.
Сенсомоторика (от лат. sensus - чувство, ощущение и motor -двигатель) - взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.
Актуальность проблемы заключается в том, что сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие. 
Важным условием для полноценного сенсомоторного развития дошкольников является создание специальной развивающей среды. Поэтому педагогическая работа по развитию сенсомоторных навыков у детей была организована в нескольких направлениях: 1) организация сенсорно-стимулирующего пространства; 2) организация сенсомоторного уголка в группе детского сада; 3) качественная подборка дидактических игр и пособий; 4) разработка дидактических игр и упражнений.
1. Организация сенсорно-стимулирующего пространства.
Организация образовательного процесса предполагает наличие сенсорно-дидактических игр, игрушек и пособий разного вида: а) функционально-ориентированные игрушки и пособия: строительные конструкторы, пирамидки, «почтовые ящики», «лото», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины и др. Интересны и полезны материалы, разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации; б) игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики; в) иллюстративный и образно-символический материал; г) материалы и принадлежности для изобразительной деятельности.
Для развития сенсомоторных навыков у детей используем дидактический стол – это удобное и комфортное место для развития различных навыков ребенка. Он представляет собой специальный стол, оборудованный для развивающих игр. Дидактический стол помогает развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, улучшает зрительное восприятие.
2. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада.
Сенсомоторный уголок выполняет ряд определенных функций: стимуляция сенсорных функций, развитие мелкой моторики; стимуляция двигательной активности; повышение работоспособности детей; активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); создание положительного эмоционального фона.
При организации сенсомоторного уголка в первую очередь необходимо
выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка. Уголок должен содержать дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.
Содержание сенсомоторного уголка в группе
Для развития слуха: Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистульки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки. Кассеты и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д.
Для развития зрения: Парные картинки с признаками различий, точечные изображения. Цветовые пятна-кляксы различной формы. Колбы, воронки для перелива воды, пинцеты для захвата мелких предметов. Картинки-штриховки (на картинке основной контур заштрихован). Всевозможные необычные лампы, дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми эффектами, фонарик. Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их найти).
Для развития чувства осязания: Массажные мячи (разные по форме, упругости, фактуре поверхности). Шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички. Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги - различные материалы с разной фактурой. Выпуклые буквы, цифры. Разные по форме мелкие предметы. Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
Для развития чувства обоняния: Коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например, кофе, перец, лук, апельсиновые корки, мыло, духи.
Для развития мелкой моторики: Природный материал: горох, орехи, фасоль, каштаны, зерна, шишки, ракушки, камешки, песок и т. д. (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.). Бытовые материалы: бирюльки, колечки, шестигранные карандаши, веревки, прищепки, канцелярские скрепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки, шарфы (нанизывание бус, завязывание и развязывание узелков, бантиков, плетение косичек и т.п.), крем для бритья (рисование пальцем). Дидактические игры и материалы: рамки-вкладыши, пазлы, кубики, разрезные картинки, различные мозаики, шнуровки, лото, пирамидки, матрешки, конструкторы, пластический материал (пластилин, соленое тесто, глина), трафареты и т. д.
3. Подбор дидактических игр и упражнений.
Мы используем традиционные игры: пирамидки, матрешки, пособия-вкладыши; кубики, разрезные картинки, пазлы, настольно-печатные игры; игры-шнуровки М. Монтессори и т.д.
4. Разработка дидактических игр и упражнений. 
С целью интересных и эффективных видов работы по развитию сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста нами были разработаны дидактические игры. Предлагаем варианты нескольких игр.

ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Пальчиковые игры. Для пальчиковых игр подойдут любые потешки, стихи, скороговорки.
2. «Сухой бассейн». Понадобится контейнер, в который можно насыпать различную крупу, положить туда небольшую игрушку, и попросить ребенка ее найти.
3. «Чашки-ложки». Понадобится чашка, ложка, крупа. Ребенок пересыпает ложкой сахар или манную крупу из одной чашки в другую. Можно также перекладывать рукой фасоль, горох или орехи.
4. «Бусины». Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
5. «Волшебный поднос». На поднос тонким слоем насыпают манку (песок) и дети рисуют разные предметы с помощью палочки или пальцев.
ИГРЫ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Скручивание лент. Понадобятся обычные ленты, можно использовать и атласные тесемки.
2. Шнурование. Потребуется кусок линолеума с проделанными отверстиями и шнурок. (игра "Шнуровки").
3. Застегивание пуговиц. Потребуется ткань, пуговицы и нитки.
4. Выкладывание, перебирание косточек, камешков.
5. Игры с прищепками. Потребуются прищепки и картон.
6. Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, коробка из-под обуви, клей.
7. Угадывание на ощупь предметов. (Игра "Волшебный мешочек"). Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами.
8. Обводка трафаретов. Потребуется линолеум или толстый картон, ножницы.
Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.
Применение предлагаемых дидактических игр, упражнений и пособий позволяет эффективно формировать и развивать сенсомоторные навыки у детей дошкольного возраста во всех видах деятельности.


Литература:
1. Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников. – М.: Владос.- 2001. - 264 с.
2. Каралашвили Е.А., Антоненкова О.В., Малахова Н.Е. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / Справочник старшего воспитателя, № 5 – 2008. – С. 37 – 41.
X

x