Всего представлено работ: 244290

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Валерия Игоревна Брюханова

Практическая работа с обучающимся с ОВЗ в общеобразовательной школе.

скачать документ

Вернуться назад

Практическая работа с обучающимся с ОВЗ в общеобразовательной школе.В.И. БрюхановаМАОУ Лицей №130, г. Екатеринбургlere71@yandex.ru Аннотация. Актуальным направлением развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для адаптации в детском коллективе и создание условий для обучения. В данной статье на основании практической деятельности предлагаются к рассмотрению методы и технологии для конкретного обучающегося с ОВЗ. По конкретно поставленным целям по достижению определенных предметных результатов у обучающегося с ОВЗ, можно достичь определенного уровня индивидуальные результаты. Значение для достижения цели имеют создаваемые условия совместно: родители, учитель, психолог, невролог, логопед. На сколько, это реально и выполнимо в реальных условиях в современной школе – это обсудим. Современный учитель должен понимать безусловную приоритетность педагогического сопровождения детей с ОВЗ со стороны компетентного специалиста; быть готовым к своевременному выявлению трудностей у такого ребенка; уметь организовывать разнообразные виды помощи обучающимся с учетом отставания в развитии социальных или познавательных способностей.Нельзя всех оценивать одинаково, успех у каждого свой. Важно найти тот положительный момент в деятельности ребенка, который может быть оценен выше.Инклюзивное образование детей с ОВЗ требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность. Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:-формирование УУД на всех этапах учебного процесса;-обучение детей выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы;-побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;-установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;-использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;-разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;-использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти. Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корректировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения должны осуществляться одновременно. Практическая работа с детьми с ОВЗ и обмен данным опытом важен для педагогической деятельности современного учителя. В школу сегодня поступает все больше детей с разными проблемами. Каждый ребенок с ОВЗ индивидуален. Обучаться таким детям в обычной школе не просто. Общаться и работать с детьми с ОВЗ мне довелось уже 3 года. Эта работа заключается, главным образом , в тесном и корректном общении не только с ребенком, но и его родителями, с семьей. Данная проблема, вернее организация решения данной проблемы – обучение ребенка с ОВЗ с определенным диагнозом в общеобразовательной школе на сегодняшний день только развивается. Регламентируется и конкретизируется алгоритм определения диагноза ребенка с ОВЗ, проводится просветительская и образовательная работа с педагогами школ, создаются условия для обучения данных детей. Но многие вопросы еще требуют детальной разработки и упрощенности для реализации проблемы. Проблема для педагога заключается в следующем: наполнение классов большое , до 30 обучающихся. Если в классе есть ребенок с ОВЗ, обучение происходит в напряженном режиме. Напряженный ритм испытывает учитель, ребенок с ОВЗ и дети в классе. Характер детей с ОВЗ различный и требует внимательного подхода. Результативным выходом из этой ситуации является тьютор. Наличие тьютора в школе на сегодня это очень трудно решаемая задача. Поступая в школу, некоторые родители осознают положение своего и ребенка, грамотно подходят к данной проблеме и тесно сотрудничают с педагогами и психологами образовательного учреждения. Но есть родители, которым трудно принять проблему нестандартности ребенка и работа с такими родителями требует корректности, терпения и внимания.Из личного опыта педагогической деятельности с детьми с ОВЗ, хочу поделиться наблюдениями и некоторыми наработками в этом направлении.В моем классе третий год учится девочка. Насте поставлен диагноз на ПМПК: общее недоразвитие речи (ОНР) 3 уровня, дизартрия, тяжелое нарушение речи, риск возникновения дисграфии, дизлексии. Программа обучения по типу АООП 5.1.Это проявляется в учебной деятельности следующим образом: девочка имеет неустойчивое внимание, осознает и чувствует, когда наступает утомление и начинает заниматься своими делами. Ведет на уроках себя спокойно. Настя осознает, что учиться надо, что учеба это важно. Но учебный материал воспринимает определенными блоками. Интеллектуальное развитие отстает от возраста примерно на три года. С пяти лет Настя усиленно и регулярно занималась с профессиональным и опытным логопедом на протяжении трех лет. Педагог сумел составить девочке письменную речь, научила читать, девочка способна дать характеристику согласным и гласным звукам. Речь развита плохо, письмо дается Насте с трудом. Девочка быстро устает, писать не любит.Придя ко мне в первый класс, Настя была подготовлена психологически к школе, т.е. осознавала и понимала, что такое школа, кто такой учитель. Учителя воспринимает как доброго и понимающего человека. Я должна была четко соответствовать представлениям ребенка, для того, чтобы Настя смогла и хотела учиться и приобретать навыки учебы на том уровне, что ей соответствует. С детьми общаться Насте трудно. Она отличается и внешне и интеллектуально. Еще одна непростая задача - дать ребенку поддержку в детском коллективе.Первоклассники еще не готовы воспринять ребенка, который отличается от остальных детей. Передо мной стояла задача не дать детям сразу понять, что Настя отличается особо от остальных детей и плавно подготовить детей к восприятию ребенка в классе. В общении с детьми Настя ведет себя отстраненно, в определенном стиле. Общение ей дается с трудом, т.к. отставание в развитии очень явно.Итак, передо мной стояли три задачи, которые надо было решать на ближайшем уровне формирования УУД девочки, а также учитывать дольние цели и задачи на первые четыре года обучения:1. Помочь Насте втянуться и осознать учебный процесс, достичь определенных предметных результатов, как на окончание каждого года обучения, так и по окончании начальной школы.2. Помочь Насте адаптироваться в новом детском коллективе в первом классе, а также проводить наблюдение и корректировку коммуникативных навыков в последующие периоды обучения.3. Создать условия для обучающихся по принятию ребенка с ОВЗ в коллективе. Так же эта задача была актуальна и для родителей обучающихся класса. Решение данной задачи я предполагала на период первого года обучения, но как практика показала, этот период тянулся до середины второго года обучения.На родительском собрании необходимо было ознакомить корректно родителей с ФГОС по обучению детей с ОВЗ. Многие вопросы у родителей прояснились и были сняты.Комиссия ПМПК еще не была пройдена ребенком и не было заключения , где были бы даны рекомендации. Задача по обучению девочки для меня была непростой. Начался процесс наблюдения и определения предметных знаний у ученицы.Образовательная программа в первом классе для Насти была общей. Но я выстраивала ее для девочки индивидуально. По обучению грамоте использовала индивидуальную тетрадь, где Настя выполняла понятные для нее упражнения по звуко-буквенному анализу слов, разбору предложений. Заранее вписывала в нее задания. На уроке выделяла ей индивидуально время для ответа устно и в тетради. Задания на дом согласовывала с мамой. Дети понимали, что Настя особенная и внимательно следили за общением и ответами девочки. Мое отношение и стиль общения с Настей помогли детям воспринять Настю и понять, как с ней общаться. Некоторые ребята стали помогать ей. Но некоторые дети не могут принять девочку, но не выражают прямую анрессию.Математика давалась трудно девочке. В первом классе я для Насти разработала индивидуальную систему прохождения материала. По мере освоения темы предлагала задания. Карточки стали для Насти привычным заданием. Начало урока было вместе со всеми. Через 10 минут внимание уже было рассеянным и в это время Насте предлагались карточки на печатной основе с примерами и таблички для заполнения неизвестных компонентов при изучении тем: слагаемое , сумма, разность. Решение задач было основано на картинках, как то: нахождение суммы, нахождение остатка. Если девочка отказывалась делать, то брала домой и делала с мамой дома. Контрольные работы тоже выполняла дома с мамой. Настя осознает важность выполнения домашней либо контрольной работы. Это дает надежду на то, что возможны будут достигнуты предметные результата индивидуального характера именно для нее.Четвертая четверть для Насти была трудной . С мамой налажена тесная связь и доверительные отношения. Предлагалось обратиться к услугам тьютера, но в школе его нет, и родители тоже не могут это организовать. Поэтому всю четверть уроки посещала с Настей мама, что дало свой результат. Девочка смогла лучше организоваться, понять как работать в течении всего урока и дольше держать внимание. Нахождение рядом мамы положительно повлияло на ребенка. Во втором классе осознание самостоятельности и желание делать все самой без мамы было очень значимо для девочки. По рекомендации ПМПК «обучение рекомендовано по адаптированной ООП», мама отказалась, решено было обучаться по ООП УМК «Перспектива». Результаты были слабые, но девочка научилась ориентироваться в учебнике и рабочих тетрадях. Выполняла тесты и проверочные работы на своем уровне. Положительная оценка работы Насти в письменной форме и в устной , ободряюще действует на ребенка. Я всегда заранее готовила индивидуально для Насти задания. При отказе девочки выполнять классную работу, контрольную работу, проверочную работу в силу ее особенностей и физического здоровья – работа выдавалась на дом. Дома Настя всегда с мамой разбирала и выполняла. При получении положительной отметки девочка заметно радовалась. Положительное психоэмоциональное настроение ребенка с данным диагнозом очень значимо в образовательном процессе. Четкое пояснение заданий и подведенный итог деятельности такого ребенка очень важно для дальнейшей работы педагога и настроя ребенка на учебу.В третьем классе уже заметны трудности в освоении программы для Насти. Поэтому должна будет составлена АООП. Восприятие детьми в классе Насти уже идет осознанно. Проведена корректная беседа о милосердии и помощи людям, которые отличаются от других. Дети восприняли ребенка в классе с понимание, но есть и не совсем понимающие, но эту ситуацию надо контролировать и постоянно вести корректные беседы с детьми. В основном дети помогают Насте по учебе, в участии во внеклассных мероприятиях. Девочка осознает, что работа в группе, участие в конкурсах для нее неинтересно, в следствии того, что она не ориентируется в заданиях и дети не учитывают ее мнение. Она отказывается от участия в таких мероприятиях. Обучающиеся ее ободряют и приглашают в команду, что ее радует.Методически работу в третьем классе я выстраиваю с ученицей следующим образом. Математика. Ежедневно на дом выдаю карточку с заданием по математике подобного содержания относительно предыдущего задания с элементами усложнения. Если девочка не выполняет общего задания, то карточку с мамой выполняет. Русский язык. Задание готовлю близко по изучаемой теме, но в упрощенном варианте и выдаю на дом: списать, вставить букву, построить правильно предложение, найти главные слова в предложении, разделить слова на слоги. Но главное задание всегда списать текст, слова.Девочка часто отказывается делать письменные задания, поэтому приходится делать паузы и объяснять для чего это надо.Уроки технологии и ИЗО для Насти являются самыми любимыми. Задачи, которые я поставила на третий класс, относительно формирования УУД для Насти: - создать условия для достижения предметных результатов по русскому языку: письмо текста под диктовку, правильный перенос слов, определение основы предложения, умение соотносить слова к определенной части речи;- создать условия для достижения предметных результатов по математике: понимание смысла таблицы умножения; умение решать задачи, применяя умножение, умение складывать и вычитать многозначные числа в столбик, решать простые уравнения.У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.Основным отрицательным моментом для качественной работы по обучению моей обучающейся является то, что мы учимся в физико-математическом лицее. В классе 30 человек, дети и родители настроены на обучение и работу. Создавшиеся условия для учителя сложны. Ребенок с ОВЗ требует к себе внимание на уроке, дополнительного объяснения, уговоров. Мама, которая необходима как тьютор, не ходит на занятия. За таким ребенком надо наблюдать и на перемене, взаимоотношения не со всеми детьми правильные. В данной ситуации дети в классе не совсем полно получают иногда информацию, т.к. поведение Насти непредсказуемо. Проблема работы тьютора, это глобальная проблема в каждой школе. Над этим надо работать и думать Департаменту образования.Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей, необходимо нам принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя. Следует четко ставить перед собой цель, определять долгосрочные и краткосрочные задачи , решение которых приведут к желаемой цели в работе с детьми с ОВЗ.Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. «Педагогическое образование и наука»,2012.Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. «Педагогическое образование и наука»,2012.Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. – «Энас», 2003.Защеренская О.В. Психология детей с ЗПР. - Санкт – Петербург, 2003.[Психология детей с ЗПР] / О.В. Защеренская. – Санкт – Петербург, 2003Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях /Ответств. редактор С.В.Алехина. – М: МГППУ, 2012.
X

x