Всего представлено работ: 244301

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Кучма Елена Анатольевна

Декоративно- прикладное искусство Древнего Египта

скачать документ

Вернуться назад

Министерство культуры Ростовской области Методическая разработка:«Декоративно- прикладное искусство Древнего Египта. Орнамент»Предмет: история искусств ,4 класс Преподаватель изобразительного искусства МБУДО Егорлыкская ДШИ Кучма Елена Анатольевна ст. Егорлыкская ноябрь 2023 г.Методическая разработка «Декоративно- прикладное искусство Древнего Египта. Орнамент»Предмет: история искусств ,4 классТип урока: усвоение новых знаний.Вид урока: лекция- беседа с элементами практического занятия. Цель урока: изучение видов и способов выполнения древнеегипетского орнамента. Задачи урока:-формирование знаний о взаимосвязи декоративного искусства с верованиями древних египтян,-обогатить духовно-нравственный мир детей,-развитие интереса к культуре разных народов.Ожидаемые результаты:-развитие эстетического восприятия предметов культуры и творческой активности , -изучение роли декоративного искусства в Древнем Египте,-формирование интереса к предмету «История изобразительного искусства».Оборудование для учителя: ноутбук, визуальный ряд из работ учащихся предыдущих лет, образцы орнаментов.Принадлежности для учащихся: тетради, ручки, бумага а4, карандаш, фломастеры.Формы работы: фронтальная и индивидуальная.Методы и методические приемы обучения: словесный, наглядный, элементы практического метода, репродуктивный в форме ответов на вопросы. Культурно- историческая связь декоративного искусства и верований египтян. План урока:– Организационный момент- 1 минута.– Сообщение темы, постановка задачи- 2минуты.–Беседа с учащимися по изучению материала- 25 минут.– Практическая часть- 7 минут.– Подведение итогов. Рефлексия - 3 минуты.-Выставление оценок- 2 минуты.Ход урокаОрганизационный момент.Приветствие, организация рабочего места.Сообщение темы. Постановка задачи. Мы с вами совершим путешествие в Древний Египет. Узнаем, как и зачем египтяне украшали различные предметы орнаментом. А затем сами выполним орнамент.Беседа с учащимися по изучению материала.В Древнем Египте орнамент использовался для украшения колонн и стен храмов, дворцов, его можно увидеть на стенах внутри пирамид и на различных предметах. Орнамент - узор, построенный из ритмично чередующихся в определенном порядке повторяющихся мотивов или элементов.Основные понятия: орнамент, стилизация, мотив, ритм, раппорт.Мотив – декоративный элемент орнамента (геометрический, растительный и т.д.)Ритм – это повторение мотивов узора через определенные расстояния и в определенной последовательности.Раппорт – возвращение. Повторяющаяся часть орнамента.Виды орнаментов:-Геометрический по характеру составляющих его элементов, которые могут включать квадраты, ромбы, круги, прямые и ломаные линии, точки, звезды; -Растительный орнамент, составленный из стилизованных растительных мотивов (ветки, листья, цветы, плоды); -Зооморфный орнамент, в котором использованы стилизованные фигуры зверей и птиц или отдельные части их фигур; Символика элементов: линия- безконечность жизни, круг-солнце, квадрат- земля, треугольник- горы, спираль- движение.Растительные элементы: лотос, папирус, пальма, алоэ.В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки и бутон лотоса. Лотос олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.Алоэ, засухоустойчивое растение, символизировало жизнь в потустороннем мире. Фараоны считали его эликсиром долголетия. Зооморфные мотивы : скарабей- символ солнца, кобра- уреус.В орнаментах использовали прием стилизации- упрощение, переработка природных объектов в декоративное изображениеЦветовая гамма древнеегипетских орнаментов:Цветовая гамма, которая использовалась при создании того или иного элемента, имела не менее важное значение, чем сам символ. В отличие от самого символа, он отражал не внешнюю форму, а его суть. Это, пожалуй, одно из первых проявлений в науке о психологии цвета.Белый цвет – цвет ритуальной чистоты.Черный цвет - символизирует подземный мир, но так же он мог обозначать воскрешение и даже плодородие. Зеленый цвет - символ роста и самой жизни, знак воскрешения, победы над смертью. Красный цвет - ассоциируется с огнем и кровью. Красный может символизировать опасные силы, а также жизнь и возрождение.Синий цвет - означает как небеса, так и первозданные воды, является символом жизни и возрождения. Желтый цвет - это цвет солнца, символ вечного и непреходящего.Практическая часть.Запишите в тетради тему урока и основные понятия: орнамент, стилизация, мотив, ритм, раппорт.А сейчас представим, что мы художники и живем в Древнем Египте. Фараон дал задание своим художникам украсить его новый дворец. Давайте нарисуем элементы орнамента.Подведение итогов. Рефлексия.Ребята, разложите свои работы. Давайте обсудим, что у нас получилось.Что такое орнамент? Какие виды орнамента вы сегодня узнали? Какие символы несли в себе элементы орнамента и цветовая гамма в Древнем Египте?Выставление оценок. Вы молодцы, хорошо поработали и получаете отличные оценки. До встречи! Литература:Учебник история Древнего мира, А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М. Просвещение, 2006 г.Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира, А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М., Экзамен, 2006 г.Поурочные разработки по истории Древнего мира, О.В. Арасланова, М., Вако, 2004 г.Хрестоматия по Мировой художественной культуре, Зарецкая Д.М., Смирнова В.В., М., Издательский центр, 1997 г.Мировая художественная культура, иллюстрированное приложение, Гоголев К.Н., М., Издательский центр, 1997 г.Энциклопедия для детей «Искусство», главный редактор М. Аксенова, М., Аванта+, 1997 г.
X

x