Всего представлено работ: 244290

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Малькова Анжелика Николаевна

Развитие творческих способностей детей средствами картонажного моделирования (методические рекомендации)

скачать документ

Вернуться назад

-1557655-92646500МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА РУДНИЧНОГО РАЙОНА»Развитие творческих способностей детей средствами картонажного моделирования(методические рекомендации)Составитель: Малькова Анжелика Николаевна,педагог дополнительного образованияМБОУ ДО «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово»Кемерово, 2022 г.Содержание TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка…………………………………………………………...3Введение31.Картонное кружево32.Развитие творческих способностей детей средствами картонажной пластики PAGEREF _Toc411106221 \h 14Заключение PAGEREF _Toc411106222 \h 25Литература PAGEREF _Toc411106223 \h 26Пояснительная запискаВведениеКартонное кружевоОтслужившие свой срок упаковочные коробки из гофрированного картона чаще всего просто-напросто выбрасываются. Между тем такой материал можно использовать весьма необычно – для создания оригинальных настенных панно, карнизов для окон, объёмных сувениров для украшения интерьера комнаты и многое другое. Декоративные работы из гофрированного картона позволяют эффектно оформить кабинет в учреждении дополнительного образования, украсить интерьер современной квартиры. А что же такое гофрированный картон и как он появился?Картон - (франц. carton, от итал. cartone, от carta - бумага) это материал, изготовляемый из волокон древесины. Основными полуфабрикатами являются целлюлоза (белая, бурая), химическая древесная масса и макулатура. Целлюлозу производят из древесины различных пород путем механического и химического воздействия на нее. При механическом воздействии получают короткие волокна низкого качества; химическое воздействие (кислоты) позволяет получать более качественную длинноволокнистую целлюлозу. Полученный продукт называется бумажной массой, из которой после сушки вырабатывают различные типы бумаги. 2842260994410Рис.1 Гофрированный картон00Рис.1 Гофрированный картонГофрированный картон - это плотный, многослойный материал, получаемый в процессе переработки и прессования волокнистой массы. Основное отличие бумаги от картона заключается в количестве слоев. Кроме того, картон отличается от бумаги тем, что имеет большую толщину, более высокую прочность (рис.1).332422535369500История развития производства картона и гофротары4441825165417500Само слово «картон» происходит от итальянского «cartone», что значит твердый, жесткий. Начало картонного производства относят к середине XVI в., когда зародилось книгопечатание и для сохранения напечатанных текстов изготавливали своеобразные обложки, путем склеивания нескольких листов бумаги вместе (рис.2). 45478701695450Рис.2. Гофрированныйкартон00Рис.2. ГофрированныйкартонИстория использования гофрированного картона насчитывает более ста лет. Появление гофрированного картона было связано с необходимостью создания не просто упаковочного материала, а материала, обеспечивающего защиту товара от механических воздействий.Возможность применения гофрированной бумаги для упаковки впервые была определена американцем, Альбертом Джонсоном, который искал подходящий материал для упаковки стеклянных колб и бутылок. Первый патент на использование этого нового материала для упаковки был зарегистрирован 19 декабря 1871г. Через десятилетие, в 1881 г в США была выпущена первая машина с механическим приводом для изготовления двухслойного гофрокартона и сматывания его в рулоны.Первая машина для гофрирования бумаг была очень примитивна. Ее рифленые валы, для изготовления которых были использованы два старых пушечных ствола, приводились в движение вручную. Их нагрев, первоначально осуществлявшийся газом через газовые горелки, в связи с частым загоранием бумаги был вскоре заменен паровым обогревом. Длина пушечных валов составляла 660 мм и длительное время являлась определяющим размером ширины выпускаемого гофрированного картона и бумаги.Изготовление оборудования для производства гофрированного картона первоначально производилось в небольших мастерских, а в дальнейшем на крупных машиностроительных предприятиях разных фирм, частично или полностью специализировавшихся на изготовлении нового типа оборудования.Для переработки листов гофрированного картона в заготовки ящиков первоначально использовались имевшиеся картонажные и переплетные машины, тем более что ширина полотна гофрированного картона составляла первоначально 660 мм, увеличившись впоследствии до 850-1000 мм, а изготовлявшиеся картонные ящики имели малые размеры и, следовательно, машин с большой рабочей шириной не требовалось. Это были рилевочно-резательные машины, рубильные машины и др. Для вырезки прорезей использовались дисковые пилы.Наряду с этим происходило и совершенствование гофрировальных машин, приведшее к созданию гофрировального агрегата, включающего все процессы от размотки рулонов картона и бумаги до получения трех-, пяти- и семислойного гофрированного картона в листах и двухслойного в рулонах. Одновременно увеличивалась и рабочая скорость гофрирования. Если в 1895 г максимальная скорость гофрирования составляла 3 м/мин, то в 1910 г она составила 10, в 1920 г 20-25, в 1930 г достигла 100 м/мин.Повышение скорости гофроагрегата свыше 60 м/мин долго тормозилось тем, что для поперечной отрезки листов гофрированного картона в состав агрегатов была включена резательная машина гильотинного типа, что вызывало постоянную задержку полотна гофрированного картона при отрезании каждого выходящего листа. Совершенствование этого узла агрегата привело в 1940 г к выпуску непрерывнодействующей поперечно-резательной машины, являющейся прототипом современных машин.Несмотря на значительные изменения, современная гофротара не сильно отличается от первых ее образцов. Именно благодаря несложной конструкции гофрокартон остается наиболее выгодным современным упаковочным материалом, из которого можно создавать тару любой конфигурации, прочности и отделки. Более того, гофрированный картон является одним из самых экологически чистых упаковочных материалов.Кроме относительной простоты изготовления, гофрокартон отличается своей универсальностью. Этот материал востребован во многих сферах промышленности, так как именно его выбирают для упаковки своей продукции производители продуктов питания, ликероводочной продукции, бытовой и оргтехники, канцелярских товаров и так далее. Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что гофрированный картон занимает огромную нишу на рынке упаковочных материалов (рис.3).4826000242252500В наше время производство гофрированного картона стало непрерывным процессом. Скорость современных гофрировальных агрегатов достигает 200 м/мин. Использование новых технологий в машиностроении позволило открыть новую нишу на рынке оборудования для производства и переработки гофрированного картона. А именно: выпуск высокопроизводительного, относительно недорогого и не большого по габаритным размерам оборудования ориентированного на малый и средний бизнес. 190119013652500Рис.3. Гофрированный картон – отличный упаковочный материалВиды картона416814025400Обычный белый картон41675058559804174490488315Рис.4. Белый картон020000Рис.4. Белый картонТакой картон бывает потоньше, бывает поплотнее. Одна сторона обычно белая мелованная, другая – серая (рис.4). Цветной картон4206240145796041281351057910Рис.5. Цветной картон020000Рис.5. Цветной картонС одной стороны картон не белый, а цветной. Этот картон удобно использовать в качестве фона для аппликаций и пластилиновых картинок. Сегодня можно купить и двусторонний цветной картон. Из него можно делать простые коробочки для упаковки подарков (рис.5). Голографический картон427228011303004128135596900Рис.6. Голографический картон020000Рис.6. Голографический картонКрасивый блестящий и переливающийся картон, хотя и не сказать, что дешевый. Поделки получаются яркими и красивыми, переливающиеся всеми цветами радуги (рис.6). Дизайнерский картон (цветной гофрированный)40805101060450Рис.7. Дизайнерский картон020000Рис.7. Дизайнерский картонДизайнерский (фактурный) картон отличается от остальных видов картона богатым выбором текстуры, цветности. Используется для производства подарочной упаковки, рекламной продукции (рис.7). 4185920217170Гофрированный картонПожалуй, именно гофрированный картон дает самые41744901147445Рис.8. Гофрированный картон020000Рис.8. Гофрированный картон широкие возможности для творчества. Его можно просто использовать в аппликациях, а можно плести настоящие картонные кружева. Именно о таком виде картона и изделиях из него пойдёт речь в дальнейшем (рис.8). Типы гофрированного картона-94615227965а) Двухслойныйб) Трехслойныйв) Пятислойныйг) Семислойный00а) Двухслойныйб) Трехслойныйв) Пятислойныйг) СемислойныйНаиболее распространены три типа гофрированного картона: двухслойный, трёхслойный и пятислойный. Но существует и семислойный картон (рис.9.). Двухслойный картон состоит из двух слоёв: гладкого и гофрированного (рис.10а), трёхслойный – из двух гладких слоёв и одного гофрированного (рис.10б), пятислойный – из трёх гладких и двух гофрированных (рис.10в), семислойный – четыре гладких и три гофрированных слоя (рис.10г). 730250603885В иностранной литературе плоский слой называют лайнером, а волнистый гофрированный - флютингом.-201485591440Рис.10. Типы гофрированногокартона00Рис.10. Типы гофрированногокартона 2874010153670Рис.9. Типы картона00Рис.9. Типы картонаЦвет гофрированного картонаОбычно картон имеет бурый цвет с холодными или тёплыми оттенками, напоминающими натуральный цвет пеньки, джута или льна (рис.11). Благодаря оттенкам картона можно сделать очень интересные композиции. 8788406540500Рис.11. Виды картона по цвету, оттенкам и величине гофрыИнструменты и приспособления1589405143891000Приступать к работе необходимо только после того, как картон заготовлен в достаточном количестве, приготовлены все необходимые инструменты - канцелярские ножи, резаки, ножницы (рис.12) и оборудовано рабочее место (клеёнка для работы с клеем, клей ПВА-М, стальная линейка, стекло для нарезания полосок). Рис.12. ИнструментыЭлементы изделий из гофрированного картонаОсновные элементы картонного панно - нарезанные из картона узкие полосы. Картон можно также прорезать согласно задуманному рисунку, снимая плоский слой картона и обнажая слой гофры или же более глубоко залегающий слой гладкой бумаги. Наклеивая картонные полоски на основу путём аппликации, создается, по желанию, высокий или низкий рельеф. 129540089916000Обычно для работы требуется очень много полосок из картона. Полоски могут нарезаться различными способами, а потому иметь разную форму, в зависимости от выполняемой работы (рис.13.)Рис.13. Разновидности полосок из картона1076325207137000Полоски нарезаются из подготовленного картона, т.е. с гофрированного картона уже снят верхний гладкий слой. При удалении второго гладкого слоя, получается заготовка, отличающаяся высокой гибкостью. Её легко наклеивать на основу панно (кусок картона с аккуратно обрезанными краями), придав форму круга, овала, зигзага, завитка или любой другой фигуры со сложными очертаниями. Способ нарезки прямых полосок представлен на рис.14. Рис.14. Способы нарезки полосок из картонаСпособы оголения гофрыСпособы подготовки картона могут быть различны. Существуют два способа: сухой и мокрый. Сухой способ оголения гофрированного слоя предполагает механическое удаление гладкого плоского слоя резачками. Но дети предпочитают «мокрый» способ, когда поверхность картона смачивают водой, ожидают приблизительно 1 минуту, а потом без труда удаляют размокшую бумагу.Условные обозначения466915558610500Для облегчения понимания совместно с детьми были приняты условные обозначения основных технологических операций (рис.15). 413956520383500Операция «оголение гофры» - линия – зигзаг (рис.15а) 466915516827500Операция «черепица» - решётка (рис.15б) Операция «вырезание детали» - крестик (рис.15в)40347901339859048759017000251460084455 00 154940328295Рис.15. Способы наклеивания картонных полосок:а) «оголение гофры»; б) «черепица»; в) «прорезание»00Рис.15. Способы наклеивания картонных полосок:а) «оголение гофры»; б) «черепица»; в) «прорезание»4139565114300в)00в)96520096520а)00а)2574925114300б)00б)Организация первых занятий по картонажной пластикеОценить по заслугам декоративные особенности такого необычного материала как гофрированный картон можно только на практике. Для начала детям предлагается выполнить простейшие изделия небольших размеров из полосок гофрированного картона (черепашка, паук, рыбка, сова, домовёнок, воронёнок и др.). Затем учащимся предлагается работа с трёхслойным картоном. Обычно это рисунки с животными, персонажами из мультфильмов и т.д. (плоскостные работы из гофрированного картона). Дети переводят рисунок при помощи копировальной бумаги на картонную основу, затем помечают карандашом детали на рисунке, которые необходимо оголить или прорезать. На следующем этапе работы на основу наклеиваются заранее подготовленные полоски картона. При выборе полосок картона необходимо учитывать характер изображения (рис.16).434530515303500227266510795000123825698500039109652362200022726652705100012382522479000Рис.16. Плоскостные работы из гофрированного картонаОсобенность первых занятий по картонажной пластике в том, что на каждом учебном занятии учащиеся изучают одну тему и изготавливают одно изделие из картона. При этом педагог рассказывает интересные факты об изготавливаемом изделии. Если это животный мир, то о видах, местах обитания, питании, особенностях, исторических фактах и т.д. Если обереги (например, домовой), то легенды, предания и др. Такая организация работы с детьми способствует созданию устойчивого интереса к занятиям по картонажной пластике, расширению кругозора и желанию самостоятельного творчества.Объёмные изделия в технике картонажная пластика62866276669500Получив навыки работы с инструментами, овладев в совершенстве способами подготовки картона к работе, нарезкой полосок, наклеиванием их на основу, научившись выполнять простые изделия из гофрированного картона, учащиеся переходят к более сложному процессу, но интересному и увлекательному – изготовлению объёмных работ (рис.17). В данных методических рекомендациях представлены технологические карты по изготовлению некоторых объёмных изделий в технике картонажная пластика (Приложение 2). А в приложении 3 – фотографии наиболее сложных объёмных изделий.4002405381000160245418634100Рис.17. Объёмные изделия в технике картонажная пластикаСочетание картонажной пластики с другими техниками80962511944350026587451273810000119824500Применение картонажной пластики в сочетании с другими техниками представлено на рисунках 18 и 19. Техника картонажная пластика отлично сочетается с моделированием и конструированием декоративных элементов из фоамирана, ткани и флористикой.226366962039500-40195462039500Рис.18. Сочетание картонажной пластики с моделированием и конструированием деталей из фоамирана, ткани.Рис.19. Сочетание картонажной пластики с флористическими материаламиРазвитие творческих способностей детейсредствами картонажной пластикиВ любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот - развивается. И в связи с этим, перед родителями и педагогами, которые окружают ребенка встает задача не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого нужно всячески способствовать развитию творческих способностей - а это длинный и сложный путь.В большом энциклопедическом словаре дано следующее определение творчества. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической уникальностью. Все теории творчества пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности.Рассмотрим понятие «способности». В отечественной психологии ведущим остается определение Б. М. Теплова, который выделил основные признаки: 1) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) это те особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.Формирование творческих способностей начинается ещё в раннем детстве, не зря детки у внимательных мам достигают многих высот, а все благодаря тому, что в свое время им вовремя дали возможность развивать свои способности. Творческие способности можно условно разделить на следующие виды: одаренность, талант, гениальность. Не зря говорят, что талант – это 2 процента гения, а остальное – заинтересованность в занятиях. Поэтому очень важно, что кроме непосредственного факта раскрытия творческих способностей, родители и педагоги еще и постарались приучить ребенка трудиться для достижения своей цели.Так в чём же заключается работа по развитию творческих способностей? По мнению многих психологов и нейрофизиологов, одним из главных препятствий для раскрытия творческого потенциала человека является стресс. Если нервная система человека находится в постоянном напряжении, то творческие импульсы просто не могут «пробиться» через поток наших забот и переживаний. Поэтому на занятиях в учреждении дополнительного образования необходимо создавать комфортную психологическую обстановку, тёплую дружескую атмосферу в детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Необходимо исключить из обихода замечания и осуждения, создавая каждому ребёнку «ситуацию успеха». Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование декоративно-прикладного искусства. Таким искусством, без сомнения, является картонажная пластика. В данном методическом пособии показано, как можно развивать творческие способности детей средствами картонажной пластики. Наиболее эффективным развитие творческих способностей детей будет лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели: способствовать освоению техники картонажная пластика, развивать у учащихся воображения, желания творить самостоятельно, аккуратности, изобретательности и воспитывать бережное отношение к своему труду и труду своих товарищей, аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца.Для проведения занятий используются традиционные формы: занятия с преобладанием индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения. А также нетрадиционные формы: занятие-творчество, занятие-фантазия, занятие-праздник, взаимообучение учащихся, аукцион знаний.Используются в сочетании различные методы обучения:По источнику знаний: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (демонстрация, показ), практические (упражнения, выполнение работ). Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание, в результате формируются «знания-знакомства».По степени самостоятельности мышления обучающихся: репродуктивный (объяснительно-иллюстративный, когда ученик сам активно воспроизводит учебный материал, в результате формируются «знания-копии»); проблемно-поисковый (постепенное приобщение учеников к самостоятельному решению проблемы под руководством педагога, когда педагог продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т. е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Педагог придумывает возможные «подсказки» и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы учеников. В результате формируются «знания-умения» и «знания-трансформации») и исследовательский метод (ученики самостоятельно формулируют проблему и решают её с последующим контролем педагога, что обеспечивает продуктивную деятельность. В результате формируются прочные «знания-трансформации»).По степени управления учебной работой: учебная работа под руководством педагога; самостоятельная работа учащихся.Методы стимулирования интереса к учению: убеждение в значимости выполняемой работы; положительные эмоции на занятии; сопоставление научных и житейских фактов; поощрение, создание для ребёнка ситуации успеха.Играя, ребенок учится. Поэтому все занятия по развитию творческих способностей сопровождаются играми. Педагогу необходимо так построить занятие, так преподнести учебный материал, чтобы изучаемая тема вызывала у ребят неподдельный интерес. Для этого можно использовать следующие упражнения и игры:Упражнение «Оригинальная история вещи».Упражнение направлено на расширение горизонтов мышления, на развитие оригинальности мышления. Детям предлагается придумать историю о картонной коробке. На последующих занятиях задание усложняется. Например, предлагается придумать историю о картонной коробке, которую нашли при раскопках в Египте, о картонной коробке, которую вы получили в наследство от пра-пра-пра-пра-бабушки, о картонной коробке от лица учителя (врача, пожарного, путешественника и др.).Упражнение «Волшебные очки». Упражнение направлено на развитие воображения. На первых занятиях по картонажной пластике, когда изучается изготовление простых изделий из картонных полосок, детям предлагается представить, что они надели волшебные очки. В волшебных очках весь мир выглядит иначе. Если они круглые, то всё, что нас окружает будет круглым. Так рождаются образы черепахи, паука, краба, улитки, снеговика, совы и др. Если очки овальные, то всё, что нас окружает будет овальным (рыбка, котёнок, щенок и др.).Игра «Архитектор». Игра направлена на развитие оригинальности мышления. Детям даётся задание — создать проект дома. На листочке бумаги каждый участник пишет несколько любых слов – это и будут пожелания клиента, каждое из которых должно найти отражение в проекте. Затем листочки передают по кругу и юные архитекторы получают своё задание на проект дома. Например: молоко, мышь, зеркало, шар. Возможно, дверь в дом будет в виде мышиной норы, во дворе будет фонтан в виде кувшина «молока» — подкрашенной воды, в виде шаров будет мебель, а зеркальной будет крыша. Игру можно провести в парах. Польза от такой игры в том, что воображение привыкает «соскальзывать» с привычных накатанных рельсов обычного смысла и в своем развитии получает мощный толчок.Игра «Изобретатель».Игра наряду с фантазией активизирует мышление. Данная игра использовалась при знакомстве с картоном. Детям предлагается несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения. Дешевизна материала (упаковочный картон) позволяют творить в неограниченном количестве.Игра «Веер».Игра используется для развития фантазии и навыков комбинаторики. Детям предлагается несколько карточек с изображением предметов или сказочных героев и чистый лист бумаги. Слева - один предмет, справа - три. В центре – чистый лист бумаги и карандаш. Ребенок должен нарисовать сложный предмет (фантастический), в котором бы соединились предметы из правой и левой половины. Игра «Превращения».Игра направлена на развитие изобретательности ребенка, то есть воображения в сочетании с творческим мышлением. Она расширяет область представления ребенка об окружающем мире. Детям даётся задание – придумать как можно больше и оригинальнее использование предметов (карандаш, деревянный шарик, скрепка, коробка из-под духов, упаковочная коробка и др.). Методика «Шесть шляп» (Эдварда де Боно).Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает чёрную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зелёную, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.КТД «Город мастеров».Для развития творческих способностей также используется коллективно-творческое дело «Город мастеров». Участники делятся на четыре творческие группы. Каждой группе выдаётся «строительная площадка» - прямоугольный лист трёхслойного картона, на котором отмечена река, проходящая через все строительные площадки – микрорайоны города. Дети неограниченны в праве выбора материалов (картон, бумага, обои, коробки, пластиковые бутылки, самоклеящаяся плёнка, краски, природные материалы и т.д.). Ограничение по времени – 1 час, 30 минут. Участники строят город так, чтобы микрорайоны не были изолированы друг от друга, а для этого творческие группы должны договориться до начала строительства, где будут проходить дороги, соединяющие районы и общие мосты через реку. В завершении строительства, ребята рассказывают о своём микрорайоне, о зданиях, которые построили и их уникальности. Развитие творческих способностей находится в тесной взаимосвязи с таким психическим процессом, как воображение. На развитие воображения применяются следующие игры:Игра «Каракули».Центр листа отмечается точкой. Детям даётся задание: закройте глаза и на листе бумаги нарисуйте непрерывную запутанную линию. У вас должны получиться каракули. Затем дети меняются листами и получают новой задание - найти в каракулях образы различных объектов, обвести их или заштриховать. Одна линия может быть использована в создании нескольких образов.Игра «Кляксы и пятна» Детям даётся задание на чистом листе сделать кляксы и пятна любого размера и цвета. Затем дети обмениваются листами с кляксами. Задание: дорисовать пятно или кляксу до определённого образа или сюжета. Задание можно усложнить: а что бы увидел в этой кляксе художник, пожарный, продавец и т.д.Игра «На что это похоже».Детям даются рисунки с изображением различных фигур. Задание – написать как можно больше образов, связанных с этими изображениями.  Игра «Конструкция».У каждого участника имеются различные фигуры. Их нужно соединить воедино с помощью клея. Начинает первый участник, затем передаёт второму и т.д. Получилась фантастическая фигура. Все вместе придумывают ей название и применение.Игра «Кто последний?»Участники игры по очереди рисуют на листке бумаги прямые и кривые линии, пересекающие друг друга. Затем играющие зарисовывают по очереди пустоты, ограниченные этими линиями, сплошными штрихами разного цвета, крапинками, клеточками, точками и т.д. Повторения недопустимы. Тот, кто закрасит последнюю пустоту, выигрывает.Раскрепощение органов чувств, ориентация не на высказывания других людей, а опора на собственное восприятие – один из путей высвобождения творческого потенциала ребёнка.Для развития наблюдательности и органов чувств можно использовать следующее упражнение (5-10 минут):Возьмите кусок гофрированного картона. Посмотрите на него. Какого он цвета/оттенка, однотонный ли цвет или меняется по поверхности?Покрутите картон в руках, какой он на ощупь, какая у него поверхность? Гладкая, ворсистая, тёплая, холодная?Внимательно посмотрите на картон. Обратите внимание на мельчайшие детали. Рассмотрите его края. Насколько одна сторона отличается от другой?Подумайте о том, как гофрированный картон устроен внутри. Дайте волю своему воображению.Задумайтесь о связи куска картона с человеком. Как бы человек смог его использовать?Попробуйте снять один гладкий слой картона. Почувствуйте, как он сопротивляется вашим усилиям. Посмотрите на получившиеся рваные края. Попробуйте намочить верхний слой картона водой и подождать 1 минуту. Почувствуйте, как легко и чисто снимается гладкий слой картона, оголяя гофрированный слой.Подумайте, что вы сделаете с этим куском картона в дальнейшем? И какие изменения в нём произойдут в зависимости от ваших действий?Мышление и речь имеют разные генетические корни. Речь как средство мышления и общения выполняет в основном коммуникативную функцию. Все ее виды развивают речевое мышление и интеллект личности. Развитие речи зависит от развития мышления и мотивации человека: оно идет от мысли к внутренней речи, предложениям и фразам, ключевым словам, звукам, и наоборот. В этом состоит суть восприятия речи и ее перевода в мысль.Главным путем развития человеческой речи является включение ее в управление всеми познавательными процессами и взаимообщением. Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания. Целенаправленно занимаясь развитием речи, человек повышает ее культуру, увеличивает свою эрудицию, а значит, обогащает и развивает свой интеллект.На занятиях по картонажной пластике очень часто используются игры на развитие речи (во время практической работы дети могу творить свои шедевры и одновременно играть):Игра «Назови пять».Педагог предлагает одному из участников игры назвать пять слов на определённую тему. Например, назвать пять городов, пять стран, пять марок автомобилей и т.д. Затем уже ответивший ребёнок даёт любому игроку своё задание. Дети очень любят играть в эту игру.Игра «Составим предложение».Один из участников игры называет любое слово. Рядом сидящий добавляет по смыслу другое и т.д. В результате нужно быстро проговорить получившиеся предложение.Игра «Сочиняем цветную сказку».Детям даётся задание: по очереди сочинять предложение в сказку. Но не просто сказку, а чтобы в каждом предложении прозвучал какой-нибудь цвет. Условие: повторять цвета нельзя.Игра «Буриме».Детям даётся четыре рифмованных слова, например, любовь – морковь, ветка – монетка. И предлагается сочинить четверостишие. Самые удачные «произведения» можно распечатать и повешать в уголок детского объединения в кабинете.Игра «Сплетни».Заранее приготовить текст, состоящий из 15-20 предложения, содержащий даты, время, события, имена и фамилии. Затем, попросить выйти всех из кабинета, оставив одного участника игры. Объяснить участнику, что он сейчас внимательно слушает текст и запоминает, затем ему надо будет всё рассказать следующему участнику игры и т.д. Последний участник игры рассказывает всем всё, что ему поведал предыдущий, а затем ведущий зачитывает первоначальный вариант. Игра «Торговый агент».Детям предлагается задание: представьте, что вы торговые агенты и вам необходимо продать «нечто». Вы должны всем расхвалить товар, т.е. сделать всё, чтобы у вас его купили. Это могут быть бахилы, пустая коробка, сломанный пульт от телевизора и т.д. Задания придумывают сами дети друг другу. Игра проходит очень весело.Основное место на занятиях отводится выполнению практических работ. При этом отрабатываются навыки, технические приёмы, правильная постановка рук. В процессе проведения практических работ проводится инструктаж по технике безопасности работы с инструментами (вводный, текущий, внеплановый).Занимаясь картонажной пластикой, учащиеся постепенно приобретают общую трудовую культуру: умение организовать своё рабочее место, процесс труда, осуществление учёта и контроля качества его результатов и поиск резервов повышения продуктивности.Для определения уровня развития творческих способностей: беглости, гибкости и оригинальности мышления предлагаем воспользоваться фигурными тестами Торренса, методикой «Вербальное воображение» (Р.С.Немов) и диагностикой творческих способностей учащихся (А.И.Доровский) (приложение 4).И последнее, Гёте сказал: «Дети учатся у того, кого любят!». Чтобы учащиеся с радостью приходили на занятия, ожидали встречи с творчеством, а значит и развивали свои творческие способности, необходимо чтобы педагог влюбил детей в себя, он должен быть для них притягательным, харизматичным.Харизма педагога – это проявленное богатство души и многогранность его внутреннего мира, сила влияния его личности. Когда в душе педагога раскрыто множество позитивных чувств, эмоций, переживаний, достойных убеждений и хорошо работающих знаний. Когда от педагога исходит Сила. Даже если у педагога большой потенциал, но этот потенциал не раскрыт, не проявлен, не реализован, он не будет харизматичным и притягательным. Поэтому педагог в первую очередь постоянно должен работать над собой, быть интересным детям, уверенным в себе и своих силах. Педагог должен одним видом заявлять о своей притягательности, чаще улыбаться, иметь чувство юмора, ведь хорошая шутка может сгладить проблемы в общении. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ научно-педагогической литературе дается много, определений понятия «творчество». Например, психолог Л.С. Выготский справедливо отмечал, что «это такая деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это новое вещью, а не известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Цель любого творчества - формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая направленность на творчество, творческий стиль.Главными признаками творчества являются:-создание нового;-оригинальность, неповторимость продукта деятельности и ее результатов;-взаимосвязь творчества и самотворчества.Творчество начинается с желания что-либо создавать своими руками. Творение, создание - это выход из обыденного течения жизни, открытие в себе новых возможностей. Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы создать нечто новое, необходимо опираться на известное, иметь материал, хранящейся в памяти. Развитие творческих способностей детей зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Фергюссон: «Творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений.Развитие творческих способностей обучающихся - важная задача для педагогов дополнительного образования, особенно тех, кто работает в декоративно-прикладном направлении. Занятия картонажной пластикой служат хорошей основой для развития творческих способностей детей.Список литературыВолков, И. П. Учим творчеству [Текст] / И. П. Волков. - М.: Педагогика, 1988. - 96с.Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1,2,3. Психология образования. – 3-е изд. / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 608с.Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б. П. Никитин. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.Регицкая, Е. Г. Развитие творческого воображения младших школьников [Текст] / Е. Г. Регицкая. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. - 128с.Федотов, Г. Картонное кружево [Текст] / Г. Федотов // Юный техник. - 1984. - №9. - С.11-17.ВЕБ-РЕСУРСЫИстория развития производства картона и гофротары [Электронный ресурс] / Гофра. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gofra.at.ua/publ/3-1-0-5, свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 26.03.2009).Пролетарий СПБ [Электронный ресурс] / оптовая продажа картона и бумаги – Электрон. дан. - Режим доступа: http://karton-spb.ru/sloy, свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 14.04.2009).Условия успешного развития творческих способностей [Электронный ресурс] / Курсовая работа. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00009635_0.html, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 15.09.2014).
X

x