Всего представлено работ: 244312

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: осокина ирина юрьевна

«Детское экспериментирование как метод познания мира для детей с ОВЗ»

скачать документ

Вернуться назад

«Детское экспериментирование как метод познания мира для детей с ОВЗ»Воспитатель: Осокина Ирина ЮрьевнаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Подснежник» г.Тамбов (МБДОУ «Детский сад «Подснежник») «Детское экспериментирование как педагогическая технология, что это такое?» «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками» - утверждают педагоги-практики. Эксперимент ... — это планомерное проведение наблюдения»Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Актуальность проблемы связана с отсутствием новых подходов в организации воспитательно-образовательного процесса при формировании познавательной активности у детей с задержкой психического развития в современных условиях реализации ФГОС. Мало внимания уделяется исследовательской деятельности дошкольников. А ведь дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Мы считаем, что помочь в формировании творческой, самостоятельной личности может исследовательская деятельность наших детей, где вербальные формы обучения (например: беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения мы задействуем все органы чувств. Для этого даем ребенку возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Экспериментирование дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют подготовке к успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми – дает возможность проектировать свою жизнь в пространстве, проявляя при этом изобретательность и оригинальность. Таким образом, считаем, что формированию познавательной активности способствует такая организация воспитательно-образовательного процесса, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, сам решает задачи проблемного характера в ходе поисково-экспериментальной деятельности. А детям с задержкой психического развития это важно вдвойне, потому что им свойственна низкая познавательная активность, так как у них слабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы. Для детей с ОВЗ, с различными диагнозами: Синдром Дауна, аутисты, ДЦП.Без специального педагогического воздействия у детей не развиваются такие качества как: самостоятельность, способность переноса усвоенных знаний и навыков из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач, а задержанные в развитии познавательные процессы не обеспечивают формирование всех высших психических функций. Таким образом, ведущая педагогическая идея это формирование познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе экспериментирования, исследовательской деятельности. Экспериментирование, как специально организованная познавательная творческая деятельность, по структуре соответствует научной, которая характеризуется мотивированностью, сознательностью, целенаправленностью, стремлению к результату. Поэтому целью является: формирование познавательной активности у дошкольников с ЗПР, то есть стремление их к самостоятельному поиску интересной и полезной информации через экспериментирование. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи: • Вызвать интерес к поисковой деятельности. • Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента. • Принимать и ставить перед собой цель эксперимента. • Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. •Развивать умение наблюдать, делать умозаключения, выводы. • Формировать навык исследовательской деятельности. •Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность. •Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире. Система работы по формированию познавательной активности дошкольника через экспериментирование включает: 1. Диагностику уровня развития познавательной активности дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе данных диагностического обследования. 2.Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы. 3.Отработка различных приемов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям. В работе с детьми ОВЗ надо опираться на ведущие принципы развития дошкольников с ОВЗ:• психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов); • развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и наклонностями, индивидуальными особенностями, восприятием; • дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей; • активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции); • творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности). Экспериментирование проводится в различных видах организованной и самостоятельной деятельности. Отправной точкой являются сведения, получаемые детьми на непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром или совместной деятельности с педагогом или родителями. Маленькие исследователи проверяют полученные сведения в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе проб и ошибок. Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: - о предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт и т.п.; - о геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб и т.п.; - о человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот; - о приготовлении пищи: раздел «Кулинария» - как сделать салат, как заварить чай и т.п.; - о материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса и т.п. - о природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лед, снег и т.п. - о мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т.п.; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). Одним из направлений детской экспериментальной деятельности, являются опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Поскольку дети с ОВЗ не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, первые исследовательские опыты не требуют длительного времени. Познавательная задача эксперимента формулируется ясно и четко. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. В процессе проведения опытов задействуется каждый ребенк, что очень важно. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Дети учатся проводить самые разнообразные опыты с веществами, предметами, даже на себе. Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования, опыты предлагаются от имени игровых персонажей. Одним из критериев результативности опыта является значительное повышение уровня познавательной активности старших дошкольников с задержкой психического развития, проявление устойчивого интереса к познанию окружающего мира, приобретению знаний. Анализ результатов опытной работы показывает, что у детей происходят значительные позитивные изменения в принятии ребенком проблемной задачи, требующей экспериментирования. Дети осуществляют активный поиск решения проблемы, используют перебор разных способов и средств решения, анализируют, рассуждают, не ограничиваются одним решением, по своей инициативе предпринимают дальнейшее исследование, активно используют возможности для нового варианта решения. Заметно изменяется отношение детей к помощи воспитателя в процессе экспериментирования. Дети начинают действовать самостоятельно, настойчиво преодолевая трудности, принимают эпизодическую помощь в виде совета или предложения. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу в полном объеме, активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, охотно высказывают предположения по способам ее решения. Их познавательная активность разворачивается как практические действия, направленные на выявление новых свойств объекта, сопровождается речью. Дети становятся более самостоятельными, инициативными, криативными, активными и целеустремленными. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию, стимулирует их к получению новых знаний. Таким образом, экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности. Система развития детского экспериментирования доказала свою эффективность в развитии дошкольников с ЗПР.
X

x