Всего представлено работ: 244305

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Чухарева Анастасия Вячеславовна

Застенчивость как причина психологических трудностей в младшем школьном возрасте

скачать документ

Вернуться назад

Застенчивость как причина психологических трудностей в младшем школьном возрастеПри поступлении в начальную школу, ребенок оказывается в новом мире, где ему предстоит провести следующие одиннадцать лет. Поэтому навыки общения становятся крайне важными. Положительное общение со сверстниками благоприятно влияет на учебу, адаптацию к новым условиям и здоровое развитие личности школьника. Однако сегодня дети проводят много времени за планшетами, компьютерами и телефонами, что приводит к уменьшению прямого общения лицом к лицу и, как следствие, часто возникают ситуации, когда дети не понимают, как правильно общаться друг с другом. У многих младших школьников могут возникать трудности с общением.В начальных классах первые два года дети налаживают контакт только с учителем, потому что его авторитет огромен, однако к концу начальной школы положение дел меняется. Ребёнок начинает анализировать свои способности, сравнивать себя с другими, находить отличия в поведении каждого одноклассника. У детей возникает потребность выразить своё Я. Учитель должен помочь в этом. Необходимо в каждом ребёнке развить адекватное отношение к людям и разным жизненным ситуациям. По мнению П. С. Гуревич, младшие школьники испытывают такие трудности в общении, как: неумение преподать себя другим. непонимание собеседника, его неприятие. ребёнок не удовлетворён процессом общения. Как упоминалось ранее, новая реальность подросткового возраста характеризуется тем, что они проводят большую часть времени не в общении друг с другом, а в виртуальной среде, что снижает навыки межличностного взаимодействия, ослабляет способность воспринимать другие личности эмоционально и ценностно, что, в свою очередь, может создавать проблемы в общении.Так, по мнению Л.Н. Галигузовой, можно условно выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в общении [Галигузова, 2000]. Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание, прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение. Эмоционально расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если страдают, их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова застенчивость характеризуется «склонностью человека к робкому или стыдливому поведению в общении, в поведении». Застенчивым детям сложнее находить общий язык со сверстниками. Они плохо идут на контакт. Из-за застенчивости они могут стесняться отвечать на уроках и быть менее успешными в учебе. И.С. Кон считает, что самая распространенная трудность общения детей – это застенчивость. И.С. Кон утверждает, что те, кто считает себя застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны и переживают больше коммуникативных трудностей. Чтобы общение протекало в нормальном русле, по мнению И.С. Кона, школьникам надо избавляться от их застенчивости. Застенчивость может проявляться у детей уже с ранних лет и представляет сложный феномен, охватывающий множество личностных проблем и особенностей на психологическом уровне. Проявления застенчивости в основном связаны с трудностями в общении: детям трудно устанавливать контакт с окружающими, находиться в центре внимания, выступать перед аудиторией. В школе это может привести к различным проблемам, особенно во время уроков, где активное взаимодействие между учениками и учителем необходимо. Застенчивость отрицательно сказывается на процессе обучения: она может вызвать стресс во время уроков и стать причиной возникновения страхов или препятствовать усвоению знаний из-за высокого эмоционального напряжения, оказывающего негативное влияние на мыслительные процессы и память.Появление застенчивости в общении может быть связано с особенностями семейного воспитания и отношениями окружающих к ребенку. Понимание этих особенностей и воздействия родителей на детей позволяет объяснить характер эмоциональных нарушений детей. Как отмечает Е. И. Гаспарова, застенчивость проявляется еще в детстве. Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей, когда ходят с ребенком в гости или к ним в дом приходят в гости. Ребёнок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Иногда дети стесняются подойти к группе играющих сверстников, не решаются включиться в их игру. Это один круг ситуаций, в которых проявляется детская застенчивость. На самом деле таких ситуаций намного больше и часто они оказываются в детском саду и школе, где ребёнку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. В этих ситуациях ребёнок не может найти защиты у мамы, и вынужден сам справляться со своей проблемой. Из наблюдений можно сделать вывод, что застенчивость, возникшая в раннем детстве, обычно сохраняется на протяжении всего младшего школьного возраста, и особенно ярко проявляется к пятому году жизни. Именно в этот период у детей формируется потребность в уважительном отношении с их стороны со стороны взрослых.Исследователь П. С. Гуревич отмечает, что жалобы на застенчивость, стеснительность детей дошкольного возраста возникают ещё в связи с подготовкой их к школе, то есть приблизительно в 6 лет. Низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контактах с другими людьми – и взрослыми, и сверстниками – мешают ребёнку включиться в коллективную деятельность, стать полноправным членом группы в детском саду или в школьном классе. Ребёнок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого. Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребёнку. Так, Т.А. Гаврилова пишет, что необходимо помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения: вовлечь в совместные игры и коллективные занятия – общая задача педагога и родителей. Однако, согласно данному автору, начинать работать над этой проблемой в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте может быть поздно. К моменту поступления в школу застенчивый ребенок уже выработал определенный стиль поведения и своеобразное общение в обществе, и он уже осознает свой недостаток.Однако, исходя из мнения Е. И. Гаспаровой, осознание своей застенчивости не только не помогает, но, наоборот, мешает ребёнку её преодолеть, поскольку характерной особенностью таких детей является ярко выраженная неуверенность в себе и заниженный уровень притязаний. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость, так как не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на этих чертах своего характера и поведения, ещё сильнее его сковывает. Помочь застенчивому ребёнку могут только взрослые, причем, чем раньше они начнут это делать, тем лучше. Проявление застенчивости у ребёнка нетрудно заметить. Застенчивость, по мнению А.И. Захарова, как устойчивая характерологическая особенность выступает в поведении ребёнка достаточно рано. Для ребёнка, не посещающего детский сад или ясли, говорить о застенчивости как о сложившемся качестве еще преждевременно. На этом этапе иногда отмечаются такие её предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с какими-то изменениями обычного распорядка жизни – переезд на дачу, поездка в гости и т.д. Обычно застенчивость проявляется в особенности ярко, когда ребенок сталкивается с новыми видами деятельности. Он чувствует себя неуверенно, стесняется своей неопытности, боится просить о помощи. Застенчивый ребенок избегает контактов с другими, особенно с незнакомыми людьми. Даже среди знакомых ему людей он чувствует себя потерянным, испытывает трудности с ответами на вопросы взрослых (за исключением близких родственников). Адаптация в детском коллективе для такого ребенка происходит медленно и трудно. Он не способен задавать учителю необходимые вопросы и часто оказывается не в курсе происходящего. Глубоко застенчивый ребенок теряет свою индивидуальность и стремится раствориться в толпе.Положение такого ребенка среди сверстников очень неблагоприятное. Не взаимодействуя с другими детьми, он обречен на изоляцию и одиночество. В лучшем случае дети не обращают на него внимания, в худшем случае обращаются с ним насмешливо или грубо. Слабый и застенчивый ребенок неспособен ответить на обиды, и боится даже пожаловаться из-за стеснительности и страха перед местью обидчика. Таким образом, застенчивость проявляется в робком или стыдливом поведении ребенка. Она может проявляться с самого раннего возраста и иметь глубокие корни в личностных проблемах и особенностях. С точки зрения психологии, это сложный феномен, связанный с общением и определяемый особенностями семейного воспитания и отношениями окружающих к ребенку.
X

x