Всего представлено работ: 244300

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Коломова Елена Юрьевна

Реализация программы «Краеведение» в начальной школе

скачать документ

Вернуться назад

Реализация программы «Краеведение» в начальной школеКоломова Елена Юрьевна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №56» (МБОУ «СОШ №56»), город Новокузнецк, учитель начальных классовЧувство патриотизма имеет немало граней, для младших школьников оно более понятно в таких ясных для них чувствах как любовь к родителям, к родной школе, городу, краю. Патриотизм в отношении страны, народа, государства, по мнению Л. Морозовой, чувство «надличностное», так как отечество в этом случае вытекает из прямого перевода греческого слова πατρίς. В любом контексте патриотическое воспитание имеет существенное значение в становлении личности ребенка. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует такие черты характера, которые способствуют не только успешной социализации, но и помогают стать патриотом и гражданином своей Родины. Живописные красочные впечатления о природе и истории родного края, обретенные в детстве, зачастую остаются с человеком на всю жизнь.В начальной школе нет специализированного предмета по краеведению, материал такого содержания часто носит эпизодический характер. У младших школьников, не сформированы системные знания, но и отсутствуют и элементарные сведения о природе и истории родного края, а первичные представления краеведческого содержания крайне разрознены. Один из способов решения обозначенной проблемы – организация тематической краеведческой недели. Неделя краеведения – комплексное мероприятие, сочетающее разнообразные формы внеурочной работы. Оно позволяет консолидировать усилия, направленные на формирование и закрепление знаний краеведческого характера, многостороннего развития личности, осуществить комплексный подход к изучению родного края.Тематическая неделя проводится в течение шести учебных дней, в субботу - завершающий день рекомендуется провести мероприятия по подведению итогов краеведческой недели.Неделя краеведения позволяет решить проблему массового охвата детей младшего и среднего звена. При такой организации мероприятия соответствуют возрастным возможностям, интересам учащихся. Тематическая неделя для детей младших классов по краеведению имеет ряд организационных преимуществ: мероприятия (экскурсии на природу и в музей) построены на принципе наглядно-образного мышления, важнейшем при обучении детей данного возраста. мероприятия организационно и композиционно объединены (участвуют представители администрации школы, учителя-предметники, классные руководители, школьники и их родителей); у младших школьников появляется хороший повод выразить себя как средствами творчества (поделки, рисунки, сочинения, чтение стихотворений и пр.), так и продемонстрировать свои знания по краеведению (викторина).Центральный элемент краеведческой недели – экскурсии в музей (класса, школы, города). Музей в школе – это специально организованное пространство, имеющее свой профиль и особенности. Предметная среда музея сама по себе настраивает школьников на эмоциональное восприятие получаемой информации. Так, при организации тематической выставки «Полезные ископаемые Кузбасса», следует музейную экскурсию построить по образу той, которую дети видят при посещении музея. Одарённые школьники заменяют профессионального экскурсовода, рассказывая о ресурсах региона, они увлеченно передают знания детям младшего возраста. Организуемый на краеведческой неделе конкурс творческих работ младших школьников позволяет им реализовать их творческий потенциал. Данную работу школьник выполняет дома с родителями или с учителем, во время внеурочной деятельности.В конце тематической недели, перед подведением итогов, целесообразно провести интеллектуальные конкурсы и игры (марафон, викторины, турниры и подобное), позволяющие систематизировать впечатления и знания, полученные в ходе недели. Подведение итогов, хороший повод отметить участие и победы, как классных коллективов, так и отдельных учащихся в разных номинациях. Реализация проекта «Неделя краеведения» позволяет повысить уровень знаний о родном крае и городе, сформировать у детей мотивацию к дальнейшему изучению и исследованию Кемеровской области – нашей малой Родины. Ребенок начинает осознавать то, что человек является частью природы и важно, что от каждого человека зависит, то каким останется окружающей нас мир природы, как бережно мы сохраним природные богатства и полезные ископаемые. Мероприятия в рамках тематической недели позволят сплотить как классный коллектив, так и сформировать положительные отношения между разными классами. Также реализация проекта позволит сформировать предпосылки нравственно-патриотических качеств личности, поспособствует социокультурной адаптации детей. Организация образовательной деятельности в рамках краеведческой недели на основе музейной экспозиции образовательной организации, создаёт условия для развития личности младших школьников посредством их включения в многогранную краеведческую деятельность, проводимую школьным музеем. Практическое использование инновационных подходов способствует расширению и обобщению учащимися знаний о природе региона, города и культурно-историческом прошлом Кузбасса, способствует формированию метапредметных компетенций учащихся младших классов, привитию базовых духовно-нравственных ценностей патриотической направленности.
X

x