Всего представлено работ: 244309

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Ирина Александровна Лисянская

«Нарушения письменной речи. Дизорфография и дисграфия"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шалинская СШ№1» Манского района, Красноярского краяОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«Нарушения письменной речи. Дизорфография и дисграфия" Выполнила: Лисянская Ирина Александровна, учитель - дефектологс. Шалинское2024 г.Детство — это время интенсивного развития, изучения всего нового и это период, когда приобретаются основные навыки и умения.Однако не все дети обучаются размеренно в одном темпе. Некоторые имеют различные трудности. Им требуется усилие и время, чтобы с ними справляться. Серьезным препятствием в обучении может оказаться дизорфография и дисграфия у детей.Факторы, влияющие на развитие дизорфографии и дисграфии, можно поделить на те, которые выделяются в медицине, психологии и педагогике.Дизорфография — это стойкое нарушение способности пишущего применять орфографические правила при написании заданий или своего речевого замысла.Дисграфи́я — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.Таблица с анализом ошибок, характерных при дисорфографии и дисграфии.№Виды ошибокДизорфографияДисграфия1Трудности в определении частей слова (морфологический анализ слова).естьнет2Трудности в подборе проверочных слов.естьнет3Видит орфографическую задачу (трудное место в слове).не видитвидит4Как слышит, так и пишет.данет5Пропуски, перестановки, вставка букв, слогов (например: «Атобус» – автобус, «сеговик, сенеговик» – снеговик).нетда6Замена букв похожих по написанию (и-у, о-а, м-л, б-д и т.д. например: «дабушка» –бабушка).нетда7Зеркальное написание букв (например: Е-З, «Зель» – Ель).нетда8Замена букв, обозначающих сходные звуки (например: ф-в, б-п, г-к и т.д. например: «дуп» вместо слова дуб).нетда9Слитное написание предлогов с другими словами.нетда10Раздельное написание приставки с корнем (например: «при шёл»)нетда11Неумение определять границы предложения (например: первое слово пишет с маленькой буквы, нет точки).нетда12Несогласование слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами (например: «лежит красные мяч», «моя мяч»).нетда13Снижение уровня произвольности внимания.дада14Недостаточный словарь (низкий уровень развития речи).дада15Трудности в определении ударного слога.дада16Нарушение фонематического слухабывает иногдадаЧто такое дизорфография?Дизорфография – это проблема, с которой в наше время сталкиваются учащиеся в начальной школе (2-4 классы). Из-за нее у детей появляется неуспеваемость, и безграмотность письма с каждым годом все увеличивается.Поэтому необходимо знать причины дизорфографии, ее виды, симптомы, уметь правильно диагностировать, знать способы профилактики и корректировки.Что такое дизорфография?Дизорфография – это нарушение запоминания орфографических знаний, что обусловлено недостаточным развитием речевых и психических функций. Это заболевание проявляется частыми ошибками в орфографии в письменном виде, даже если ребенок в устной форме проговаривает правило.Дизорфографию может распознать педагог или логопед, проводя анализ работ в тетради учащегося, устные ответы на вопросы, понимая, насколько сформированы его формы речи (письменная и устная).Дизорфография проявляется чаще всего у учащихся 2 классов (80 %) и 3-4 классов (90 %). Их успеваемость по русскому языку снижается, что оказывает плохое влияние на развитие личности, является следствием неудачной адаптации в школе.Это возникает их-за того, что предыдущий материал плохо усвоен и в программу обучения добавляются грамматические правила, принципы правописания (морфологический и традиционный).Дизорфография — это неспособность к обучению письменной речи, возникающая при отсутствии нарушений зрения, слуха или интеллекта.Это проявляется в трудностях распознавания, понимания и воспроизведения письменных символов. Данный диагноз также определяется медленным написанием и частыми ошибками.Дизорфография затрагивает все сферы правописания: грамматику, спряжения, построение предложений и слов.Дизорфография полностью усложняет письменную работу.   Очень часто возникает совместно с дислексией, т. е. трудностями в обучении чтению хотя бывает и так, что возникает сама по себе.Ребенок, несмотря на знания правил правописания делает ошибки в записи. Кроме того, допущенные ошибки не возникают из-за отсутствия желания учиться, хотя бывает, что идут рука об руку, так как дизорфография у детей может сопровождаться другими нарушениями.Причины дизорфографииФакторы, влияющие на развитие дизорфографии, можно поделить на те, которые выделяются в медицине, психологии и педагогике.В основном, нарушение орфографических навыков – это комплекс нескольких причин. Самые распространенные из них:Стертая дизартрия, дислалия.Общее нарушение речи разной степени.Поражение ЦНС.Педагогическая запущенность.Психосоматическая ослабленность.Недостаток внимания.Задержка в психическом развитии.Общая заторможенность.Умственная перегруженность.Низкий иммунитет, от чего частые болезни в дошкольном и младшем школьном возрасте.Перевод из одного учебного заведения в другое.Смена педагога.Также возможно развитие дизорфографии у тех детей, которых родители отдали в школу в раннем возрасте (6-6,5 лет). Они не готовы к обучению, наблюдается незрелость психики и физиологии.В группе риска находятся дети, у которых есть в анамнезе:дисфагия и дислексия (диагностируется в начальной школе);пренатальная и постродовая патология;минимальная мозговая дисфункция, энцефалопатия, которые сопровождаются неврологическими симптомами.фонетическое нарушение речи и ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие).К другим факторам, которые могут вызвать дизорфографию у ребенка относятся:болезни матери во время беременности, антисанитария,режим жизни женщины в период беременности,травмы женщины в период беременности,сложные роды, приводящее к ишемии или гипоксии ребенка,генетическая предрасположенность (скорее всего, отвечают за изменения генов шестой хромосомы).Виды дизорфографииУченые-логопеды классифицируют по нескольким признакам.Морфологический. Учащийся допускает ошибки в орфографии (правила знает, но не находит им применение), не может проверить безударную гласную, не может запомнить правила о верном написании непроизносимых звуков, слова с двойными согласными.Синтаксический. Ребенок неправильно ставит пунктуационные знаки, не может определить какой частью предложения является слово, допускает систематические ошибки в синтаксисе. Также учащийся не может самостоятельно высказаться, составить предложение и текст.Смешанный. В письменных работах учитель часто фиксирует ошибки синтаксиса и орфографии.Также дизартрию классифицируют по общему количеству ошибок в одной работе, так:если учащийся допустил до 15 ошибок в работе, в целом задания выполняет на средний и высокий уровень, то это легкая степень.если школьник выполняет задания на средний уровень и допускает менее 30 ошибок, то это средняя степень;если ученик имеет низкий уровень знаний, и на письме учитель находит в одной работе 50-80 ошибок орфографии и пунктуации, то это тяжелая степень.Согласно этим классификациям, разрабатывается и реализуется коррекционная работа со школьником для эффективного устранения дизорфографии.Симптомы дизорфографииСимптомы проявляются в том, что ученик:делает ошибки в грамматике, анализе орфограммы, различные пунктуационные ошибки;смешивает буквы;не различает слова по семантике;неправильно пишет слова с безударными гласными, глухими согласными, которые можно проверить;имеет скудный словарный запас, поэтому не может подобрать однокоренное слово для проверки верного написания буквы;испытывает трудности с морфемным анализом слов, не может выделить в слове главную морфему слова (корень), и дополнительные (словообразующие) – приставку, суффикс, окончание;не использует заглавные буквы (начало предложения, в собственных именах);делает ошибки в словах с двойными или непроизносимыми согласными;путает употребление твердого и мягкого знаков;не правильно делит слова на слоги и их переносит, ставит ударение;не может запомнить названия частей речи, их морфологические признаки;формирует свои правила (если «жи», «ши» нужно писать с «И», то правильное написание слова «жИлезо»);не может перейти из одного вида деятельности в другой;не в состоянии освоить теоретический материал и не в состоянии самостоятельно найти ошибку, самопроверка не помогает.Учащиеся, у которых диагностирую дизорфографию, часто действуют вопреки правилам и пишут слова так, как их слышат.ДиагностикаДиагностика учащихся, у которых есть серьезные нарушения в письменной речи делится на 2 этапа:определение симптомов;выбор индивидуального способа корректировки.На первом этапе анализируются все виды работ учащегося (диктант, сочинение, изложение, списывание). Учитель высчитывает средний показатель ошибок в одной работе, что устанавливает степень дизорфографии.Второй этап диагностики заключается в исследовании еще и устных работ проблемного школьника, проводятся подобранные тесты и письменные упражнения. Логопед выясняет есть ли отклонения в знании орфографии, проверяет его знания, умения и навыки, фонематический слух, неречевые процессы.Во время того, как учащийся выполняет эти тесты, преподаватель за ним внимательно наблюдает и фиксирует насколько ребенок мотивирован к учебе, понимает ли он ошибку, находит ли он алгоритм действия для ее устранения.Если есть причина дизорфографии лежит в психологическом отклонении (недостаточно сформированы высшие психические функции), то проводятся индивидуальные консультации практическим психологом. Он работает не только с ребенком, но и с родителями, дает им рекомендации того, что можно делать систематически в домашних условиях.После проведения ряда тестов совместно школьный психолог, учитель и логопед составляют карту на учащегося, в котором расписывается его индивидуальный маршрут, обозначаются цели, даются советы для родителей, расписываются планируемые занятия.Способы коррекции нарушенияУсловно коррекция делится на овладение морфологическими и традиционными принципами правописания. Первый, его еще называют морфемным, подразумевает одинаковое написание частей слова как в сильной, так и в слабой позиции (ударное или безударное положение), правильное написание объясняется путем подбора проверочного слова.В основе традиционного принципа в орфографии лежит запоминание словарных (непроверяемых) слов. Также в основе него стоит опора на проговаривание, внимание и память.Коррекция дизорфографии проходит ряд этапов:Развивается звукопроизношение, слоговая структура слова. Учитель-логопед использует повторяющиеся слоги в определенном ритме, необходимо составить слова из слогов, которые предложены. Во время выполнения упражнения формируется также правильное произношение, поэтому нужно использовать те звуки, с которыми у ученика возникли трудности.Расширяется лексический запас ученика. Это происходит благодаря самостоятельному составлению текста, описание того, что изображено на картине, о чем говорится в мультфильме.Различаются части речи. Дается ребенку ряд слов, в котором есть слова одной части речи, а есть лишнее, нужно найти и объяснить почему оно лишнее. Также даются упражнения на составление предложений по определенной схеме (постепенно усложняется).Формируются морфологические признаки. Учащийся учится различать падежные формы, род, число разных частей речи, время глагола и согласование его с подлежащим.Создание моделей слов, словообразование. Учащийся находит корень в словах и составляет из них одно: пыль сосет – пылесос, пар ходит – пароход и т.д.Выделение и различение родственных слов – однокоренных.Развивается орфографический навык. Логопед называет ряд слов, ученик должен определить на слух в каком из них есть возможная проблема написания буквы и почему. Или ребенок записывает несколько слов и вместо проблемного звука ставит многоточие. После количество слов увеличивается до предложений.Развивается внимание и память. Учащийся произносит слова так, как они написаны, тренируя зрительную и слуховую память. Также развивать кратковременную память могут и новые скороговорки.Доведение до автоматизации правильного письма. Это длительный процесс. При тяжелой форме заболевания может длиться и несколько лет. Проводится работа как учителем-логопедом, так и в домашних условиях родителем в разной форме: диктант, сочинение, списывание.Развитие умения самоконтроля и самопроверки. Ребенок учится находить ошибки в своей работе, исправляет их, приводит аргументы.Проводя коррекционные работы, необходимо наблюдать и диагностировать уровень самооценки учащегося. Если ребенок отстает в успеваемости, не имеет авторитет в коллективе, у него нет товарищей в классе, то необходимо избавиться от проблем в устной и письменной речи. После этого учащийся быстро адаптируется и повышается его самооценка.ЛечениеНаличие дизорфографии у ребенка не должно быть расценено как оправдание для допущения ошибок при письме.Это расстройство обучения можно исправить путем тренировки правильного письма и чтения. Ребенку под силу усвоить нормы правописания слов.Необходимым для этого является контроль со стороны взрослого, который должен мотивировать ребенка к работе, и исправлять возможные ошибки, чтобы избежать их закрепления. Очень важно частое чтение книг. Таким образом, ребенок визуально усваивает новые слова, запоминает их написание.Работа на дому с ребенком требует терпения и понимания его ситуации. Часто или иногда его ошибки вызывают смех, что вызывает в нем чувство разочарования и отказа.Упражнения должны стимулировать как интеллект, так и эмоции. Хорошие упражнения для ребенка с дизорфографией — ребусы, кроссворды и забавные рисунки, которые позволяют отличить правильное написание слов от неправильного.Применяются дидактические игры, которые были созданы на основе многолетней работы специально для предотвращения дизорфографии. Также стихи и песни, содержание которых сосредоточено вокруг грамматических правил, приносят пользу. Мелодии легко укрепляются в памяти, благодаря чему ребенок вспомнит их фрагмент в случае дилеммы орфографии, что поможет облегчить ему принятие решения.Для каждого типа дизорфографии значительную пользу приносит чтение книг. Специалисты сходятся во мнении, что постоянное чтение снижает степень всех нарушений письма.Эффективность лечения дизорфографии зависит, прежде всего, от систематической коррекционной работы, индивидуального подхода и формирования у ребенка способности к концентрации внимания и запоминанию новых правил.ПрофилактикаРабота по профилактике развития заболевания делится на несколько этапов:сформировать у ребенка морфологические признаки, научить его делать морфологический анализ слов;отрабатывания правил орфографии, постепенно усложняя задания (вставить пропущенную букву, выделить орфограмму, написание словарного диктанта, выбрать правильное написание из нескольких);для формирования орфографических навыков использовать не только стандартную форму изложения правила, но и альтернативные (стихотворная форма, чтение вслух слова, как оно написано);пополнение словарного запаса путем чтения книг, описания того, что изображено на картинке и понимание семантического значения слова;вырабатывание навыка словообразования;формирование правильной устной речи. Если она не будет должным образом сформирована, то письменная форма будет неполноценной и безграмотной.развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, игры с мелкими предметами, штриховка разного вида, работа с ножницами, пластилином);формирование правильной артикуляции, четкости дикции;развитие внимание (нахождение мест в слове, где есть орфограмма);развитие памяти, мышления;развитие способности концентрировать внимание, распределять и переключать внимание.Дизорфография – заболевание, которое диагностируют у школьников начальной школы. Но его развитие можно избежать, если у дошкольника сформирован достаточный словарный запас и он правильно произносит слова без знания правил (в школе он узнает их, усваивает название того, чем он практически уже владеет).Родителям необходимо обеспечить комфортную атмосферу для развития психики, заниматься воспитанием и физическим здоровьем ребенка, не перекладывать ответственность на работников дошкольного учебного заведения. Если все же возникла дизорфография, то необходимо ее правильно и вовремя диагностировать, найти пути коррекции.Работа по устранению заболевания проводится комплексно: педагогом, логопедом, психологом и родителями. От своевременно начатой, систематической и хорошо спланированной коррекции зависит результативность работы по преодолению дизорфографии и успешное освоение школьной программы.Что такое дисграфия?Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций. Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.По степени выраженности расстройств процесса письма в отечественной логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения. Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата. Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).Причины дисграфииОвладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку речевого развития (ЗРР).Органические причины. К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.Социально-психологические факторы. Включают двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткую или неправильную речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР. К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.ПатогенезПисьмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.КлассификацияВ зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы. Современная классификация выделяет:I. Специфические нарушения письма:1. Дисграфии:Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).2. Дизорфографии:Морфологические дизорфографии.Синтаксические дизорфографии.II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.Симптомы дисграфииПризнаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться:смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);нарушением слитности и раздельности написания слов;аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.Артикуляторно-акустическая дисграфияВ случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).Акустическая дисграфияПри акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих - шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат - их компонентами).Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтезаХарактеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.Аграмматическая дисграфияОтличается множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.Оптическая дисграфияПри оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, - о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв ("л" вместо "м"; "х" вместо "ж" и наоборот), зеркальное написание букв.ДиагностикаДля выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов:проводится изучение и анализ письменных работ;внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка для выяснения возможных причин дисграфии;обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха;исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука;производится оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п. На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.Коррекция дисграфииЛогопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).Прогноз и профилактикаДля преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.Литература по коррекции дизорфографии у младших школьников:1.Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. – ч. i. – М. : Редкая птица, 2017. – 112 с. — (Школьный логопед).2. Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. – ч. iI. – М. : Редкая птица, 2017. – 128 с. — (Школьный логопед).3.Китикова А.В. Тетрадь для проверочных работ к программе «Коррекция дизорфографии у младших школьников»: учебно-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. – М. : Редкая птица, 2017. – 68 с. — (Школьный логопед).4.Китикова А.В. Методические рекомендации к тетради для проверочных работ и рабочей тетради по коррекции дизорфографии у младших школьников : учеб-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. — М. : Редкая птица, 2017. — 64 с. — (Школьный логопед).5.Китикова А.В.Задания и упражнения для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с рекомендациями . ФГОС: учеб-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. — М. : Редкая птица, 2017. — 64 с. — (Школьный логопед).Интернет-ресурсыhttps://www.krasotaimedicina.ru/defectologiya.pro›biblioteka/dizorfografiya_… HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B9" \l ":~:text=%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%CC%81%D1%8F%20%E2%80%94%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5,%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E%20%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B8%D1%85%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9" \t "_blank" ru.wikipedia.org
X

x