Всего представлено работ: 244312

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Ольга Михайловна Деменюк

Природные зоны России

скачать документ

Вернуться назад





Технологическая карта урока окружающий мир
4 класс

Целевой блок

Тема:
«Природные зоны России »

Педагогическая цель:
Получение знания о природных зонах России, их особенностях .

Задачи:
Образовательные:
-способствовать формированию представлений о природных зонах России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации.
Развивающие:
-развитие интереса к предмету «Окружающий мир».
Воспитательные:
-воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;
-бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты,
воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ;

Планируемые результаты:
Предметные:
-овладеть способностью понимать и формулировать учебную задачу урока;
-знать и уметь называть основные природные зоны России;
-пользоваться картой природных зон России и физической картой, как источником информации;.
Личностные:
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
осознание ответственности ученика за общее благополучие класса
демонстрируют навыки культурного поведения при общении, проявляют ценностное отношение к природному миру
Метапредметные:
Регулятивные:
принимать и сохранять заданную учебную цель,
учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
адекватно понимать оценку взрослого,
взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные:
Школьник учится:
осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
обобщать полученные знания,
осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные:
Школьник учится:
слушать собеседника,
задавать вопросы,
контролировать действия партнёра,
эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Инструментальный блок

Тип урока:
«Открытие» новых знаний

Учебно-методический комплекс:
Учебное пособие, ТСО

Образовательные ресурсы
Учебник окружающий мир 4 класс (1часть)

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия:
Природные зоны

Организация пространства:
Класс

Межпредметные связи:
Русский язык, литературное чтение

Действия обучающихся:
Учащиеся принимают участие в обсуждении проблем.
Учащиеся выполняют задания.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Диагностика результатов урока:
Подведение итогов проделанной работе на уроке.

Домашнее задание:
Стр.59-63






















Этап урока
Деятельность учителя
Ответы обучающихся
Деятельность учащихся
Планируемые результаты

1.Организация начала урока
Добрый день, дорогие друзья!
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
И за работу получать
Только лишь оценку пять!
-Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше рабочее место. Все ли готово к уроку?
- У нас сегодня урок «открытия новых знаний». А что это значит?

Приветствие учителя и учеников.
Проявление эмоциональной отзывчивости.

2. Повторение
Тест «От чего на Земле сменяются день и ночь и времена года?»

А1. Объясни причину смены дня и ночи.
1) Земля вращается вокруг солнца
2) Солнце вращается вокруг Земли
3) Земля вращается вокруг оси
4) Солнце и Луна сменяют друг друга
А2. Объясни причину смены времен года.
1) Солнце вращается вокруг Вселенной
2) Земля вращается вокруг Солнца
3) Земля вращается вокруг оси
4) Земля охлаждается и нагревается
А3. Полный оборот вокруг оси Земля совершает:
1) за сутки
2) за неделю
3) за месяц
4) за год
А4. Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает:
1) за сутки
2) за полгода
3) за год
4) за три месяца
В1. Как происходит вращение Земли вокруг оси?
1) с севера на юг
2) с юга на север
3) с запада на восток
4) с востока на запад
В2. Как называется воображаемая точка пересечения оси с поверхностью Земли?
1) полюс
2) экватор
3) орбита
4) меридиан
С1. Какие утверждения верны?
1) Земная ось расположена вертикально
2) Луна влияет на смену дня и ночи
3) Когда северная часть обращена к солнцу, там - лето.
4) Земля вращается вокруг Солнца.


Оценка ученика___________
Оценка учителя___________





3. Актуализация знаний
А одинаковые ли условия жизни в разных местах Земли? Одинаковые ли условия в летний период, например в южном полушарии и на территории от экватора до южного полюса? Подумайте вместе и обоснуйте свой ответ.

-Ребята, послушайте внимательно стихотворение и ответьте на мои вопросы:
Учитель читает стихотворение «Необъятная страна»:
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(Т. Бокова)
- Какова главная мысль прочитанного стихотворения?
- Как вы думаете, в чем заключается связь стихотворения и сегодняшнего урока?
-Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы убедимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.
Условия для жизни организмов очень разнообразны, и разным уголкам нашей страны присуща разнообразная природа. Как вы думаете, почему?
-Ребята, на Земле есть очень большие пространства с похожими природными условиями , и каждое из них имеет свой характерный растительный и животный мир.
-Как вы думаете, как будут называться такие пространства?
-Исходя из этого предположите, как будет звучать тема нашего урока?
-Какую цель мы поставим перед собой на урок?
(Продолжи фразу)
«Сегодня на уроке мы познакомимся с (природными зонами нашей страны)»
ЗАДАЧИ:
1.Узнаем, какие природные зоны находятся на территории России;
2.Научимся определять их обозначение и местонахождение на карте;
3.Сможем применить полученные знания на практике


















Наша страна большая и ее природа очень разнообразна. Разнообразие природы изучаем на уроках окружающего мира.-














Солнце неравномерно прогревает разные участки Земли



-Солнечные лучи на эту часть земного шара попадают прямо, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше

-Да, природа будет разнообразна и меняется в направлении с севера на юг.

-ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

-Природные зоны нашей страны
Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворение. Анализируют его.









































Участие в опыте. Исследовательская деятельность


















Предметные: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


4.Открытие «Новых знаний»
-Знакомство с новым понятием «Природные зоны».(На доске понятие)
-Для того, чтобы вспомнить, что такое природные зоны, давайте обратимся к словарику из учебника с.184

-На сегодняшнем уроке совместными усилиями мы на определим, какие природные зоны существуют в России
-Наша страна очень большая, и ее живая и неживая природа очень богата и разнообразна. Северные района нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, южные больше. Вот почему с севера на юг сменяется несколько природных зон. Всего их 6: (Читает один из учеников)стр.59(учебник)
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ(ледяная зона)
ЗОНА ТУНДРЫ
ЗОНА ЛЕСОВ
ЗОНА СТЕПЕЙ
ЗОНА ПУСТЫНЬ
ЗОНА СУБТРОПИКОВ
- Вспомните, с какими видами географических карт мы уже работали на уроках?
-А что же такое карта?




- С помощью чего мы можем прочитать карту?

-Представьте, что вы географы и составляете карту природных зон.
И вам сейчас предстоит нелегкая задача, поработать с текстом и определить пока самим о какой природной зоне идет речь.
У каждой группы лежит текст с описанием природной зоны, найдите характерные признаки отдельно взятой зоны и дайте ей название, а также подумать каким цветом вы бы обозначили ее на карте.




Карточка №4
 Это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами, на которых находятся ледяные пустыни.
Солнечные лучи только скользят по их поверхности, давая мало тепла, потому что солнце никогда не поднимается здесь высоко.
Здесь очень суровый климат: снег и лед лежат почти весь год, зима очень длинная и морозная (до -60°), дуют ураганные ветры, по несколько недель подряд бушует пурга. С середины октября солнца уже не видно – начинается долгая полярная ночь (длится до 5 месяцев). Иногда по время полярной ночи возникают полярные сияния, которые длятся от нескольких минут до нескольких суток и бывают настолько обширными, что их света достаточно даже для чтения.
В конце февраля появляется солнце и начинает прибывать день. А с середины мая до середины июня солнце совсем не скрывается – наступает полярный день. Но даже в это время температура поднимается лишь на несколько градусов выше нуля.




Карточка№6
Эта зона расположена южнее зоны арктических пустынь– длинная полоса от Кольского полуострова до Чукотки вдоль северных морей.
Она известна суровостью условий жизни: зима длится 7–8 месяцев, температура падает до -50°, подолгу дуют сильнейшие ветры, в середине зимы на несколько месяцев наступает полярная ночь (в этот период можно наблюдать полярное сияние).
Лето там короткое и холодное (температура не поднимается выше +10°), бывают заморозки и даже снег.
Поэтому земля не успевает полностью оттаять (прогревается примерно на 50 см, а ниже – слой многолетней мерзлоты). Слой почвы, который не оттаивает, не пропускает дождевую и талую воду, поэтому здесь много болот и озер.
Карточка№3
Эта зона- природное богатство России.
Температура летом до +10 - +15 градусов, при этом здесь во внутренних территориях наблюдаются очень низкие температуры зимой до -60 градусов, именно здесь находится полюс холода северного полушария – Оймякон. Территория находится в пределах многолетней мерзлоты и заболочена.
Здесь произрастают выносливые хвойные деревья: сосна, лиственница, ель, пихта.
Территории очень густые, поэтому даже в солнечный день там царит полумрак. Здесь растут хвойные деревья, мхи, лишайники, теневыносливые кустарники (черника, брусника),
В центральной европейской части и на юге Сибири
Роль этой зоны сложно переоценить: это дом для животных, птиц, растений и грибов; это легкие планеты: поглотитель углекислого газа и источник кислорода, очиститель от пыли (она оседает на листьях растений, а потом смывается дождем в почву); это живая аптека: растения вырабатывают особые вещества – фитонциды – которые уничтожают болезнетворные бактерии.

Карточка№2
Эта зона занимают шестую часть территории России. Это бескрайнее море разнотравья. Зона наиболее активно разрабатывается человеком для сельскохозяйственных работ из-за чрезвычайно плодородных почв. Южнее зоны лесов расположена зона .,
Здесь больше тепла и меньше осадков, чем в зоне лесов, поэтому деревьям расти труднее. Их становится меньше, а ближе к этой зоне они совсем исчезают.
Это безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью.
Отличительная особенность – чрезвычайно плодородные почвы – черноземы.
Климат засушливый, особенно мало осадков выпадает летом. Большинство растений в степи засухоустойчивы: они хорошо переносят недостаток влаги.
На 1 кмІ северной степи можно встретить до 80 видов трав, поэтому эту зону называют царством разнотравья.
ЭТО открытая местность. Поэтому мелкие животные прячутся от хищников в норы. В степи обитают мыши, хомяки и суслики.
Это самая густонаселенная природная зона России: здесь много городов, поселков и сел. Причина тому – плодородные земли, которые издавна распахивались для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Карточка№5
Эта зона происходит от слова «пусто», но это вовсе не значит, что она совсем безжизненна.
Эта зона занимает небольшую площадь на территории России: по берегам Каспийского моря до низовья Волги.
Для пустыни характерно долгое и очень жаркое лето.
Там можно встретить верблюда.
С давних пор человек осваивает пространства пустынь: строит города и оросительные каналы, высаживает сады, выпасает скот.
Карточка№1
Каждый бывал или хотел бы побывать на черноморском побережье. На побережье черного моря находится эта зона. Она занимает очень небольшую территорию. Она расположена на побережье: с одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море.
В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Высокие и молодые Кавказские горы (рис. 3) находятся близко, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Воздух здесь влажный.
Давайте теперь сравним с учебником и сделаем вывод правильно ли мы определили зоны. С.62-63
Каким бы цветом вы обозначили каждую природную зону и почему?
-А теперь, давайте обратимся к карте природных зон России в учебнике (стр.60-61) и найдем условные обозначения природных зон.
Поработайте в парах и расскажите соседу, каким цветом обозначены зоны и покажите их на карте.(Работа с картой)
- работа в тетради с. 16

Природные зоны-участки суши со сходными природными условиями, сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору.



















Картой полушарий, физической картой.
- Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности.

- С помощью условных обозначений, цвета, подписанных объектов























-Зона арктических пустынь (Ледяная зона).
-Голубым
-Потому что зона арктических пустынь или ледяная зона на 85% покрыта вечными льдами.
-Тундра

-Тундра обозначена темно-синим цветом.
Потому что Тундра расположена по берегам северных морей и граничит с ледяной зоной. Климат тундры из-за этого является очень резким.





-Зона лесов

-Она обозначена зеленым цветом.

Потому что в этой зоне произрастают хвойные и лиственные леса с мелколиственными и широколиственными деревьями.





-Зона лесов занимает половину территории нашей страны.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.


Работа со словариком в учебнике

Знакомство с новым понятием
























Работа в парах. Изучение карты природных зон



















Изучение местоположения природных зон. Работают с картой природных зон. Изучают условные обозначения (цвета) зон
Регулятивные:учить участвовать в постановке учебной задачи.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Предметные: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные:слушать и понимать речь других



5.Физкультминутка
Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
А теперь руками крутим
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Тянем наши руки к небу,
В стороны разводим. (Потягивания руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке. (Дети садятся.)















Выполняют физкультминутку. Повторяют движения за учителем.




6.Закрепление новых знаний

-Ребята, а в какой природной зоне живем мы?(Работа с картой)
-Как вы это определили?

Для закрепления полученных вами на уроке знаний , выполните самостоятельно упражнение из рабочей тетради, которое находится на стр. 18. №29. Внимательно прочтите задание!

-А сейчас мы с вами поработаем с подготовкой к ВПР, возьмите учебники, откройте их на разделе окр.мир и найдите какие задания подойдут к нашему уроку.





7. Итог урока. Рефлексия
- Вспомните тему нашего сегодняшнего урока.
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Достигли ли мы её?
-Выполнили ли мы поставленные задачи?
-В каком направлении идет смена природных зон?
-Перечислите природные зоны нашей страны.
Рефлексия «Радуга»
С каким цветом радуги ассоциируется у вас данный урок? Оранжевый– радостное, восторженное настроение. Красный- возбуждённое состоянии; синий цвет – грустное настроение; зелёный цвет – активность, жёлтый цвет – цвет радости; фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение.
Домашнее задание. Учебник с.59-63
Отвечают на вопросы учителя.
Вспоминают цель урока



С севера на юг

Подведение итогов. Проведение рефлексии. Отвечают на поставленные учителем вопросы.
















X

x