Всего представлено работ: 244277

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Елена Владимировна Гордиевских

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ОУ

скачать документ

Вернуться назад

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ОУ Гордиевских Елена ВладимировнаКуртамышская средняя общеобразовательная школа №2(КСОШ №2г. КуртамышУчитель начальных классовПроблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.Советская школа длительное время по праву считалась одной из лучших в мире. Это подтверждалось специальным исследованием ЮНЕСКО в 1991 году. Однако уже тогда школьные программы повышенного уровня привели к появлению ряда отрицательных явлений, связанных, прежде всего с перегрузкой школьников. Результатом школьной перегрузки явилось то, что 2/3 выпускников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии.Здоровьесберегающие технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого - педагогических приемов и методов работы.Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию – как бы вопреки экстренным ситуациям.Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом. Вот некоторые причины возникновения школьных болезней: недостаточная освещенность класса;неправильная форма и величина школьной мебели;несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиямине проветриваемые школьные помещенияНеобходимо также упомянуть и то, что в современной школе добавилось много других недостатков. Большое влияние на здоровье школьников оказывают и другие факторы:снижение двигательной активностиувеличение числа простудных заболеваний, ослабленный иммунитетнарушение зрения и осанкиухудшение нервно – психического здоровья.Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. И особенно хорошо, что о его поддержании и формировании рассуждают педагоги и психологи – люди, окружающие ребенка. Через нас, взрослых и семью, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир.Эффективность педагогического процесса в значительной степени зависит и от правильной организации предметно-пространственной среды.Действительно, если мы понаблюдаем за учениками, то поймём, что они страдают и теряют здоровье не от самих занятий, а от способа их организации. Ребёнок с рождения, как губка, впитывает всё, что его окружает.Традиционно уделяя внимание учебному процессу, педагоги до конца еще не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в школе большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки.Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе.Важной частью здоровьесберегающей работы является рациональная организация урока.При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.Часть урокаВремяНагрузкаДеятельность1-й этап. Врабатывание 5 мин.Относительно невеликаРепродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение2-й этап. Максимум работоспособности 20-25 мин.Максимальное снижение на 15-й мин.Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом3-й этап. заключительный10-15 минНебольшое повышение работоспособностиРепродуктивная, отработка основных моментов пройденного материалаЭффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:5 - 25-я минута — 80%;25 - 35-я минута — 60-40%;35 - 40-я минута — 10%.При проведении урока, если его рассматривать с позиции здоровьесбережения необходимо учитывать критерии, по которым оценивается урок: Соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.Наличие мотивации на уроке деятельности учащихся. Внешняя мотивация: оценка, поддержка, похвала, элементы соревнования. Обязательна стимуляция внутренней мотивации.Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждение преждевременного утомления и снятия у них мышечного напряжения, необходимо проводить физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока.Кроме того необходимо проверять и фиксировать психологический климат на уроке, проводить эмоциональные разрядки – это улыбка, шутка, поговорка, музыкальная минутка или упражнение.Следить за правильной осанкой и позой ребенка ее соответствие виду работы и чередованием в течение урока.Физкультминутки можно проводить с учетом специфики предмета, с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа, использовать доступные средства, помогающими восстановить работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток можно включать:упражнение по формированию осанки, упражнения для глазукрепление мышц рук, упражнения для позвоночника, профилактика сколиозаупражнения для рук, ног, шеирелаксационные упражненияпсихогимнастикаупражнения на дыханиеартикуляционные упражненияОбязательное условие при проведении физкультминуток – положительный эмоциональный фон.Темп окончания урока должен быть спокойным, размеренным и обязательное правило - улыбка учителя.Каждый учитель должен помнить о том, что здоровьесберегающее обучениенаправлено на – обеспечение психологического здоровья учащихся, опирается на преемственность, практическую ориентацию, достигается через – учет особенностей класса, создание благоприятного психологического климата на уроке, приводит к – предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности.На психосоматическое состояние школьника оказывает влияние эмоциональное состояние педагога, стиль его общения. Девизом моей работы являются слова А.П.Чехова:«Дети святы и чисты.Нельзя делать их игрушкою своего настроения».Литература:1. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г.2. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.3. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы»  №3 2009 г., №5 2010 г.
X

x