Всего представлено работ: 244312

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Сырямкина Наталья Дмитриевна

Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности у учащихся начальных классов

скачать документ

Вернуться назад

Научная статья Тема: Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности у учащихся начальных классов.Теоретическая база исследования: тревожность как научная проблема рассматривается с различных позиций: как общая школьная тревожность (Е.В. Новикова, Т.А. Нежнова, А.М. Прихожан), экзаменационная тревожность (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко), тревожность ожиданий в социальном общении (В.Р. Кисловская, А.М. Прихожан) и др. В зарубежной литературе основной темой обсуждения являются чаще всего социальная тревожность и способы ее преодоления, при этом уклон делается в сторону всевозможных фобий. Понятие школьная фобия используется для обозначения различных форм страха, вызываемых посещением образовательного учреждения.Современный этап развития психологической науки характеризуется усилением внимания к изучению различных особенностей и вариантов детского развития. Уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью [1-6].Состояние тревожности младших школьников, а также все сопутствующие ее признаки, могут проявляться у детей на протяжении всего периода обучения в начальной школе, причинами могут выступать как взаимоотношения с одноклассниками, так и плохая успеваемость. Высокотревожные обучающиеся склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности [20, c.245].Неспособность ребенка освоить учебную программу может быть вызвана:не соответствием уровня сложности учебной программы уровню развития ребенка, недостаточным уровнем развития высших психических функций детей,низкой профессиональной компетентностью педагога, а также психологическим синдромом хронической неуспешности. Несовпадения между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка является типичной причиной, вызывающей у ребенка внутриличностный конфликт, порождающий тревожность [1]. Для гармоничной жизни, плодотворной работы, по мнению П. Ю. Воробьевой и И.В.Ивановой, определенный уровень тревоги очень необходим человеку. Самое важное, чтобы данный уровень тревоги не «навредил» ребенку [4].А. М. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных младших школьников:слабая сосредоточенность учащихся на поставленной задаче, а также выделении основных ее частей;поведение учащихся на уроках неоднозначное: ответы могут быть как правильными, так и нет, дети также могут отказываться от ответов;низкий уровень уверенности в себе, который сопровождается отсутствием стараний детей выполнять поставленные задачи, если с первого раза что-то не получается;уровень обучаемости детей может быть как высоким, так и низким. Учитель может часто критиковать таких учеников за качество выполнения задач и способности воспринимать полученную информацию [19, c.246].Психологи работают в направлении выявления и снижения тревожности у детей. Е.И.Рогов разработал коррекционную программу работы с учащимися, которые испытывают открытую тревогу. А.М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожными детьми. М.И. Чистякова разработала упражнения и этюды на релаксацию, которые описала в своей книге «Психогимнастика» [17, с.189].Неспособность ребенка освоить учебную программу может быть вызвано: не соответствием уровня сложности учебной программы уровню развития ребенка, недостаточным уровнем развития высших психических функций детей, низкой профессиональной компетентностью педагога, а также психологическим синдромом хронической неуспешности. Несовпадения между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка является типичной причиной, вызывающей у ребенка внутриличностный конфликт, порождающий тревожность. Выбор учителем стиля взаимодействия с учениками также оказывает огромное влияние на эмоциональное состояние учеников. Это приводит к тому, что ученики не стремятся выходить к доске, боятся ошибиться при устном ответе и т. д. Формированию тревожности также способствуют завышенные требования, которые предъявляет педагог к ученикам. Часто эти требования не соответствуют возрастным возможностям детей. Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации способствуют возникновению у детей тревожности. Связано это с невозможностью предугадать результаты будущей деятельности. Смена школьного коллектива также провоцирует возникновение тревожности (прежде всего межличностной): хорошие отношения с одноклассниками порождают собой большую мотивацию посещения школы.База исследования: практическая часть исследования была организована на базе Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35» г. Каменска-Уральского Свердловской области.Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование профессиональной деятельности педагогов по вопросам снижения тревожности у учащихся начальных классов. Целью опытно-поисковой работы стало исследование ценностно-смысловой сферы становления педагогов с целью разработки последующих рекомендаций для их формирования в условиях образовательного учреждения.Задачи экспериментальной работы:выявление целевой базы исследования и изучение её основных характеристик, подбор методик исследования и разработка форм анкетирования и опросов,организация и проведение исследования ценностно-смысловой сферы становления педагога,разработка методических рекомендаций по формированию ценностно-смысловой сферы становления педагога,Ход исследования: исследование было организовано в 3 этапа:1 этап - поисковый, целью которого было выявление целевой базы исследования и изучение её основных характеристик, подбор методик исследования и разработка форм анкетирования и опросов,2 этап – опытно-поисковая работа по исследованию ценностно-смысловой сферы становления педагога,3 этап – формирующий этап, целью которого была оценка соответствия ценностно-смысловой сферы становления будущего педагога и разработка методических рекомендаций по их формированию в условиях образовательного учреждения.В настоящем исследовании изучались тревожности учащихся начальных классов, на основе полученного практического материала. В опытно-поисковой работе приняли участие 24 школьника начальных классов. Наше исследование проводилось в 2023 году. В нем приняли участие 14 ребенка в возрасте 6-9 лет.Для исследования мы использовали методики, рассмотренные в теоретической части настоящего исследования:1) «Тест уровня школьной тревожности» (автор Б. Н. Филлипс);2) «Проективная методология диагностики школьной тревожности» (автор А. М. Прихожан);3) Методика «Кактус» (М. Памфиловой) показатели преимущественных эмоциональных состояний.Результаты исследования с использованием метода Б. Н. Филлипса «Тест на уровень школьной тревожности» представлены – таблица 1.Таблица 1Показатели тревожности по шкалам методики Филлипса у детей с различнымПоказательНормальный уровеньПовышенный уровеньВысокий уровеньОбщая тревожность96%4%0%Социальный стресс58%33%8%Фрустрация33%63%4%Страх самовыражения50%42%8%Страх проверки знаний8%25%67%Страх несоответствия79%0%21%Низкая сопротивляемость стрессу79%13%8%Проблемы с учителем4%33%63%Исследование, проведенное с использованием теста на уровень школьной тревожности Б. Н. Филлипса, показало, что 4% детей испытывают повышенную общую тревожность, что может оказывать влияние на их учебу.8% учащихся испытывают социальный стресс на высоком уровне, а 33% на повышенном уровне, что говорит о том, что такие дети очень подвержены стрессу в обществе при общении.4% детей на высоком уровне и 63% на повышенном уровне испытывают разочарование в необходимости добиваться успеха.Эти дети могут более заинтересованы в избегании неудач, чем в достижении успеха, и любая неудача может повлиять на них так, что они перестанут стремиться к определенной цели.8% детей имеют повышенный уровень физиологической устойчивости, а 13%- высокий, что указывает на то, что их особенности психофизиологической организации могут снизить способность к адаптации к стрессовым ситуациям и повысить вероятность неадекватной реакции на раздражающие факторы окружающей среды. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке и одобрении каждого своего поступка. Они могут испытывать трудности в общении с другими людьми и нуждаются в дополнительной помощи при приспособлении к стрессовым ситуациям.63% детей на высоком уровне и 33% на повышенном испытывают проблемы и страхи в отношении с учителями, у таких детей постоянно возникают проблемы в отношениях с учителями и воспитателями что также влияет на успешность их обучения.Следовательно, у школьников начальных классов с высоким уровнем тревожности преобладают общая тревожность, эмоциональный стресс в процессе межличностного общения, фрустрация в потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата, а также присутствуют проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.Таким образом, можно сказать, что в диагностируемой нами организации присутствует ожидание негативных проявлений по отношению к себе со стороны педагогов и одноклассников; повышенное неустойчивое состояние в учебных ситуациях, в классе. Дети испытывают негативную позицию и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей; выражен общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка; По причине негативного психологического фона у малыша не развивается надобность в триумфе и достижении высочайшего итога.Проективная методология диагностики школьной тревожности (автор А. М. Прихожан).Целью методики является определение общего уровня школьной тревожности учащихся начальной школы.Ход проведения. Для проведения теста понадобятся 2 набора из 12 шаблонов размером 18 на 13 см каждый. Набор A предназначен для девочек, набор B - для мальчиков. Номера рисунков указаны на обратной стороне рисунка. Методика выполняется индивидуально с каждым испытуемым. Требования к выполнению стандартны для проективных методов. Перед началом работы дается общий инструктаж. Кроме того, перед отображением некоторых рисунков даются дополнительные инструкции.Инструкция. Теперь вы будете придумывать истории на основе картинок. Фотографии у меня не совсем обычные. Видите, все - и взрослые, и дети - нарисованы без лиц. (Рисунок 1) — это было сделано специально, чтобы сделать его более интересным. Я покажу вам картинки, их всего 12, и вам нужно будет выяснить, каково настроение мальчика (девочки) на каждой картинке и почему у него такое настроение. Они знают, что настроение отражается на нашем лице. Когда мы в хорошем настроении, наше лицо веселое, жизнерадостное, счастливое, а когда мы в плохом настроении, оно грустное, грустное. Я покажу вам картинку, и вы скажете мне, какое лицо у мальчика (девочки) веселое, грустное или что-то в этом роде, и объясните, почему у него или нее такое лицо. Задание, приведенное на рисунке 1, считается обучающим. Во время этого процесса педагог-психолог может повторить инструкцию и убедиться, что ребенок усвоит их. Затем последовательно представлены рисунки под номером 2-12. Перед представлением каждого из них вопросы повторяются: какое лицо у девочки (мальчика)? Почему у него такое лицо? Перед отправкой фотографий N2, 3, 5, 6, 10 ребенку заранее предлагается выбрать одного из детских персонажей и рассказать о нем.Обработка результатов. Оцениваются ответы на 10 изображений ( 2-11). Рисунок 1 является обучающим, рисунок 12 выполняет «буферную» функцию и предназначен для того, чтобы ребенок выполнил задание с положительным ответом. В то же время следует обратить внимание на редкие случаи (по данным участников А. М., не более 5-7%), когда ребенок дает отрицательный ответ на картинку 12. Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны рассматриваться отдельно.Общая тревожность рассчитывается по «дисфункциональным» ответам испытуемых, которые характеризуют настроение ребенка на картинке как грустное, грустное, сердитое, скучное. Ребенок, который дал 7 или более похожих ответов из 10, может считаться вызывающим беспокойство.Если сравнить ответы испытуемого с его интерпретацией образа и проанализировать выбор героя на картинках с участием нескольких детей (например, на рисунке 6 - выбирает ли он ученика за первой партой, который решил задачу, или ученика за второй партой, который ее не решил), позволяет получить богатый материал для качественного анализа данных – таблица 2.Таблица 2Уровень школьной тревожности методом диагностики школьной тревожности (автор А. М. Прихожан).ПоказателиВыражен общий уровень школьной тревожностиУровень школьной тревожности не выявленКоличество учащихся2119Удельный вес56 %46%У 54% респондентов была общая школьная тревога, соответственно, у 46% школьная тревога не выражена.Основываясь на описании значения изображений, можно определить те, которые соответствуют компонентам школьной тревоги. Итак, изображения 3, 4, 5, 7, 9, 10 рисунки 2, 6, 8 соответствуют ожиданию негативной оценки со стороны учителей и сверстников; рисунки 2, 6, 8 соответствуют страху в учебных ситуациях, в классе; с помощью картинок 2, 3, 5, 6, 7, 9 вы можете проследить ожидание плохого отношения к себе. Выбор ученика зависит от выбора ребенка (он выбирает кого-то, кто находится по отношению к другим, или кого-то, кто находится со всеми).Результаты интерпретации ответов респондентов на компоненты школьной тревожности представлены в таблице 3.Таблица 3Показатели тревожности по шкалам методики Филлипса у детей с различнымПоказательНормальный уровеньПовышенный уровеньВысокий уровеньОжидание плохого отношения к себе96%4%0%Ожидание отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников58%33%8%Беспокойство в учебных ситуациях в классе33%63%4%58% респондентов отметили повышенное ожидание плохого отношения к себе. У младших школьников негативное отношение к своей личности, и это отношение является источником различных трудностей в общении. Ребенок руководствуется важностью других, когда оценивает свои результаты, действия и мысли, а также заботой об оценках, которые ставят другие.4% респондентов выразили высокие ожидания в отношении отрицательной оценки со стороны учителей и сверстников, а 54% респондентов выразили повышенные ожидания. Младшие школьники понимают оценки как отношение учителя к себе и ожидаемое отношение родителей к этой отметке. Дети, которые очень обеспокоены, проявляют повышенное внимание к своим действиям, не могут оценить свои способности и часто выбирают легкие стереотипные задания, придавая большое значение оценке своей работы, а не ее качеству.4% респондентов отметили высокий уровень тревожности в учебных ситуациях в классе; 58% отметили повышенный уровень. Этим младшим ученикам трудно общаться; они искренни, что может проявляться как в воинственности, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; им часто свойственны болтливость, высокомерие, жадность; многие из этих детей неряшливы.Таким образом, можно сказать, что в диагностированной нами организации выражаются следующие компоненты школьной тревожности: ожидание плохого отношения к себе, негативной оценки со стороны учителей, сверстников; повышенная тревожность в учебных ситуациях, на уроках.Показатели преимущественных эмоциональных состояний и чувственных проявлений по методике Й. Шванцара.Высоко тревожные учащиеся младших классов более агрессивны, импульсивны, зачастую не могут сдержать свое поведение, они не уверены в себе, зависимы, демонстративны, эгоцентричны, тревожны, ориентированы больше на свой внутренний мир, так как внешний им видится больше в темных тонах, у них присутствует чувство домашней незащищенности.Показатели психического напряжения и невротических тенденций, а также чувственных проявлений и эмоциональных состояний у детей младшего школьного возраста с различной выраженностью тревоги представлены в таблице 4.Таблица 4Показатели психического напряжения у учащихся начальных классовПоказательВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньСверхчувствительность25%45%30%Возбуждаемость36%44%20%Капризность26%36%48%Боязливость46%32%22%Злобность24%33%43%Веселость22%45%33%Завистливость26%38%36%Ревность28%33%39%Обидчивость30%48%22%Упрямство25%26%49%Жестокость19%21%60%Ласковость26%31%43%Сочувствие28%39%33%Самомнение24%26%50%Агрессивность21%24%55%Нетерпеливость34%36%30%По анализу данных таблицы 4 следует сделать вывод о том что младшие ученики склонны бояться проверки знаний, они очень обеспокоены и напуганы, нетерпеливы, легко возбуждаются и обидчивы, при этом не проявляют условно отрицательных качеств, у них не наблюдается агрессивность, жестокость, упрямство и самомнение, а условно положительные эмпатичные качества у них более проявлены: сочувствие, ласковость, при этом они не веселы и ревнивы, их чего следует что им необходимо внимание и поддержка со стороны преподавателей и сверстников.Дети руководствуются важностью других в оценке их результатов, действий и мыслей; у них есть опасения по поводу оценок, данных другими; дети проявляют повышенное внимание к своим действиям, не могут оценить свои способности и часто выбирают легкие стереотипные задания, для этих младших школьников характерны трудности в общении, ситуации взаимодействия с учителями и одноклассниками вызывают беспокойство, у детей мало понимания и защищенности в коллективе, они неуверенны, зависимы, скрытны, осторожны, они тревожны, неуверенны в себе, испытывают дискомфорт, физический и психологический дискомфорт.На основании результатов эмпирического исследования мы пришли к выводу, что дети младшего школьного возраста испытывают повышенную школьную тревогу: то есть они испытывают волнение в учебных ситуациях, в классе, повышенную тревожность, ожидают негативных отзывов от учителей и сверстников и плохое отношение к себе.Всё это оказывает влияние на развитие и удержание познавательного интереса младших школьников в обычной познавательная школьной деятельности общие факторы тревожности. Последнее является решающим фактором в необходимости разработки методических рекомендации по коррекции тревожности в начальных классах. Методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у учащихся начальных классовПроцесс профилактики школьной тревожности станет эффективным, если учитель будет ориентироваться на следующие психолого-педагогические условия:создание положительного психологического климата в классе;консультирование и просвещение родителей по вопросам профилактики школьной тревожности у выпускников начальной школы;разработка и реализация комплекса внеурочных занятий по профилактике школьной тревожности;взаимодействие с педагогом-психологом по профилактике школьной тревожности;взаимодействие с учителями среднего звена, которые будут работать с учащимися в начальном классе.Если учителя начальной школы смогут реализовать эти условия, то у четвероклассников появится личностная рефлексия и положительная самооценка, они научатся устанавливать адекватные межличностные отношения с одноклассниками и педагогами, согласовывать свои позиции в общем деле, управлять собой в конкретных ситуациях. Исходя из результатов исследования тревожности младших школьников, в качестве рекомендации снижения тревожности, предлагается программа психологического тренинга.Цель программы - снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.Задачи программы1. Развитие уверенного поведения, осознание своей индивидуальности.Повышение самооценки, смелости и решительности.Оптимизация тревожности.Программа состоит из 3 основных блоков.I блок (1-4 занятия). Знакомство, сплочение, создание доверительной атмосферы.II блок (5-8 занятия). Развитие уверенного поведения, смелости и решительности, снижение тревожности.III блок (9-13 занятия). Формирование коммуникативных умений в ситуациях межличностного взаимодействия. Подведение итогов, рефлексия прошедших занятий.В качестве рекомендаций педагогам по снижению тревожности младших школьников предлагаются следующее:обучение детей методам саморегуляции эмоционального состояния, с помощью которых можно справиться с высокой тревожностью;использование метода «приятное вспоминание», а именно: перед работой настраивать детей на положительные эмоции, например «У тебя все получается, вспомни, ты уже такое делал» и т. д.;применение игр и упражнений для развития уверенности в себе и адекватной самооценки детей, которые помогут также в развитии коммуникативных навыков;развитие самоконтроля ребенка, а именно адекватных эмоциональных реакций и снижение стресса;использование в работе с детьми метода «погружение в бессмыслицу», т. е. дать ребенку проиграть ситуацию, связанную со сильным страхом, негативной эмоцией ит. д.;при работе с данной категорией детей важно убрать из воспитательных средств способы наказания, как само чувство, так и его ожидание;применять в снижении тревожности упражнения моторного характера, которые помогут не только развить двигательные умения, но и помогут прислушаться к своему телу, снизить эмоциональное напряжение;обучение детей методу «умственный тренажер», благодаря которому дети воспроизводят состояние тревоги до и после случившегося события;позиция взрослого играет немаловажную роль в работе с тревожными детьми: терпимость, толерантность, похвала, одобрительный смех и т. д., помогут развить у младших школьников активность и снизить тревожность.Особую значимость в деятельности педагога-психолога приобретают те направления, которые предусматривают целенаправленное воздействие на индивидуально-личностные особенности обучающихся с целью изменения уровня их тревожности. Только комплексный подход к профилактике и коррекции тревожности может обеспечить психологическое благополучие обучающихся в условиях общеобразовательной организации.В начальной школе, на первом этапе знакомства с классом необходима помощь школьного психолога для определения уровня тревожности у учащихся. В соответствии с этой диагностикой учителю надо спланировать здоровьесберегающие мероприятия в классе.Элементарные правила здорового образа жизни - соблюдение режима дня; профилактическая оздоровительная, пальчиковая и дыхательная гимнастики; самомассаж; мытьё рук; использование носового платка и т.д.использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения - физминутки, подвижные перемены, проветривание, влажная уборка.рациональная организация учебного процесса - отсутствие стресса, адекватность требований, соответствие требований возрастным особенностям.специально организованная двигательная активность - подвижные игры, оздоровительная физкультура.массовые оздоровительные праздники - тематические праздники здоровья, с привлечением родителей; выходы на природу.организация специализированных занятий для детей с повышенной тревожностью - с помощью школьного психолога, с привлечением родителей.Цель современной школы - подготовить к жизни детей. Помочь сформировать развитую, социально-активную личность. Каждый школьник должен получить во время учебы определенный багаж знаний и навыки по самокоррекции своих тревог и проблем. Педагог, работая в тесном взаимодействии с учениками, их родителями, медицинскими работниками, коллегами и владея здоровьесберегающими технологиями, может решить задачу сохранения здоровья будущего поколения.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАрсеньева А.В. Методы коррекции школьной тревожности в практической деятельности преподавателя./ А.В. Арсеньева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок. Первое сентября». URL: http://festival.1september.ru/articles/572227/Белов В. Г., Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов / В. Г. Белов, Р. Г. Коротенкова, М. А. Гурьева, А. В. Павловская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 10(80). – С. 36-41.Воробьева, П. Ю. Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте / П. Ю. Воробьева, И. В. Иванова // Инфоурок. - URL. : https://infourok.ru/-osobennosti- provavleniva-trevozhnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste-2728730.htmlДолгова, В. И. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста / В. И. Долгова, Г. М. Клочева, В. А. Бондарчук // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 26-30.Каштанова, Е. С. Снижение тревожности обучающихся в условиях получения среднего профессионального образования / Е. С. Каштанова, И. А. Вдовина // Проблемы современного образования. - Ялта : РИО ЕПА, 2021. -Вып. 70. -Ч. 1. - С. 341-345.Ляшенко Н. В. Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста // Журнал «Международный студенческий научный вестник». - № 5 (133), 2022. – с.157 - 161Лучина, Т. И. Школьная тревожность и ее профилактика у четвероклассников / Т. И. Лучина, Е. Г. Ожогова // Начальная школа. – 2018. – № 9. – С. 4-9. Матвеева Е.А., Неустроева Е.Н. Агрессивность в младшем школьном возрасте и пути ее коррекции // Научный электронный журнал Меридиан, 2017. — № 4 (7). - С. 179-182.Методические рекомендации по организации исследования школьной тревожности детей / Н. В. Воронина. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022 – 96с.Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - Москва-Воронеж, 2020 – 236с.Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. — СПб.: Питер, 2017. — 192 с.Соловьева, Ю. С. Исследование школьной тревожности учащихся начальной школы / Ю. С. Соловьева, И. И. Малоземова // Научно-методологические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 21–22 ноября 2018 года / Уральский государственный педагогический университет; Ответственные редакторы С. Н. Малафеева, Е. А. Югова. – Екатеринбург: Без издательства, 2018. – С. 166-169.Шипкова, А. А. Выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста / А. А. Шипкова, С. Н. Шадрина // Научный электронный журнал Меридиан. – 2018. – № 3(14). – С. 183-186.Юшкова А. В. Влияние школьной тревожности на успеваемость школьников // Студенческий научный форум». - № 1 (33), 2022 -с .112 -117
X

x