Всего представлено работ: 242065

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Попова Татьяна Александровна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Кубаночка» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий районПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ:«ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ»Музыкальный руководитель: Попова Т.А.Содержание.Литературный обзор состояния вопроса.История темы педагогического опыта в педагогике ………История изучения темы педагогического опыта в МАДОУ ДСКВ № 2 «Кубаночка» и в муниципальном образовании…………………………Основные понятия, термины в описании педагогического опыта......................................................................................................................Педагогический опыт.Описание основных методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте…………………………………………Актуальность педагогического опыта ……………………Научность в представляемом педагогическом опыте работы ……Результативность педагогического опыта ……………...Новизна представляемого опыта работы ………………………...Технологичность представляемого опыта работы ………………Описание основных элементов представляемого педагогического опыта………………………………………………………….Выводы.………………..…………………………………………...Список используемой литературы и Интернет-ресурсов………..……………………………Приложения к опыту работыЛитературный обзор состояния вопроса.1.1.История темы педагогического опыта в педагогикеПроблема эмоционального развития ребенка, а также изучение влияния певческой деятельности на формирование эмоциональной сферы, не раз рассматривалась в отечественной и зарубежной науке. Эти вопросы связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, также качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения. В Концепции дошкольного воспитания говорится о том, что искусство, по своей природе эмоционально-образное и является уникальным средством развития не только эмоциональной сферы дошкольников, но и формирования ценностного отношения к окружающему их миру. Ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, так как музыка - искусство эмоциональное по своему содержанию, то имеет благотворное влияние, как на развитие эмоциональной сферы, так и на эстетическое, интеллектуальное и нравственное развитие детей, что доказано исследователями в области педагогики, психологии, теории и практики музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Эльконин Д. Б., В.И. Петрушин, Б.М. Теплов и др.). Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Петровского, О.П. Радыновой, В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкой и др. Песня занимает значительное место в расширении и обогащении эмоционального опыта, так как в ней имеется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Хоровое пение объединяет детей, позволяет создать условия для музыкального эмоционального общения. Текст песен позволяет ребенку понять содержание музыки. Исполнение песен является эмоциональной реакцией ребенка на окружающее, выражением своего настроения. Поэтому текст песни должен быть близок эмоциональному и жизненному опыту ребенка. Важными условиями развития певческих умений являются: музыкальные способности ребенка и педагогическая помощь в их развитии; целенаправленная работа музыкального руководителя, владеющего технологиями обучения детей пению. Музыка повышает интерес детей к занятиям, поскольку интересна ребенку и развивает в нем самостоятельность, активность, творчество, фантазию. Дети с общими нарушениями речи нуждаются в творческом и эмоциональном толчке для преодоления психологических барьеров, именно певческая деятельность раскрывает эмоциональность, активность, индивидуальность и творческий потенциал ребенка. Ребенок учится строить отношения с другими людьми, что в конечном итоге дает основу для полноценного эмоционально-личностного развития и помогает его социализации. Особую важность имеют выводы ученых (В.К. Белобородовой, Н.А. Ветлугиной, М.Б. Зацепиной, Т.С. Комаровой, Б.М. Теплова, А.Г.Гогоберидзе и др.) о том, что активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально - творческого развития. Эмоциональная активность позволяет ребенку реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.Проблемы музыкального воспитания дошкольников исследовали некоторые педагоги (Н.А. Ветлугина, E. Дзержинская, О.Ю. Лобанова, К.В. Тарасова и др.), которые подчеркивают широкую эстетическую природу эмоциональной отзывчивости и относят её к общим музыкальным способностям. Последовательной разработки в теории музыкального воспитания детей этот вопрос не получил. В методических рекомендациях по музыкальному воспитанию воспитанников ставится задача развития эмоциональной отзывчивости на музыку путем приобщения детей к миру музыкальной культуры, только способы решения этой задачи либо отсутствуют, либо носят слишком общий характер. Анализ исследований, касающихся данной проблемы, дает нам основание утверждать, что реальное влияние певческой деятельности на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста остается одной из малоизученных педагогических проблем. В музыкально-педагогической литературе не содержится экспериментально подтверждаемых данных о роли накопления разнообразного интонационного опыта в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников, хотя о необходимости использования шедевров музыкальной культуры в развитии личности говорится во многих научных трудах. Поэтому возникла необходимость в разработке занятий основанных на игре, которая является центральной деятельностью дошкольника.Необходимо:учитывать психофизические возможности детей;установить доверительные отношения;учитывать интересы детей, обеспечивать добровольное участие в играх и упражнениях;повышать активность детей через творческое взаимодействие;создавать ситуацию успеха для повышения самооценки ребенка.Разработанные занятия помогут детям в освоении навыков правильного пения, дыхания, движения, в развитии музыкальных способностей и, что более важно, помогут пробуждению творческого потенциала, развитию эмоциональности, навыков коммуникации.Эмоциональное развитие детей изучалось следующими авторами: Гогоберидзе А.Г., Деркунской В.А. «Детство с музыкой», Ермолаевой М.В., Ерофеевой И.Г. «Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников», С.В.Крюковой «Улыбаюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Особенно меня заинтересовали игровая методика по обучению пению О.Кацер и М.Ю.Картушиной.История изучения темы педагогического опыта в МАДОУ ДСКВ № 2 «Кубаночка» и в муниципальном образовании С 2004 года МАДОУ ДС КВ № 2 «Кубаночка» реализует коррекционно-развивающее направление в работе с детьми, имеющими нарушения речи. В учреждении функционируют три логопедических группы (для детей 4-5, 5-6, 6-7 лет), работающие по комплексной программе Нищевой Н.В., которая предусматривает тесную взаимосвязь, как между специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, воспитатель), так и с родителями детей. На протяжении нескольких лет, работая с детьми имеющих общие нарушения речи столкнулась с тем, что им тяжело дается пение, слабо развито дыхание, нарушена координация движений, ослабленная нервная система, повышенная утомляемость, неуверенность в себе, замкнутость. Так следуя, рекомендациям учителя-логопеда внесла в занятие элементы логоритмики, пальчиковую, дыхательную и артикуляционную гимнастику. У детей имеющих речевые отклонения в развитии, внутренняя и внешняя активность ограничивается, и ребенок испытывает затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций, поэтому создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и пробуждение у ребят интереса к выполнению певческих упражнений, является главным. Залогом успешной работы является внимательное, доброжелательное, отношение к каждому ребенку. Следуя рекомендациям педагога-психолога, введены в занятия психогимнастические и релаксационные упражнения, элементы музыкотерапии и сказкотерапии. Для преодоления нарушений в развитии координации движений, с помощью инструктора по физической культуре проводится аэробика с элементами логоритмики, ритмопластика. Свою педагогическую деятельность осуществляю по комплексным программам: Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе «Детство»; Н.В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи», Н.В. Нищевой «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада», современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста А.Г.Гогоберидзе, В.А.Драгунская «Детство с музыкой». Накапливание материала длилось более трех лет. Изучена литература, где описано влияние певческой деятельности на развитие эмоциональной сферы у детей. Разработала:«Методические рекомендации по обучению детей с речевыми нарушениями пению» (2011г); цикл непосредственной образовательной деятельности для повышения интереса к певческой деятельности (2012г.); сделала подборку: голосовых игр (2013г.), игровых упражнений для артикуляционного аппарата, пальчиковых игр (2013г.), музыкально-оздоровительную систему «Крепкий орешек» (2014г.). Также была создана развивающая среда, направленная на развитие эмоциональной отзывчивости у детей. Материалы представлялись на районных заседаниях музыкальных руководителей дошкольных организаций, которые получили положительную оценку от педагогов. 1.2.Основные понятия, термины в описании педагогического опытаАтака в пении – переход голосового аппарата от дыхательного к певческому состоянию.Артикуляция - работа органов речи, а также их положение при произношении того или иного звука.Вокальные упражнения - это короткие отрезки музыкальных фраз, которые, как правило, транспонируются по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале.Вокально-артикуляционные упражнения – специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции.Дыхание - один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникает чистота интонирования, напевность, легкость пения. Развитие дыхания во время пения предопределяет формирование умений дышать между фразами, экономно, расходуя воздух.Дикция – ясность, разборчивость произнесения текста.Звукообразование – умение, связное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям: легкости, мягкости, напевности.Звуковедение – способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчлененности.Лад – это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками.Пальчиковая гимнастика – упражнения развивающие мелкую моторику пальцев рук.Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания.Певческая дикция - умение правильно произносить слова и звуковые сочетания в процессе пения.Ритм – соотношение длительностей звуков в их последовательности.Ритмодикломация – это синтез поэзии и музыки.Резонаторы - часть голосового аппарата, придающая слабому звуку, возникающую в голосовых связках, силу, звучность, характерный тембр. Темп – скорость исполнения, выраженная в частоте чередования метрических долей. Чистота интонирования – точное воспроизведение мелодии.Эмоция – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций.2.Педагогический опыт.2.1.Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.Для того чтобы поддержать интерес к певческой деятельности у дошкольника необходимо ребенка заинтересовать. Для этого следует продумать методические приемы, которые помогут решить поставленные задачи. В своей работе применяю следующие: прием вслушивания в показ педагога и анализ услышанного. Выразительное исполнение песен вызывает у детей эмоциональный отклик. Они могут охарактеризовать песню в целом (“яркая”, “сказочная”, “ласковая”); прием инсценирования песни. Исполнение любой песни предполагает мини-спектакль, и здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение песни с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения;прием произношения текста песни активным шепотом на крепком выдохе вызывает ощущение опоры на дыхание, активизирует дыхательную мускулатуру;декламация текстов песен. Чтение текстов выразительно, является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов (прием развития образного мышления). Использование предложенных методических приемов способствует формированию слухового восприятия, творческих проявлений у детей, развитию воображения. При обучении пению опиралась на методику обучения пению Е.Тиличеевой, Г.М.Орловой, С.И.Бекиной «Учите, детей, петь», в которой хорошо представлен вопрос развития певческого голоса у дошкольников с учетом их возрастных особенностей, имеется хорошая подборка песен и упражнений на распевание, для развития слуха и голоса. Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, подбираю упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием, в этом, конечно, не обойтись без народного фольклора (песен-пестушек, потешек, русских народных песен, скороговорок). Система упражнений, разработанная педагогом-вокалистом и врачом-фониатором В.В.Емельяновым, основана на особенностях строения голосового аппарата, с использованием голосовых игр, которые повышают интерес ребенка к занятиям пением. Упражнения подобраны с учетом индивидуальных и природных особенностей голоса ребенка, направленные на развитие артикуляционного аппарата, что важно в работе с детьми имеющих общие нарушения речи.М.Ю.Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду» даны практические рекомендации по развитию вокально-певческих навыков у дошкольников. Пособие содержит большое количество упражнений и игр. Автором также разработан дидактический материал «Вокально-хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий». Данная методика ценна тем, что материал доступный и необычный в подходе к развитию детского голоса и слуха. Ни в одной из представленных методик нет разработанных занятий по обучению пению детей с общими нарушениями речи, поэтому опираясь на методики педагогов - вокалистов разработала конспекты занятий по развитию певческих способностей, сделала подборку упражнений на развитие артикуляционного аппарата, певческого дыхания. При подборке материала пользовалась принципом «трех П»: постепенность-последовательность-повседневность. Опыт работы направлен на то, чтобы научить, ребёнка, петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей.2.2.Актуальность педагогического опытаАктуальность исследования заключается в том, что эмоциональная сфера ребенка рассматривается, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления развития личности ребенка (А.В.Запорожец). Каждый родитель хочет видеть своего ребенка в будущем счастливым полноценным членом общества, нашедшим свое место в жизни. Для этого человек должен быть индивидуальностью, личностью. Еще в дошкольном детстве формируется человеческое начало. Один из главных документов образовательной сферы «Конвенция ООН о правах ребенка» – развитие индивидуальности ставит на видное место уже в дошкольном возрасте: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности». Приобщение к музыке – один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.Работа по развитию эмоций поможет родителям и педагогам понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание воспитаннику, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть страх и неуверенность в себе. Такие доверительные отношения смогут облегчить процесс воспитания и развития. Психологами давно установлено, что дошкольный возраст самый благоприятный для полноценного эмоционального и творческого развития ребёнка. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте.Всё выше изложенное и предопределило выбор темы опыта работы, цель которого, выявить влияние певческой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.2.3. Научность представляемого опыта работы В основе обучения детей и пению следующие общепедагогические принципы: принцип целенаправленности – означающий, что восприятие – это целенаправленный процесс, успешность которого влияет на исполнительство и детское творчество;принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному;принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения;принцип систематичности и последовательности – непрерывность и регулярность занятий, постепенное усложнение музыкального репертуара и задач воспитания и развития;принцип наглядности является основным в обучении детей пению. Вначале ребенок вслушивается в пение педагога, а затем старается выполнить самостоятельно. Все эти принципы применяются комплексно, интегрировано. Теоретической и практической базой опыта работы являются разработки Н.А.Метлова, Д.Б. Кабалевского, Е.Н.Тиличеевой, Г.М.Орловой, С.И.Бекиной, О.Кацер, М.Ю.Картушиной и В.Емельянова.Видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н.А. Метлов, изучив природу и развитие детского слуха и голоса, в своей методике определяет особенности голосового аппарата, певческие умения и навыки, физиологические возможности дошкольников, диапазон голоса детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада. Но при этом большую роль отводил вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь». В последние годы использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально-эстетического воздействия нашли яркое отражение в программе «Музыка» для общеобразовательных школ, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского. Композитор обращает внимание на то, что активное восприятие музыки – это «основа музыкально-эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н. А. Ветлугиной, в которой предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).  В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н. Тиличеевой, Г.М.Орловой, С.И.Бекиной, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания. Представляет интерес технология В.Емельянова, в которой представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса, прекрасные упражнения на развитие артикуляционного аппарата и на подготовку голосового аппарата к пению. И, наконец, «Вокально - хоровая работа в детском саду» М.Ю.Картушиной и «Игровая методика обучению пению» О.Кацер. Исходные позиции этих методик предполагают использование игрового метода в обучении пению. Игровая методика обучения пению позволяет в кратчайшие сроки достигнуть хороших результатов, вызывая положительный эмоциональный отклик.Одним из обязательных условий гармоничного развития ребенка является сохранение и укрепление здоровья, и формирование у дошкольников здорового образа жизни. Интеграция с образовательной областью «Здоровье» прослеживается в использовании в непосредственно образовательной деятельности «Музыка» звуковых игр, дыхательной и артикуляционной гимнастики, речевых игр, музыкальных пальчиковых игр, психогимастики и элементов самомассажа, что отражено в комплексно-тематическом планировании. Для развития певческого дыхания и голосового аппарата широко используются звуковые игры. Певческие возможности дошкольников невелики, так как зависят от развития голосового аппарата, который у дошкольников нежен и хрупок. Легкоранимые, богато снабженные сосудами, голосовые связки быстро перенапрягаются, что может привести к образованию узлов на связках. Работая с детьми, постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Не следует позволять детям исполнять песни с большим диапазоном. Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая дошкольников вокалу, учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка. Поскольку целью моей работы стало овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками, которые существенно повлияли бы, на развитие эмоциональной сферы, были поставлены следующие задачи: - воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;- развитие эмоциональной отзывчивости на песенный репертуар у детей; - формирование певческих навыков;- развитие исполнительского мастерства, детского песенного творчества; - расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире; - усвоение навыков хорового пения. Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была разработана своя структура занятия, на которых используются вокальные упражнения из методики М.Ю.Картушиной Г.М.Орловой, С.И.Бекиной «Учите детей петь», Н.Ветлугиной, О. Кацер, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова.3.4.Результативность представляемого опыта работы Критерием результативности опыта является степень развития эмоциональности у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.Опыт показывает, что взаимодействие ребенка с педагогами и родителями значительно повышает уровень сформированности у детей певческих навыков, исполнительской культуры, обогащает их знания о хоровом исполнительстве, особенностях голосового аппарата, охране детского голоса, способах управления им, следствием, чего является развитие эмоциональности и творческой активности детей.Подводя итоги работы по развитию певческих навыков у дошкольников, можем говорить о том, что поставленная цель достигнута:дети стали эмоциональны и отзывчивы, любят петь,научились владеть своим голосом,понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.Результаты эффективности проведенной работы четко прослеживаются в сравнении сводных диагностических данных по музыкальному развитию дошкольников.Мониторинг развития певческих умений детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи в 2011-2012уч.г. Сентябрь 2011г. Май 2012г. Мониторинг развития певческих умений детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи в 2012-2013уч.г.Сентябрь 2012г. Май 2013г. Мониторинг развития певческих умений детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи в 2013-2014уч.г.Сентябрь 2013г. Май 2014г. Мониторинг музыкальных способностей детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи 2011-2012уч.г.Сентябрь 2011г. Май 2012г. Мониторинг музыкальных способностей детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи 2012-2013уч.г.Сентябрь 2012г. Май 2013г. Мониторинг музыкальных способностей детей подготовительной к школе группы с общими нарушениями речи 2013-2014уч.г.Сентябрь 2013г. Май 2014г. 3.5.Новизна представляемого опыта работы Все предложенные методики по обучению пению направлены на детей с нормальным развитием, без каких-либо отклонений, а занятий по обучению пению для детей с общими нарушениями речи нет, поэтому новизна опыта работы и состоит в разработке структуры занятий, составлении конспектов непосредственно образовательной деятельности направленных на повышение интереса к певческой деятельности. Оздоровительный эффект от певческой деятельности натолкнул на мысль о создании музыкально-оздоровительной системы «Крепкий орешек», которая является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие с другими образовательными областями, способствует укреплению здоровья дошкольника, что является главной задачей дошкольного образования. Так, например, при разучивании песенного репертуара используются знания и умения детей, полученные на занятиях:- развития речи – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, умение соблюдать правильную интонацию при произношении;- чтение художественной литературы – умение анализировать песенный материал, различать средства и приемы художественной выразительности;- физической культуры – умение выполнять движения вместе со словом, развитие координации движений;- здоровье и безопасность – умение правильно выполнять элементы самомассажа, психогимнастические, релаксационные и логоритмические упражнения, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику;- изо-деятельности – умение рисовать и передавать свое эмоциональное состояние в рисунке.3.6. Технологичность представляемого опыта работыБазой для формирования опыта была определена средняя группа для детей с общим нарушением речи № 2; воспитатели: С.Н.Сурмач, Н.Н.Самсонова; учитель-логопед: Н.В.Рудань. У детей с общими нарушениями речи недостаточно развиты мелкая моторика рук, чувство ритма, артикуляционный аппарат, нарушена координация движений, а также наблюдается ряд нарушений эмоционально-волевой сферы. Есть застенчивые, робкие, невнимательные, с замедленной речью дети, встречаются такие, которые неохотно занимаются. Методы подхода к этим детям различны. Для решения поставленной цели проводится комплекс мероприятий: непосредственно образовательная деятельность, в форме занятий-игр, занятий-сказок, занятий с использованием здоровье-сберегающих технологий, занятий-путешествий. Тесное сотрудничество с педагогами и родителями позволяет обеспечить эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь детей. Взаимодействие педагогов с музыкальным руководителем проявлялось в следующем: согласно рекомендациям учителя-логопеда, используются на занятиях упражнения на развитие дыхания, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, речевые игры, элементы логоритмики; следуя рекомендациям педагога-психолога, вставляю в занятия психогимнастические и релаксационные упражнения; по рекомендациям инструктора по физической культуры использую комплексы из аэробики с элементами логоритмики, двигательные упражнения. С целью повышения эффективности взаимодействия музыкального руководителя с педагогами и родителями провожу консультации (приложение №3), даю методические рекомендации (приложение № 3), которые помогают педагогам использовать музыкальный материал на других занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Так следуя, моим рекомендациям, воспитателями группы была создана музыкальная зона для слушания музыки, которая содержала музыкальный центр, кассеты и диски с записью музыкальных произведений, портреты известных композиторов, хорошо иллюстрированные детские книги, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин, различные шумовые музыкальные инструменты. Знакомство родителей на консультациях, с различной наглядной информацией, с песенным и игровым материалом способствовало зарождению у родителей интереса к данной проблеме. Обращалась за помощью к родителям в изготовлении костюмов, атрибутов для праздников. Проводились совместные праздники, развлечения и занятия в рамках семейного клуба «Мы вместе». Все эти мероприятия способствовало развитию эмоционального мира ребенка. На музыкальных занятиях большое внимание уделяю естественному и выразительному пению, правильному распределению дыхания, чистоте интонирования мелодии, дикции, развитию артикуляционного аппарата. Используя, в работе различные вокальные упражнения в виде попевок, распевок, прибауток, а также дыхательную, артикуляционную гимнастику происходит гармоничное развитие личности ребенка; формируется эстетическое отношение к музыке; стимулируется интерес к музыке, творческой деятельности; развивается творческая активность во всех доступных видах музыкальной деятельности, музыкальный слух, умение различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, длительность, направленность движения мелодии, голосовой аппарат, певческие импровизационные навыки. Структура традиционного занятия следующая: приветствие – может проходить в разных формах. В начале занятия не плохо провести мини-беседу, учитывая календарно - тематическое планирование, например, о текущем времени года (приметы, что происходит на улице, как одеты дети, какое у них настроение). Далее пытаемся вместе с детьми изобразить на лице данное настроение (радость, грусть и т.д.) и поздороваться, выражая эмоцию в голосе и жестах. Приветствие является плавным переходом к следующему разделу - «Свободное движение», где в соответствии с раннее предложенной темой, например, «Времена года», мы движемся между искусственными «листочками», «лужами», «снежками» и т.д.«свободное движение». Звучит музыка, все ребята и педагог, двигаются по залу, выполняя определенные перестроения и задания (движение по залу «змейкой», обходя объемные фигуры или плоские, либо движения с элементами логоритмики. Также, в процессе «свободного движения» по залу дети постепенно осваивают различные виды шага (спокойный шаг, простой хороводный шаг, который отличается от обычной ходьбы плавностью, высокий шаг, пружинящий шаг, приставной шаг, галоп, легкие поскоки, боковой галоп, шаг с притопом, шаг на всей ступне «дробушка»).ритмическая разминкаупражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых движений Пение. Проводятся вокальные упражнения для развития артикуляционного аппарата, дыхания, затем начинается распевка - подготовка голосового аппарата к пению. Для распевки использую небольшие попевки из пособий Г.М.Орловой, С.И.Бекиной «Учите детей петь» (3-4 года, 5-6 лет, 6-7 лет), в том числе исполняемые на различные слоговые сочетания. Следующим этапом работы является ознакомление детей с песней в исполнении педагога, проводится ее анализ, выполняются различные задания. Например, дается задание простучать ритмический рисунок или изобразить то, о чем поется в песне. К разучиванию новой песни дети приступают только со второго или третьего занятия. Дальше ведется работа над ранее изученными песнями, после которой проводится небольшая ритмическая разминка в виде ритмических или пальчиковых игр, психогимнастики, на некоторое время переключающая внимание детей с пения на движение или расслабление.Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах беседа по творчеству композитора с обязательным привлечением и использованием наглядного материала: показ портрета композитора, репродукций картин, подбор стихов, созвучных теме слушаемой музыки. Часто слушание сопровождается выполнением различных творческих заданий, некоторые из них даются на дом, например: придумать свой сюжет к прослушанному произведению или импровизационные движения, нарисовать красочную иллюстрацию, сыграть на детских музыкальных инструментах и т. п. Игре на музыкальных инструментах дети обучаются не на каждом занятии, а эпизодически. Ознакомившись на занятии с приемами игры на каком-либо инструменте, дети могут по собственной инициативе с помощью воспитателя или музыкального руководителя продолжить свое знакомство в свободное время в группе.Танцы, хороводыКоммуникативные, ритмические игры и игры по правиламПрощание.Один раз в 1,5-2 месяца проводятся доминантные занятия с вокальной направленностью со следующей структурой:Песенка-приветствие «Здравствуйте»; Игры на развитие звукообразования Упражнения на развитие дыхания Танцы с пением Вокально – хоровые упражнения Артикуляционная гимнастика Речевые и ритмические игры, голосовые игры Музыкальные пальчиковые игры Игры с пением, с именами Песни Звуковые игры Попевка - «До свидания». Познакомимся с различными формами занятий:- занятия-игры, занятия-путешествия - проводятся с целью поддержания интереса детей к процессу обучения пению. Сознательная установка воспитанников формируется именно в игре, но не просто в воспроизведении заданных правил игры, а в самовыражении своего «Я» всеми возможными средствами. В процессе игровых занятий дети выполняют гораздо больший объем действий, чем в обычной учебной ситуации, так как легкость усвоения положительных навыков способствует исправлению неуверенности в себе, тревожности. Все это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, так как в игровом процессе все дети успешны, делая все, как могут. В игре эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений крайне необходима, так как она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову. Игровые способы воспитания, развития и обучения замечательны тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.- Занятия-сказки. Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, положительные черты характера и навыки общественного поведения. Воздействие сказочных образов позволяет сделать занятие ярче и занимательней, обогащая и расширяя эмоциональный отклик. Успех занятия целиком и полностью зависит от педагога, от того, как он может поддержать атмосферу непринужденности, радости и взаимного общения. Для развития певческого дыхания и голосового аппарата широко используются звуковые игры. - Занятия с использованием здоровьесберегающих технологий – также проводятся с целью повысить интерес к певческой деятельности с помощью здоровье - сберегающих технологий. Такие занятия могут проводиться один раз в месяц, и подразумевается наличие у дошкольников знаний по данной теме, полученных в результате различных занятий, наблюдений, личного опыта. В музыкально-оздоровительной системе «Крепкий орешек» разработан комплекс из девяти интегрированных тематических занятий, на которых осуществляется взаимосвязь нескольких образовательных областей. (Приложение № 1). На занятиях дети переживали эмоциональные состояния, высказывались о собственных переживаниях, знакомились со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивалась способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности. В ходе занятий детям предлагалось прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Внимание детей акцентировалось на том, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаково. Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей использовала произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года», Л.В. Бетховена, Р. Шумана, В. Шаинского и др. Произведения этих композиторов доступны и близки детям по тематике, музыкально-образному строю. В своей работе по развитию у детей певческой деятельности и эмоциональной сферы использовала художественное слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогали ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения. Как можно чаще обращалась к опыту детей при обсуждении различных ситуаций. Д. Кабалевский в своей программе говорил о том, что, так, как процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд, то необходимо в музыкальный репертуар дошкольников включать мажорные произведения, как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки, чтобы эти музыкальные произведения звучали в ходе организации всего педагогического процесса. В помощь педагогам были разработаны методические рекомендации по использованию детских песен в ключевых режимных моментах (приложение №1), а для родителей примерный перечень произведений для слушания дома (приложение №3). Мелодии, песни, которые слушали дети, давали им спектр положительных эмоций, ощущений, влияющих на их настроение.Очень важная форма эмоционального обогащения маленького слушателя – концерты. В рамках празднования «Дня дошкольного работника», «Дню пожилого человека», к 8 Марта детьми были подготовлены концертные программы, которые наполнили впечатлениями детей положительными эмоциями, создали приподнятое, праздничное настроение.Диагностическая методика разработана А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунской «Педагогическая технология развития певческих умений у детей старшего дошкольного возраста». Направления диагностики следующие: - изучение особенностей певческих умений детей: звукообразование; дыхание; дикция; чистота интонирования; слаженность (Приложение №2, таблица № 1);- определение развития музыкальных способностей (Приложение № 2, таблица № 2).3.7.Описание основных элементов представляемого педагогического опытаВ опыт работы входят основные элементы:Приветствие - является «пусковым механизмом» занятия, концентрирует внимание детей, стимулирует речевую деятельность, формирует готовность ребенка к общению.Свободное движение – включает пространственные перестроения в процессе движения по залу и различные типы шагов, развивает координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.Ритмическая разминка – необходима для развития организованности, формирования навыков движения, согласование движения и слова. Ритмическая разминка представляет собой знакомый комплекс разученный инструктором по физической культуре на аэробике, в которую включены элементы логоритмики.Упражнения для развития мелкой моторики и для развития речевых движений – пальчиковые игры без предметов и с предметами, направленные на развитие тонких движений пальцев рук, психических процессов (речи, внимания, памяти, воображения). Артикуляционные упражнения – выполняются либо в процессе проговаривания текстов стихов, потешек, сопровождающих пальчиковые игры, либо при отработке трудных мест в песне. Упражнения направлены на стимуляцию речевой активности, на формирование правильного звукопроизношения, на коррекцию развития всех сторон психической деятельности.Пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением и др. Поэтому важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Возможности голосового аппарата дошкольников довольно ограничены и обычно не выходят за пределы определенного круга интонаций, а певческие навыки элементарны. Головное звучание, связанное со звонкостью, естественно для ребенка от природы и соответствует анатомо-физиологическим особенностям голосового аппарата детей. В удобной, соответствующей голосу тесситуре, ребенок поет значительно чище интонационно и при этом естественно, свободно и красиво. Произведения детского фольклора, детские песни советских авторов помогают в развитии естественного пения.Слушание музыки и игра на музыкальных инструментах. Многолетний опыт музыкально-коррекционной работы показал, что пассивное слушание музыки детям с общими нарушениями речи дается с трудом, поэтому в основном использую активное слушание музыки совместно с игрой на детских музыкальных инструментах (шумовых, ударных, инструментах К.Орфа). Из инструментария К.Орфа использую коробочки, рубель, трещетки, ксилофоны, металлофоны, барабан, триугольник, маракасы, бубны с тарелочками, кастаньеты, бубенцы на различных креплениях. Большим успехом пользуются самодельные шумовые инструменты – шеркуны, скрипелки, свистелки, погремушки, разнообразные коробочки и емкости с различными наполнителями. С помощью самодельных музыкальных инструментов можно украсить любую песню, можно озвучить зверей, птиц, различные шумы.Танцы, хороводы. На занятиях использую народные танцы, хороводные песни, так как они позволяют получить огромный эмоциональный заряд, заражают детей своим задором. Накопление ребенком некоторого двигательного опыта идет с выполнения упражнений. Так на занятиях дети знакомятся с пространственными представлениями, с хороводным, переменным шагом, которые потом используются в танцах. Для формирования у ребенка внутреннего контроля за своими действиями хорошо использовать словесное сопровождение в ритме танца, которое позднее можно убрать.Коммуникативные, ритмические игры и игры с пением.Коммуникативные игры выполняют задачу развития у детей дошкольного возраста преимущественно невербальных средств общения и связаны, прежде всего, с выработкой позитивного, доброжелательного отношения друг к другу, с желанием и стремлением общаться. Ритмические игры активизируют деятельность ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых играх, а также помогая организовать свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия. Задача введения ритмических игр – эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями.Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать правила игры. Все эти игры включаются в структуру занятия вариативно, по мере необходимости регуляции у детей процессов возбуждения и торможения, для создания дополнительной мотивации, состояния эмоционального подъема, а также используются как естественное продолжение одного из этапов занятия, либо для перехода от одного этапа к другому (например, в конце ритмической разминки хороши ритмические игры и игры по правилам, после пальчиковых игр органично вводятся коммуникативные игры и т.п.)Прощание – обязательный ритуал, который заканчивает музыкальное занятие и психологически готовит детей к расставанию.4. ВыводыПедагогическая деятельность была ориентирована на развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством певческой деятельности. В связи с поставленной целью в первой части опыта работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных психологов и педагогов, проанализированы особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников и изучены пути развития эмоциональной отзывчивости и музыкальных способностей у старших дошкольников средствами музыки. Анализ вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития эмоций в психологических исследованиях в деятельностном, поведенческом и личностном направлениях, также позволил определить важность и значимость эмоций в жизни ребенка.Наиболее существенная зависимость в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста связана с содержанием музыкальных произведений и пространственно-предметной средой, обуславливающей проявление свободы, активности, творчества детей. Анализ результатов показал, что у детей произошли позитивные изменения в эмоциях, наиболее ярко выразившиеся в эмоционально-эстетической окрашенности речевых проявлений и музыкально-ладовых средств выразительности. Исследование позволило установить динамику развития проявления эмоциональной отзывчивости у детей выразившегося в любопытстве, любознательности, к эстетическому сопереживанию и наслаждению, к активному проявлению эстетических оценок и суждений, к свободному и творческому самовыражению своего эмоционального состояния через музыкальную импровизацию, игру, певческие навыки.Таким образом, опыт работы подтвердил, что значительное место в практике воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно средствами певческой деятельности. Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоциональной сферы ребенка педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей через певческую деятельность.Данный опыт работы может оказать значительную помощь педагогам в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников посредством певческой деятельности.5. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов1.Абелян Л. Как Рыжик научился петь. — М.: Сов. композитор, 1989. 2. А.В.Гогоберидзе, В.А.Деркунова «Детство с музыкой», «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2010г.3.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Образовательная область «Музыка». С.-Пб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.4.Григорьева Н. Развитие эмоциональной сферы // Дошкольное воспитание №2, февраль 2010г.5.Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.6. Емельянов, В.В. Критерии детского академического пения/В.В. Емельянов. Екатеренбург , 1991. 7. Кабалевский, Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе/ Д.Б. Кабалевский.  Статьи, доклады, выступления. - М.: Педагогика, 1973 г.8.Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.- М.: Изд. «Скрипторий 2003», 2012.9.Картушина М.Ю. Мы рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет. М.,2010.10.Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. СПб.: издательство «Музыкальная палитра», 2005.11.Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями. С.- Петербург, 2010.12. Кононова Н. Г.  Музыкально-дидактические  игры для дошкольников. – М., 1982.13.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002.14. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). С.-Пб. «ДЕТСТВО», 2005.15. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада. С.-Пб. «ДЕТСТВО», 2014.16.Орлова, Т.М. Учим петь// Музыкальный руководитель. –2004.-№5.– с.19-22.17.Орлова, Т.М. Учим петь// Музыкальный руководитель. –2004. -№6. - с. 2-5.18. Орлова, Т.М. Учим петь// Музыкальный руководитель. –2005.-№2.   – с.21-27.19. Орлова, Т.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет/ Т.М. Орлова, С.М.  Бекина. - М.: Просвещение, 1988. 20. Орлова, Т.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей  5-6 лет/ Т.М. Орлова, С.М.  Бекина. - М.: Просвещение, 1987. 21. Орлова, Т.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса  у детей  6-7 лет/ Т.М. Орлова, С.М.  Бекина. - М.: Просвещение, 1988. 22.Тиличеева, Е.Н. Маленькие песенки: вокальные упражнения для детей дошкольного возраста/ Е.Н. Тиличеева, - М.: Музыка, 1978. 23. Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.С. Стрельниковой. Издательство «Метафора», 2010.Нотные сборники:1.Чайковский П.И. Детский альбом.- М.: Музыка, 1993. Аудиокассеты1.Кассеты по слушанию Радыновой.2.Детские песни из мультфильмов.3.Диск «Его величество рояль».
X

x