Всего представлено работ: 244320

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: ПольшинаАлёна Дмитриевна

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы при подготовке к олимпиадам

скачать документ

Вернуться назад

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы при подготовке к олимпиадамКомикс – тип креолизованного текста.Поликодовый текст (креолизованный) – соединение вербальных и изобразительных средств передачи информации. Соединяясь друг с другом, они образуют целостность и связность текста, его коммуникативный эффект.Креолизованный текст делает информацию более полной и концентрированной.Виды работ с комиксом на уроках русского языка и литературыСоздание реплик Текстовое сообщение в комиксе несет дополнительную информацию и детерминировано изображенной ситуацией.Пользователь многократно обращается то к изображению, то к тексту. При чтении комикса читатель в первую очередь обращается к картинке. По мере того, как вводятся ключевые слова текста, пользователь отыскивает их на рисунке. Изучаем иллюстрации комикса (проговариваем):Где происходит действиеЧто происходит (какое?)Кто перед нами? Сколько героев? Какие они?Опишите героевОпишите эмоции героев (это очень важно, т.к. показывает уровень эмоциональной нагрузки; от этого зависит, какую лексику будем использовать, какие синтаксические конструкции)Как развивается ситуация от картинки к картинке. 2.       Додумывание историиУчителю важно обратить внимание детей на то, что картинка и текст в комиксе не могут существовать друг без друга. Как вид искусства, комикс способен вмещать любой набор идей и изображений. В комиксе есть пространство между кадрами - пробел, который сливает два отдельных изображения в одну идею. Между кадрами ничего не видно, но опыт подсказывает, что что-то там должно быть. Кадры разделяют время и пространство на череду отдельных моментов, но домысливание позволяет нам объединить их и мысленно сконструировать непрерывную, целостную реальность. Додумывая повествование, ребёнок обогащает свой словарный запас, учится точнее выражать мысли. Следует обращать внимание на тип перехода кадров. Он может быть:от момента к моменту (переход покадрово показывает любые изменения, происходящие с субъектом).от действия к действию (переход показывает смену деятельности конкретного субъекта).от объекта к объекту (переход показывает смену действующих лиц в рамках одной сцены или идеи).от места к месту (переход переносит на различные расстояния во времени и пространстве).от детали к детали (переход представляет собой пытливый взор, рассматривающий различные аспекты места, идеи или настроения).бессвязный (отсутствие какой-либо логической связи между кадрами) Если чтение зашло в тупик, необходимо определить тип перехода кадров в комиксе, и нить повествования будет восстановлена. Создатель комикса предлагает присоединиться нам к бесшумному танцу зримого и незримого, видимого и невидимого. Этот танец – уникальная особенность комикса. То, что происходит между иллюстрациями – магия, присущая только комиксу.3.       Создание комикса по художественному произведению или его фрагментуКомикс обладает такими характеристиками как лаконичность, логичность и насыщенность. Все это способствует формированию стратегии краткого изложения содержания текста с последующим его чтением, пониманием и обсуждением.Прием создания комикса используется при организации самостоятельной творческой работы учащихся, как индивидуальной, так и групповой. В любом случае, этот вид интерпретационной деятельности может рассматриваться в качестве творческой и продуктивной работы учеников. Учащиеся выделяют в тексте самое важное и учатся сжимать информацию. Не это ли требуется для изложения? Необходимо пояснить, что под комиксом в данном случае понимается прием – способ соединения визуальной и текстуальной информации с той или иной целью.Комикс является не только формой передачи информации, но и формой ее усвоения, интерпретации, поэтому детям можно дать задание: нарисовать комиксы по произведениям из списка. Также в течение года при изучении какого-либо произведения для проверки его усвоения учениками можно дать им такое же задание - нарисовать комикс вместо написания сочинения или изложения. Данная работа, целью которой является создание коллективного комикса по какому-либо произведению или индивидуального по понравившемуся фрагменту текста, очень продуктивна и нравится ученикам.Для организации данной работы учителю следует выполнить ряд задач:Познакомить с понятием «комикс», историей развития и становления комиксов в литературе.Дать определение понятия «комикс-адаптация».Познакомить с самыми популярными комикс-адаптациями.Ознакомить с правилами чтения комиксов».Показать, как нужно создавать свой собственный комикс.Залог успеха урока по знакомству и созданию комикса – наглядность.Педагогу важно помочь детям перебороть недоверие к своим возможностям, так как изначально дети воодушевлены и с интересом приступают к работе, которая в итоге может и не обладать высокой художественной ценностью, но очень точно:отражать психологическое состояние героеввыделять важные детали, на которые делается акцент в произведениичетко нести основную идею текстапредставлять из себя очень интересную интерпретацию, не вступающую в конфликт с первоисточником, а только дополняющую ее. Таким образом, комикс на уроке литературы способствует развитию у учащихся навыков творческого чтения, приводит к освоению литературного произведения на личностном уровне, помогает вступить в диалог «автор - читатель», позволяет погружаться в переживания героев, и передавать их при помощи портрета, позы, речевой характеристики, формирует чувство композиции и стиля. Именно поэтому комикс может быть рекомендован к использованию в образовательном процессе.4.       Упражнения для развития речи. Развитие умения видеть подтекстПри чтении комикса можно извлечь полную информацию, лишь соотнеся текст с наглядным образом, примерно так же, как это происходит при наблюдении за бытовым общением других лиц в текущей ситуации. Поэтому комиксы удобно использовать для развития умений:интерпретировать подтекстформулировать основные идеи автораопределять его отношение к героям и событиямобъяснять поступки героев, причины их поведения, высказываний, конфликтов и т.п.Для этого предлагаются вопросно-ответные задания типа:где были ребята, с кем они встретились, куда пошли, что случилось и т.п.,как они относятся к…,что хочет сказать нам автор комикса: чему научить, что посоветовать, от чего предостеречь и т.д. В отличие от прочих текстов, пересказ которых можно считать только репродуктивной речевой деятельностью, комиксы эффективны для развития продуктивных монологических умений на основе зрительного ряда и с использованием реплик персонажей.Также комиксы могут служить для обучения грамотной разговорной речи, порождаемой в реальных ситуациях общения, а также для развития активных речевых умений, например, с помощью задания:- Представь, что ты участвуешь в разговоре. Что бы ты сказал в этой ситуации?Как сформулировать задания по комиксу понять, какая ситуация передана рисунками, придумать и записать в пузыри реплики героев (развитие воображения, креативности, развитие письменной речи, изучение разговорной речи),рассказать, что происходило между кадрами (развитие устной речи, функциональное чтение),составить комикс по эпизоду литературного произведения (анализ текста, выделение главного, сжатие текста, трансформация текста, индивидуальная работа),составить комикс по целому литературному произведению (анализ текста, выделение главного, сжатие текста, трансформация текста, групповая работа),ответить на вопросы по картинкам (подготовка к устному экзамену, функциональное чтение),прочитать комикс по ролям (поиск соответствия вербального и визуального компонентов),восстановить в правильном порядке последовательность кадров (развивает память учащихся),подобрать звукоподражания, междометия, заменив реплику,продолжить реплику,найти к кадру нужную реплику (карточки с изображениями и с репликами отдельно; раздает учитель),нарисовать кадры к предложенным репликам (развитие творческих навыков, задание даётся после прочтения комикса, когда будут знать, о чем он),придумать и создать комикс с этим же героями, но в другой ситуации. 
X

x