Всего представлено работ: 243824

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Злобина Любовь Николаевна

Роль дополнительного образования в развитии способностей детей школьного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Роль дополнительного образования в развитии способностей детей школьного возрастаЗлобина Любовь Николаевнапедагог дополнительного образованияМБОУ ДО «ДДТ»г. Полысаево Современное дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к учащемуся. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколения для жизни в информационном обществе. Этот процесс осуществляется специалистами, профессионалами, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, результативность. Дополнительное образование детей – это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества и способностей школьников. Дополнительное образование детей – организованный особым способом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободой смены деятельности. Под дополнительным образованием понимается тип образования, объединяющий воспитание, обучение, развитие в единый процесс в целях удовлетворения и развития познавательных интересов, способностей школьников. К функциям дополнительного образования относятся: учебно-информационная функция, ценностная, личностно-образующая, психолого-терапевтическая и функция обеспечение занятостью детей в свободное время. Именно в объединениях дополнительного образования более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самой ценности личности, осознанного выбора профессии. Дополнительное образование детей – феномен и процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей. Процесс, который содействует самореализации личности и ее культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования. Занятия в объединениях дополнительного образования обладают рядом психологических особенностей: они менее регламентированы, более гибкие, свободные по возрастному составу воспитанников, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на стандартизованном программном материале, они носят элемент опережения, имеют другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Как отмечает О. Е. Лебедев: дополнительное образование детей позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях:Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности детей. В основе этого принципа лежит личностно-ориентировочный подход в дополнительном образовании. Этот подход дает возможность определить свой собственный образовательный путь в реализации познавательных интересов, а также обеспечивает развитие его индивидуальных способностей. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. Дополнительное образование позволяет ребенку понять: в чем заключаются его склонности, интересы, увлечения. Единство обучения, воспитания, развития. В этой системе образования сегодня больше возможностей развивающего образования, так как оно учитывает индивидуальные интересы ребенка и обеспечивает многообразие видов и форм деятельности.Основа образовательного процесса – это практическая деятельность. Дополнительное образование ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностями самостоятельно решать нестандартные задачи. В развитии интеллектуальных и творческих способностей детей школьного возраста решающее значение принадлежит учебной деятельности. Однако для развития мыслительной и творческой деятельности учащихся бывает целесообразно использовать такие учебные задания, которые в целом ряде случаев оказывается для школьников более привлекательными. Такие задания дети получают в объединениях дополнительного образования. Ведь на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей школьного возраста будет влиять любая деятельность, в которой усилия и интерес ребенка направлены на решение какой-либо умственной задачи: работа с конструкторами по собственному замыслу школьника, упражнения на поиск закономерностей, логические задачи. Как отмечает А. Г. Маклаков: наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к выполнению этой деятельности, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворения от достигнутых успехов. Организуя деятельность школьника, формирующую и развивающую способности, необходимо соблюдать особые психологические требования: создание положительного эмоционального настроя, поддерживающего интерес ребенка к данному виду деятельности; творческий характер деятельности; оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности. М. А. Холодная говорит о том, что для развития интеллектуальных и творческих способностей детей необходимо сделать процесс обучения для каждого ребенка психологически комфортным. Необходимо так же сменить знак эмоционального фона учебного процесса с отрицательного на положительный. Затем постараться снять старые и по возможности не формировать у них новые познавательные стереотипы. Поэтому содействие протеканию детских предпочтений, догадок является одним из действенных приемов развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей младшего школьного возраста в объединениях дополнительного образования определяются не только этими принципами, но и психологическими особенностями, которые характерны для развития детей. Для педагога в равной мере важно знать, в чем обнаруживает способности ученик, следовательно, какие индивидуально-психологические особенности его личности вовлекаются в процесс деятельности. В какой мере способен ученик выполнять требования, предъявляемые деятельностью, насколько быстрее, легче и основательнее он овладевает навыками, умениями и знаниями по сравнению с другими. Важный фактор развития интеллектуальных и творческих способностей детей школьного возраста – это устойчивые специальные интересы. Петровский А. В. говорит, что специальный интерес – это интерес к содержанию определенной области человеческой деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладение приемами и способами деятельности. Он подмечает, что возникновение интереса к той или иной деятельности тесно связано с пробуждением способности к ней и служит отправной точкой для их развития. В настоящее время совершенствование содержания и методов обучения, развитие интереса к деятельности у ребенка, рассматривается как главное условие развития творческих качеств личности школьников в объединениях дополнительного образования. При этом отмечается, что данные обстоятельства оказываются действенными лишь при условии высокой активности самих учащихся. Дидактические игры, творческие занятия, беседы и занимательные рассказы при общении с детьми способствуют развитию способностей. Способности формируются и развиваются в деятельности. Объединения дополнительного образования дают возможность расширения воспитательного поля, т.к. включают учащихся в интеллектуально и творчески насыщенную жизнь. Психологической особенностью объединений дополнительного образования детей является такая отличительная черта как компенсаторная, поскольку именно в этой сфере школьники получают возможность индивидуального развития именно тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе школы. Таким образом, система дополнительного образования способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей детей школьного возраста. Как отмечалось выше, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка в важную для его возраста деятельность. А это одна из концепций развития личности в объединениях дополнительного образования в современном обществе – концепция развития через искусство, занятия интеллектуальной, творческой, художественно-эстетической деятельностью.Список литературы:Голованов, В. П. Сущность, функции, тенденции развития в дополнительном образовании детей. Дополнительное образование и воспитание , 2004Лебедев, О. Е. Дополнительное образование детей: Москва, 2000Маклаков, А. Г. Общая психология СПб.: Питер, 2009Матюшкина, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М., 2014Телегина, Э. Д. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления младших школьников: Вопросы психологии – 1986. – №1Холодная, М. А. Психология интеллекта Питер, 2001
X

x