Всего представлено работ: 243507

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Дружинина Наталья Евгеньевна

Конспект открытого занятия-концерта по фортепиано "Герои сказок и мультфильмов"

скачать документ

Вернуться назад
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества «Ритм г. Перми»











Конспект открытого занятия – концерта по фортепиано
Герои сказок и мультфильмов
Возраст обучающеихся – 7-13 лет




Дружинина Наталья Евгеньевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории






















Пермь 2016

Тема занятия: Герои сказок и мультфильмов
Время проведения -45 минут
Цель: Закрепление знаний, умений и навыков, полученных
при изучении разнохарактерных программных произведений.
Задачи:
1. Образовательные: Совершенствование исполнительского мастерства, расширение концертной практики учащихся МХС.
2. Развивающие: Развитие образного мышления, творческой фантазии ребёнка, интереса к фортепианному исполнительству.
3. Воспитательные: Воспитание сценической и слушательской культуры, пробуждение у слушателей мотивации, интереса к обучению в студии.
Тип занятия: Занятие практического применения знаний и умений.
Вид занятия: Занятие-концерт.
Дата проведения 23 марта 2013года
Время проведения 12.00
Место проведения Хоровой класс музыкальной студии.
Продолжительность 45 минут.
Исполнители: Обучающиеся фортепианного отделения музыкально-хоровой студии, класса педагога Дружининой Н.Е.
Слушатели: Обучающиеся музыкальной студии, педагоги студии, родители, обучающиеся других структурных подразделений ЦДТ «Ритм».
Материально-техническое обеспечение: рояль.
Физкультминутка после исполнения песенки трёх поросят из мультфильма «Три поросёнка».
Присутствующие преподаватели
1. Гущина Л.В..   педагог по фортепиано
2. Лозовая И.В. педагог по фортепиано
3. Воронцова Г.М педагог по фортепиано, руководитель МЭО
4. Окишева М.Г. педагог теоретических дисциплин
Исполняемые произведения.

Автор и название произведения
Исполнитель
Класс

1
И.Блинникова. Парма.
Семерикова Ксения
4

2
Г. Галынин. Зайчик.
Бывальцева Настя
1

3
Б. Чайковский.Песенка волшебного горшочка из м/ф по  сказке  Г.Х.Андерсена «Свинопас»
Калашникова Настя
1

4
Русская народная песня Весёлые гуси
Мишарин Тимофей
1

5
А.Руббах. Воробей.
Назаров Егор
2

6
Латв. песенка   Кукушечка.
Поверинова Дарья
1

7
Д.Кабалевский. Клоуны.
Панкратова Алена
3

8
Уайт. Песенка трёх поросят из м/ф «Три поросёнка».
Позднякова Маша и Шилова Анжела
2

9
И.Блинникова. Полька трёх поросят.

Смирнова Елена

4

10
С.Прокофьев. Кошка.
Ансамбль Александрова Даша и Соловьева Анна
2
6

11
М.Шмитц. Кошачий парад.
Ансамбль
Марченко Алена и Смирнова Елена

6
4

12
К.Хачатурян. Помидор.
Соловьева Анна и Смирнова Елена
6
4

Ход занятия – концерта
Организационная часть (1минута).
Приветствие, знакомство с ведущей.
Объявление темы.
Основная часть (42 минуты).
Педагог: Ребята, сегодня у нас необычное занятие: юные артисты, учащиеся фортепианного отделения, нарисуют для вас звуковыми красками музыкальные картинки. И в этих картинках вы узнаете героев сказок и мультфильмов. Музыкальные произведения, которые рассказывают нам о каком-либо явлении или герое, называются программными. Как правило, они имеют название, которое нам говорит, о чём рассказывается в этом произведении. А для исполнителя название говорит о том, как надо сыграть произведение,  какими средствами создать образ.
Как вы думаете, где чаще всего происходят чудеса в сказках?
Дети: В лесу.
Педагог: Осенней зорькой розовой
На поиски чудес
Вошёл я в лес берёзовый,
Осенний дивный лес.
1.Исполняется пьеса И. Блинниковой Парма. (Семерикова Ксения)
Педагог: Вы прослушали пьесу «Парма» И. Блинниковой (она живёт в Сыктывкаре, пишет много музыки для детей). Расскажите, что вы услышали: какой лес? Какие средства использовала композитор для создания образа?
Дети: Могучий, тёмный лес изображают аккорды, низкий регистр, медленный темп, а когда лес освещается солнцем, звучит мажор, регистр средний и высокий.
Педагог: А кто живёт в лесу? Каких героев сказок – лесных жителей –
вы знаете? Кто такой: в гору бегом – с горы кувырком?
Дети: Заяц.
Педагог: Подумайте, какая должна быть пьеса?
Дети: высокий регистр, allegro[1], staccato[2], мажор[3].
2.Исполняется пьеса Г. Галыниа Зайчик (Бывальцева Настя)
Педагог: Вот что говориться в очень знакомой сказке о волшебном котелке: «Котелок был кругом обвешан бубенчиками, и когда в котелке что-нибудь  кипятилось, они названивали старинную песенку:
Ах, мой милый Августин,
Всё прошло, прошло, прошло!
Что это за сказка?
Дети: Г.Х.Андерсен. Свинопас.
3.Исполняется Песенка волшебного горшочка из мультфильма по сказке Г.Х.Андерсена «Свинопас» (Калашникова Настя)
Педагог: Жили у бабуси два весёлых гуся.
Один серый, другой белый.
Два весёлых гуся.
4.Исполняется русская народная песня «Весёлые гуси» в переложении для
фортепиано (Мишарин Тимофей).
Педагог: Что вы можете сказать об этих песенках?
Дети: Обе песенки в среднем регистре, legato[4], в темпе речи, мажор.
Педагог: Воробей по лужице прыгает и кружится.
Пёрышки взъерошил он, хвостик распушил.
Погода хорошая! Чил-чив-чил!  
Послушайте пьесу Воробей и обратите внимание на то, как композитор передаёт чириканье воробья.
5.Исполняется пьеса Рубаха «Воробей» (Назаров Егор).
Педагог: Догадайтесь: о ком следующая музыкальная картинка?
6.Исполняется Латвийская песенка «Кукушечка» в переложении для фортепиано (Поверинова Даша)
Педагог: Как передаётся в музыке чириканье воробья и голос кукушки?
Дети: Чириканье изображают украшения (форшлаги), голос кукушки – интервал терция.
Педагог: А кто является героем мультфильмов про цирк?
Дети: клоуны.
Педагог:  Обратите внимание на клавиатуру: пальцы исполнителя «бегают» то вверх, то вниз, то на чёрную, то на белую клавишу; в музыке слышны прыжки (и рука исполнителя «прыгает»). Музыка изображает весёлых кувыркающихся клоунов.
7.Исполняется пьеса Д. Кабалевского «Клоуны». (Панкратова Алена).
Педагог: У кого короткий хвост крючком?
Кто копает землю пятачком?
Дети: Поросёнок.
Педагог: Знаете вы сказку про поросят? (С.Михалков. Три поросёнка.)
8.Исполняется песенка трёх поросят из мультфильма «Три поросёнка»
Ансамбль: (Позднякова Маша и Шилова Анжела).
Педагог: Давайте мы с вами покажем, как поросята прогоняют волка: встаньте и громко потопайте. (Физкультминутка). Молодцы, садитесь.
И. Блинникова написала пьесу «Полька трёх поросят». Очень понятная музыкальная картинка: секунды во вступлении передают хрюканье весёлых поросят, в средней части ясно слышен волк в малой октаве, а в конце можно представить, как волк вылетел в трубу, и поросята упали от смеха.
9.Исполняется пьеса И. Блинниковой Полька трёх поросят (Смирнова Елена).
Педагог: Рыжий кот осенними листьями шуршит,
Возле стога с сеном мышек сторожит.
Тихо  притаился он в траве густой
И с кустами слился шубкой золотой.
Как вы думаете, какая музыка должна быть в пьесе?
Дети: Темп умеренный, staccato мягкое, скачки в мелодии, тихий звук.
10 .Исполняется  пьеса  С.Прокофьева Кошка.  
(Ансамбль: Александрова Даша и Соловьева Анна).
Педагог: Следующая пьеса называется Кошачий парад. Какой должна быть музыка в этой пьесе?
Дети: Громкая, смелая, марш.
Педагог: Правильно. Но обратите внимание на серединку: мелодия legato говорит о том, что коты бывают ласковыми
11.Исполняется пьеса М.Шмитца Кошачий парад (Анс. Марченко Алена и Смирнова Елена).
Педагог: Верите – не верите, мы родом из Америки.
В сказке мы – синьоры, на грядке –
Дети: Помидоры.
Педагог: А в какой сказке помидор стал синьором?
Дети: Чипполино.
Педагог: Композитор Карен Хачатурян написал балет «Чипполино». Фрагмент из балета прозвучит в переложении для фортепиано в 4 руки.  Послушайте пьесу К.Хачатуряна «Помидор» и расскажите о нём всё, что вы услышите.
12.Исполняется пьеса К.Хачатуряна  «Помидор»
Ансамбль: Соловьева Анна и Смирнова Елена.
Дети: Минор и тяжёлый бас рисуют грозного, злого помидора, но быстрый темп и весёлая мелодия говорят нам, что его никто не боится, что над ним смеются.
Заключительная часть (2 минуты)
Педагог: Наше занятие подошло к концу. Вопросы по пройденному материалу:
Какие произведения называются программными?
Вспомните героев сегодняшнего концерта.
Какими способами были  выражены характеры героев?
Ноты прозвучавших произведений вы можете взять у исполнителей или своих преподавателей
Подведение итогов урока. Какими же музыкальными средствами создаются образы в музыке? (Ответы детей).
Скоро, весело (ит.) – темп исполнения.
Отрывисто (ит.) – способ звукоизвлечения.
Светлый (ит.) – музыкальный лад. 
Связно (ит.) – способ звукоизвлечения.
X

x