Всего представлено работ: 242014

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Камаева Альфия Хайдярьевна

Инновационная деятельность педагога - важнейшая составляющая образовательного процесса

скачать документ

Вернуться назад

Камаева А.Х.ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССААннотация: статья посвящена проблеме развития профессионально-педагогической компетентности педагога посредством инновационной деятельности. Автор раскрывает особенности проектной деятельности в процессе руководства выпускной квалификационной работой студентов колледжа искусств, культуры и социальных технологий. Ключевые слова: профессионально-педагогические компетенции, инновационная деятельность, выпускная квалификационная работа, проектная деятельность.В век высоких технологий, коммуникаций и инноваций кардинально изменились многие виды человеческой деятельности. Происходящие сегодня социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования.Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.В современных условиях основным приоритетом среднего профессионального образования становится подготовка компетентного, мобильного, способного адаптироваться в современной системе образования специалиста; вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы.Достижение поставленной цели напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов. Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности; его творческий потенциал, способность обогащать и модернизировать содержание и формы своей деятельности посредством освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. [1, с. 16]Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь. На этапе введения ФГОС и профессиональных стандартов педагога особенно актуальным становится процесс самообразования педагога. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.Что означают термины «инновации» и «инновационные процессы» в образовании? Новшество, новизна и изменения - это инновация. Инновационный процесс как средство предполагает введение чего - то нового. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера HYPERLINK "http://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html" \l "_ftn1sym" \o "_ftn1anc" .[2, с.31]Видом государственной итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций является выпускная квалификационная работа. Преобразования системы образования диктуют и выпускнику, и педагогу-руководителю необходимость выбирать инновационные формы образовательной деятельности. Одной из эффективных компетентностно-ориентированных технологий является проектная деятельность, позволяющая строить учебный процесс, исходя из интересов студента, дающая ему возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результат которой – создание какого-либо продукта или явления.[3, с.17]В процессе руководства выпускной квалификационной работой студента автором данной статьи была апробирована практико-ориентированная форма выпускной работы. Дипломный проект был реализован на базе государственного дошкольного образовательного учреждения и представлял собой многоэтапный процесс. Детальная, системная работа по заданному алгоритму обеспечила в итоге успешность проекта. Его воплощение стало ярким, запоминающимся мероприятием, которое вызвало интерес и положительные отзывы педагогического сообщества и студентов.Успешность и результативность реализации дипломного проекта, прежде всего, обусловлены использованием следующих подходов к организации обучения: а)  личностно-ориентированного подхода. Для достижения личностного роста студентов необходима стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы; б)  операционно-деятельностного подхода,  основывающегося на ключевых позициях государственных образовательных стандартов. Умение действовать у студентов формируется в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;в)  профессионально-ориентированного (компетентностного) подхода к обучению, который выражается в формировании у студентов профессиональной компетентности и профессиональных установок;г)  акмеологического подхода,  тесно связанного с сущностным подходом при организации инновационного образования, заключающегося в разработке новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у студентов творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля;д) креативно-развивающегося подхода, формирующего у студентов продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, научно-творческие умения и навыки. [4, с.28]На основе анализа результатов проведенной работы можно судить о сформированности у студента общих и профессиональных компетенций. Приобретенный в ходе работы над данным проектом опыт, без сомнения, будет использован в практической деятельности будущего специалиста.Практическая значимость дипломного проекта определяется тем, что апробированная в процессе работы модель может быть использована в практике профессиональных организаций педагогического профиля для эффективной организации инновационной деятельности и развития профессионально-педагогической компетентности педагогических работников.Таким образом, инновационная деятельность педагога способствует развитию его профессионально-педагогической компетентности.Литература1. Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. – 2006. - №7.2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 19873. Курманова Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа. Среднее профессиональное образование, № 3, 2011, с. 28 – 30.4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
X

x