Всего представлено работ: 243528

«Кладовая талантов»
Международный образовательный центр    

Возникают вопросы? Пишите! Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.




Публикации педагогов


Автор публикации: Хуснутдинова Анастасия Николаевна

Шахматная игра как форма обучения младшего школьника

скачать документ

Вернуться назад

Шахматная игра как форма обучения младшего школьника Хуснутдинова Анастасия Николаевна педагог дополнительного образованияМБОУ ДО «ДДТ»г. Полысаево Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний. И для успешного развития ребенка в этот период необходимы виды деятельности, которые способствуют повышению его способностей. Таким из видов деятельности являются различные дидактические игры. Ведь игра для ребенка не только отдых и развлечение, но и занятие, без которого он не может развиваться. Очень важны игры, которые повышают умственную активность. Такими играми являются шахматы, ведь шахматная игра – это одно из слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях развития, они развивают самостоятельность, активное мышление, внимание, воображение. Шахматы, одновременно являются и формой обучения, в которой содержаться все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Ведь сущность шахматной игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, сами находят решения, преодолевая определенные трудности. Согласно положению возрастной психологии, наиболее интенсивно способность действовать в уме развивается именно в младшем школьном возрасте, поскольку в этот период формируются основные навыки учебной деятельности. Характеризуя новые качества психики, которые проявляются у детей в это время, В.В. Давыдов пишет: Чем больше «шагов» своих действий может предусмотреть ребенок, и чем тщательнее он может сопоставить их разные варианты, тем более успешно он будет контролировать решение задачи [1]. Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. Дети сами начинают использовать средства для запоминания. Так, развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта. Что же касается самого интеллекта, то в этом возрасте, по словам Л.С. Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, который не знает самого себя. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей: память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим. Для развития интеллектуальных возможностей необходимо находить те способы действий с предметами, которые помогают самим детям открывать скрытые от непосредственного восприятия свойства и отношения, фиксировать их в пространственно-графических или знаковых моделях [4]. В школьные годы дети становятся способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают. Интеллектуальная рефлексия – это осмысление ребенком своих действий, в процессе которого он осознает схемы и правила его деятельности. Рефлексия как особый вид познавательной деятельности заключается в уточнении своих знаний в выяснении основания своих знаний, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение. Внутренний план действий – это способность выполнять действия в уме. Это умение является одной из универсальных характеристик человеческого сознания и представляет собой ключевое условие для развития интеллекта [3]. В общей системе обучения задачи играют особую роль. Через решения задач осуществляется необходимая связь теоретических знаний с практикой, умение ставить и решать задачи, определяет степень обученности, общей подготовленности учащихся. Раздел обучения решения задач в любой предметной области считается наиболее трудным. Многочисленные наблюдения и исследования говорят о том, что трудность, представляют не вычисления, которые надо провести в задаче, т.е. не исполнительская, техническая сторона задачи, а тот анализ, который предшествует нахождению пути решения, т.е. звено, связанное с пониманием условия задачи. И этот процесс логического суждения присутствует в шахматной игре. Игровой тренинг познавательных процессов школьников (мышление, воображение и памяти) получает в последние годы все большее распространение. Многие учителя пришли к выводу, что делать ставку в развитии познавательных процессов только на учебный процесс явно недостаточно, необходимо еще и организация специальных занятий по совершенствованию, коррекции и шлифовке процессов мышления, приемов воображения и способов запоминания [2]. Развитие способностей действовать во внутреннем плане наиболее тщательно исследовал психолог Я.А. Пономарев. Для изучения особенностей внутреннего плана действий он разработал особую схему задания. Сначала ребенок обучался какому-нибудь простому предметному действию (например, отдельному ходу какой-нибудь шахматной фигуры), а затем ему предлагались задачи, где требовалось самостоятельно построить последовательность из этих действий. При решении таких задач ребенку разрешалось смотреть на игровое (шахматное поле) с расставленными на нем фигурами. А в других название клеток поля, их расположение и исходную расстановку фигур предлагалось запомнить и решить задачу, мысленно представить поле и перемещения по нему данных фигур. В самом общем плане считалось, что у тех детей, которые могут решать задачи с большим числом ходов и, не гладя на игровое поле, внутренний план действий развит лучше, чем у детей, не способных решать задачи без опоры на наглядность и с большим числом ходов [1]. В младшем школьном возрасте игры приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающиеся игры. В таких играх вырабатывается настойчивость в достижение цели, наблюдательность, смекалка. Шахматы – это дидактическая игра, своеобразием которой заключается в том, что она одновременно является формой обучения, где дети решают умственные задачи, достигают нового уровня развития интеллекта. Итак, можно сказать, что шахматные игры способствуют развитию интеллекта младшего школьника. Это развитие познавательных функций, а так же самоконтроля и самоорганизации. Занятия шахматами способствуют развитию у детей таких важнейших качеств личности как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решении. В результате обучения шахматной игре у ребенка постепенно формируются навыки планирования и достижения поставленных целей, а затем, когда его класс игры возрастает, развивается стратегическое мышление. Игра в шахматы, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы должны войти в жизнь школьника, как один из элементов умственной культуры. Ведь это своеобразный мир, где нужно выбирать и планировать.Список литературыЗак, А.З. О развитии у младших школьников способности действовать в «уме» [Текст] / А.З. Зак // Вопросы психологии. – 1983, №1 – с.43.Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти [Текст] / Е.В. Заика, Н.П. Назарова, И.А. Маренич// Вопросы психологии – 1995, №1.Обухова, Л.Ф. Детская психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – Москва: Тривола, 1995. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин – Москва: Владис, 1999.
X

x